СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Береги честь смолоду (Разработка классного часа)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Береги честь смолоду

Просмотр содержимого документа
«Береги честь смолоду (Разработка классного часа)»

Кафланова З.М.-К.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №17»

Проект классного часа

4 февраля 2019 года

Тема : Береги честь смолоду

Класс: 8

1. Характеристика класса.

Класс общеобразовательный. По уровню способностей к русскому языку и литературе разнородный. Уровень ОУУН достаточный. Степень обученности класса удовлетворительная. Качество знаний по русскому языку - 64% , по литературе – 73%

2. Характеристика темы.

Литература в данном классе изучается по программе , сориентированной на использование эмоционального и гуманистического потенциала искусства как способа связи человека и человечества. Изучению творчества А.С. Пушкина программой отводится 12 часов. После изучения повести «Капитанская дочка» проводится занятие по этике, направленное на раскрытие эстетического и нравственного потенциала творчества великого поэта, на основе которого осуществляется подготовка учащихся к творческой работе на морально-этическую тему.

3. Цели занятия:

Общедидактическая цель:

Создать условия для развития речи учащихся.

Триединая дидактическая цель:

Развивающий аспект: способствовать обогащению словарного запаса и кругозора учащихся, развитию логического мышления, памяти, связной устной речи, эмоциональной сферы, коммуникативных умений учащихся.

Обучающий аспект:

- осуществлять наблюдения над речевой характеристикой героя как средством выражения позиции автора;

- совершенствовать умение подбирать синонимы и антонимы к предложенным словам;

- совершенствовать навык работы с текстом художественного произведения

Воспитательный аспект: способствовать воспитанию нравственных качеств личности на примере героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (достоинство, честность, благородство души, совестливость), а также интереса к русскому языку и литературе.


4. Тип урока: интегрированный.

5. Структура урока:


п/п

Этап урока

Дидактические цели

Показатели реального результата решения.

1.

Организационно-мотивационный


Подготовка к работе на занятии.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебной деятельности.


Готовность класса к учебной деятельности (включение учащихся в ритм урока,

эмоциональный

настрой)

2.

Словарная работа:


Обеспечение восприятия, осмысления новых понятий, связей в объекте изучения (толкование, этимология слова, подбор синонимов)

Активные действия учащихся по осмыслению новых понятий, пословиц

3.

Работа с речевой характеристикой героев

Обеспечение внимания детей к художественному слову, к авторской позиции, выраженной в речевой характеристике героев



Раскрытие

нравственного потенциала произведения

А.С. Пушкина

4.

Работа с текстом повести

Совершенствование умения анализировать отрывки из художественного произведения, выделять главное, обобщать материал.

5.

Словарная работа:


Обеспечение восприятия, осмысления новых понятий, связей в объекте изучения (подбор антонимов, осмысление однокоренного слова ЧЕСТОЛЮБИЕ, как отрицательной характеристики личности ).


Активные действия учащихся по осмыслению новых понятий. Обогащение словаря учащихся

6.

Демонстрация компьютерной презентации учащихся по теме урока.

Формирование исследовательских умений учащихся; умения слушать и слышать выступающего

Эмоциональный отклик учащихся

7.

Связь изучаемых понятий с современностью.

Помочь обучающимся осознать общечеловеческую значимость изучаемых нравственных понятий.

Осознание учащимися непреходящего значения понятия ЧЕСТЬ, его актуальности в наши дни

8.

Подведение итогов урока.


Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению нравственных категорий.

Обобщение учащимися материала урока, его личностная оценка.


  1. Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная,

- групповая.


7. Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный,

- частично-поисковый.


8. Средства обучения: учебник литературы, компьютерная

презентация, дидактический материал.


9. Система контроля:

- самоконтроль учащихся.










«Береги честь смолоду»

(проводится после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)


Сценарий учебного занятия.

(Тема урока на доске не написана)

Оформление доски:

1) Эпиграф: Сердце – даме,

Душу - богу,

Жизнь – государю,

А … - никому.


2) Словарь Даля:

  1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

  2. Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

  3. Высокое звание, сан, чин, должность.

  4. Внешнее доказательство отличия, почёт, почесть, почтение, чествование,

Словарь Ожегова:

  1. Достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

  3. Целомудрие, непорочность (о женщине)

  4. Почёт и уважение.

изъявление уважения,

признак чьего-либо превосходства.


Ход урока.


    1. Организационно-мотивационный этап.

Слово учителя:

Ребята, тему сегодняшнего занятия вы должны назвать сами. Для этого посмотрите внимательно на эпиграф. Эти слова - девиз кадетов, воспитанников военных учебных заведений в царской России. По такому закону должны были жить офицеры. (Чтение эпиграфа). Как вы думаете, какое слово пропущено?

