СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа о вреде курения.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная беседа воспитывает негативное отношение к курению, а также вызывает стремление вести здоровый образ жизни.

Просмотр содержимого документа
«Беседа о вреде курения.»

Беседа о вреде курения.

Цель:

создать условия для формирования у учащихся  негативного отношения к курению и выработки потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • расширить знания обучающихся о негативном  влиянии табачного дыма на организм человека;

  • развеять имеющиеся предрассудки и ложные представления о курении;

  • развить у обучающихся навыков совместной деятельности, коммуникативные умения

     С детских лет каждый из нас с вами видит  себя сильным, здоровым и, конечно же, счастливым. Но, к сожалению, чаще всего эти видения  остаются мечтами, и в 14- 15 лет подростки имеют  целый букет болезней.  А ответ на этот вопрос  очень прост: чтобы быть сильным, молодым, счастливым необходимо быть здоровым. Здоровье – это радость и богатство. Мы ошибочно думаем, что  забота о здоровье - дело медицины. Здоровье не существует само по себе. Оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.  Каждый из нас  должен быть в ответе за свое здоровье.  Природа одарила нас своей  красотой, но в тоже время и  «украсила» жизнь вредными привычками.  Никотин, алкоголь, мышечная бездеятельность, переедание  - вот они пленительные убийцы, губители нашего здоровья. Об одной из таких вредных привычек  - о вреде табака-   мы  с вами сегодня  поведём разговор.

Курить или не курить? На этот вопрос каждый из нас отвечает самостоятельно, человек имеет право на свободу выбора. Но всегда ли правильно мы делаем свой выбор? Анализируя  ваши ответы  на вопросы анкеты, я могу   смело сказать, что выбор вы сделали неверный. К сожалению, данные анкетирования меня совсем не радуют:

Приложение 1

100% учащихся нашего класса курили до прибытия в наше училище;

75%  учащихся начали курить в возрасте 5-7 лет.

А задумывались ли вы о последствиях, закуривая свою первую сигарету? Конечно, же не все. 50% учащихся нашего класса закуривая впервые знали, что курение наносит непоправимый вред здоровью. Другая половина из вас  уверяют, что не знали о последствиях, которые ждут курильщиков.  

А почему вы начали курить? На этот вопрос ваши ответы таковы: один начал курить ради интереса, а остальные курили за компанию. Очень часто слышишь ответ: «Я курю, чтобы казаться взрослее», а кто- то курил из-за плохого настроения.

   Скажу вам точно, что нормальному самодостаточному взрослому человеку и в голову не придет сомневаться в своей взрослости, «крутости»,  и  сигарета никак не сделает вас взрослее. Не зря Жорж Сименон говорил : «Начинаешь курить, чтобы доказать что ты взрослый. Потом пытаешься бросить курить, чтобы доказать, что ты взрослый», и хочется вам сказать: «Будьте  взрослыми, чтобы не начинать курить».

Может быть на несколько секунд курение вам поднимет настроение, но уже через короткий период вы вновь почувствуете его негативное влияние на ваш организм. Это злые си­лы под­талк­ивают  мно­гих к  ку­ре­нию, за­ста­в­ляют вас   по­ве­рить в то, что с по­мо­щью  та­ба­ка мож­но улуч­шить на­строе­ние, ре­шить слож­ную про­бле­му, из­ба­вить­ся от стрес­са, за­вес­ти де­ло­вые или иные от­но­ше­ния.

- Помните ли вы, каковы были ваши  впечатления от первой затяжки?

Ответы учащихся

        Известный писатель  М. Твен в своей  книге «Приключение Тома Сойера»  описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:

« После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти и начали очень осторожно, опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

 - Да это совсем легко!

 Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

 -И я тоже,- подхватил Джо.

-Плевое дело!.

 Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще несмотря на их усилия. Им заливало горло. И каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели. И вид у них был очень жалкий.»

- Испытывали ли вы такое состояние?

- А знаете ли вы, как его можно объяснить?

      Объяснить такое состояние наших героев можно следующим образом: никотин, поступая в организм,  возбуждает центральную нервную систему, что в свою очередь  повышает артериальное давление крови и усиливает работу сердца, создавая субъективные ощущения повышения работоспособности, уменьшения усталости, обострения внимания, лёгкого возбуждения. Такова первая реакция. Никотин достигаем мозга через 7-10 секунд. Позже происходит спазм кровеносных сосудов курильщика, и ухудшается кровоснабжение клеток мозга, а вместе с тем  приходят и все симптомы, которые описывает М. Твен.

   Анализируя ваши анкеты, я увидела, что об опасности курения вас предупреждали родители, рассказывали учителя. Вас ругали, убеждали, наказывали, но вы выбрали свой путь. Сегодня я ещё раз хочу вернуться к разговору о курении. Начнём мы его с вопроса :

- Как ты считаешь, курение  вредит твоему здоровью? 

Ответы учащихся.

     О вреде курения говорят давно, убедительно и … безрезультатно, и всё же девять из десяти курильщиков считают курение безобидной привычкой, узаконенной современным обществом.

    Я предлагаю вам  провести  игру, которая называется  «Веришь –не веришь».

