СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Банк проблемных заданий по дисциплинам

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Банк проблемных заданий по дисциплинам»


Банк проблемных заданий по дисциплинам социально- гуманитарного цикла.


Преподаватель: Тихомирова Анна Юрьевна.


1.Проблемные задачи по философии:


Анатация:

Учебно-методические материалы курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников СПО».

Цель курса - подготовка обучающихся СПО по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.
При этом решаются задачи:
- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до XX века;
- создание у обучающихся мыслительной и эмоционально-волевой основы для применения на практике полученных знаний по предмету;
- развитие у обучающихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.


Требования к знаниям  и умениям обучающихся

По завершении курса «Проблемные задачи и тестовые задания по истории России» учащийся должен знать:
основные понятия и термины, используемые в исторической науке;
основные этапы и особенности исторического процесса в России;
содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;
основные хронологические рубежи, календарные даты истории России.

После изучения курса учащийся должен уметь:
применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода, сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;
теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии, работать с картографическими источниками, генеалогическими таблицами и др.
решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

Структура учебно-методического комплекса

В учебно-методические материалы включен перечень проблемных задач и тестовых заданий, которые можно использовать для тематического и итогового контроля, систематизации и углубления знаний.

Тесты и дидактические   материалы:


1вариант


1.Что такое «полюдье»? Можно ли его назвать первой формой феодальной (поземельной ренты?)


2. Объясните, по какому поводу на вече одного из восточнославянских племён были произнесены слова: «Когда повадится волк к овцам, то 

перетаскает всё стадо, если не убить его...». Что было потом?


3. С какими событиями связаны имена воевод Добрыни, Пуктши, Вышаты, Ратибора, Путяты?


4. Какова роль Сергия Радонежского в русской истории?


5. Какие статьи содержал Судебник 1497 г.? Как он решал вопросы о центральной и местной государственной власти, об отдельных категориях населения?


6. Какой важный процесс в истории России характеризуется такими событиями: «Юрьев день», пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отмечен Юрьев день?


7. Что такое автокефальная церковь? Стала ли русская церковь автокефальной после избрания московского митрополита в обход Константинополя?


8. Что вы знаете о крестоцеловальной записи Василия Шуйского? Какое важное политическое значение и юридическое значение имел этот документ?


9. Что явилось основанием для характеристики, которую давали Софье Алексеевне современники: «дева великого ума... больше мужески ума исполненная»?


10. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва. В. Пояркова, Е. Хабарова? В чём их значение?
11. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили? С каким из них связаны следующие названия: Путивль, Кромы, Калуга, Тула


12. Какие новые тенденции, отчётливо проявляющиеся во второй половине XVII в., позволяют говорить, что начинается эпоха чиновничье-дворянской монархии?


13. По церквам разослали «память»: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?


14. Какие изменения в быту россиян произошли в I половине XVIII в.? Каких слоев населения России не коснулись эти изменения?


15. Какова история создания и прекращения деятельности Уложенной комиссии (1767 г.), о чём она свидетельствует?


16. Что такое «самодержавно-бюрократический строй»? Что такое бюрократия? Почему иногда даже дворянство было недовольно бюрократией? Почему в царствование Николая I началось разрастание бюрократического аппарата?


17. Какое событие должно было состояться 4 марта 1881 г? Почему оно не состоялось?


18. Почему развитие сельского хозяйства в пореформенный период происходило не столь успешно, как промышленности?

Охарактеризуйте два пути эволюции аграрного строя России. Укажите районы, где преобладал тот или иной путь.


19. Почему распался «Союз трёх императоров»? Как образовался и против кого был направлен Тройственный союз?


20. В докладе царю глава русской делегации канцлер А.М. Горчаков написал: «Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной карьере». Царь пометил: «И в моей тоже». С какими событиями был связан этот эпизод?


21. Назовите дату события, объединившего врачей Н.Ф. Склифосовского и С.П. Боткина, писателя Э.Н. Успенского, художников В.Д. Поленова. К.Н. Маковского, В.В. Верещагина. Что это было за событие?


2 вариант


1.Кто:

-первым из московских князей получил от ордынского хана право собирать дань в пользу Орды;


-по преданию благословил московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовскую битву;


-построил в Москве Покровский собор, что «на рву»?


