СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бинарный урок по русскому языку и немецкому языку для работы с филологически одаренными учащимися

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бинарный урок по русскому языку и немецкому языку для работы с филологически одаренными учащимися. Можно взять определенные фрагменты урока.

Просмотр содержимого документа
«Бинарный урок по русскому языку и немецкому языку для работы с филологически одаренными учащимися»

Бинарный урок (русский язык + немецкий язык)

Цели урока:

1. Образовательные:

познакомить с заимствованием слов как способом пополнения словарного запаса русского языка; дать определение заимствованным словам;

повторить морфемный состав слов и правописание безударных гласных;

закрепить лексику немецкого языка по теме «Город».

2. Развивающие:

способствовать развитию коммуникативной компетенции учащихся и навыков самоанализа; развивать умение определять значение заимствованных слов, анализировать их звучание и написание;

совершенствовать навыки работы учеников со словарями; обогатить словарный запас учащихся.

3. Воспитательные:

воспитывать у учащихся чувство патриотизма;

использовать творческую деятельность для социальной адаптации школьников; повышать интерес к изучению русского и немецкого языков.

Ход урока

  1. Организационный момент (2 мин).

Объявление темы и задач урока.

Учитель русского языка.

Тема сегодняшнего урока «Заимствование как способ пополнения словарного запаса русского языка». Мы знаем, что словарный состав русского языка постоянно изменяется. Многие вещи, предметы быта выходят из употребления, заменяются другими, а вместе с ними уходят и слова, обозначавшие эти предметы.



Почему же лексика русского языка не только не уменьшается с течением времени, а, наоборот, непрерывно расширяется? Дело в том, что в русаком языке есть два мощных способа пополнения словарного запаса. Это словообразование и заимствование. Сегодня на уроке мы познакомимся с заимствованными словами, узнаем, из каких языков пришли к нам эти слова, как они приспособили свое звучание и написание к русскому языку. Узнав значение некоторых заимствованных слов, вы сможете правильно использовать их в речи, а это значит, что обогатится ваш словарный запас, и речь станет образной и выразительной.

II. Чтение рифмовки на мониторе компьютера (3 мин).

1) Учитель немецкого языка.

А сейчас мы прослушаем рифмовку на немецком языке. Внимание на экран.

(Слайд 1)

Deutsch ist super und nicht schwer,

Gut, phantastisch und modern!

Gitarre, Floete, Saxophon,

Radio, Computer und Telefon.

Tennis, Boxen, Basketball,

Quadrat, Zylinder und Oval.

Torte, Marmelade, Keks, Bankett,

Musik, Tango und Ballett.

Marke, Telegramme, Post, Paket,

Rakete, Kosmosund Planet.

2) Чтение рифмовки учителем немецкого языка и учениками, изучающими немецкий язык.

3) Вопросы учителя немецкого языка:

- Какие слова вам знакомы?

- Из какого языка заимствованы эти слова?

- Как они звучат на русском языке?

4) Выводы учеников.

5) Учитель русского языка.

Так какие же слова мы называем заимствованными? Сформулируйте определение.

III. Поисковая деятельность. Работа в группах (10 мин).

1) Учитель русского языка.

Итак, мы выяснили, какие слова являються заимствованными. Следующим этапом нашей работы будет определение, из каких же языков они к нам пришли. Таблица на мониторе компьютера нам в этом поможет. Сейчас мы разделимся на группы: немецкую, французскую и английскую. Немецкая группа будет находить слова, которые пришли в русский язик из Германии, французская группа ищет заимствованные слова из Франции, а английская группа определяет слова, которые попали в русский язык из Англии. Каждая группа выписывает свои слова в тетрадь.

2) Работа с компьютером.

На мониторе таблица и слова.

(Слайд2)Таблица «Звуки, определяющие заимствованные слова»

Нахождение

определяющих

звуков

Немецкий язык

Французский язык

Английский

язык

в начале слова

шт- , шп-


дж-

в начале и середине слова


-пю-, -бю-, -вю-,

-мю-, -кю-, шю-, -тю-

(возможны и др.языки)


Словарь иностранных слов

(по Бурцевой В.В., Семёновой Н.М.)

Балетмейстер - автор - постановщик балетов, танцев, хореографических номеров,танцевальных сцен.

Брошюра - непериодическое издание в виде нескольких сброшюрованных листов печатного материала объемом свыше четырех (но не более 48) страниц; как правило, в мягкой обложке.

Вестибюль - большое помещение перед входом во внутреннюю часть здания.

Гренадёр - 1) во многих армиях, начиная с XVII в., в том числе русской (в XIX — начале XX в.), — отборные пехотные или кавалерийские части; 2) рослые и сильные люди.

Гроссмейстер - высшее спортивное звание по шахматам и шашкам.

Гурман - любитель и знаток тонких, изысканных блюд, лакомка.

Джентльмен - 1) в английском буржуазном обществе — человек, строго следующий светским правилам поведения; 2) корректный, воспитанный, благородный человек.

Инженер - специалист в какой-либо области техники с высшим техническим образованием.

Компьютер - то же, что электронная вычислительная машина.

Конвейер - устройство для перемещения грузов с помощью движущейся металлической, резиновой или иной гибкой бесконечной ленты либо цепи с закрепленными на ней ковшами, скребками.

Кювет - 1) наполненная водой канава перед крепостной стеной; 2) водоотводная канава вдоль ж.-д. полотна или автомобильной дороги.

Милиционер - должностное лицо милиции по охране общественного порядка.

