СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о постановки двоеточия в БСП

Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"»

Бессоюзные сложные предложения (БСП)  со значением причины, пояснения, дополнения. Урок русского языка в 9 классе

Бессоюзные сложные предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения.

Урок русского языка

в 9 классе

ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.) Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил: “В  человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА

  • В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.)
  • Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил: “В  человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Актуализация знаний. Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП). ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова. Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения? ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу. Где используются БСП? ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.

Актуализация знаний.

  • Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).
  • ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.
  • Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?
  • ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.
  • Где используются БСП?
  • ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.

Работа с текстом (1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. (5) Снял  я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.     (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

Работа с текстом

  • (1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. (5) Снял  я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.
  •     (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.

Запишите в тетрадях тему урока:  «Двоеточие в бессоюзных сложных предложения (БСП)  со значением причины, пояснения, дополнения» Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их.. Все ли цели назвали, проверим… Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения. Научиться определить условия постановки  двоеточия в БСП

Запишите в тетрадях тему урока: «Двоеточие в бессоюзных сложных предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения»

Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их..

Все ли цели назвали, проверим…

  • Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения.
  • Научиться определить условия постановки  двоеточия в БСП

Творческое задание Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня. См. следующий слайд

Творческое задание

  • Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня.
  • См. следующий слайд

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький) Какой союз можно вставить?  Дополнение А именно как-то Пояснение что Причина Как Потому что  так как Ответ: Любите книгу, ПОТОМУ ЧТО она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (имеет значение причины )

Двоеточие в БСП

Прочитайте предложение

Определите, какое значение имеет вторая часть БСП

Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький)

Какой союз можно вставить?

Дополнение

А именно

как-то

Пояснение

что

Причина

Как

Потому что

так как

Ответ: Любите книгу, ПОТОМУ ЧТО она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (имеет значение причины )

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский) Какой союз можно вставить? Дополнение а именно Пояснение как-то что Причина как потому что  так как Ответ: Сами видите, что всё вокруг в могущественном движении. (имеет значение пояснения )

Двоеточие в БСП

Прочитайте предложение

Определите, какое значение имеет вторая часть БСП

Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский)

Какой союз можно вставить?

Дополнение

а именно

Пояснение

как-то

что

Причина

как

потому что

так как

Ответ: Сами видите, что всё вокруг в могущественном движении. (имеет значение пояснения )

Двоеточие в БСП Прочитайте предложение Определите, какое значение имеет вторая часть БСП В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой) Какой союз можно вставить? Дополнение а именно Пояснение как-то что Причина как потому что  так как

Двоеточие в БСП

Прочитайте предложение

Определите, какое значение имеет вторая часть БСП

В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой)

Какой союз можно вставить?

Дополнение

а именно

Пояснение

как-то

что

Причина

как

потому что

так как

Ответ: В весеннюю пору хорошо в лесу , а именно , воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (имеет значение пояснения )
  • Ответ: В весеннюю пору хорошо в лесу , а именно , воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (имеет значение пояснения )

Удивительное - рядом…. Вокруг было прекрасно: Я оглянулся и увидел: Перед нами предстала удивительная картина:

Удивительное - рядом….

  • Вокруг было прекрасно:
  • Я оглянулся и увидел:
  • Перед нами предстала удивительная картина:

Работа в парах.  Комментированное письмо.  Спишите предложение,  расставляя пропущенные знаки препинания.  Объясните их постановку. 1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес. 2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места

Работа в парах. Комментированное письмо. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес.

2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места

Работа в группе.  Комментированное письмо.  Спишите предложение,  расставляя пропущенные знаки препинания.  Объясните их постановку. 3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа. 4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.

Работа в группе. Комментированное письмо. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.

3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа.

4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.

Рефлексия. Чем интересна тема?  Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой. 1. Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия. 2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные. 3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

Рефлексия. Чем интересна тема? Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой.

  • 1. Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия.
  • 2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные.
  • 3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.

Рефлексия. Что оказалось трудным?  Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний 1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака. 2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах. 3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

Рефлексия. Что оказалось трудным? Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний

  • 1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
  • 2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
  • 3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.

Домашнее задание на ВЫБОР: 1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.  2. Посмотреть по словарю значение слов   амфитеатр,   палисадник,  подобрать картинки.   Составить с   данными словами БСП.  3. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».

Домашнее задание на ВЫБОР:

  • 1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.

  • 2. Посмотреть по словарю значение слов   амфитеатр,   палисадник,  подобрать картинки.   Составить с   данными словами БСП.

  • 3. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».

Индивидуальное домашнее задание. Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.  Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире. Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.

Индивидуальное домашнее задание.

  • Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.

  • Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире.
  • Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.

Рефлексия. Что нового узнали?

Рефлексия. Что нового узнали?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!