СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белорусская народная музыка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по изучению предмета "Музыка"

Просмотр содержимого документа
«Белорусская народная музыка»



Тема. Белорусская народная музыка



В Древнерусском государстве, а позже в Великом княжестве Литовском, получила большое развитие церковная богослужебная музыка. В XV веке в белорусских землях формируется местный тип «знаменного распева», к XVII веку складывается партесное пение в церковной православной музыке. Белорусские музыкальные памятники той эпохи — сборники произведений «Полоцкая тетрадь» и «Куранты».

Важной сферой формирования национальной музыкальной культуры стали народные танцы и пляски. Среди народных инструментов получили распространение дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы.

Еще со времен расселения древних славянских племен культура Белоруссии получила свою аутентичность, пустила глубокие корни. Столетиями белорусская народная музыка, живопись и прочие проявления культуры отшлифовывали собственную уникальность и самобытность. Белорусов окружали другие народы и племена. Живопись белорусских гениев, музыка и национальные костюмы, вышедшие из традиций и верований славян, впитали так же характерные черты от оказывавших на них влияние племен-соседей, например балтов.

Эпоха Средневековья обозначилась для Белоруссии вхождением в состав Великого княжества Литовского. В дальнейшем произошел процесс слияния Польши с Литвой, образовалась уния - Речь Посполитая. Белоруссия так же оказалась в ее составе.

Влияние Речи Посполитой на культуру Белоруссии было огромным. Живопись, музыка, архитектура этого славянского края обогатились новыми чертами. В этот период среди белорусского народа получил распространение католицизм, который в свою очередь так же оказывал влияние на этот народ.

Год 1517 ознаменовался важным событием для белорусской культуры. Появилась первая белорусская книга, изданная на кириллице - церковнославянском языке. Ее издателем явился Франциск Скорина. Работа проводилась в Праге.

Однако расцветом современной белорусской культуры начиная с 19 века можно считать период вхождения ее территории в состав Российской империи. Именно эти времена ознаменовали рост национального самосознания.



Неповторимая белорусская музыка

Белорусская музыка вошла в мировую культуру как яркое и самобытное явление. Корнями белорусская народная музыка уходит в древность, к истокам культуры восточных славян. Это дает понимание общности традиций в музыке среди близких народов. Белорусская музыка, как и музыка других ее братских народов, имеет самобытные, яркие и удивительные народные традиции. Белорусская народная музыка берёт своё начало от древней культуры восточных славян. Особенность белорусской народной музыки — самобытный фольклор обрядовых календарных (колядных, масленичных, купальских, жатвенных) и семейных (крестинных, свадебных и др.) песен.

Найти отличительные черты музыки белорусов можно в обрядовых песнях:

  • колядных,

  • масленичных,

  • жатвенных,

  • свадебных

  • и разных других, приуроченных к важным событиям.

Огромная роль в музыке белорусского народа отведена церковной тематике. Кроме этого, нашел свое проявление еще один важный и яркий аспект. Национальная музыка проявилась в народных танцах и плясках. Ними можно любоваться на всевозможных праздниках во всех местах Белоруссии.

В бел. народной музыке доминирует вокальное творчество, в котором преобла­дают лирические тона. Это свойственно не только более поздним, но и более ранним по происхождению народным песням. Типичной чертой последних (в частности, купаль­ских, жнивных) являются элементы импровизации в ис­полнении, обусловленные неодинаковым размером стиха в разных текстах, относящихся к одной и той же мело­дии. Для них характерен вариационный принцип разви­тия мелодики.

Более поздним по происхождению народным песням дореволюционного периода (обычно необрядовым) свой­ственна мелодическая распевность. Некоторые их груп­пы (особенно исторические песни) характеризуются ге­роическими тонами. Эти песни отличаются от ранних большей индивидуализацией в манере исполнения. Каж­дому поэтическому тексту соответствует определенный напев. Индивидуализация напевов послужила основой развития вариантности в народном песенном творчестве. Для поздних песен дореволюционного периода харак­терны мажорный и натуральный минорный лады — ти­пичные в белорусской народной музыке. Распространен­ным стал также миксолидийский лад.