Миллионер - обладатель богатства, оцениваемого в миллионы (каких-либо денежных единиц).

Митинг - массовое собрание для обсуждения политических и других злободневных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста.

Мюсли - пищевой полуфабрикат для приготовления завтраков. Мюсли легко усваиваются и очень полезны для красоты и здоровья из-за высокого содержания витаминов и балластных веществ.

Ноктюрн - музыкальная пьеса, ситуативно или содержательно связанная с ночью или рожденными ею образами.

Партер - места в зрительном зале, расположенные рядами параллельно сцене, эстраде.

Пенсионер - лицо, получающее пенсию.

Продюсер - владелец кинофирмы, глава кинокомпании, организующий постановку кинофильма или спектакля и осуществляющий финансовый контроль над ней.

Пюре - соус или суп из протертых овощей.

Режиссёр - творческий работник театра или кино, осуществляющий постановку спектакля или фильма.

Спортсмен - лицо, систематически занимающееся спортом и выступающее на спортивных соревнованиях.

Спринтер - спортсмен, специализирующийся в прохождении коротких дистанций.

Стайер - спортсмен, специалист по бегу на длинные дистанции.

Тренер - человек, профессионально занимающийся тренировкой кого-нибудь.

Шпиль - вертикальное остроконечное завершение зданий - конус или пирамида, сильно удлиненное и увенчанное скульптурным изображением, флагом и т. п.

Штаб - орган командования по управлению войсками.

Штраф - денежное взыскание, налагаемое в виде наказания.

Группа выбирает человека, который зачитывает выбранные слова, затем другой ученик (из этой группы) по словарю иностранных слов объясняет их значение. Учащиеся следят за правильным произношением слов. Учитель русского языка помогает (при необходимости) правильно поставить ударение.

IV. Виртуальная экскурсия по Киеву (5 мин).

1) Учитель немецкого языка.

Продолжаем работу в группах с заимствованными словами. Сейчас мы проведём виртуальную экскурсию, вспомним изученные на уроках немецкого языка слова по теме «Город» и попробуем определить, какие слова нам понятны без перевода и почему.

(Слайд 4)

2) Работа с текстом.

Учащиеся просматривают слайды, читают предложения на немецком языке, переводят и записывают их в тетрадь. Дети, изучающие немецкий язык, помогают остальным ученикам своїй группы перевести текст на русский язык.

3) Самостоятельная проверка перевода.

Пятиклассники читают вслух весь текст, а затем сравнивают свой перевод с тем, что находится на компьютере.

4) Учитель немецкого языка.

Какой группе удалось правильно перевести текст? Какие слова были знаком всем ученикам? Как называются эти слова? Из какого языка они пришли? Как изменилось их звучание при переводе на русский язык?

V. Физкультминутка (2 мин).

VI. Работа в парах (7 мин).

1) Учитель русского языка.

Русский язык пополняется словами не только из немецкого, французского и английского языков. Много слов было заимствовано и из греческого, латинского и других языков. На доске написаны иностранные слова с расставленными ударениями. Придумайте по два однокоренных слова к каждому из них и запишите в тетрадь.

2) Проверка:

Ученики (по 1 человеку из пары) записывают придуманные слова на доске, выделяют корень и объясняют значение.

Агро (греч. поле) - ____, ____. (Агроном, агрономический)

Аква (лат. вода) - ____, _____. (Акварель, акварельный)

Био (греч. жизнь) - ____, ____. (Биолог, биологический)

Гео (греч. земля) - ____, ____. (Геолог, геологический)

Квартус (лат. четвертый) - ____, ____. (Квартал, квартальный)

Литера (лат. буква) - ____, ____. (Литература, литературный)

Монос (греч. один) - ____, ____. (Монолог, монологический)

Терра (лат. земля) - ____, ____. (Территория, территориальный)

VII. Эвристическаядеятельность (8 мин).

1) Детям предлагается отгадать кроссворд, составленный из заимствованных слов.

Учитель немецкого языка.

Помните: в каждом заимствованном слове пишется двойная согласная. Подумайте и решите, что это за слово, а орфографический словарь вам поможет.

Кроссворд «Заимствованные слова»

По горизонтали:

Наука об образовании и изменении слов, о соединении слов и строении предложений.

Огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, минометы и т. п.).

Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

Увлечение, любимое занятие для себя, на досуге.

Основной род занятий, трудовой деятельности.

По вертикали:

Группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.

Земельное пространство с определенными границами.

Дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам.

Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Число и количество, равное тысяче тысяч.

Ответы на кроссворд « Заимствованные слова».

По горизонтали: 1. Грамматика. 2. Артиллерия. 3. Коллекция. 4. Хобби.

5. Профессия.

По вертикали: 1. Коллектив. 2. Территория. 3.Аллея. 4. Искусство. 5.Миллион.

1) Выводы учеников.

2) Учитель русского языка.

С какими словарными словами ты познакомился?

Как пишутся эти слова?

Из каких языков они заимствованы?

VIII. Итог урока (3 мин).

1) Учителя русского и немецкого языков подводят итог и оценивают деятельность учащихся на уроке:

С каким способом пополнения русского языка вы сегодня познакомились?

Что такое заимствованные слова?

Из каких языков приходят слова в русский язык?

Какие звуки помогли вам определить, что слово заимствовано?

Что о заимствованных словах вы сегодня узнали?

2) Учитель русского языка дает домашнее задание: нахождение синонимичных пар в упражнении 274 стр.90.

3) Учитель немецкого языка проводит мини-анкетирование.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!