Внеурочная деятельность «Здравушка»
Беседа «Пожар. Огонь-друг, огонь-враг»
Учитель. Попикова Наталья Александровна
Цель: формирование понятия «пожар», соблюдение пожарной безопасности.
Планируемые результаты: знать и соблюдать правила пожарной безопасности.
Задачи;
знать правила пожарной безопасности;
соблюдать правила поведение при пожаре;
уметь выполнять правила поведения при пожаре;
Базовые учебные действия
регулятивные:
осуществлять самопроверку, взаимопроверку;
познавательные:
принимать и сохранять целевые установки урока;
овладевать действиями анализа, синтеза, классификации, установление аналогий, построение рассуждений;
коммуникативные:
взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Личностные:
формирование установки на соблюдение правил пожарной безопасности через понимание важности соблюдение правил обращения с огнем, правил поведения при пожаре.
Оборудование: телефон, свечи, стакан, компьютер, мультимедийный проектор
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Прозвенел звонок весёлый,
Всех собрал нас на урок,
Чтобы каждый очень просто
В жизни сам себе помог
-Ребята, у нас сейчас внеурочная деятельность «Здравушка», и мы продолжаем говорить о безопасности человека.
- Говоря о безопасности, мы не можем пропустить еще одну важную тему.
2. Определение темы и цели занятия
-Отгадайте загадку. (Слайд 2)
Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам, друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого врага
С беспощадною силой ужасной. (огонь)
-Молодцы!
- Огонь может быть и другом, и врагом человека.
-Как вы думаете, когда огонь выступает как друг человека, а когда - как его враг?
- На доске, написаны предложения. Вам надо подобрать карточки, когда огонь может быть другом, а когда врагом.
Проверка
Друг (Слайд 3-4), враг (Слайд 5)
-Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. К чему может привести небрежное отношение с огнем?
- Почему огонь из друга может превратиться во врага? (Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём).
- Так кто же виновен в том, что огонь может стать врагом?
-Определите тему занятия. (Слайд 6)
- Молодцы! Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о пожаре и правилах пожарной безопасности.
- Чему будем учиться на занятии?
(Познакомимся с правилами пожарной безопасности, а ещё побываем в экспериментальной лаборатории и проведём опыты)
3. Первичное усвоение новых знаний.
-Пожар – это одно из опасных стихийных бедствий. В считанные минуты огонь может уничтожить все.
Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира, даже целый дом. Но самое ужасное – при пожаре могут погибнуть люди
Вы знаете, что: (Слайд 7)
Каждый час в огне погибает 1 человек , 2 получают травмы и ожоги
Каждый третий погибший – ребенок.
Давайте вместе подумаем, какие правила нужно соблюдать, чтобы избежать беды.
-Посмотрите отрывок из мультфильма «Спасик и его друзья» (Слайд 8) и скажите:
-Почему возник пожар, и какие правила надо соблюдать в случае возникновения пожара.
-. Назовите причины возникновения пожара.
- Как надо действовать в случае возникновения пожара?
- Молодцы!
4. Опытно-экспериментальная часть (Слайд 9)
- Ребята, сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, и проведём несколько опытов, чтобы понять какие материалы горят быстрее всего, дышит ли огонь, загрязняет ли воздух
Опыт № 1.
Тема: «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию».
Цель: показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов.
Материалы и оборудование: полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, монета, свеча, контейнер с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Учитель подносит к пламени горелки полоску бумаги - она быстро загорается. Затем учитель подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Учитель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в таз с водой шипит).
Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загораются вата и бумага. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно обжечься).
Опыт №2.
Тема: «Огонь дышит».
Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и свойствами огня.
Материалы и оборудование: две свечи, спички, пустая банка.
Ход опыта.
Учитель зажигает две свечи. Одну накроем банкой. Пламя быстро погасло. Почему?
Вывод. В банке закончился кислород, а без него процесс горения невозможен
- Какой мы с вами сделаем вывод?
-Ветер будет раздувать огонь еще больше. Если во время пожара разбить окна или оставить двери открытыми, пожар усилится.
Опыт №3.
Тема: «Пожары загрязняют воздух».
Цель: показать наглядно, как огонь загрязняет предметы (копоть).
Материалы и оборудование: свеча, стекло, фарфоровая чашечка, таз с водой, огнетушитель.
Ход опыта.
Учительь зажигает свечу, держит над пламенем ( на расстоянии №-4 см) стекло, затем фарфоровую чашечку, Эти материалы, которые не расплавятся, не загорятся и нагреются быстро. Через некоторое время на них будет видно почернение (покрылись копотью). Учитель предлагает детям (когда материалы остынут) коснуться пальчиками почернения и убедиться, что оно пачкается.
Вывод. Опыт показывает, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.
Выводы (Слайд 10)
Физминутка. Игра «Ладошки». (Слайд 11)
5. Первичная проверка понимания. (Слайд 12)
Закончите предложение:
-Знает каждый гражданин, пожарный номер …(хором) 01.
- Как правильно вызвать пожарных по телефону, если вы увидели пожар?
Итак, ребята, давайте повторим, как правильно звонить в пожарную службу:
1.Звонить по телефону 01;112
2.Четко и ясно назвать адрес или объект где пожар;
3.Сообщить свою фамилию и имя.
-Кто хочет выйти к доске и показать всем, как правильно звонить в пожарную службу, если вы увидели пожар. (карточка)
6. Закрепление. (Слайд 13)
- Сейчас, я буду задавать вопрос, и называть ответы, а вы должны выбрать правильный ответ
Пожар в школе.
- Как в школе узнаем, что случился пожар?
- Как мы должны действовать? Куда идти?
«Спрячусь под партой», «Организовано выйду на улицу с классом»
(Анализ, исправление ошибок)
Пожар в доме.
- Как заметим?
«Спрячусь под кроватью», «Поеду на лифте», «Выйду на улицу по лестнице».
(Анализ, исправление ошибок)
- Давайте ещё раз вспомним правила поведения во время пожара.
Нельзя (карточки)
- Почему нельзя заливай водой горящие электроприборы? (Вода хорошо проводит электрический ток, и любое прикосновение к такой воде приводит к смерти.)
- Почему во время пожара нельзя разбивать окна и оставлять двери открытыми?
(Слайд 14)Просмотр отрывка из мультфильма «Кошкин дом»
- Вы посмотрите отрывок из мультфильма «Кошкин дом» С.Я.Маршака и, найдёте, какие ошибки допустила Кошка, какие правила она забыла?
Просмотр видеоролика.
- Какие ошибки допустила Кошка при пожаре ее дома?
(Слайд 15) Памятки инструкции
(Слайд 16) Самое главное правило
не только при пожаре,
но и при любой другой опасности
«Не поддавайтесь панике !»
- Так какой вывод мы с вами должны сделать?
Вывод: люди должны очень осторожно обращаться с огнем, а самое главное не только знать правила пожарной безопасности, но и соблюдать их. Тогда беда обойдет нас стороной.
Буклет
7. Рефлексия . (Слайд 17)