Просмотр содержимого документа
«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП"»
Бессоюзные сложные предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения.
Урок русского языка
в 9 классе
ЯЗЫКОВАЯ РАЗМИНКА
- В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов.)
- Замечательный русский писатель А.П.Чехов говорил: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
Актуализация знаний.
- Дайте определение бессоюзного сложного предложения (БСП).
- ОТВЕТ: Сложные предложения, части которого соединяются между собой без союза или союзного слова.
- Как осуществляется связь между частями сложного бессоюзного предложения?
- ОТВЕТ: связь осуществляется при помощи интонации и по смыслу.
- Где используются БСП?
- ОТВЕТ: БСП используются в художественной литературе, являются приметой разговорного стиля речи.
Работа с текстом
- (1)Был солнечный день.(2) Я шагал в соседнюю деревню и увидел у дороги в ольховнике ёлочку. (3)Она поразила меня своей беззащитностью и наивностью, а может быть, ещё и смелостью: одна жила в ольховнике. (4)Подошёл ближе и понял: срочно надобна подмога. (5) Снял я с вершинки ветку, брошенную недружелюбной ольхой, вынул сук, впившийся, как штык, в ёлочкину грудь, и отломил его. (6)Сказал: “Дыши, живи. Я к тебе ещё наведаюсь”.
- (7)Через неделю шёл я той же дорогой.(8) Ещё издали увидел ёлочку: стояла она в зелёной юбочке, свободно раскинув ветки.(9) И была она такой весёлой, что и самому захотелось улыбнуться.
Запишите в тетрадях тему урока: «Двоеточие в бессоюзных сложных предложения (БСП) со значением причины, пояснения, дополнения»
Каковы же цели сегодняшнего урока? Сформулируйте их..
Все ли цели назвали, проверим…
- Закрепить понятие бессоюзного сложного предложения.
- Научиться определить условия постановки двоеточия в БСП
Творческое задание
- Составьте 2-3 БСП с описанием погоды, состояния неба, воздуха, природы и т.д., описанием своих впечатлений от данной картины весеннего дня.
- См. следующий слайд
Двоеточие в БСП
Прочитайте предложение
Определите, какое значение имеет вторая часть БСП
Любите книгу: она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М.Горький)
Какой союз можно вставить?
Дополнение
А именно
как-то
Пояснение
что
Причина
Как
Потому что
так как
Ответ: Любите книгу, ПОТОМУ ЧТО она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (имеет значение причины )
Двоеточие в БСП
Прочитайте предложение
Определите, какое значение имеет вторая часть БСП
Сами видите: всё вокруг в могущественном движении. (Н.А.Островский)
Какой союз можно вставить?
Дополнение
а именно
Пояснение
как-то
что
Причина
как
потому что
так как
Ответ: Сами видите, что всё вокруг в могущественном движении. (имеет значение пояснения )
Двоеточие в БСП
Прочитайте предложение
Определите, какое значение имеет вторая часть БСП
В весеннюю пору хорошо в лесу: воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (Л.Н. Толстой)
Какой союз можно вставить?
Дополнение
а именно
Пояснение
как-то
что
Причина
как
потому что
так как
- Ответ: В весеннюю пору хорошо в лесу , а именно , воздух особенно свеж, повсюду разносится запах прелых листьев и оттаявшей земли. (имеет значение пояснения )
Удивительное - рядом….
- Вокруг было прекрасно:
- Я оглянулся и увидел:
- Перед нами предстала удивительная картина:
Работа в парах. Комментированное письмо. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.
1. В зрительном зале стало тихо поднялся занавес.
2. Всё живое тщательно пряталось перед бурей белка забивала мхом выход из дупла малые птицы забивались в ельник звери искали укромные места
Работа в группе. Комментированное письмо. Спишите предложение, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их постановку.
3. Закрою глаза и вижу родное село пригорок поросший белой кашкой а налево заворачивает узкая тропа.
4. Была два выхода или признать себя инвалидом или оставаться на посту пока это возможно.
Рефлексия. Чем интересна тема? Выберите подходящий вариант ответа или предложите свой.
- 1. Узнали совершенно новый случай постановки двоеточия.
- 2. Интересно превращать бессоюзные предложения в союзные.
- 3. Интересно рассматривать смысловые отношения между частями БСП: указание причины, пояснение, дополнение.
Рефлексия. Что оказалось трудным? Выберите вариант вашего ответа о самооценке знаний
- 1. Смысловые отношения между частями БСП выражены менее четко, чем между частями союзных предложений, поэтому иногда сомневаюсь в выборе знака.
- 2. Путаю БСП с простым предложением, в котором есть обобщающее слово при однородных членах.
- 3. Затрудняюсь, если одна из частей – односоставное предложение.
Домашнее задание на ВЫБОР:
- 1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить постановку знаков препинания.
- 2. Посмотреть по словарю значение слов амфитеатр, палисадник, подобрать картинки. Составить с данными словами БСП.
- 3. Задание для тех, кому интересно. Написать сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».
Индивидуальное домашнее задание.
- Подготовить сообщение на тему “Частотность употребления двоеточия и тире в современной печати и в художественной литературе”.
- Можно просмотреть несколько газет, журналов и сравнить частоту употребления двоеточия и тире.
- Сделать вывод, чему чаще отдаётся предпочтение тире или двоеточию. Почему? Ваше мнение.
Рефлексия. Что нового узнали?