СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для  формирования знаний  о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Задачи: выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления»

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления


Класс: 9

Цель урока: создать условия для формирования знаний о правилах постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Задачи: выяснить особенности постановки знаков препинания в случаях перечисления фактов в БСП; совершенствовать речевые, орфографические, пунктуационные навыки.

Планируемые результаты:

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Предметные: знание признаков БСП, умение определять смысловые отношения в БСП, осознание понятия и роли такого явления, как синтаксическая синонимия; умение объяснять постановку запятой и точки с запятой в БСП; умение опознавать и комментировать изученные пунктограммы, владение лингвистическими терминами, осознание эстетической функции русского языка.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.


Содержание урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

1. Устный фронтальный опрос

- Что мы называем БСП?

- Вспомните, на какие группы делятся все сложные предложения?

- Как связаны части в сложном союзном предложении?

- Какие вы знаете виды сложных союзных предложений?

- При помощи чего связаны части ССП?

- При помощи чего связаны части СПП?

- В чём отличие ?

  1. Орфографическая разминка ( подготовка к ОГЭ)

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.


Майор увёз не выдержавш..(1)х искуса* зенитчиков, на прощанье ещё раз пообещав Васкову, что пришлёт таких, которые от соблазнов нос будут воротить живее, чем сам старш..(3)на. Однако выполнить это об..(4)щание оказалось непросто, поскольку за три дня н..(5) прибыло н..(6) одного человека.

*Искус – серьёзное испытание, длительная и трудная проверка чьих-либо качеств.






Коротко ударил автомат. С д..(1)сятка шагов ударил в тонкую, напр..(2)жённую в беге спину, и Галя с разлёту сунулась л..(3)цом в землю, так и не сняв с головы заломл..(4)нных в ужасе рук. Последний крик её зат..(5)рялся в булькающем хрипе, а ноги ещё б..(6)жали, ещё бились, вонзаясь в мох носками Сониных сапог.




III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:


- Тема нашего урока «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении».

- Запишем её в тетради.

- Что из записанного в теме нам уже известно?

- Что из записанного нам ещё не известно?

- Как вы думаете, что мы сегодня с вами должны будем узнать на уроке?

- Какие цели мы перед собой поставим?

- осмысление …специфики БС предложений;

- усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;

-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.

IV. Усвоение новых знаний:


1 Наблюдение

Солнце жжет глаза, слепит пыль, жужжат оводы и мухи, томит жара.

- Какие по строению предложения? (БСП)

- Что является средством связи между простыми предложениями? (интонация)

-Каковы смысловые отношения между простыми предложениями? (одновременность происходящих событий или перечисление фактов, событий)

- Какая интонация? (перечислительная)

- Как вы думаете, какой знак препинания нужно поставить на границе между предложениями?

- Подумайте, какой сочинительный соединительный союз мы можем поставить между частями этого предложения.

- Но бывают случаи, когда от постановки знаков препинания зависит смысл всего предложения. Запишем такое предложение (на доске запись):

Теплоход шёл бесшумно разрезая волны развлекая пассажиров над палубой летали чайки.

- Прочитайте это предложение.

- Давайте обозначим в этом предложении грамматические основы.

- Какое перед нами предложение? Какого вида?

- Сколько частей в нём?

- Посмотрите внимательно на это предложение. Что внутри его есть? Назовите деепричастные обороты.

- Если на границе между частями этого предложения мы поставим запятую, то каков будет смысл предложения? Поймём ли мы, кто развлекал пассажиров?

Вывод: Вот для того, чтобы этой двусмысленности не было, на границе между первой и второй частями мы должны будем поставить точку с запятой. Поэтому тема нашего урока очень важна, актуальна.

Мы должны разобраться, когда же нужно ставить запятую, а когда – точку с запятой.

- Запишем предложение себе в тетрадь. Попытаемся объяснить постановку в предложении точки с запятой.

Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

- Какое это предложение? Есть ли между его частями союзы или союзные слова?

- Каковы смысловые отношения между частями БСП?

(Перечисление одновременно или последовательно происходящих событий и явлений)

- Прочитайте их, соблюдая нужную интонацию.

- Чем отличается интонация этих предложений от предыдущих?

- А что еще можно увидеть в простых предложениях в составе БСП? (Уже имеющиеся запятые)

- Чем они осложнены? (деепричастным оборотом)

- Ребята, какие выводы можно сделать? Когда мы будем ставить точку с запятой в БСП?

Вывод: Точка с запятой может ставиться и в том случае, если БСП не содержит осложнений (т.е. если в предложении нет однородных членов, причастных и деепричастных, сравнительных оборотов, обращений), и части совершенно не зависят друг от друга.

Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумрудов.

Это также могут быть случаи постановки авторских знаков: автор хочет подчеркнуть паузы между частями предложения, отделить их друг от друга.

V. Первичная проверка усвоения знаний:

1. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.

2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.

4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.

5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.


4. Выполнение упражнений учебника

VI. Рефлексия.

- Что является опознавательным признаком для постановки запятой и точки с запятой в БСП?

- Какой союз можно поставить между частями БСП при выражении значения перечисления?

- Какие цели перед собой ставили? Смогли их реализовать?

VI. Информация о домашнем задании:

§ 15, упр. 218.





































1. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

1. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.


1. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.


1. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

1. Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.



2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.




2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.



2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.




2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.




2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.




2. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.


3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.





3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.




3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.




3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.






3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.






3. «Аукцион знаний» Восстановите пословицы, представляющие собой БСП, части которых соединены неверно.

1. Ремесло не коромысло: не научишься.
2. Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.
3. Не помучишься, не посеешь – не взойдут.
4. Не удобришь рожь - плечо не оттянет.
5. Бобы не грибы - хорош крыжовник.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!