2. Какие факты политической истории подтверждают, что князь Дмитрий Московский, при котором началось строительство каменного Кремля, действительно был сильнейшим князем на северо-востоке Руси.


3. Какие из названных памятников русской архитектуры были созданы в ХV-ХVI веках:
-Софийский собор в Новгороде;
-Покровский собор (Василия Блаженного) в Москве;
-Дмитриевский собор во Владимире;
-Успенский собор Московского Кремля;
-Церковь Покрова на Нерли.


4. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Романова. Что решило дело в пользу этого претендента? Чем отличался собор 1613 г. от предыдущих собраний представителей сословий?


5. Что такое приказ (для XVI века)1? Какие приказы Вы знаете? Каковы были их функции?


6. Каким образом мог применяться наёмный труд в крепостной России XVII века? Кто выступал в роли наёмных рабочих?


7. Какие архитектурные памятники нарышкинского барокко Вы можете назвать? Расскажите о происхождении названия этого стиля и о том, что для него характерно


8. В 1649 году Земский собор принял новый свод законов - Соборное Уложение. По словам патриарха Никона, собор был созван «боязни ради и междоусобий от всех чёрных людей». Какие причины обусловили необходимость обновления законодательства?


9. На протяжении XVII века у России складывались весьма напряжённые отношения с Польшей — вплоть до «вечного мира» (1686г.). Состоялось несколько русско-польских войн, каждая из них имела свой повод и причины. Укажите наиболее общие причины взаимной вражды и недоверия Польши и России. Были ли у России и Польши общие внешнеполитические интересы, несмотря на существенные русско-польские противоречия?


10. При патриархе Никоне (1652-1658 гг.) проводились реформы, имевшие целью устранить разночтения в церковных книгах, упорядочить церковные службы. Алексей Михайлович вначале поддерживал эти реформы. Однако вскоре между патриархом и царём возник конфликт. В чём причина этого конфликта? Чем он завершился?


11. В русской литературе XVII века, как отмечали современники, «старина и новизна перемешались». Новизна отразилась, в частности, в таких терминах, как «обмирание», «живость», обычно применяемых для характеристики искусства того времени. О каких неведомых ранее ( до XVII в.) культурных явлениях, тенденциях в духовной жизни общества напоминают эти слова?


12. В каком году произошло событие, в связи с которым А.С. Пушкин написал стихотворения «Клеветникам России» и «Бородинская годовщина», а А.И. Герцен вспоминал: «За одну дурно скрытую слезу о Польше, за одно смело сказанное слово - годы ссылки, белого ремня, а иногда и каземат...» Какое это было событие?


13. В статье известного публициста Д.И. Писарева говорилось: «Вот ультиматум нашего лагеря: что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то и годится, что разрушится вдребезги, то хлам: во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть». Как называлось направление русской общественной мысли, идеи которого были изложены Д.И. Писаревым? Почему это направление получило такое название? Какое литературное произведение XIX века помогает раскрыть смысл этого понятия?


14. В чём суть противоречий славянофилов и западников? Их называли «друзья-враги». Как Вы это понимаете?


15. Чем объясняется тот факт, что именно Александр II, столь мною сделавший для реформирования России, «царь-Освободитель» (как его называли простые люди), стал объектом, а затем и жертвой покушения?


16. Его обучением занимался известный русский поэт В.А. Жуковский. На его жизнь было совершено несколько покушений. А.И. Герцен, приветствуя его деятельность, тем не менее пророчески предупреждал его: «Горе Вам, если Вы остановитесь на достигнутом». О ком идёт речь? Расскажите подробнее о жизни и деятельности этого государственного деятеля.


17. Он учился в Берлинском университете. Суды Саксонии и Австрии приговорили его к смертной казни. Однажды он сказал: «У нас нет Отечества. Наше Отечество - всемирная революция». Чей это портрет? Расскажите о жизни и политических взглядах этого человека подробнее.


18. Он был одноклассником А.С. Пушкина. Его дипломатическая карьера началась в 19 лет. Он был послом в Лондоне, Берлине, Риме, Вене. Когда его спрашивали о методах российской внешней политики, он молча указывал на портрет Петра 1. О ком идёт речь? Каковы главные успехи его дипломатической карьеры? 


