СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет»
















Конспект сценария классного часа

на тему “ Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет “

в 6 “Б” классе .








Разработчик проекта:

Гаврикова Светлана Федосеевна,

Должность: учитель информатики и ИКТ

Место работы: МОБУ СОШ №1с.Бакалы







2019




Классный час.

Дата: ноябрь 2019 года

Тема: “ Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет “.

Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.


Задачи занятия:


  • образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».

  • развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.

  • воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.


Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма деятельности: фронтальная.

Методы обучения: словесно-визуальный.

Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер.


Ход урока:


Организационный этап (1 мин.): Приветствие обучающихся, концентрация внимания обучающихся, определение их собранности и готовности к уроку.

Объявление темы и целей урока

(5 мин.):

Актуализация знаний


Наш классный час хотелось бы начать с такого стихотворения, давайте прочитаем:


Как узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!


Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения
и развития. Интернет – это безграничный мир информации. Здесь вы найдете много интересного и полезного для учёбы, в Интернете можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей.

Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.

Таким образом, кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только вам, но также вашим друзьям, родным и близким.

Сегодня по статистике 80 % школьников проводят почти три часа в день в Интернете, при этом большую часть времени проводя в социальных сетях, сообщая сведения от своих физических данных до сведений о семье и материальных возможностях.

Опрос детей, направленный на демонстрацию школьникам актуальности предложенной темы классного часа:

Поднимите руки те ребята, кто ежедневно пользуется Интернетом;

Поднимите руки те ребята, кто зарегистрирован в социальных сетях;

Поднимите руки те ребята, кто оставлял в Интернете информацию о себе, такую как фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер телефона, фотографии и т.д.

Давайте прочитаем еще одно стихотворение, и вы попробуете догадаться о чем же мы будем говорить сегодня:


Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!

Чтобы вор к нам не пришёл,

И чужой нас не нашёл,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И другим не сообщай.


Может быть, кто-то  догадался, о чем мы будем сегодня беседовать? (Дети высказывают свои предположения).

Итак, сегодня тема нашего урока звучит так: “ Безопасность школьников в сети Интернет. Защита персональных и личных данных в сети Интернет “ и для начала мы должны разобраться с Вами "а что же является персональными данными и у каждого ли человека они есть?

И для этого мы, сейчас с Вами проведем тестирование по данной теме, результаты которого покажут насколько Вы умеете защищать свои персональные данные.


Приложение 1.

Тестирование

Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.


1. Персональные данные состоят из:

  1. - ФИО, возраст, домашний адрес и номер телефона;

  2. - Группа крови, отпечатки пальцев, медицинские диагнозы;

  3. - Сведения об образовании, фотографии;

  4. - Все вышеперечисленное. Персональные данные - это информация, по которой можно идентифицировать человека.


2. Можешь ли ты контролировать размещение своих фотографий в сети Интернет, если выкладываешь их в социальные сети?

  1. - Да;

  2. - Нет.


3. Друг устраивал вечеринку в выходные. Правильно ли будет разместить фотографии на своей странице в социальной сети, что бы все знали детали этой встречи.

  1. - Да;

  2. ‑ Только если все участники дали свое согласие.


4. Какие файлы ты разместишь в социальных сетях?

  1. - Все, что захочу, это смешно и интересно ‑ моим друзьям понравится!

  2. - Сначала подумаю. Буду ли я чувствовать себя комфортно, если родители, учителя увидят то, что я публикую?

  3. - Фотографии, ФИО, адрес.


5. Может ли твой друг заходить в твой аккаунт и отправлять от твоего имени сообщения?

  1. - Да, потому что он мой друг, и я ему доверяю

  2. - Нет. Имея доступ к моему аккаунту, друг может иметь доступ не только к тем файлам, которые я разрешил смотреть, но и ко всем остальным данным.


6. При заполнении онлайн-формы для ввода данных, которые будут опубликованы, какие данные не стоит указывать

  1. - Никнэйм или псевдоним;

  2. - ФИО;

  3. - Адрес, где ты живешь;

  4. - Адрес, где ты учишься.


7. Какие последствия могут наступить, если ты отметишь друга на фото?

  1. - Массовое распространение фотографии в сети, если не настроена приватность учетной записи;

  2. - Никаких последствий не будет;

  3. - Ничего не случится, мой друг просто станет популярнее.