Верите ли вы, что

  • люди, начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те которые начали курить после 25 лет; (+)

  • длительно и много курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 - инфарктом миокарда, в 10 раз - язвой желудка и в 30 раз раком легких; (+)

  • курение в два раза опаснее для растущего организма, чем для взрослого; (+)

  • смертельная доза для взрослого человека содержится в одной пачке сигарет, если ее выкурить сразу, (+)

  •  а для подростков полпачки; (+)

  • сердце у курящего делает в сутки на 15 тысяч сокращений больше, а питание организма кислородом и другими необходимыми веществами происходит хуже, так как под влиянием табака кровеносные сосуды у подростка сжимаются; (+)

Всё это так.  Вот почему у курящих подростков слабеет память, вот почему среди них

чаще встречаются плохо успевающие.

  • курение  замедляет  физическое и психическое развитие подростков; (+)

  • если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет; (+)

  • выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы; (+)

  •  4000 химических веществ содержатся в табачном дыме;

  •  пассивное курение еще опаснее; (+)

  •  никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения; (+)

  • птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; (+)

  • кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли; (+)

  • для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли;  (+)

  • во  Франции, в Ницце проходит конкурс  конкурса «Кто больше выкурит»; (+)

  • двое «победителей» этого конкурса, выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу; (+)

  • в среднем  курильщик тратит на курение от 10 до 15 суток в год. (+)

К сожалению, все эти утверждения верны. Курение опасно для нашего здоровья.

     Но если и  эти  данные  вам показались несостоятельными, то вред  курения  вам поможет подтвердить следующий опыт:  следует поместить   кусочек ваты в стеклянную трубочку, с  одной стороны трубочки укрепить  резиновую грушу, с другой -тлеющую сигарету. С помощью груши медленно  выкуривать  сигарету. В конце опыта мы видим, что вата изменит цвет, концы трубочки и вата будут  коричневыми. Оставшиеся  на вате вещества- те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.

Научно доказано, что у  курильщиков страдают все системы органов, но в первую очередь дыхательная система, начиная с обожженной слизистой носоглотки, трахеи и бронхов. Легкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, что уменьшает их жизненную емкость. Курильщики не могут долго бегать, у них появляется одышка, кашель. Кроме этого у них может развиться рак легких и бронхов, эмфизема легких.

    Зубы у курильщиков желтые, имеют многочисленные трещины, что приводит к кариесу и разрушению зубов гораздо быстрее, чем у некурящих. Изо рта курильщика исходит неприятный запах. У курильщиков трубок чаще бывает рак губы.

     У курильщиков после курения происходит выделение пищеварительных соков даже в отсутствие пищи. При этом они разъедают стенки желудка, что приводит к язве желудка.

     Сердечно-сосудистые болезни играют ведущую роль в заболеваемости и смертности населения. Причины их роста различны, но одним из важнейших факторов является курение, которое в связи с этим называют фактором риска. Это значит, что риск заболеть и умереть от болезни сердца и сосудов (гипертония, стенокардия, инфаркт миокарда, инсульт) выше, если человек курит.

      Никотин в первой фазе своего действия возбуждает сосудодвигательный и дыхательный центры, во второй фазе, наоборот, угнетает их. Если прощупать пульс курящего человека, то можно заметить, что при первой затяжке происходит его замедление, а затем сердце начинает биться в учащенном ритме. Одновременно с этим происходит повышение артериального давления, что обусловлено сужением периферических сосудов. К этому следует добавить, что оксид углерода, поступающий из сигарет, повышает содержание холестерина в крови и вызывает развитие атеросклероза. В целом курение оказывает неблагоприятное влияние на сердце.

При коронарной болезни страдает кровоснабжение сердца, а следовательно, доставка к нему кислорода снижается. Оксид углерода усугубляет ситуацию, т.к. препятствует переносу кислорода из крови в ткани. Таким образом, воздействие оксида углерода   повышает вероятность инфаркта миокарда у лиц с коронарной недостаточностью. Систематическое поступление в организм оксида углерода способствует развитию атеросклероза, а также других поражений сосудов, в частности артерий ног. После выкуривания сигареты наблюдается сужение сосудов на 30 минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце. У курильщиков повышена вероятность возникновения болезни Рейна, сопровождающейся разрастанием эндотелия артерий, что приводит к сужению их просветов. С годами у заядлых курильщиков это ведет к возникновению «перемежающей хромоты». В результате возникают боли в конечности после 15 минутной работы. Обычно это заболевание прогрессирует и ведет к возникновению гангрены и необходимости ампутации ноги.

    Клетки курильщиков стареют в 25 раз быстрее, чем клетки некурящих.

    Учёные установили, что в  организм подростка поступает больше вредных веществ, чем в тело взрослого. Это связано как с меньшей массой, так и с особенностью «стиля» курения. Привычка обычно скрывается от родителей и учителей, и подросток курит быстро. Непродолжительные и глубокие затяжки способствуют проникновению в организм как минимум на 20% больше вредных веществ. Кроме того используют недокуренные ранее сигареты в которых концентрация ядовитых элементов просто зашкаливает. Курение замедляет темпы физического развития. От воздействия вредных веществ, страдают, легкие и сердечно-сосудистая система, появляется одышка, кашель. Никотин провоцирует сердце на более активную работу. Таким образом, оно начинает изнашиваться еще с юного возраста. В период гормональных взрывов особенно уязвима половая система, что приводит подростка к бесплодию и импотенции. Курение оказывает влияние и на интеллектуальное развитие: отрицательно влияет на память и мышление в целом. Подросток в меньшей мере становится способен к анализу, синтезу, абстрагированию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!