СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Без друзей человек не может быть счастлив.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Без друзей человек не может быть счастлив.»

Классный час на тему:


Без друзей человек не может быть счастлив.

Цель. Научить детей ценить друзей, дружбу; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы; воспитывать бережное и чуткое отношение ко всем окружающим людям; создавать дружный и сплочённый коллектив.

Оборудование. Пословицы о дружбе (на плакатах на доске); стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, В. Лифшица, Н. Найденовой, Я. Акима; рассказы В. Сухомлинского, С. Косова, В. Осеевой, Е. Пермяка, Н. Чабаевского; песни В. Шаинского, М. Дунаевского; черты характера (на плакатах на доске); тема классного часа на обороте сюжетных картинок (плохо-хорошо).

План.

  1. Вступительное слово.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова вместе. Каждая наша встреча – праздник, на котором, мы надеемся, никому не будет скучно, и каждый для себя узнает что-то новое, интересное и полезное.

О чём пойдёт речь, вы узнаете, если правильно выполните задание.

На какие группы можно разделить эти картинки по действию, которые совершают дети? (Открывают тему «Дружба»)

Что такое дружба?

Есть ли у вас друзья?

Как вы сами относитесь к своему другу?

Сегодня мы попробуем с вами составить и запомнить некоторые, на ваш взгляд, главные законы дружбы, которые помогут вам быть хорошим другом и иметь хороших друзей.

II. Тема урока

- С чего же все началось? Как возникло само слово "друг"? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется "Слово "друг".

Когда еще никто не знал ни слова -

Ни "здравствуйте", ни "солнце", ни "корова", -

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же),

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово "друг",

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шел сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал: "Дурак!"

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и то же).

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу!

- К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в наших классах, а иногда бывает и так, как в стихотворении "Два козла". Может быть, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.


Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил!

Другой его рогами под брюхо подцепил!

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез...

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

- Да, такие отношения дружескими не назовешь. Лучше, если все происходит, как в песне "Ничего на свете лучше нету, чем".


Работа с пословицами.

- Одним из древнейших жанров устного народного творчества являются пословицы и многие из них посвящены дружбе. А как хорошо вы знаете эти пословицы мы сейчас узнаем.( по пять человек от класса составляют пословицы)


Не мил и свет, когда друга нет.

Дружба, как стекло: разобьешь — не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Старый друг лучше новых двух.

Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Друг познается в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Человек без друзей — что дерево без корней.

1. Бескорыстие.

- Что такое настоящая дружба? Как проверяется она? Кого человек вправе назвать своим другом? Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но за­думываться над ними должен, я уверена, каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать с определения Владимира Ивановича Даля, который в своем знаменитом "Толковом словаре" приводит такое определение слову "дружба": "беско­рыстная стойкая приязнь". На первое место знаменитый уче­ный и писатель ставит бескорыстие. Посмотрите инсценировку рассказа "Ни за то и ни за это". Она поможет вам понять, что же это такое.


Ученик. Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Костя. Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Ученик. Вова присел на корточки.

Вова. Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Зна­ешь что. Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя. Ладно, только да­вай ни за то и ни за это, а про­сто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

- Что же такое бескорыстная дружба?

- Можно ли назвать бескорыстной героиню стихотворения «Требуется друг»?

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Бант у Кати расписной, красные колготки И характер кроткий.

Я шепчу: "Дружи со мной, Мы же одногодки.

Мы, как две сестрички, Мы, как две голубки из одной скорлупки".

Я шепчу: "Но ты учти - ты во всем должна идти Другу на уступки".

Предлагаю Ильиной: "Ты дружи со мной одной!"

Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер, И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: "А ты со мной подружись хоть на день! Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать - дашь контрольную списать".

А девчонки на дыбы! Говорят: "Молчала бы!"

Не вставать же на колени, уговаривать подруг...

Напишу я объявленье: "Срочно требуется друг!"

- Почему никто не хотел дружить с этой девочкой?

2. Делись с другом. Не проявляй жадности.

- А с героями этих стихов стали бы дружить?

Ученики читают стихи "Жадина".

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей


В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

Жадину я ни о чем не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому - честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу!

- Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким, как в песне, которая так и называется "Настоящий друг"?


Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся - и помиримся, "Не разлить водой" – шутят все вокруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту

Вот что значит настоящий, верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь

-Вот что значит настоящий, верный друг.

3. Помогай другу. Не оставляй друга в беде.

- Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе "Одинаковые".


"Жили две неразлучные подружки первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые...

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? - удивилась девочка. - Но ведь тройку-то получила не я!"


- За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?


4. Радуйся удачам и победам друга.

- А что вы скажете о герое следующего произведения?

У маленькой Кати большая радость — поправился ее папа. Больше года он болел, в больнице лежал, три операции перенес.