8. Если у тебя есть сомнения, дать ли людям, с которыми общаешься в сети больше личной информации о себе, что ты сделаешь?

  1. - Расскажешь взрослому и попросишь совет;

  2. - Расскажешь другу (подруге) и попросишь совет;

  3. - Отправишь личные данные и посмотришь, что будет;

  4. - Не отправишь личные данные.


9. Что относится к специальным персональным данным?

  1. - национальность, политические убеждения;

  2. - фотография, отпечатки пальцев;

  3. - паспортные данные, данные ИНН, СНИЛС.


10. Что относится к биометрическим персональным данным?

  1. - национальность, политические убеждения;

  2. - фотография, отпечатки пальцев;

  3. - паспортные данные, данные ИНН, СНИЛС.

11. Как правильно составлять пароль для входа в аккаунт социальной сети?

  1. - состоящий из даты рождения (чтобы было быстрее набирать);

  2. - состоящий из имени либо фамилии (чтобы было легче запомнить);

  3. - состоящий из букв разных регистров, цифр, символов;

12. С помощью чего лучше сохранить пароль для входа в аккаунт социальной сети?

  1. запомнить (например, с помощью мнемонического правила);

  2. записать на листке и хранить рядом со смартфоном;

  3. хранить с помощью специальной программы;

  4. сказать своим друзьям, чтобы они напомнили, если пароль забуду или потеряю.

13. Что делать, если мне показалось, что мой пароль стал известен другому человеку:

  1. - следить за содержанием аккаунта и поменять пароль, если что-то измениться;

  2. - изменить пароль сразу;

  3. - не менять пароль, если он надежный.

14. Будучи в гостях, Вам понадобилось срочно проверить электронную почту. Друг разрешил воспользоваться своим компьютером. Что делать, чтобы обезопасить свой аккаунт?

  1. - продиктовать другу логин и пароль, чтобы друг сам проверил почту.

  2. - самостоятельно проверить почту и после завершения работы быстро закрыть браузер;

  3. - проверить почту, использую опции «чужой компьютер» или «не сохранять пароль», после завершения сеанса выйти из аккаунта;

15. Вы долгое время переписывались со своим ровесником и он предложил встретиться в парке и просит обменяться телефонами. Что Вы будете делать?

  1. - нужно предварительно созвониться, обменяться фотографиями и только потом можно встретиться;

  2. - свой номер телефона нужно указывать не в виртуальной переписке, а только при личной встречи;

  3. - предложить собеседнику созвониться, используя видеозвонок и уже после этого встретиться, предупредив при этом родителей.

16. Вы всей семьёй планируете уехать на отдых в другой город. Когда лучше сообщить об этом своим друзьям?

  1. - заранее сообщить куда и на сколько, чтобы не звонили и не писали, зная, что меня не будет в городе;

  2. - незадолго до выезда, не уточняя, куда едем и на сколько;

  3. - во время пребывания на отдыхе, заодно и выслать фотографии с отдыха;

  4. - после приезда, рассказав обо всех впечатлениях.

17. Как правильно пользоваться сетями WiFi в общественных местах?

  1. - заходить на все сайты, которые пожелаешь (бесплатно);

  2. - заходить на все сайты, кроме своего аккаунта в соцсетях;

  3. - заходить на все сайты, кроме банковских приложений;

  4. - не пользоваться сетями WiFi, потому что это опасно.

18. Нужно ли устанавливать и использовать антивирус на ПК?

  1. - нет, современные компьютеры обладают нужными средствами защиты;

  2. - установить, обновлять и включать один раз в день для полной проверки;

  3. - установить, обновлять и включать при необходимости проверки скачиваемых файлов;

  4. - установить, держать всегда включенным и регулярно обновлять.

19. На электронную почту пришло письмо с незнакомого адреса с прикрепленным файлом. Что безопасно с ним сделать?

  1. - открыть файл и посмотреть, что же там;

  2. - не открывать файл, а сразу же удалить;

  3. - проверить файл антивирусом.

20. На электронную почту пришло письмо от Вашего друга (знакомого) с прикрепленным файлом. Что безопасно с ним сделать?

  1. - открыть файл и посмотреть, что же там;

  2. - не открывать файл, а сразу же удалить;

  3. - проверить файл антивирусом;

  4. - созвониться с другом и спросить, действительно ли он отправил файл. И только после этого открывать файл.

