СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Балхарские мотивы- традиции и культура народов Дагестана"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для учеников 3 класса.  может быть внеурочным занятием, рассказывает о творческом наследии балхарских мастериц(гончарное исскуство).

Просмотр содержимого документа
«"Балхарские мотивы- традиции и культура народов Дагестана"»

Тема: «В гостях у народной мастерицы Зубайдат Ума­лаевой»

Учебные цели и задачи: ознакомление учащихся с производством гончарных изделия в с. Балхар Акушинского района, с историей возникновения промысла, с лучшими мастерицами села, с технологией изготовления гончарной посуды, материалами и инструментами.

Оборудование урока: для учителя — альбомы по искусству, открытки, репродукции, фотографии, учебно-методические таблицы с изображением балхарских гончарных изделий. Образцы бал харской гончарной продукции (посуда, свистульки, малая скульптура).

Для учащихся— тетради для записи.

Содержание урока

(Примерный текст беседы-рассказа)

Беседа ведется от лица известной балхарской мастерицы, заслуженного деятеля прикладного искусства Дагестана, члена Союза художников России Зубайдат Умалаевой.

Наше село Балхар, расположенное высоко в горах Дагестана, прославилось на весь мир благодаря традиционному ручному женскому труду. Гончарные изделия наших мастериц побывали во многих странах мира и завоевали золотые и серебряные медали крупных международных выставок.

Но основное предназначение нашего ремесла вплоть до XX столетия было в обеспечении дешевой гончарной посудой жителей почти всех горных районов Центрального и Северного Дагестана. Испокон веков наши большие хозяйственные сосуды, водоносные кувшины, посуда для хранения молока и сбивания масла, кухонная посуда (миски, чашки), детские игрушки-свистульки и светильники пользовались большим спросом среди даргинцев, аварцев, кумыков, лезгин и других народностей Страны гор.

Согласно легендам и преданиям, гончарную посуду наши женщины начали делать с незапамятных времен. Секреты ее изготовления передавались от матери к дочери и дошли до наших дней. Раньше женщины делали гончарную посуду каждая в своем доме, а теперь они работают в специально оборудованном помещении — гончарном цехе.

За многие столетия основные технологические приемы изготовления гончарной посуды остались неизменными. Вот основные из них: недалеко от села, как и в старину, добывают гончарную глину, привозят в гончарный цех. Здесь глину месят ногами, очищают от посторонних примесей, превращают в пластичную рабочую массу пригодную для изготовления лепных (игрушки) и формовочных (посуда) изделий. Разнообразные кувшины, сосуды и блюда формуют на ручном деревянном гончарном круге легкой конструкции "Жюлла". Глиняную заготовку в виде лепешки прикрепляют к предварительно засыпанной золой рабочей поверхности круга. Зола засыпана для того, чтобы после формовки готовое изделие не прилипло к кругу и можно было снять, отделить его от последнего, обрезав ножом лишний слой глины по краям поддона.

После прикрепления выделки дна начинают формовку сосуда. Стенки формуют ленточным способом: наращиванием глиняных жгутиков одинаковой толщины по ходу вращения круга. После формовки поверхность сосуда обрабатывается ножом, заглаживается мокрой тряпкой. На готовую слегка высохшую гладкую поверхность сосуда наносится ангобный рисунок "чучаби".

Краску или ангоб для росписи получают из местных глин белого, светло-охристого и желтого цветов. Роспись наносят самодельной кистью из ишачьего волоса.

Балхарский орнамент состоит из растительных (бутоны, лепестки), геометрических (солнце, звезда) и животных или зооморфных (куропатка, ящерица) мотивов.

После нанесения росписи изделия подвергаются естественной сушке в тени. Затем начинается самая ответственная операция -обжиг. Печь для обжига — это двухкамерное каменное куполообразной сооружение, обмазанное со всех сторон густым слоем гончарной глины. Верхняя камера заполняется посудой, а нижняя, которая служит в качестве топки — кизяками.

В течение суток в нижней камере, т.е. в топке, накапливается и держится температура в пределах 500-600С. Еще через сутки вынимают из печи новые еще теплые керамические изделия цвета летнего солнечного заката.

В настоящее время Балхарский цех художественных изделий выпускает продукцию сувенирного характера: богато орнаментированные большие декоративные блюда и кувшины разных конфигураций.

Я люблю лепить малые декоративные скульптуры: фантастических зверей и птиц, персонажей народных сказок, многофигурные сюжетные композиции, посвященные жизни людей. Наиболее интересные мои керамические миниатюры имеются в Махачкале в Дагестанском музее изобразительных искусств, а также в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Отрадно заметить, что в нашей школе на уроках трудового обучения девочки занимаются ручной формовкой посуды традиционных форм на гончарном круге и лепкой игрушек. Они, как правило, со своими изделиями постоянно участвуют во всероссийских, республиканских выставках и занимают призовые места.

Много в современном Балхаре хороших мастериц старшего поколения, способствующих своим творческим трудом сохранению и развитию самобытного местного художественного промысла, передающих богатый опыт молодым мастерицам. Есть и среди молодых мастерицы, уже отличившиеся своими оригинальными декоративными композициями малой пластики.

В заключение советую вам посетить наш Балхар — родину подлинно народного искусства и искусных мастериц.








МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ»




КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ:

«В гостях у народной мастерицы Зубайдат Ума­лаевой»




ПЕДАГОГ:

КАМАЛОВА М.А.




МАХАЧКАЛА



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!