Тема: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени"
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные:
Понимать и сохранять учебную задачу урока;
Делать выводы на основе информации, представленной в таблице;
Соотносить сделанный вывод с образцом, при необходимости вносить изменения и дополнения;
Рационально организовывать самостоятельную УД;
Активно сотрудничать при обсуждении спорных вопросов.
Личностные:
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Методы обучения: поисковый, словесный, практический.
Формы организации деятельности детей: коллективная, в парах, индивидуальная.
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
У. Девизом нашего урока предлагаю взять следующие слова:
«Учись, смекай, активней будь!
И к знаниям откроешь путь!»
У. – Как понимаете эти слова?
Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
2. Повторение пройденного материала. Что мы знаем о глаголе?
Что без него предметы?
Лишь названья,
А он придет – все в действие приходит.
Летит ракета,
Люди строят здания
И каждый человек свой путь находит.
-О какой части речи идёт речь? Что вы уже знаете о глаголе?
(Ученики «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию до изучения нового материала)
Приём «Продолжи фразу».
а) Часть речи, которая обозначает действие …(предмета) и отвечает на вопросы (что делать? что сделать? что делал? что будут делать?) называется … (глаголом)
б) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы… (что делать?, что сделать?)
в) Глаголы изменяются в прошедшем времени и …(по числам, в ед. ч. – родам), в наст. и буд. времени глаголы изменяются по ... (числам и лицам)
г) В предложении глагол является …. (сказуемым).
д) Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
3. Самоопределение к деятельности.
Прочитайте слова. Вставьте окончания. Какое слово вызвало затруднение? Почему?
Слова ( на доске): звен…т, встан…т, гуд..т, цвет..т , побеж…т..
-А если оно безударное, то оно может вызывать сомнение
-Сформулируйте тему урока
-Какую учебную задачу мы сегодня должны решить на уроке? (научиться определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями)
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
- Давайте вспомним по таблице упр. 189, стр. 93 спряжения глаголов, какие личные окончания имеют глаголы 1 и2 спряжения. Сделайте вывод. Определите спряжение у глаголов на доске.
- Выскажите мнение, для чего надо знать различие в написании личных окончаний глагола? (чтобы правильно писать глаголы с безударными окончаниями)
Упр. 190 с. 93 (сам-но, один человек за закрытой доской). Самопроверка, самооценка.
Сделайте вывод: какие безударные окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
Создание проблемной ситуации.
-Как можно определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?Ответы детей.
Прочитайте сведения о языке стр. 94. Познакомимся с памяткой.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы без сомненья
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е спрягать нельзя!
Физминутка
У. Если я назову глаголы 1 –го спряжения – приседают мальчики, 2-го спряжения – приседают девочки.
Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.
4. Работа по теме урока
А сейчас, выполняя следующие задания, применим наши знания на практике. Но сначала вы должны рассказать друг другу в паре по схеме, как вы будете определять, какое окончание нужно писать.
1 вариант объяснит слово кол..т
2 вариант слово пил..т.
Работа с учебником (с. 94 упр. 192)
У. Сделаем вывод.
- Какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени?
5. Рефлексия
Самопроверка. Самооценка.
- Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов. Оцените свою работу на уроке. - Кто считает, что он уже достаточно хорошо научился определять спряжение глаголов? У кого вызывает трудность?
6. Итог урока.
- Какова была тема урока?
- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?
- Для чего мы учимся определять спряжение глагола?
7. Дом. задание: с. 95 упр. 195, выучить памятку стр. 94
5