В новое время в Белоруссии начало распространять­ся многоголосное пение (чаще всего при исполнении не­обрядовых песен) преимущественно в южных районах. Многоголосное пение представляет собой своеобразную разновидность подголосочной полифонии. Основной на­пев обычно ведет нижний голос, который нередко развет­вляется на несколько голосов. Верхний солирующий ча­ще всего исполняет подводку.

Инструментальная музыка в дореволюционный пери­од имела вспомогательное зачение. Она сопровождала танцы, а также песни, исполнявшиеся во время танцев, реже — песни, не связанные с танцами (исполнение былин, волочебных песен). Обычно в со­провождении инструментальной музыки пели частушки.

Народные музыкальные инструменты - разнообразны. На ранней стадии музыкального твор­чества широко были распространены гусли, относящиеся к группе струнных, что отражено и в их названии (гусль—струна). Музыканта называли гусляром. в XII веке в поучении Ки­рилла Туровского. Игрой на них сопровождалось пение былин. В новое время вышли из употребления.Более поздние струнные музыкальные инструменты— цимбалы, лира и скрипка. с XVI в. Цимбалы — популярный народный му­зыкальный инструмент. Традиционно они входят в со­став многих наиболее распространенных народных ан­самблей.С XVIII в., преимущественно в ее за­п. районах, распространилась басетля («бас», «ба-соля») — струнный инструмент, напоминающий скрипку, но значительно больших размеров.

В к. XVIII — пер. пол. XIX в.в в Бело­руссии появилась балалайка. Она заимствована у рус­ских и первоначально бытовала только на северо-восто­ке, а затем (во вт. Пол. XIX в.) распростра­нилась повсеместно. используется как соль­ный и ансамблевый струнный инструмент.Наиболее типичными духовыми народными инстру­ментами на раннем этапе музык. творчества бе­л. народа - труба, рог, разл. виды ду­док. С помощью трубы и рога подавали охотничьи, па­стушьи, военные сигналы. Трубу делали из коры или дерева. Она преимущественно имела форму конуса. Дудки (особенно жалейка) были типичным музыкаль­ным инструментом пастухов.

Более поздний духовой инструмент — дуда. с к. XV в. Дуда (ее называли также волынкой) входила в состав народных музыкальных ансамблей. Под ее ак­компанемент исполняли припевки. К концу нового вре­мени ее вытеснил кларнет.Широкое распространение к концу нового времени получила гармонь, исполняли частушки и некоторые песни, а также танцы. Позже гар­монь вошла в состав народных музыкальных ансамблей.Из традиционных ударных инструментов наиболее распространен бубен, используемый для аккомпанемен­та. угольник. использовались деревянные ложки.

Для белорусской народной инструментальной музыки характерны ансамбли. В прошлом были популярны ан­самбли, состоящие из двух или трех музыкальных инст­рументов, чаще — дуда и скрипка; дуда и жалейка; скрипка и басетля; скрипка и угольник. Ведущим инст­рументом в этих ансамблях была скрипка.Широко распространяются такие му­зыкальные инструменты, как баян, аккордеон и гитара. Некоторые традиционные народные инструменты в на­стоящее время усовершенствованы.

В Белоруссии создано много оркестров народных ин­струментов. Наиболее распространены так называемые смешанные, в состав которых входят струнные, духовые и ударные инструменты. Известны также оркестры, со­стоящие из инструментов одного вида (духовых, струн­ных). Народную инструментальную музыку популяризи­рует Государственный народный оркестр БССР.Значительные изменения произошли и в народном во­кальном творчестве. Более широко распространилось многоголосное пение.Богатые традиции вокального творчества сохраняют­ся и развиваются народными хорами. Популяризации лучших достижений народного песенного творчества спо­собствуют смотры художественной самодеятельности, праздники песни. Большую работу по пропаганде народ­ных песен проводит Государственный народный хор БССР, который записывает, обрабатывает и постоянно исполняет их. Народное песенное творчество вдохновля­ло и вдохновляет известных белорусских композито­ров— В. А. Золотарева, Е. К. Тикоцкого, А. В. Богаты­рева, В. В. Оловникова и других на создание лучших произведений профессионального национального музы­кального искусства.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!