(Выслушать мнение детей)

Когда ученики назовут слово ЧЕСТЬ, вписать его вместо точек.


- Что для Вас ЧЕСТЬ? С чем это слово ассоциируется? Сделайте записи в тетрадях.

(Выслушать детей)

- Как Вы думаете, почему мы решили поработать над этим понятием?

(Мы закончили изучение повести Пушкина, в эпиграфе к которой есть это слово)

(Демонстрация слайда №1)

Учитель озвучивает тему урока, дети записывают её в тетрадь

(Демонстрация слайда №2) Запись в дневник домашнего задания.

Инструктаж.

Формулирование вместе с учащимися целей учебного занятия.

II. Словарная работа.

- Уточним по словарю, что такое ЧЕСТЬ:

(Чтение толкований, написанных на доске)

В толкованиях слова ЧЕСТЬ встретились прилагательные нравственный, моральный, этический.

(Демонстрация слайда №3 – знакомство с терминами:

мораль, этика, нравственность)

Запись в тетрадь (Демонстрация слайда №4)

Честь - это морально-этическая категория, то есть норма поведения человека.

- Подберите синонимы к слову ЧЕСТЬ

(Дети записывают синонимы с доски (они в 1-ом значении этого слова (по Далю))

- Для более глубокого осмысления этой морально-этической категории обратимся к этимологическому словарю (этимология изучает историю происхождения слов)

(Демонстрация слайда №5)

Учитель: На Руси издавна уважали внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть. Народ сложил много пословиц о чести:

(Демонстрация слайда №6)

  • Береги платье снову, а честь смолоду.

  • За совесть да за честь хоть голову снесть.

  • За честь дворянину не жаль и головушку погинуть.

  • Лучше глаза лишиться, чем доброго имени.

  • Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

  • По заслугам и честь.


- Как вы думаете, почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа первую пословицу? Дайте характеристику этого предложения

( Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, обобщенно- личное. Взял только самую главную часть. Хочет побудить, заставить каждого читателя беречь свою честь (ТЫ- береги)

(Демонстрация слайда №7- толкование слова ЭПИГРАФ)

- Значит, события и героев автор рассматривает и оценивает прежде всего с позиций чести. Тема долга, благородства, чести и достоинства красной нитью проходит через всё произведение. Эти качества проявляются в характерах Гринёва и Пугачёва, Савельича и Маши, капитана Миронова и его жены, а также других героев.

- Докажите это, опираясь на цитаты – реплики героев повести. Помните: речевая характеристика – средство выражения авторской позиции.

III. работа с речевой характеристикой героев.

(Демонстрация слайда №8)

Инструктаж: каждая группа из большого количества цитат, должна выбрать только те, которые сказал Ваш герой. (Задания на слайде! )

(Карточки с цитатами лежат на партах Приложение №1)

Через несколько минут проверить, верно ли группы выбрали карточки.

Самоконтроль (Демонстрация слайда №9)

Выступления представителей пяти групп.

IV. Работа с текстом повести (выборочное чтение)

- Кто из героев и в каком эпизоде произнес пословицу, ставшую эпиграфом.

(Отец Петра Гринёва)

Выразительное чтение «Наставления отца» (Гл. 1, со слов «Прощай, Пётр…»)

- Что имел в виду Гринёв-старик, говоря о чести?

(дети выбирают из толкований слова - 2 значение (Ожегов))

Выразительное чтение : глава «Суд», абзац «Сей неожиданный удар…»

«Пращур мой умер на лобном месте с Волынским и Хрущёвым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопами!.. Стыд и срам нашему роду!..»

Вывод: Для старика Гринева ЧЕСТЬ – это прежде всего верность императрице, верность тому, «кому присягнёшь» т.е. честь дворянина и офицера, а также честь рода.

- Следовал ли наказу отца сын?

Обратить внимание ребят на слова Петра Гринёва (карточка №8, 10)

(Выслушать мнения детей)


- Сумел ли Пётр Гринёв расширить понятие ЧЕСТИ?

По мнению отца, целью пугачёвского восстания было «ниспровержение престола и истребление дворянского рода».

Обратить внимание на карточки № 13, 18

Вывод: Пётр расширил понятие ЧЕСТИ до его человеческого и гражданского значения, до признания героических качеств вождя антидворянского восстания, до «сильного сочувствия» ему, до невольного преклонения перед моральной высотой Пугачёва, что в сущности равносильно молчаливому признанию правоты его дела.


- В конце концов Пётр Гринёв пришёл к глубинному осознанию смысла чести. Во время допроса в Следственной комиссии, объясняясь, Гринёв вдруг почувствовал «непреодолимое отвращение» - отчего?

Найдите ответ – карточка №21 (чтение).

Вывод: (Демонстрация слайда №10) – запись в тетрадь!

