Сдай батарейку –спаси Планету
Подготовила Попикова Наталья Александровна, учитель КГКОУ ШИ 14,
г. Амурска, волонтёр отряда «Калейдоскоп»
«Экологические привычки важно формировать с самого детства. Бережное отношение к природным ресурсам позволит решить масштабную задачу по созданию в стране безопасной и современной системы обращения с отходами производства и потребления» , – отметил первый заместитель генерального директора по реализации экологических проектов ФГУП «Федеральный экологический оператор» Максим Корольков.
Для чего нам это надо
Цель : Формирование представлений о влиянии использованных батареек на окружающую среду, здоровье человека, выяснить способы утилизации.
Задачи:
- Изучить устройство, химический состав и принцип действия батареек, как источников электрического тока;
- Провести исследования, позволяющие выявить вред использованных батареек;
- Выяснить меру экологической опасности применения и неправильной утилизации батареек, применяемых в быту;
- Выяснить осведомленность обучающихся о влиянии использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека;
- Провести акцию по сбору использованных батареек;
- Разработать рекомендации для обучающихся школы по мерам безопасного хранения и правильной утилизации использованных батареек.
В КГКОУ ШИ14 проходит акция по сбору использованных батареек.
«Спаси евражку — сдай батарейку». Под таким оптимистичным девизом проходят экологические акции компании «Полиметалл» в городе Амурске.
Летом 2022 года компания «Полиметалл» установила в КГКОУ ШИ14 специальный контейнер и взяла на себя обязательства по транспортировке опасных отходов. Для наших ребят стало традицией — они приходят в школу и приносят с собой несколько батареек. В нашей школе за полгода обучающиеся и сотрудники собрали уже достаточно батареек.
Первый химический источник электрического тока был изобретён в конце 17 века итальянским ученым Луиджи Гальвани. Его опыты подтолкнули итальянского ученого Алессандро Вольта к созданию устройства, состоявшее из цинковой и медной пластин, погруженных в емкость с соляным раствором. Именно это устройство стало первым в мире автономным элементом питания, которые в честь Луиджи Гальвани именуют гальваническими элементами. Начало промышленного производства первичных химических источников тока было заложено в 1865 г.
Луиджи Гальвани
Гальванический элемент
Алессандро
Вольт
Солевые батарейки
В качестве «минуса» в нем используется цинк, а в качестве «плюса» — двуокись марганца. Электролит, который обеспечивает протекание реакции — хлорид аммония. Это соль, поэтому батарейка называется солевой. Солевые батарейки имеют международную маркировку R .
Алкалиновые (щелочные) батарейки
Щелочные батарейки состоят из марганца и цинка, в качестве электролита, используется гидроксид калия. Щелочная батарейка маркируется буквами LR .
Ртутные батарейки
В этих батарейках в качестве «минуса» служит цинк, а «плюса» — оксид ртути. Они разделяются слоем электролита, в роли которого выступает 45% раствор щелочи.
Используют
- Часы.
- Кардиостимуляторы.
- Слуховые аппараты.
- Приборы ночного видения.
- Фотоэкспонометры.
- Фотоаппараты.
- Космических аппаратах.
- Радио аппаратуре.
Серебряные батарейки
В этих батарейках роль «минуса» играет цинк, а роль «плюса» — оксид серебра. Электролит - щелочной Международная маркировка серебряной батарейки — SR .
Литиевые батарейки
У этих батареек в качестве «плюса» используется литий, а вот «минус» и электролит могут быть представлены различными веществами: диоксид марганца, пирит и другие. Литиевые батарейки имеют маркировку CR .
Влияние использованных батареек на окружающую среду и здоровье человека
1 батарейка загрязняет 20 2 метров земли
На этой территории проживают:
1 Ёж!
Несколько тысяч дождевых червей!
2 крота!
2 дерева!
По данным ученых из агентства по охране окружающей среды США стало понятно, что на долю батареек приходится более 50 % токсических выбросов из всех бытовых отходов. При этом батарейки составляют 0,25 % от всех выбросов.
Утилизация батареек
Переработка батареек – это процесс восстановления и использования материалов, из которых сделаны батарейки, процесс извлечения из них металлов и их повторного включения в производство новых батареек или других продуктов. Заключительная цель этого процесса состоит в том, чтобы сэкономить электроэнергию и сырье, уменьшить объем производства. Но проблема в том, что переработка стоит дороже, чем последующая продажа полученного сырья. Тем не менее, перерабатывая батарейки, мы не засоряем окружающую среду.
