Беседа как метод обучения.
Беседа -диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Виды беседы
Вводная беседа Сообщение новых знаний Закрепляющая беседа Контрольно-коррекционная беседа
1. Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала.
2. Сообщение новых знаний. Строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов (катехизическая); способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся знаний и жизненного опыта, к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению задач; создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал открытие, проделал путь от практики к научной истине.
3. Закрепляющие беседы применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичное закрепление на этом же уроке).
4. Контрольно-коррекционные беседы могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоенности знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.
Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности и профессиональной формулировки вопросов в четкой постановке, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, обеспечивать логическую форму мышления (весь спектр мыслительных действий), соответствовать уровню развития Учащихся; со стороны учащихся ответы должны быть осознанными и аргументированными, полными (особенно в начальных классах), точными, ясными, правильно сформулированными.
Основные требования к проведению беседы:
1. ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ:
а) определить цель беседы, иначе беседа — бесплодный разговор;
б) определить целевые вопросы, которые экспериментатор будет задавать:
вопросы ранжировать в порядке их значимости;
в) определить вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника (именно его).
2. ВСТУПИТЬ В КОНТАКТ МОЖНО:
а) с вопросов, поддерживающих беседу, интересных собеседнику, и заинтересоваться этим;
б) с вопросов, имеющих эмоциональный характер: победа в конкурсе, случаи из жизни и др.;
в) не начинать с вопросов, вызывающих у собеседника негативные переживания.
3. СОЗДАЙТЕ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:
а) собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу;
б) при тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями и чувствами, довериться;
в) контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе.
4. ОБСТАНОВКА ДЛЯ БЕСЕДЫ:
а) благоприятствующая (совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка,
изолированная комната);
б) не благоприятствующая (присутствие, вмешательство других людей, незащищенность: беспокойство, тревога).
5. ВЛАДЕЙТЕ СОБОЙ.
СОБЛЮДАЙТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ:
а) поддерживайте обстановку взаимного доверия;
б) не обнаруживайте признаков властности;
в) не упрекайте и т.д.
6. ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ СЛЕДИТЕ:
а) за особенностями речевого поведения собеседника:
точностью формулируемых мыслей;
оговорками, недомолвками;
желанием уйти от ответа;
паузами;
б) за эмоциональными реакциями:
тембр голоса, интонация;
мимика, жесты и др.;
в) за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты:
затронуто достоинство, самоуважение.
7. ПРАВИЛЬНО ВЕДИТЕ БЕСЕДУ:
а) не ставьте вопросы «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме);
б) вопросы не должны быть внушающими, носить форму утверждения;
в) лучше ставить вопросы в определительной форме, краткие, понятные собеседнику;
г) слушать доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику:
сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимально доверительно ВСЕ;
д) давать возможность собеседнику высказаться, не торопить его:
помочь освободиться от возможных страхов;
одобряйте точность высказанных мыслей;
е) встречные вопросы могут быть заданы только с целью:
помощи высказаться;
помощи освободиться от возможных страхов;
одобрения точности высказанных мыслей;
8. ЕСЛИ БЕСЕДА ПРОВОДИТСЯ КАК ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, то школьникам легче отвечать на вопросы, касающиеся их режима дня.
Вопросы, связанные с мировоззрением хорошо обсуждать примерно с 15-летнего возраста, но могут быть и исключения.
9. ДОЛЖНЫ БЫТЬ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОБЪЕКТИВНОСТИ ОТВЕТОВ
Школьник может ответить "да", чтобы произвести впечатление.
10. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА:
а) можно начинать с расспроса, постепенно заменяя его активным слушанием;
б) при молчании делайте акцент на расспрос;
в) когда школьник говорит о том, что наболело, переходите к активному слушанию.
Каждый вопрос беседы должен преследовать достижение определенной цели.
Структура беседы:
1) Вводная часть – знакомство, обозначение темы беседы.
2) Второй этап – изложение учеником своих мыслей.
3) Третий этап – подробное исследование содержание и обсуждения проблем.
4) Завершающая стадия – окончание беседы.