Кафланова З.М.-К.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №17»
Проект классного часа
4 февраля 2019 года
Тема : Береги честь смолоду
Класс: 8
1. Характеристика класса.
Класс общеобразовательный. По уровню способностей к русскому языку и литературе разнородный. Уровень ОУУН достаточный. Степень обученности класса удовлетворительная. Качество знаний по русскому языку - 64% , по литературе – 73%
2. Характеристика темы.
Литература в данном классе изучается по программе , сориентированной на использование эмоционального и гуманистического потенциала искусства как способа связи человека и человечества. Изучению творчества А.С. Пушкина программой отводится 12 часов. После изучения повести «Капитанская дочка» проводится занятие по этике, направленное на раскрытие эстетического и нравственного потенциала творчества великого поэта, на основе которого осуществляется подготовка учащихся к творческой работе на морально-этическую тему.
3. Цели занятия:
Общедидактическая цель:
Создать условия для развития речи учащихся.
Триединая дидактическая цель:
Развивающий аспект: способствовать обогащению словарного запаса и кругозора учащихся, развитию логического мышления, памяти, связной устной речи, эмоциональной сферы, коммуникативных умений учащихся.
Обучающий аспект:
- осуществлять наблюдения над речевой характеристикой героя как средством выражения позиции автора;
- совершенствовать умение подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам;
- совершенствовать навык работы с текстом художественного произведения
Воспитательный аспект: способствовать воспитанию нравственных качеств личности на примере героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (достоинство, честность, благородство души, совестливость), а также интереса к русскому языку и литературе.
4. Тип урока: интегрированный.
5. Структура урока:
№ п/п | Этап урока | Дидактические цели | Показатели реального результата решения. |
1. | Организационно-мотивационный | Подготовка к работе на занятии. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебной деятельности. | Готовность класса к учебной деятельности (включение учащихся в ритм урока, эмоциональный настрой) |
2. | Словарная работа: | Обеспечение восприятия, осмысления новых понятий, связей в объекте изучения (толкование, этимология слова, подбор синонимов) | Активные действия учащихся по осмыслению новых понятий, пословиц |
3. | Работа с речевой характеристикой героев | Обеспечение внимания детей к художественному слову, к авторской позиции, выраженной в речевой характеристике героев | Раскрытие нравственного потенциала произведения А.С. Пушкина |
4. | Работа с текстом повести | Совершенствование умения анализировать отрывки из художественного произведения, выделять главное, обобщать материал. |
5. | Словарная работа: | Обеспечение восприятия, осмысления новых понятий, связей в объекте изучения (подбор антонимов, осмысление однокоренного слова ЧЕСТОЛЮБИЕ, как отрицательной характеристики личности ). | Активные действия учащихся по осмыслению новых понятий. Обогащение словаря учащихся |
6. | Демонстрация компьютерной презентации учащихся по теме урока. | Формирование исследовательских умений учащихся; умения слушать и слышать выступающего | Эмоциональный отклик учащихся |
7. | Связь изучаемых понятий с современностью. | Помочь обучающимся осознать общечеловеческую значимость изучаемых нравственных понятий. | Осознание учащимися непреходящего значения понятия ЧЕСТЬ, его актуальности в наши дни |
8. | Подведение итогов урока. | Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению нравственных категорий. | Обобщение учащимися материала урока, его личностная оценка. |
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная,
- групповая.
7. Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный,
- частично-поисковый.
8. Средства обучения: учебник литературы, компьютерная
презентация, дидактический материал.
9. Система контроля:
- самоконтроль учащихся.
«Береги честь смолоду»
(проводится после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)
Сценарий учебного занятия.
(Тема урока на доске не написана)
Оформление доски:
1) Эпиграф: Сердце – даме,
Душу - богу,
Жизнь – государю,
А … - никому.
2) Словарь Даля:
Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.
Высокое звание, сан, чин, должность.
Внешнее доказательство отличия, почёт, почесть, почтение, чествование,
Словарь Ожегова:
Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.
Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
Целомудрие, непорочность (о женщине)
Почёт и уважение.
изъявление уважения,
признак чьего-либо превосходства.
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап.
Слово учителя:
Ребята, тему сегодняшнего занятия вы должны назвать сами. Для этого посмотрите внимательно на эпиграф. Эти слова - девиз кадетов, воспитанников военных учебных заведений в царской России. По такому закону должны были жить офицеры. (Чтение эпиграфа). Как вы думаете, какое слово пропущено?
