СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Белая эмиграция: люди и судьбы

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся  с понятием «русское зарубежье», расширить представление учеников об эмигрантах, составивших первую волну ;  воспитать уважение к людям, которые ,живя далеко, от Родины прославляли её своим талантом. За две недели до урока ребята получили задания по группам от учителей истории и литературы подготовить короткие сообщения о зарубежном периоде жизни и творчества поэтов и писателей «Серебряного века». Ученики рассказывали о творчестве М.Цветаевой,  К.Бальмонта, И Бунина и читали их стихи . Другая группа подготовила сообщение о представителях « белой эмиграции», таких как А.И.Деникин, П.Врангель. На уроке звучали произведения С.Рахманинова, песни известного оперного певца Федора Шаляпина, песни русских эмигрантов. Цели урока: познакомить учащихся  с понятием «русское зарубежье», расширить представление учеников об эмигрантах, составивших первую волну ;  воспитать уважение к людям, которые ,живя далеко, от Родины прославляли её своим талантом. За две недели до урока ребята получили задания по группам от учителей истории и литературы подготовить короткие сообщения о зарубежном периоде жизни и творчества поэтов и писателей «Серебряного века». Ученики рассказывали о творчестве М.Цветаевой,  К.Бальмонта, И Бунина и читали их стихи . Другая группа подготовила сообщение о представителях « белой эмиграции», таких как А.И.Деникин, П.Врангель. На уроке звучали произведения С.Рахманинова, песни известного оперного певца Федора Шаляпина, песни русских эмигрантов.

Просмотр содержимого документа
«Белая эмиграция: люди и судьбы»

Познакомить учащихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества, понять причины и смысл эмиграции, её влияние на развитие русской и зарубежной культуры. Развивать интеллект у учащихся, пополнять активный словарь, формировать умение логический, последовательно излагать учебный материал. На примерах биографии и судеб деятелей культуры, их произведении воспитывать у учащихся любовь к родине, нравственную культуру, эстетический вкус
  • Познакомить учащихся с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории Отечества, понять причины и смысл эмиграции, её влияние на развитие русской и зарубежной культуры.
  • Развивать интеллект у учащихся, пополнять активный словарь, формировать умение логический, последовательно излагать учебный материал.
  • На примерах биографии и судеб деятелей культуры, их произведении воспитывать у учащихся любовь к родине, нравственную культуру, эстетический вкус
И вот мы остались без Родины И вид наш и жалок, и пуст, Как будто бы белой смородины Обглодан раскидистый куст. (И. Северянин)  «Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной- всю жизнь»

И вот мы остались без Родины

И вид наш и жалок, и пуст,

Как будто бы белой смородины

Обглодан раскидистый куст.

(И. Северянин)

«Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной- всю жизнь»

Белая эмиграция. Молодое поколение.  «Отцы эмиграции».  Русская культура за рубежом.
  • Белая эмиграция. Молодое поколение.
  • «Отцы эмиграции».

  • Русская культура за рубежом.

Это люди не принявшие Советскую власть и покинувшие Россию после октября 1917 года. Разные были эти люди: и ностальгически переживающие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционное лихолетье .

Это люди не принявшие Советскую власть и покинувшие Россию после октября 1917 года.

Разные были эти люди:

и ностальгически переживающие разлуку с Родиной, и запутавшиеся в революционное лихолетье .

«Я русский офицер, и чужой формы никогда не носил». Русский генерал, возглавивший русскую Добровольческую армию в годы гражданской войны. В апреле 1920г. эмигрировал во Францию. Написал «Очерки русской смуты». В 1945 г. жил в США. Антон Иванович Деникин

«Я русский офицер, и чужой формы никогда не носил».

Русский генерал, возглавивший русскую Добровольческую армию в годы гражданской войны.

В апреле 1920г. эмигрировал во Францию. Написал «Очерки русской смуты».

В 1945 г. жил в США.

Антон Иванович Деникин

В США, штат Коннектикут. Анастасий Восняцкий. В Китае, в Манчжурии. К. Родзаевский Свою цель русская фашистская партия видела в совершении национальной революции в России.
  • В США, штат Коннектикут. Анастасий Восняцкий.
  • В Китае, в Манчжурии. К. Родзаевский
  • Свою цель русская фашистская партия видела в совершении национальной революции в России.
Свою цель русская фашистская партия видела в совершении национальной революции в России. Константин Родзаевский

Свою цель русская фашистская партия видела в совершении национальной революции в России.

Константин Родзаевский

 Русская эмиграция организовала различные научные общества: инженеров, химиков и.т.д. Большой вклад в науку внёс Сикорский Игорь Иванович.

Русская эмиграция организовала различные научные общества: инженеров, химиков и.т.д. Большой вклад в науку внёс Сикорский Игорь Иванович.

Наш соотечественник, один из крупнейших авиаконструкторов XX в.С его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень. После революции он с болью в сердце покинул Россию. Значительная часть того, что он сделал, послужила пользе и славе США.. Но до конца жизни Сикорский оставался патриотом России.
  • Наш соотечественник, один из крупнейших авиаконструкторов XX в.С его именем связаны разные и притом неожиданные достижения конструкторской мысли, всякий раз выводившие мировую авиацию на новый уровень.
  • После революции он с болью в сердце покинул Россию. Значительная часть того, что он сделал, послужила пользе и славе США.. Но до конца жизни Сикорский оставался патриотом России.
Ностальгия…Тоска по Родине…

Ностальгия…Тоска по Родине…

 Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России:  певец Ф.И.Шаляпин;  композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов;  писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева, К Бальмонт, Набоков;  балерина А. Павлова;  художники К. Коровин, Н. Рерих.