Мама и Катя горевали. Не раз, бывало, проснется ночью Катя и слышит: мама тихо плачет. А сегодня отец уже на работе. Здоровый и бодрый. Встретила девочка во дворе двух своих одноклассников, Петю и Гришу, и поделилась радостью:

— Наш папа выздоровел!

Мальчишки посмотрели на Катю с удивлением, пожали пле­чами и, ничего не сказав, побежали гонять мяч. Катя пошла к девочкам, игравшим в «классы».

— Наш папа выздоровел,— сказала она.

Одна из девочек, Нина, с удивлением спросила:

— Ну и что же?

Катя почувствовала, как к горлу подкатился тяжелый комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к одинокому деревцу и заплакала.

- Почему заплакала Катя?

5. Уважай друга, дорожи дружбой.

- О чем еще надо помнить, чтобы не потерять друга? На днях наш класс получил письмо. Давайте его послушаем.


Каждое лето я приезжал на каникулы к бабушке. И все лето мы ловили с мальчишками карасей в пруду. Там, у пруда, я и подружился с Колькой. Он, как я теперь понимаю, стал дружить со мной ради выгоды. У меня был и велосипед, были и удочки, а у бабушки еще и телевизор, по тем временам большая редкость.

Вот ради этого он прибегал ко мне, оставив своего друга Димку. На Димку в это время было жалко смотреть. Он весь тускнел, опускал голову и подолгу стоял один, но потом, теряя терпение, подходил к открытому окну и тихо говорил:

— Коль, а Коль, выйди на минутку, что скажу.

Кольке это скоро надоедало, и он кричал в ответ:

— Во приставала, да отцепись ты!

Димка уходил, но отцепляться не думал. На следующий день он снова приходил, не теряя еще надежды переманить Кольку на свою сторону, и если мы были дома, кричал:

— Коль, а у меня танкистский шлем есть, идем ко мне, дам поносить. А мне сегодня бамбуковую удочку купили длинную.

— Иди, иди отсюда у Вовки таких удочек целых три, он и мне одну даст. Правда, Вов?

С тех пор прошло много лет, и многое изменилось. С Колькой мы незаметно расстались, как только повзрослели.

Но всякий раз, когда я вспоминаю униженного Димку и самоуверенного Кольку, всегда ищущего выгоду, мне становится горько и обидно за такую однобокую, хромую дружбу.

Теперь я вырос и узнал, что дружба не допускает ни вероломства, ни насмешек над товарищем. У дружбы свои законы, и главный из них — умение помочь другу в трудную минуту.


- Как поступил Колька по отношению к Димке?


- Потерять друга легко, а найти очень сложно. Вы знаете, что некоторые люди не находят друзей за всю жизнь. Им живётся очень сложно и одиноко. Но чтобы иметь много друзей, надо самому быть общительным, чутким, отзывчивым, преданным, добрым и хорошим другом. А когда у вас будет много друзей, вы не будете чувствовать себя одиноко, вас будет много.


Ученики поют песню "Если с другом вышел в путь".

Если с другом вышел в путь, веселей дорога, Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Припев:

Что мне снег, что мне зной, Что мне дождик проливной, Когда мои друзья со мной.

Если трудно одному, справлюсь вместе с вами, Где чего-то не пойму, разберем с друзьями.

Припев.

На медведя я, друзья, выйду без испуга, Если с другом буду я, а медведь без друга.

Припев.

6. Игра «Магазин»

Игра проходит в виде «купли – продажи». Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп ( по 5 – 6 человек в одной группе ). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. «Купля – продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества ( вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д. ), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные ( грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т. д. ) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.


Черты характера.


ЧЕСТНЫЙ – ЛЖИВЫЙ

СКРОМНЫЙ – ХВАСТЛИВЫЙ

ВЕЖЛИВЫЙ – ГРУБЫЙ

ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ

СМЕЛЫЙ – ТРУСЛИВЫЙ

ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ – ШАЛОВЛИВЫЙ

ДОВЕРЧИВВЫЙ – ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ

ЗАБОТЛИВЫЙ – РАВНОДУШНЫЙ

ЩЕДРЫЙ – ЖАДНЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ – ЛЕНИВЫЙ

АККУРАТНЫЙ – НЕРЯШЛИВЫЙ

ОБЩИТЕЛЬНЫЙ – ЗАМКНУТЫЙ

НАХОДЧИВЫЙ – ТУГОДУМ

ВЕСЕЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

ГОРДЫЙ – УНИЖЕННЫЙ

БЛАГОРОДНЫЙ - ПОДЛЫЙ

8. Итог.

- Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дру­жишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его ин­тересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга «за красивые глаза». Умеет чело­век хорошо и модно одеваться — буду с ним дружить. Не умеет—не буду. Я не понимаю таких ребят. И жалею. У них никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Песня «Вместе весело шагать по просторам».








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!