СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Билет № 1. систематизированный комплект диагностических материалов по воспитательной работе в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Билет № 1

Задание № 1

 

Представить систематизированный комплект диагностических материалов по воспитательной работе в начальных классах (с использованием не менее 3 диагностических методик).

 

Воспитательная работа- педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности.  

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

  1. Диагностики изучения классного коллектива
    1. «Социометрия » (3 класс) (Автор - Джекоб Леви Морено (1892-1974))

 

Теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Я. Морено.

Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

 

Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

 

Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:

 

  • Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания
  • Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?
  • С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?

 

Использовать эту диагностику можно для классного коллектива с целью достижения вышеизложенных задач данной диагностики.

 

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

 

2. Диагностика  "Дерево с человечками" (автор Джон Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). (1 класс, 2 четверть)

Методика «Дерево с человечками» направлена на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе.  

Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком. 

 

       
 

Инструкция: «Посмотрите на рисунок дерева, на котором схематично изображены человечки. У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на вас. После этого выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи».

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы расшифровать тест, достаточно прочитать описание к выбранному персонажу.

 

1, 3, 6, 7

Вы – целеустремленный человек, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11, 12, 18, 19

Коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4

Устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5

Характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

9

Просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

13, 21

Тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

8

Любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

10, 15

Нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

14

На лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

20

Завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

16

Вы были всегда готовы прийти на помощь и ободрить друга, но устали от этого, как и человечек под номером 16. Если же вам кажется, что 17-й обнимает 16-го, то выбранный вами человечек приобретает иной смысл. Это значит, что вы окружены заботой. Не удивляйтесь, каждый видит этот мир по-своему.

17

Любит быть в центре внимания, но не способен самостоятельно справиться со своими проблемами. Зато он уверен в том, что его всегда поддержат.

 

Данная диагностика  поможет узнать учителю уровень  адаптации личности в классном коллективе. По получившимся результатом учитель должен продумать дальнейшую работу по взаимодействию, сплоченности коллектива и если есть проблемные ситуации, обратить на них внимание, если требуется подключить школьного психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Диагностика на определение школьной мотивации.

Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. ЕЛФИМОВОЙ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»

Класс: 2 класс, 2 четверть

Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

Лесенка побуждений

Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Познавательные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Социальные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).

Просмотр содержимого документа
«Билет № 1. систематизированный комплект диагностических материалов по воспитательной работе в начальных классах»

Билет № 1

Задание № 1


Представить систематизированный комплект диагностических материалов по воспитательной работе в начальных классах (с использованием не менее 3 диагностических методик).


Воспитательная работа- педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью развития личности.  

Диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика - это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.


  1. Диагностики изучения классного коллектива

    1. «Социометрия » (3 класс) (Автор - Джекоб Леви Морено (1892-1974))


Теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Я. Морено.

Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.


Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.


Учащимся класса предлагается ответить на три вопроса, которые записываются на доске или на листке бумаги. Учащиеся должны назвать три фамилии своих одноклассников при ответе на каждый вопрос. Вопросы могут быть следующими:


  • Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из ребят класса ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания

  • Если ты занимаешься в кружке, в котором тебе очень интересно заниматься, кого из ребят класса ты хотел бы видеть рядом с собой?

  • С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?


Использовать эту диагностику можно для классного коллектива с целью достижения вышеизложенных задач данной диагностики.


Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.


2. Диагностика "Дерево с человечками" (автор Джон Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко). (1 класс, 2 четверть)

Методика «Дерево с человечками» направлена на выявление социально-психологического уровня адаптации личности в социальной группе.  

Методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком. 


Инструкция: «Посмотрите на рисунок дерева, на котором схематично изображены человечки. У каждого из этих человечков на дереве разное настроение, и они занимают различное положение. Для начала определите, какой из них больше всего похож на вас. После этого выберите человечка, на которого вы бы хотели быть похожи».



















Чтобы расшифровать тест, достаточно прочитать описание к выбранному персонажу.



1, 3, 6, 7

Вы – целеустремленный человек, который ничего не боится – ни препятствий, ни преград на пути.

2, 11, 12, 18, 19

Коммуникабельная личность, нацеленная на помощь друзьями и близким.

4

Устойчивая жизненная позиция помогает достигать высоких результатов в делах, особенно если на пути не возникают серьезные трудности.

5

Характерна быстрая утомляемость, слабость из-за небольшого запаса энергии и жизненных сил.

9

Просто очень веселый по жизни человек, любитель развлечений.

13, 21

Тревожность и замкнутость ведут к минимизации круга общения и снижению коммуникабельности.

8

Любит погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять.

10, 15

Нормальная адаптация к текущей жизненной ситуации, полный комфорт и довольство окружающим миром.

14

На лицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и даже начало депрессии.

20

Завышенная самооценка лидера требует максимального внимания окружающих к себе любимому.

16

Вы были всегда готовы прийти на помощь и ободрить друга, но устали от этого, как и человечек под номером 16. Если же вам кажется, что 17-й обнимает 16-го, то выбранный вами человечек приобретает иной смысл. Это значит, что вы окружены заботой. Не удивляйтесь, каждый видит этот мир по-своему.

17

Любит быть в центре внимания, но не способен самостоятельно справиться со своими проблемами. Зато он уверен в том, что его всегда поддержат.

Данная диагностика поможет узнать учителю уровень адаптации личности в классном коллективе. По получившимся результатом учитель должен продумать дальнейшую работу по взаимодействию, сплоченности коллектива и если есть проблемные ситуации, обратить на них внимание, если требуется подключить школьного психолога.



















  1. Диагностика на определение школьной мотивации.
Методика диагностики учебной мотивации младших школьников Н.В. ЕЛФИМОВОЙ «ЛЕСЕНКА ПОБУЖДЕНИЙ»

Класс: 2 класс, 2 четверть

Инструкция. Давай построим лесенку, которая будет называться «Зачем я учусь». Перед тобой разложены 8 карточек, на которых написано, зачем школьники учатся в школе. Разложи их перед собой. Внимательно прочитай, что написано на каждой карточке.

Выбери карточку, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет первая ступенька нашей лесенки. Из оставшихся семи карточек снова выбери ту, где написано самое главное про то, зачем ты учишься. Это будет вторая ступенька лесенки. Положи эту карточку ниже первой. Понятно, как строить лесенку? Продолжай строить ее самостоятельно.

Мы закончили лесенку «Зачем я учусь». Проверь, правильно ли ты ее составил. На первой ступеньке написано самое главное про то, зачем ты учишься. На ступеньке ниже — то, что ты считаешь менее главным, и т.д. На нижней ступеньке лесенки написано то, что ты не считаешь главным в твоей учебе в школе.

Лесенка побуждений

Здесь ученик в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно–познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) «учительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) «родительский мотив» — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) «товарищеский мотив» — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных карточках следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

Познавательные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы все знать.

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения.

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие оценки.

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи.

Социальные мотивы:

1. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям.

2. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами.

3. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей.

4. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи.

Результаты, полученные с помощью данной методики, свидетельствуют о соотношении социальных и познавательных мотивов учения школьника, которые определяются по тому, какие мотивы занимают первые четыре места в иерархии. В случае, если эти места занимают 2 социальных и 2 познавательных мотива, делается вывод об их гармоничном сочетании у школьника. Если эти места занимают 4 мотива одного типа, делается вывод о доминировании данного типа мотивов учения (например, социальных).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!