21. Вам пришло сообщение от Вашего друга (знакомого) со ссылкой на Интернет-страницу. Какие Ваши действия?

  1. - спросить у отправителя, что и с какой целью он Вам прислал;

  2. - перейти по ссылке и посмотреть, что там;

  3. - не переходить по ссылке, а сообщение удалить.


22. Как можно обезличить свои персональные данные?

  1. - удалить ФИО;

  2. - удалить фото;

  3. - удалить адрес и место учебы.


23. Что такое «кибербуллинг»?

  1. - компьютерная игра;

  2. - оскорбление, запугивание, унижения человека в сети Интернет;

  3. - приложение для смартфона.


24. Что делать, если Вас начали оскорблять либо запугивать в социальных сетях?

  1. - угрожать и оскорблять в ответ;

  2. - сообщить взрослым;

  3. - не отвечать на оскорбления и угрозы.


25. Как правильно регистрироваться в социальных сетях?

  1. - быстрее внести все свои персональные данные и поскорее начать общаться в социальной сети;

  2. - внимательно прочитать пользовательское соглашение и Политику обработки персональных данных, и только после этого начать регистрацию;

  3. - вносить минимально-необходимый объем персональных данных.


26. Что такое цифровой след?

  1. - след на компьютере после внесения цифровых символов;

  2. - информация о посещенных сайтах, совершенных покупках, местонахождение (геолокация);

  3. - лайки в социальных сетях, комментарии.


27. Нужно ли защищать свой гаджет от вредоносных программ?

  1. - нет, я посещаю одни и те же сайты;

  2. - да, установив специальные почтовые фильтры;

  3. - да, установив антивирусные программы.


28. Как узнать, что Интернет-сайт использует защищенное соединение?

  1. - на главной странице сайта указано, что сайт защищен;

  2. - в адресной строке сайта указан протокол http://;

  3. - в адресной строке сайта указан протокол https:// и присутствует иконка «замка».


29. Можно ли встречаться с человеком, с которым Вы познакомились в социальных сетях?

  1. - да, пойду один/одна, чтобы ни кто не мешал общаться и ни в коем случае не говорить родителям, чтобы не волновать;

  2. - нет, общаться лучше только в социальных сетях;

  3. - да, только в присутствии близкого друга либо родственника, заранее предупредив родителей.


30. Можно ли удалить информацию о себе, заблокировав свою страницу в социальной сети?

  1. - да, информацию обо мне в социальной сети уже никто не увидит;

  2. - нет, вся информация, которую я выкладывал в социальной сети, копируется другими сайтами, и полностью удалить ее из Интернета невозможно.



№ вопроса

№ ответа

№ вопроса

№ ответа

№ вопроса

№ ответа

1

4

11

3

21

1

2

2

12

1, 3

22

1

3

2

13

2

23

2

4

2

14

3

24

2, 3

5

2

15

3

25

2, 3

6

2, 3

16

4

26

2, 3

7

1

17

2, 3

27

2, 3

8

1

18

4

28

3

9

1

19

3

29

3

10

2

20

3, 4

30

2



- И так, подведя итоги тестирования, мы узнали, что защищать свои персональные данные Вы умеете только на 40 -50%. Не совсем высокие показатели, но они есть, и это главное!

- Далее, мы просмотрим видеоролик, разработанный по нашей теме, который поможет получить новые знания по терминам в сети Интернет.


Приложение 2.


Просмотр видеоролика:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=9OVdJydDMbg


Рефлексия (подведение итогов занятия) (1 мин)


- А теперь мы с Вами подведем итоги: что нового для себя Вы узнали и что закрепили:


  • В Интернете, так же как и на улице, в окружении незнакомых людей, надо соблюдать осторожность.

  • Нельзя давать никому в сети своего настоящего имени и фамилии, нельзя давать никакой личной информации.

  • К личной информации относится: имя, фамилия, имена и фамилия членов своей семьи, адрес, номер телефона, пароль.



Правило: В Интернет необходимо свое имя и фотографию заменять псевдонимом и аватаром. Аватар - это графическое представление пользователя. Об этом поговорим на следующем занятие.

Всем ребятам в конце урока объявить Благодарность.

Всем большое спасибо за внимание!
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!