Среди тех, кто составляет плеяду крупных деятелей мировой культуры, наши соотечественники, жившие вдали от России:

певец Ф.И.Шаляпин;

композиторы С. Рахманинов, А. Глазунов;

писатели и поэты И. Бунин, А. Куприн, М. Цветаева, К Бальмонт, Набоков;

балерина А. Павлова;

художники К. Коровин, Н. Рерих.

« Марина Цветаева - наш общий грех, наша общая вина. Мы все перед ней в неоплатном долгу. Мы не сумели её оценить, не полюбили, не удержали от гибельного возвращения в Россию», - вспоминает Ирина Одоевцева- писательница русской эмиграции.

« Марина Цветаева - наш общий грех, наша общая вина. Мы все перед ней в неоплатном долгу. Мы не сумели её оценить, не полюбили, не удержали от гибельного возвращения в Россию», - вспоминает Ирина Одоевцева- писательница русской эмиграции.

Письмо сыну.

Мурлыга! Прости меня, но   дальше было   бы хуже. Я   тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я   больше не   могла жить. Передай папе и   Але  — если увидишь  — что любила их   до   последней минуты и   объясни, что попала в   тупик.  

Записка Асеевым:

Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к   себе в   Чистополь  — просто взять его в   сыновья  — и   чтобы он   учился. Я   для него больше ничего не   могу и   только его гублю. У   меня в   сумке 450 р. и   если постараться распродать все мои вещи. В   сундучке несколько рукописных книжек стихов и   пачка с   оттисками прозы. Поручаю их   Вам. Берегите моего дорогого Мура, он   очень хрупкого здоровья. Любите как сына  — заслуживает. А   меня  — простите. Не   вынесла. МЦ. Не   оставляйте его никогда. Была   бы безумно счастлива, если   бы жил у   вас. Уедете  — увезите с   собой. Не   бросайте!  

Записка « эвакуированным » :

Дорогие товарищи! Не   оставьте Мура. Умоляю того из   вас, кто сможет, отвезти его в   Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы  — страшные, умоляю не   отправлять его одного. Помогите ему с   багажом  — сложить и   довезти. В   Чистополе надеюсь на   распродажу моих вещей. Я   хочу, чтобы Мур жил и   учился. Со   мной он   пропадет. Адр. Асеева на   конверте. Не   похороните живой!  

 Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной:

Поэт очень болезненно переживал разлуку с Родиной: "...нет дня, когда бы я не тосковал о России, нет часа, когда бы я не порывался вернуться". Тоска по родине, отрыв от родной почвы, утрата корней ("Мое сердце в России, а я здесь, у океана. Бытие неполное",- писал он одному из корреспондентов) - вот основные темы эмигрантского периода творчества, нашедшие отражение в стихотворениях "Прощание с древом", "Узник", "Просветы", "Сны", "Она", "Россия", "Мое - ей", "Я русский" и др.

Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: все эти возвышенные слова, дивной красоты песни,
  • Чувство родины, языка, истории у него было огромно. Бунин говорил: все эти возвышенные слова, дивной красоты песни, "собоpы-все это нужно, все это создавалось веками...". Одним из источников его творчества была наpодная pечь
  • В 1933 году Бунину была пpисуждена Нобелевская пpемия, как он считал, пpежде всего за "Жизнь Аpсеньева"
Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин смело можно назвать Золотым веком русского искусства. Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме . портрет работы Б. М. Кустодиева
  • Время, когда жил и творил Федор Иванович Шаляпин смело можно назвать Золотым веком русского искусства.
  • Его современниками и партнерами по сцене были: Э. Карузо, Т. Руффо, Л. Собинов, А. Нежданова. Начинал Шаляпин свою деятельность на Императорской сцене под руководством Э.Направника, а стал знаменитым певцом в Частной опере С.И. Мамонтова, где познакомился и подружился с такими художниками как К. Коровин, В. Серов, И. Левитан, братья В. и А. Васнецовы. Картины этих художников, как и прежде, можно увидеть в шаляпинском доме .

портрет работы Б. М. Кустодиева

Шаляпин в роли Ивана Грозного Федор Шаляпин

Шаляпин в роли Ивана Грозного

Федор Шаляпин

 Рахманинов принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты.

Рахманинов принадлежал к той породе музыкантов, которые убежденно считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты.

Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной - всю жизнь . в 2000 году численность наших соотечественников за рубежом составляла более 30млн. человек. Только в США проживает около 10 млн. русских.

Расставшийся с другом плачет семь лет, расставшийся с Родиной - всю жизнь .

  • в 2000 году численность наших соотечественников за рубежом составляла более 30млн. человек.
  • Только в США проживает около 10 млн. русских.
« Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и будьте её верными сынами и дочерьми » , - эта надпись над одной из неизвестных могил Сен-Женевье- де- Буа.

« Русские люди, где бы вы ни были, любите Россию, настоящую, прошлую и будущую, и будьте её верными сынами и дочерьми » , - эта надпись над одной из неизвестных могил Сен-Женевье- де- Буа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!