V. Словарная работа.

- Подберите антоним к слову ЧЕСТЬ

(В случае необходимости - обратиться к словарю антонимов)

Дети делают записи в тетради:


Честь – бесчестье, подлость.

Честный ( в знач. сущ.) – подлец.

- В русском языке существует слово ЧЕСТОЛЮБИЕ.

ЧЕСТОЛЮБИЕ – (Демонстрация слайда №11- словообразовательный разбор (честь любить) Честь в значении СЛАВА, ПОЧЁТ, УВАЖЕНИЕ.

Все люди хотят, чтобы их уважали. Это нормальное, естественное желание. Это не так уж плохо, если слава и почёт не самоцель, если они заслужены трудом, добрыми делами. Правда, такие люди делают добро, не помышляя о славе. Люди, делающие добро, обычно скромны. Получается, что это не очень хорошее качество.

Нам поможет разобраться «Словарь синонимов»

«Честолюбие» – «тщеславие», «стремление к славе»

Тщетная слава - напрасная (то есть ненужная) Это отрицательное качество личности.

- Есть ли такой герой в повести? Кто он?

( Швабрин.)

VI. Демонстрация компьютерной презентации - результата группового исследовательского проекта учащихся.

Ученица демонстрирует фрагменты исследовательского проекта

«Как решается проблема чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»», где речь идёт об Алексее Ивановиче Швабрине.

Вывод: Зло, которое принёс Швабрин другим, его не спасло.

- А почему Гринёв и Маша, несмотря на драматизм ситуаций, в которые они попадают, всякий раз оказываются спасёнными и в конце концов соединяются?

(Они остались искренними, добрыми, честными)


VII. Отношение к понятию ЧЕСТЬ в 19 в. и в наши дни.

- Повесть «Капитанская дочка» написана А.С.Пушкиным в 19 веке, а именно, 19 октября 1836 года. Обычно в конце произведения автор указывает год его написания и только. Почему Пушкин указал точную дату? Чем дорога ему эта дата?

(Это день Лицейской годовщины. В Лицее Пушкин и его товарищи поклялись бороться с несправедливостью. Пушкина мы называем певцом свободы. Указав дату Лицейской годовщины, он тем самым подчеркнул, что он верен клятве юности.

- А в 1837 г., через год после выхода в свет «Капитанской дочки», А.С. Пушкин, отстаивая свою честь и честь своей семьи, был смертельно ранен на дуэли и вскоре умер.

А.С.Пушкин, кадеты – это 19 век, скажете Вы! Мы живём в 21 веке, может быть, сейчас это понятие устарело?

(Выслушать мнения ребят)

VIII. Итог урока. (Демонстрация слайда №12)

- Как вы поняли, что такое ЧЕСТЬ и какой ценой её снискать?

(Дети высказывают своё мнение)

Учитель:

В нашем классе много мальчиков - будущих защитников Отечества. Хочется верить, что они будут следовать девизу: «Сердце – даме, душу - богу, жизнь – Родине, а честь – никому.

Впереди у Вас, дорогие восьмиклассники, целая жизнь. Не забывайте

пушкинский урок: берегите честь смолоду.



Приложение №1.


  1. Добро пожаловать; честь и место, милости просим.


  1. Каков мошенник! Что смеет ещё нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамёна! Ах он собачий сын! Да разве не знает он, что мы уже сорок лет в службе и всего, слава богу, насмотрелись?


  1. Ну, детушки, постоим сегодня за матушку государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные!


  1. Совесть моя была чиста; я суда не боялся.


  1. Что мне было делать? Оставаться в крепости, подвластной злодею, или следовать за его шайкой было неприлично офицеру. Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла ещё быть полезна Отечеству в настоящих затруднительных обстоятельствах.


  1. Нет, Пётр Андреевич, я не выйду за тебя без благословления твоих родителей. Без их благословления не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдёшь себе суженую, коль полюбишь другую – бог с тобою, Пётр Андреевич; а я за вас обоих…



  1. Помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принуждён я был скрываться от своих недругов.


  1. Долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы.


  1. Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!


  1. Я природный дворянин; я присягнул государыне императрице: тебе служить не могу. Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего… на что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?


  1. Умирать так умирать: дело служивое!


  1. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь.



  1. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время»


  1. Ты видел, что мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился… помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой ещё кровопийца, как говорит обо мне ваша братия.


  1. Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести.


  1. Он мне не муж. Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят.


  1. Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья¸что обманула их.


  1. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время.


  1. Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!


  1. Возьми себе свою красавицу; вези её куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет.


  1. .Я хотел было продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и всё прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову её, то комиссия потребует её к ответу; и мысль впутать имя её между гнусными изветами злодеев и её самую привести на очную с ними ставку – эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался.






4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!