(Выслушать мнение детей)
Когда ученики назовут слово ЧЕСТЬ, вписать его вместо точек.
- Что для Вас ЧЕСТЬ? С чем это слово ассоциируется? Сделайте записи в тетрадях.
(Выслушать детей)
- Как Вы думаете, почему мы решили поработать над этим понятием?
(Мы закончили изучение повести Пушкина, в эпиграфе к которой есть это слово)
(Демонстрация слайда №1)
Учитель озвучивает тему урока, дети записывают её в тетрадь
(Демонстрация слайда №2) Запись в дневник домашнего задания.
Инструктаж.
Формулирование вместе с учащимися целей учебного занятия.
II. Словарная работа.
- Уточним по словарю, что такое ЧЕСТЬ:
(Чтение толкований, написанных на доске)
В толкованиях слова ЧЕСТЬ встретились прилагательные нравственный, моральный, этический.
(Демонстрация слайда №3 – знакомство с терминами:
мораль, этика, нравственность)
Запись в тетрадь (Демонстрация слайда №4)
Честь - это морально-этическая категория, то есть норма поведения человека.
- Подберите синонимы к слову ЧЕСТЬ
(Дети записывают синонимы с доски (они в 1-ом значении этого слова (по Далю))
- Для более глубокого осмысления этой морально-этической категории обратимся к этимологическому словарю (этимология изучает историю происхождения слов)
(Демонстрация слайда №5)
Учитель: На Руси издавна уважали внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть. Народ сложил много пословиц о чести:
(Демонстрация слайда №6)
Береги платье снову, а честь смолоду.
За совесть да за честь хоть голову снесть.
За честь дворянину не жаль и головушку погинуть.
Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.
Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.
По заслугам и честь.
- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа первую пословицу? Дайте характеристику этого предложения
( Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, обобщенно- личное. Взял только самую главную часть. Хочет побудить, заставить каждого читателя беречь свою честь (ТЫ- береги)
(Демонстрация слайда №7- толкование слова ЭПИГРАФ)
- Значит, события и героев автор рассматривает и оценивает прежде всего с позиций чести. Тема долга, благородства, чести и достоинства красной нитью проходит через всё произведение. Эти качества проявляются в характерах Гринёва и Пугачёва, Савельича и Маши, капитана Миронова и его жены, а также других героев.
- Докажите это, опираясь на цитаты – реплики героев повести. Помните: речевая характеристика – средство выражения авторской позиции.
III. работа с речевой характеристикой героев.
(Демонстрация слайда №8)
Инструктаж: каждая группа из большого количества цитат, должна выбрать только те, которые сказал Ваш герой. (Задания на слайде! )
(Карточки с цитатами лежат на партах – Приложение №1)
Через несколько минут проверить, верно ли группы выбрали карточки.
Самоконтроль (Демонстрация слайда №9)
Выступления представителей пяти групп.
IV. Работа с текстом повести (выборочное чтение)
- Кто из героев и в каком эпизоде произнес пословицу, ставшую эпиграфом.
(Отец Петра Гринёва)
Выразительное чтение «Наставления отца» (Гл. 1, со слов «Прощай, Пётр…»)
- Что имел в виду Гринёв-старик, говоря о чести?
(дети выбирают из толкований слова - 2 значение (Ожегов))
Выразительное чтение : глава «Суд», абзац «Сей неожиданный удар…»
«Пращур мой умер на лобном месте с Волынским и Хрущёвым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопами!.. Стыд и срам нашему роду!..»
Вывод: Для старика Гринева ЧЕСТЬ – это прежде всего верность императрице, верность тому, «кому присягнёшь» т.е. честь дворянина и офицера, а также честь рода.
- Следовал ли наказу отца сын?
Обратить внимание ребят на слова Петра Гринёва (карточка №8, 10)
(Выслушать мнения детей)
- Сумел ли Пётр Гринёв расширить понятие ЧЕСТИ?
По мнению отца, целью пугачёвского восстания было «ниспровержение престола и истребление дворянского рода».
Обратить внимание на карточки № 13, 18
Вывод: Пётр расширил понятие ЧЕСТИ до его человеческого и гражданского значения, до признания героических качеств вождя антидворянского восстания, до «сильного сочувствия» ему, до невольного преклонения перед моральной высотой Пугачёва, что в сущности равносильно молчаливому признанию правоты его дела.
