СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безусловные и условные рефлексы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока с использованием интерактивных технологий

Просмотр содержимого документа
«Безусловные и условные рефлексы»

Разработка урока по теме


«Безусловные и условные

рефлексы».


Тема: «Безусловные и условные рефлексы».

Задачи:

- научиться различать безусловные и условные рефлексы,

- описывать механизм образования условных рефлексов,

- приводить примеры безусловных и условных рефлексов,

- объяснять биологическое значение УР и БР, роль ВНД в

приспособления поведения организма к условиям окружаю щей среды,

- использовать теоретические знания о ВНД для объяснения поведения животных и человека,

- воспитывать научное мировоззрение, раскрыв физиологические основы поведения человека и животных.


Основные понятия и термины: условный рефлекс, безусловный рефлекс, инстинкт, временная связь, кора больших полушарий.


Оборудование и материалы: таблица «Механизм образования УР», животные: морская свинка, черепаха; лимон, утюг, стакан с ложкой, фонарик, колокольчик.


Тип урока: углубление знаний и развитие умений.


Структура урока.


I. Актуализация опорных знаний учащихся (опрос проводят помощники учителя):

- Что такое БР?

- Что такое инстинкт?

- Какие рефлексы называются условными?

- Чем отличаются УР от БР?

- Что такое временная нервная связь?

Демонстрация БР и выработанного УР у морской свинки (беседа).


II. Основная часть урока.


  1. Разминка: группам предлагается обсудить поведение животного.


Задание. «Сомкнутой колонной маршируют в поисках корма гусеницы соснового походного шелкопряда. Каждая гусеница идет за предыдущей, касаясь ее своими волосками. Гусеницы выпускают тонкие паутинки, которые служат путеводной нитью для шагающих сзади товарищей.

Знаменитый французский натуралист Жан Фабр приблизил голову передовой гусеницы к «хвосту» последней в колонне. Голова и хвост в колонне сомкнулись.

Предложите варианты поведения гусениц. Как изменится поведение гусениц, если рядом положить корм.


Ответ: Гусеницы будут бесцельно кружиться на одном месте. Инстинкт окажется бессильным вывести их из этого нелепого положения. Если рядом положить корм, гусеницы не обратят на него внимания. Гусеницы будут кружиться, и кружиться, словно заколдованные (целую неделю!). Потом колонна распалась: гусеницы обессилели настолько, что не могли уже двигаться дальше».


Выводы: инстинкт – это врожденная форма поведения, для осуществления которой почти не нужно предварительного обучения. Но как показывают многие наблюдения, инстинкты не всегда обеспечивают приспособление к изменениям, происходящим в окружающей среде, а иногда совсем нецелесообразны (например, как в следующем примере).


«Енота полоскуна прозвали так за его странную повадку – мыть в воде всякую свою пищу и даже несъедобные предметы. Полощет, трет, отпускает и снова ловит передними лапами все, что хочет съесть, так тщательно, так долго, что случайной блажью не назовешь. Но какой в том биологический смысл – не понятно.

Некоторые еноты в неволе даже детенышей своих новорожденных моют. И так бессмысленно усердно, что те, случалось, умирали после «стирки».


  1. Задание командам: предложите примеры БР у человека и определите его значение (для работы каждой команде по жребию предлагаются:

- утюг,

- лимон,

- маленький фонарик,

- колокольчик,

- стакан с водой и ложка.)


Выводы: БР определяют четкую программу поведения, обеспечивающую приспособление животных данного вида к стабильным характерным для этого вида условиям жизни. Но как было раньше сказано, они не всегда целесообразны в изменяющихся условиях.


  1. В процессе эволюции у животных выработалась способность образовывать рефлексы, проявляющиеся только в определенных условиях.


Внимание: объясните поведение животного (демонстрация видеофильма «В дельфинарии»)


  1. Закрепление изученного материала.


Задания группам: объясните поведение животных.


А) В Англии случилось вот какое интересное дело: синицы занялись «воровством» - протыкали клювами крышки бутылок с молоком, оставляемых молочниками у дверей своих клиентов, и поедали сливки, Вскоре из Англии подобное воровство распространилось и на север Франции. Объясните такое поведение птиц.


Б) Окунь, который, возможно, и сейчас еще живет в бассейне с фонтаном в одном из парков Калифорнии, по свисту быстро проносился чрез обруч. Затем следовало более сложное упражнение: он выпрыгивал из воды прямо в раскрытые руки дрессировщика, сторожа парка. Объясните такое поведение рыбки.


В) В недавние годы стало известно поразительное поведение японских макак: почти все молодые обезъянки и некоторые взрослые пяти-семилетние самки (но никто из самцов!) мыли бататы (сладкий картофель) в пресной воде. Объясните с точки зрения рефлекторной теории поведение обезьян.


Г) В Америке водится небольшая лесная крыса неотома. Ни один хищник не рискнет сунуться в ее нору: в стенках остриями к входу торчат острые палочки, которые она сама приносит и втыкает в стенки, отгрызая от кактуса. Объясните, как выработалось поведение крысы, как она будет действовать, если вместо колючек ей предложить другие острые предметы (булавки или мелкие гвозди)?


Д) За парализованным Уильямом Пауэлом ухаживала очень необычная нянька – обезьянка капуцин Кристи! Кристи приносила книги и другие вещи, включала и выключала свет, открывала двери. Даже проигрыватель умела включать и ставить на него разные пластинки! И даже кормила больного с ложки! Можно ли считать поведение обезьянки разумным?


(Подготовленные дома задания группы предлагают другим группам, готовясь исправить и дать правильный ответ)


Вывод: УР обеспечивают человеку и животным возможность заблаговременно отреагировать на различные отрицательные и положительные безусловные раздражители. Они позволяют быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.


  1. Проверка знаний учащихся (выполнение тестов).

Помощники учителя проверяют ответы тестов. Командиры групп вносят результаты в рейтинговую таблицу. Кроме оценки работы своей группы на каждом этапе работы, командиры суммируют баллы и подводят общий итог.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание: изучить материал учебника к теме урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!