19. Почему условия жизни русских рабочих во второй половине XIX - начале XX века были хуже, чем положение рабочих в других странах?


3 вариант


1. Культура Руси в X - XIII веках отмечается высоким уровнем, потому что:

1) получила прямое культурное наследие древнего мира; 2) на культуру Руси оказали влияние соседи - скифы и греки Причерноморья, а затем Византия;  3) купцы, посещавшие Западную Европу, восточные страны и Византию, перенимали многое из культуры других стран. Верно 1), 2) и 3); 5) верно только 2 и 3.


2. Размер дани, взимаемой в VIII-IX веках хазарами со славянских племён, составлял от «дыма» (двора) по: 1) две меры зерна; 2) две меры зерна и одной белке; 3) одной белке и горностаю; 4) горностаю и две птицы; 5) две птицы и барану.


3. До принятия Русской Правды за преступления судили: 1) на основе личного распоряжения князя по конкретному факту; 2) на основе решения общины; 3) по приговору волхвов; 4) на основе традиций, правил, передаваемых из поколения в поколение; 5) люди, назначаемые князем.


4. Владимир Мономах внёс дополнения в Русскую Правду в интересах: 1) представителей княжеских и боярских родов; 2) купцов и ростовщиков; 3) смердов и холопов; 4) мелкого городского люда; 5) наёмных воинов-дружинников.


5. Распад Руси принёс ряд преимуществ мелким княжествам, ибо: 1) ими легче управлять; 2) в них проще навести порядок и легче его поддерживать: 3) их военную защиту удобнее осуществлять; 4) верно всё указанное; 5) верно 1) и 2).
6. На Новгородском вече избирали: 1) посадника; 2) архиепископа; 3 тысяцкого; 4) правильно всё перечисленное; 5) правильно1), 2).


7. Когда, при каком князе завершилось образование Российского централизованного государства? 1) при Иване Калите в первой половине XIV века; 2) при Дмитрии Донском во второй половине XIV века; 3) при Иване III в конце XV века; 4) при Иване IV в XVI веке; 5) при Петре I в начале XVIII века.


8. Когда в России оформилась сословно представительная монархия? 1) в конце XV века при Иоанне III; 2) в середине XVI века при Иване Грозном; 3) при Петре I; 4) при Александре I.


9. Процесс складывания единого всероссийского рынка приходится на период: 1) объединения русских земель вокруг Москвы (Х^-ХУ века): 2) включения Волжского торгового пути в состав России (1552-1556); 3) XVII век; 4) выхода России к Балтийскому морю (1721); 5) появления бумажных денег (середина XVIII века).


10. Для передовой русской культуры XVIII века характерно уважение к культуре других народов, что проявилось в: 1) стремлении овладеть богатствами культуры других народов; 2) переводах и издании сочинений зарубежных авторов; 3) обучении русских граждан в иностранных университетах; 4) верно всё указанное; 5) верно 1) и 2).


11. Попытка государственного переворота, предпринятая в конце XVII века царевной Софьей, привела к: 1) установлению её единоличного правления; 2) отстранению её от власти; 3) заточению её в Новодевичий монастырь; 4) верно 2) и З); 5) коллегиальному правлению трёх человек (Софьи, Ивана V, Петра I).


12. Первая серьёзная попытка реорганизовать русское войско по западно-европейскому образцу была предпринята в годы правления царя: 1) Бориса Годунова; 2) Василия Шуйского; 3) Михаила Фёдоровича; 4) Алексея Михайловича; 5) Петра I.


13. Когда в России появились первые мануфактуры? 1) в XII веке; 2) в первой половине XVIII века; 3) в конце XVIII века; 4) В начале XIX века.


14. Боярская дума перестала созываться: 1) уже при Михаиле Романове; 2) при Алексее Михайловиче; 3) в начале XVIII века; 4) в период двоецарствия; 5) дума просуществовала до февраля 1917 года.


15. Северная война началась с: 1) осады крепости Штральзунд датским королём Фредериком IV; 2) осады Риги королём Саксонии Августом II: 3) осады Нарвы Петром I; 4) осады Копенгагена шведским королём Карлом XII: 5) верно всё указанное.