- В конце концов Пётр Гринёв пришёл к глубинному осознанию смысла чести. Во время допроса в Следственной комиссии, объясняясь, Гринёв вдруг почувствовал «непреодолимое отвращение» - отчего?
Найдите ответ – карточка №21 (чтение).
Вывод: (Демонстрация слайда №10) – запись в тетрадь!
V. Словарная работа.
- Подберите антоним к слову ЧЕСТЬ
(В случае необходимости - обратиться к словарю антонимов)
Дети делают записи в тетради:
Честь – бесчестье, подлость.
Честный ( в знач. сущ.) – подлец.
- В русском языке существует слово ЧЕСТОЛЮБИЕ.
ЧЕСТОЛЮБИЕ – (Демонстрация слайда №11- словообразовательный разбор (честь любить) Честь в значении СЛАВА, ПОЧЁТ, УВАЖЕНИЕ.
Все люди хотят, чтобы их уважали. Это нормальное, естественное желание. Это не так уж плохо, если слава и почёт не самоцель, если они заслужены трудом, добрыми делами. Правда, такие люди делают добро, не помышляя о славе. Люди, делающие добро, обычно скромны. Получается, что это не очень хорошее качество.
Нам поможет разобраться «Словарь синонимов»
«Честолюбие» – «тщеславие», «стремление к славе»
Тщетная слава - напрасная (то есть ненужная) Это отрицательное качество личности.
- Есть ли такой герой в повести? Кто он?
( Швабрин.)
VI. Демонстрация компьютерной презентации - результата группового исследовательского проекта учащихся.
Ученица демонстрирует фрагменты исследовательского проекта
«Как решается проблема чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»», где речь идёт об Алексее Ивановиче Швабрине.
Вывод: Зло, которое принёс Швабрин другим, его не спасло.
- А почему Гринёв и Маша, несмотря на драматизм ситуаций, в которые они попадают, всякий раз оказываются спасёнными и в конце концов соединяются?
(Они остались искренними, добрыми, честными)
VII. Отношение к понятию ЧЕСТЬ в 19 в. и в наши дни.
- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в 19 веке, а именно, 19 октября 1836 года. Обычно в конце произведения автор указывает год его написания и только. Почему Пушкин указал точную дату? Чем дорога ему эта дата?
(Это день Лицейской годовщины. В Лицее Пушкин и его товарищи поклялись бороться с несправедливостью. Пушкина мы называем певцом свободы. Указав дату Лицейской годовщины, он тем самым подчеркнул, что он верен клятве юности.
- А в 1837 г., через год после выхода в свет «Капитанской дочки», А.С. Пушкин, отстаивая свою честь и честь своей семьи, был смертельно ранен на дуэли и вскоре умер.
А.С.Пушкин, кадеты – это 19 век, скажете Вы! Мы живём в 21 веке, может быть, сейчас это понятие устарело?
(Выслушать мнения ребят)
VIII. Итог урока. (Демонстрация слайда №12)
- Как вы поняли, что такое ЧЕСТЬ и какой ценой её снискать?
(Дети высказывают своё мнение)
Учитель:
В нашем классе много мальчиков - будущих защитников Отечества. Хочется верить, что они будут следовать девизу: «Сердце – даме, душу - богу, жизнь – Родине, а честь – никому.
Впереди у Вас, дорогие восьмиклассники, целая жизнь. Не забывайте
пушкинский урок: берегите честь смолоду.
Приложение №1.
Добро пожаловать; честь и место, милости просим.
Каков мошенник! Что смеет ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?
Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!
Совесть моя была чиста; я суда не боялся.
Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкой было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна Отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах.
Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословления твоих родителей. Без их благословления не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдёшь себе суженую, коль полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич; а я за вас обоих…
Помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.
Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы.
Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!
Я природный дворянин; я присягнул государыне императрице: тебе служить не могу. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего… на что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?
Умирать так умирать: дело служивое!
Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь.
Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время»
Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился… помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братия.
Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.
Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят.
Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья¸что обманула их.
Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время.
Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!
Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет.
.Я хотел было продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и всё прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу; и мысль впутать имя её между гнусными изветами злодеев и её самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался.
4