СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безотметочное обучение. Аргументы «за» и «против» безотметочного обучения. Возможность применения безотметочного обучения в педагогической практике учителя начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о безотметочном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение. Аргументы «за» и «против» безотметочного обучения. Возможность применения безотметочного обучения в педагогической практике учителя начальной школы.»

Безотметочное обучение. Аргументы «за» и «против» безотметочного обучения. Возможность применения безотметочного обучения в педагогической практике учителя начальной школы.

В последние годы педагогами ведётся поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. При безотметочном обучении используются такие средства, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребёнка, с другой – не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Это могут быть условные шкалы, на которых фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию, различные формы графиков, таблиц, «Листов индивидуальных достижений», технологических карт, в которых отмечаются уровни учебных достижений ребёнка по множеству параметров. Все эти формы фиксации оценивания являются личным достоянием ребёнка и его родителей.

Основными принципами безотметочного обучения в школе являются: - дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; - контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной совместно с учащимися; - самоконтроль и самооценка учащегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя. Функциями самооценки и самоконтроля являются определение учеником границы своего знания-незнания, выявление своих возможностей на разных этапах обучения. Функцией контроля и оценки является определение педагогом уровня обученности личностного развития учащихся. Безотметочная система контроля и оценки предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предметов учеником и не подразумевает сравнения его с другими детьми.

Аргументы «против» отметок. Безотметочное обучение

Аргументы против отметок. Первый аргумент - в отметках всегда сосредотачивалась и продолжает сосредотачиваться вся власть взрослого (учителя и родителя) над ребенком. Второй аргумент -в отметке выражается признание школой своего бессилия. Отметка стала главным и единственным средством общения между школой и семьей. Третий аргумент – отметка есть «валютная купюра» на школьном и семейном рынках. Из класса в класс, из года в год расчет недовольство детей из-за полученных ими плохих отметок и спекуляциях на хороших. Им нужны отметки вовсе не как действительные измерители их знаний и умений, а как валютные купюры, на которые можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное расположение к себе близких, товарищей какие-то льготы, получить в подарок игрушку, прогулку. Четвертый аргумент – отметка есть способ соревнования детей. Соревновательность, конечно полезное чувство, которое следует поощрять, но отметка, стремясь вызвать в детях соревновательность, в действительности вызывает преимущественно зависть. Другими словами: система отметок, во- первых, вызывает в детях чувство страха; во-вторых, служит причиной разлада между учащимися и взрослыми; в–третьих вносит зависть и раздор в товарищескую среду учащихся; в-четвертых содействует возникновению и упрочнению формального отношения к делу со стороны как учащихся, так и педагогов.

Пятый аргумент – отметка есть суррогат отношений педагога к ребенку. Выставляя отметку учащемуся за определенный отрезок времени (четверть, полугодие, год), сам учитель четко не понимает, за что поставлена отметка: только за конкретные знания или за активность на уроках, за то, что он «хороший» мальчик или «хорошая» девочка, за его трудолюбие, отношение к учебе? Тем более это не понятно ни ученику, ни родителям. Трудно в такой отметке все эти стороны развести: чего в этой отметке больше и над чем ребенку дальше работать, чем и как помочь родителям и ребенку в исправлении этого положения?

Аргументы «за» оценку и отметки

Обучающая деятельность учителя состоит из 3-х компонентов: мотивационного, операционально-познавательного и контрольно- оценочного. В оценочном компоненте самое важное разграничить понятия «оценка» и «отметка». Под оценкой имеется ввиду процесс, деятельность оценивания, осуществляемые учителем, выражающийся в развернутом оценочном суждении (вербальной форме). Отметка же является результатом этого процесса, его знаковым выражением (выражается в баллах). Отметка выполняет роль простого отражателя результата учебного процесса, в жизни ребенка является источником радости или серьезных огорчений. И не замечать эту действительность- значит допустить серьезный психологический просчет в оценочной стороны обучения.

  1. Оценка – это обратная связь, необходимая ученику как информация об эффективности его работы, а не как средство давления или контроля.

  2. Для педагогической оценки использовать критерии относительной успешности. Оценивая сегодняшние достижения ученика со вчерашними, оценочная деятельность учителя становится более индивидуальной. В ней учитываются реальные учебные возможности, конкретный уровень его учебных достижений и та мера старательности, настойчивости, труда, которые были вложены в достижение реального результата.

  3. Оценка должна предшествовать отметке. Отметка всегда выводится из оценки. В практике учителей часто наблюдается другая картина: учителя вначале ставят учащимся отметки и лишь, затем комментируют их. Это неверно. Более того, комментарии часто носят краткий неразвернутый характер. Чаще использовать развернутую оценку, когда учитель обосновывает выставленную отметку.

  4. Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней. Несогласие с учительской оценкой ведет к скрытому конфликту либо открытому. Если знания учащегося сразу же оцениваются отрицательной оценкой, то результативность учебно-воспитательного процесса в таком случае становится нулевой.

  5. Оценка оказывает влияние на межличностные отношения в коллективе. Педагогическая оценка должна быть адекватной. Неумеренная похвала, иногда и необоснованная, например, отличников, вызывает негативное отношение к нему со стороны сверстников.

  6. Один из мощных факторов, снижающих обучающий и воспитательный эффект оценки, является психологический феномен – стереотипы ожидания учителя. С годами у учителя складываются определенные представления о каждом ученике как о слабоуспевающем, либо как о хорошем. Педагог должен иметь «установку на добро» - замечать в каждом ученике положительную динамику развития или ожидать этой динамики в усвоении учебного материала.

  7. Роль оценки важна не только как диагностирующей функции, но и как стимулирующей, для создания ситуации успеха (особенно в период адаптации).

  8. Повышение эффективности оценки, усиление стимулирующей функции связано с переходом от внешней оценки учителя к самоконтролю и самооценки.

  9. Содержательная отметка помогает формировать и развивать оценочную деятельность у детей и сделать этот процесс гуманным и направленным на личность ребенка.

Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности - обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности.

С моей точки зрения, безотметочное обучение создает условия для сохранения психофизического здоровья младших школьников, развивает мотивацию, адекватную самооценку, поэтому в первом классе, на начальном этапе становления личности ученика оно аргументировано. В первом классе основной упор необходимо делать на приобретение навыков учебного труда. На втором году обучения оценивание необходимо, так как личность ученика начала формироваться, а оценка позволяет определить квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!