16. 30 августа 1721 года в г. Ништадте со Швецией был пописан мирный договор, по которому к России отошли: 1) Эстляндия, Лифляндия, Ингерманландия; 2) часть Карелии и ряд островов на Балтике; 3) Россия выплатила Швеции огромную сумму денег за полученную ею Прибалтику; 4) верно лишь 1) и 2); 5) верно 1), 2) и 3).


17. Прутский поход Петра I закончился: 1) полным разгромом впятеро превосходящих сил янычар; 2) присоединением Молдавии к России; 3) длительной блокадой русской армии; 4) потерей Россией крепости Азов; 5) миром без аннексий и контрибуций между Россией и Турцией.


18. Какая привилегия была дарована купцам третьей гильдии по «Жалованной грамоте городам» (1785 г.)? а) подвергаться телесным наказаниям только один раз в год; б) ездить в коляске, запряжённой парой лошадей; в) содержать трактиры.


19. Поводом к русско-турецкой войне 1787 -1791 годов послужил ультиматум Турции, которая потребовала: 1) возвращения ей Крыма; 2 признания Грузии вассальным от Турции государством; 3) досмотра всех русских судов, проходящих через Черноморские проливы; 4) верно всё указанное; 5) верно 1) и 3).


20. Что стало поводом к началу Крымской войны? а) вход в черноморские проливы французского военного корабля «Шарлемань»; б) перехват Чёрном море английской шхуны «Виксен»; в) спор между православной католической церквами о ключах от Вифлеемского храма.


21. Каким событием завершилось в 1864 году Кавказская война? 1) Капитуляцией Шамиля в Гунибе; 2) выводом русским войск из Чечни Дагестана; 3) взятием русскими войсками Кбааду;     4)  Туркманчайским мирным договором; 5) взятием русскими войсками Карса.


22. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806-1812 гг. а) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;  б)  желание России господствовать Чёрном море; в) территориальные притязания Турции и России.


23. Почему Россия в  1811   году ввела высокие таможенные пошлины на ввозимые   французские   товары?   а)  связи с тяжёлым экономическим положением страны; б) в ответ на нарушение Францией Тильзитских соглашений;   в) чтобы остановить французские  войска, вступившие на российскую территорию.
24. Какое сражение известно как «битва народов» 1) при Ватерлоо в 18 году; 2) под Лейпцигом в 1813 году;  3)   при   Кунерсдорфе;   4) Аустерлицем в 1805 году.


25. В чём состояла суть так называемого «восточного вопроса» в нам XIX века? а) борьба между европейскими государствами за влияние китайской территории; б) установление контроля на святыми мест; Иерусалима; в) взаимоотношения с Османской империей и подвластным. славянскими народами.
26. В  1840-1841  году были заключены Лондонские конвенции,    которые устанавливали контроль над черноморскими проливами со стороны: Турции,   России,   Франции;   2)   Англии,   Пруссии,   Австрии;   3) Италии, Испании; правильно 1) и 2).
27. Какие изменения произошли в области народного образования в годы царствования Александра III? а) упразднена университетская автономия; б) создана сеть высших учебных заведений для женщин; в) государственные дотации университетам были значительно увеличены.
28. В чём причина ухудшения русско-германских отношений в 80-х годах XIX века? а) Россия отказала Германии в экспорте хлеба; б) России стал не выгоден импорт германских промышленных товаров; в) Германия отказалась выдать России требуемый ею заем.









2. Проблемные задачи по философии:

1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?

Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.

Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.

 

2. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

 

3. Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую.

Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?

 

4. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).

Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).

 

5. Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).

Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).

 

6. Прокомментируйте

Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р.Киплинг)

 

7. Что хотел сказать автор?

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).

 

8. Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? — Прокомментируйте.

 

9. Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. — Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)

Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

 

10. Прокомментируйте слова М .В .Ломоносова:

Оным умникам… легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.

 

11. Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]

Б. “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, — нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М. Волошин .Заметки 1917 года)

  Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У нас особенная стать

В Россию можно только верить

 Прокомментируйте.

 13. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

 

14. Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).

Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

 

15. Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы?

Сила женщины — в ее слабости”.

 

16. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Правда хорошо, а счастье лучше.