- Первый этап переработки Механический
В дробилке отделяют оболочку и измельчают содержимое
Затем на сепараторах (магнитная движущая лента) отделяют железо
Из оставшихся веществ варят «бульон», который используется в промышленности
Вторичное использование
При работе вторичных батарей (аккумуляторов) электроэнергия получается тоже в результате химической реакции. В отличие от обычных батареек аккумуляторы, однако, могут быть перезаряжены и использованы снова.
- Соли цинка нужны в медицинской отрасли, ( в частности цинковая мазь)
- Соли марганца химическое производство, фармацевтика
- Графит – автомобильная промышленность, изготовление карандашей
- Железо – черная металлургия
С 26 сентября 2008 года все батарейки должны быть маркированы специальным символом «Не выбрасывать» (перечеркнутый мусорный ящик на колесиках). Он сообщает о том, что батарейки нельзя выбрасывать вместе с остальными бытовыми отходами, а необходимо сдавать в специальный пункт по утилизации.
«Петля Мёбиуса» – «Знак утилизации отходов».
Никогда не выбрасывайте батарейки
в мусорное ведро!
Выбор места сбора батареек и установка контейнера для сбора отработанных химических источников тока (ХИТ)
Нами было выбрано место и установлен контейнер для сбора отработанных ХИТ (химические источники тока). Мы установили его в холле, в зоне видимости сотрудников школы, в заметном, хорошо проветриваемом помещении, где нет влажности, прямых лучей солнца, источников тепла и продуктов питания.
Как правильно выбрасывать батарейки?
Складывайте батарейки в пластиковый контейнер с плотно закрывающейся крышкой.
Как только контейнер наполниться отнесите батарейки в специальный пункт приема.
Дальше ваши батарейки будут транспортированы на предприятие по переработке гальванических элементов.
Анкетирования обучающихся о вреде, наносимом природе при неправильной утилизации батареек .
Тема: изучение информированности школьников о вреде отработанных батареек.
Цель: исследование изучение информированности школьников о вреде отработанных батареек.
Вопросы:
- 1 Пользуетесь ли Вы дома батарейками?
- 2. Чем Вы руководствуетесь, покупая батарейки?
- 3. В каких устройствах используете батарейки?
- 4. Куда Вы выбрасываете батарейки после использования?
- 5. Знаете ли вы, что означают эти знаки:
- 6. Согласны ли Вы сдавать батарейки в специальный пункт приема?
- 7. Опасно ли влияние отработанных батареек на окружающую среду?
Результаты анкетирования
Выводы:
- 100% опрошенных респондентов пользуются дома батарейками.
- 80% опрошенных, покупая батарейки, руководствуются сроком их действия.
- Батарейки используются во всех бытовых устройствах, но 87% опрошенных используют батарейки в пультах дистанционного управления.
- 98% опрошенных респондентов выбрасывают использованные батарейки в мусор.
- 53% опрошенных знают о том, что знак на предмете говорит о том, что выбрасывать предмет с таким обозначением в мусорный контейнер ни в коем случае нельзя, т.к. батарейки содержат опасные вещества: тяжелые металлы, в том числе особо токсичные, требующие особого обращения; Экологический знак этого вида означает, что изделие изготовлено из переработанного материала или пригодны для переработки.
- Большинство – 95% обучающихся, родителей и учителей согласны сдавать батарейки в пункты приема;
- Практически все, 92 % родителей, обучающихся и учителей знают о вреде неправильной утилизации отработанных батареек для окружающей среды и здоровья человека .
1 вопрос
Да
Нет
2 вопрос
100%
Рекламой
0%
Ценой
5%
3 вопрос
15%
Сроком действия
Пульт
80 %
87%
Часы
Игрушки
2%
10%
4 вопрос
Фотоаппарат
Выбрасывают в мусор
1%
Отдают детям для игры
98%
Хранят
1%
1%
5 вопрос
Да
53%
6 вопрос
Нет
Да
47%
Нет
95%
7 вопрос
Да
5%
92%
Нет
8%
Вывод
Благополучие человечества в будущем во многом зависит от того насколько разумны поступки общества в настоящем. Опасность происходящих в природе изменений заставляет нас задуматься над тем, что необходимо сделать для того, чтобы окружающий мир оставался благоприятным и безопасным для человека.
Каждый человек просто обязан задуматься над проблемами охраны природы.
Обучающееся школы узнали о вредном воздействии при неправильной утилизации батареек на окружающую среду и здоровье населения. Мы убедились, что состояние окружающей среды зависит от каждого из нас. Думаю, что обучающиеся приобрели навык – не выбрасывать батарейки вместе с остальным мусором, использовать специальные ёмкости или сдавать их в специальные пункты сбора.