барьеры эффективного общения
выполнила:
Романова Екатерина Сергеевна
общение
определяется как процесс взаимодействия между людьми, состоящий в обмене между ними информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности
стороны общения
-коммуникативную
- интерактивную
- перцептивную
функции общения
- контактная
- информационный обмен сообщениями
- побудительная стимуляция активности партнера по общению
- координационная
- понимание
- эмотивное возбуждение
- установление отношений
- оказания влияния
схема восприятия
При встрече с человеком, превосходящим
нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько
более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы
имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы
недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то
одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим
параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только
при действительно важном, значимом для нас неравенстве.
чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали.
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ - употреблением себя самому
факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей :
-Наличие заранее заданных установок, установок, оценок и убеждений
- Наличие стереотипов
- стремление сделать преждевременные заключения о личности
- безотчетное структурирование личности
- эффект “ореола”
-эффект “переоценивания”
-эффект “первичности”
- отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей
- Отсутствие изменений в восприятии и оценках
- эффект “последней информации”
измерения установок
- когнитивное
- аффективное
- поведенческое
установки формируются:
под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.
пути преодоления предрассудков
- действия должны быть направлены не на устранение предубеждений и предвзятых мнений (что, как уже было сказано, невозможно), а на ослабление и устранение их влияния в каждом конкретном случае.
- действия направлены на ослабление влияния предвзятых представлений не только у оппонентов, но и у себя.
- сознательно передать инициативу разговора в руки собеседника, тем самым лишая его возможности оставаться оппонентом и говорить «нет».
- для получения утвердительных ответов использовать «усилители», то есть высказывания, имеющие общий характер и не вызывающие возражений.
для разрушения коммуникативного барьера:
1. Постарайтесь сразу избавиться от стереотипов мышления. Конечно, это нелегко. Но если постоянно о них помнить, с поставленной задачей вполне можно справиться. Это совет стратегический.
2. Каждый раз, формируя сообщение, помните о двух вещах. Первое: убедитесь в том, что оно не искажено вашими стереотипами мышления. Второе: попытайтесь определить, какие стереотипы могут довлеть над получателем вашей информации, и сформулируйте свое сообщение таким образом, чтобы оно прошло через этот барьер.
приемы для устранения в сообщении искажений, идущих от стереотипов
Принимая информацию, отделяйте эмоции от фактов, а факты —
от мнений. Сделать это очень просто. Выслушав собеседника, попросите его
повторить сказанное, ограничиваясь фактами и оставив оценки этих фактов
при себе.
Снабжая информацией, не стесняйтесь попросить повторить ее,
особенно если речь идет о чем-то очень важном.
перечислите функции общения
перечислите функции общения
- контактная
- информационный обмен сообщениями
- побудительная стимуляция активности партнера по общению
- координационная
- понимание
- эмотивное возбуждение
- установление отношений
- оказания влияния
Чем обеспечивается наиболее простой способ понимания другого человека? и как это происходит?
Чем обеспечивается наиболее простой способ понимания другого человека? и как это происходит?
Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией — уподоблением себя ему. При идентификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях.
как формируются установки
как формируются установки
под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;
на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.