Б. Платон мне друг, но истина дороже.

 



17. Как Вы оцениваете утверждение:

Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). — Дайте развернутый ответ.

 

18. Существуют пять состояний знания и незнания:

1. когда мы знаем, что знаем

2. когда мы знаем, что не знаем

3. когда мы не знаем, что знаем

4. когда мы не знаем, что не знаем

5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

 

19. Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

 

20. Создан ли мир Богом? Да или нет? — Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?

 

21. Чего в мире больше: порядка или беспорядка?

Дайте развернутый ответ.

 

22. Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте:

В суде разводится пожилая пара.

Судья спрашивает у мужа о причинах развода.

Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.

В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

 

23. Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. — Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

 

24. Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым? (“не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”).

 

25. Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.

1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).

2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).

3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).

4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

 

26. Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

 

27. Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.

 

28. Прокомментируйте следующее утверждение:

Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.

 

29. Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. — Что он имел в виду? Прокомментируйте.

 

30. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Один ум хорошо, а два лучше.

Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

 

31. Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).

 

32. В чем изъян следующего утверждения:

С ними человечно — быть жестоким, жестоко — быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

 

33. Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

 

34. Согласны ли Вы с утверждением «Мы не Европа и не Азия. Мы — русские» (Телепередача «Русский дом», 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.

 

35. Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

 

36. Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

 

37. Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?

Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

 

38. В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:

"Наслаждение — антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь — нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

 

39. Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

 

40. Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

 

41. Что есть истина? — Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

 

42. Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." — Оцените и прокомментируйте.

 

43. Что (чего) Вы ждете от жизни? — Дайте развернутый ответ.

 

44. Как надо жить, чтобы нам было лучше? — Дайте развернутый ответ.

 

45. Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? — Дайте развернутый ответ.

 

46. П.Я.Чаадаев: «Любовь к отечеству — прекрасная вещь. Но еще более высокая — любовь к истине».

Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.

Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

 

47. Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

 

48. Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Всё познается в сравнении.

Б. Сравнение всегда хромает.

 

49. Руссо был одержим идеей возврата в далекое прошлое, которое он называл золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" – его призыв.

На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

 

50. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?

Дайте развернутый ответ.

 

51. Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

 

52. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развернутый ответ.

 

53. Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

Дайте развернутый ответ.

 

54. Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку заниматься самосовершенствованием? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?

Дайте развернутый ответ.

 

55. Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: «Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много»?

Попробуйте реконструировать ход его мысли.

 

56. Почему добрым быть хорошо, а злым — плохо?

Дайте развернутый ответ.

 

57. Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?

Дайте развернутый ответ.

 

58. С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? — Дайте развернутый ответ.

 

59. Рассудите:

Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории научного обучения, утверждал: “Человека образуют обстоятельства”.

Балашов Л.Е.: “Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств”.

 

60. Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

 

61. Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.

 

62. З. Фрейд говорил: «Каждый человек — психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом».

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

 

63. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. «Знание — сила» (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: «знать больше сегодня — значит быть более сильным завтра» — Э. Теллер).

 

64. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?

Дайте развернутый ответ.

 

65. Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г.

Дайте развернутый ответ.

 

66. В чем сущность дилеммы «сциентизм — антисциентизм», возможно ли ее решение?

Дайте развернутый ответ.

 

67. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал 4 фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?

Дайте развернутый ответ.

68. Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского «верю, чтобы понимать» и мысли Пьера Абеляра «понимаю, чтобы верить».

 

69. Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо «Назад к природе!» и лозунгом Французской революции «Мир хижинам; война дворцам!»?

Дайте развернутый ответ.

 

70. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. «...ничто великое в мире не совершалось без страсти» (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

Б. «Сильные страсти — слабые нервы» (из кинофильма). Или: «Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля» (В. О. Ключевский).

Дайте развернутый ответ.

 

71. Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина — за следствие.

Приведите примеры этой ошибки.

 

72. Одни считают интуицию высшей формой познания, другие — атавизмом, доставшимся нам от животных.

А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

 

73. Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: «Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним — умиранием и смертью». (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: «Смерть — поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как θανάτου μελέτη (подготовку к смерти [греч.])».

Б. Б. Спиноза: «Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни». (Б. Спиноза. Этика. — См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

 

74. Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор).

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!