СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет по сказке П. И. Чайковского по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Балет по сказке П. И. Чайковского по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»»

Класс: 3

Тип урока: урок изучения нового

Цель:  создание условий для формирования представления у учащихся о балете, как о жанре музыкально-хореографического искусства.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Т.А Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

  2. Формировать знания о необычном музыкальном инструменте челесте и о других инструментах симфонического оркестра;

  3. Формировать знания о характерных особенностях русских народных танцев и танцев других народов мира.

Развивающие:

  1. Развивать умение детей выражать свои чувства и эмоции в пластических движениях при прослушивании и просмотра «Арабского танца»;

  2. Развивать в детях ритмический слух (хлопки на сильную долю) при прослушивании «Трепака»;

  3. Развивать у детей тембровый слух для определения тембра флейты и челесты при слушании «Танца пастушков» и «Танца феи Драже»;

Воспитательные:

  1. На основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» и музыки из одноименного балета Чайковского подвести ребят к осознанию философской идеи победы добра над злом.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Узнают звучание музыкальных инструментов, таких как, челеста и флейта в симфоническом оркестре.

  • Называют характерные особенности русский народных танцев, а также танцев других народов мира.

Метапредметные:

  • Выражают свои эмоции и чувства в пластических движениях при прослушивании и просмотра «Арабского танца».

  • Применяют ритмических слух (хлопок на сильную долю) при прослушивании «Трепака».

  • Применяют тембровый слух для определения тембра флейты и челесты при слушании «Танца пастушков» и «Танца феи Драже».

Личностные:

  • Осознают на основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», что добро всегда побеждает зло.

Оборудование: мультимедийное оборудование, проигрыватель, компьютер, презентация.
План урока: (45 минут)

  1. Организация начала урока (1 мин)

  2. Актуализация опорных знаний (2 мин)

  3. Проверка домашнего задания (10 мин)

  4. Открытие нового знания (30 мин)

  5. Домашнее задание (1 мин)

  6. Подведение итогов урока (1 мин)


















Ход урока

Этап урока

Задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приёмы и средства

Формируемые УУД ( с указанием конкретных действий)

1.Организация начала урока (1 мин)

Подготовить учащихся к работе на уроке

-Здравствуйте, ребята. Напоминаю, меня зовут Алёна Сергеевна, я проведу у вас урок музыки.

Приветствие

Речь учителя


2.Актуализация опорных знаний (2 мин)


Обеспечить воспроизведение опорных знаний




На прошлом уроке вы познакомились с фрагментами из балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка».


-Какой танец вы слушали в этом балете?

-Вспомним, какая Золушка была в вальсе?

-В какой момент пропало же её счастье?






-Вальс


-Счастливая


-В полночь



3.Проверка домашнего задания (10 мин)


Определить степень усвоения

изученного.

На дом вам было задано изобразить на альбомном листе счастье Золушки или его потерю.

-Поднимите свои работы.

(Выходят те, кто нарисовал вальс (счастье), потом те, кто нарисовал полночь (потеря счастья)).

-Повторим, как звучала музыка вальса?

(Выявить самые красочные рисунки)

-Теперь давайте вспомним музыку из этого же балета, в полночь, которую вы играли на музыкальных инструментах.

Как она звучала?

-Кто мне скажет, что же такое балет? Ну-ка кто запомнил.







Показывают свои рисунки.





Восторженно, торжественно, ярко.





-Страшно, угрожающе.



Балет-это музыкальный спектакль, где герои выражают свои чувства через пластику, танец.



4.Открытие нового знания (30 мин)

Обеспечить восприятие и осмысление

новых знаний и способов действий.

- А сегодня я вам расскажу другую сказку. И познакомимся мы с еще одним чудесным, замечательным балетом, написал его русский композитор - Пётр Ильич Чайковский. И балет был написан по знаменитой сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана – «Щелкунчик и мышиный король».

В сказке рассказывается о том, как девочка Мари помогла Щелкунчику, победить мышиного короля.

-Вспомните, какая особенность была у Щелкунчика? Что он мог делать? Почему его так назвали?

Итак, слушаем сказку:

Произошло это в рождественскую ночь. Вы знаете, что в рождественскую ночь происходят чудеса, превращения, дети получают подарки, и очень ждут этого праздника. Щелкунчика принесли в подарок детям среди других игрушек. Он был одет в военный мундир.
Девочке Мари он очень понравился.
Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику было нетрудно расколоть их.
Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем.


Мари положила Щелкунчика в кукольную коробку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети ушли спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, и начала с ним разговаривать, утешая его.


Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовал злой Мышиный король. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем.


Вдруг послышалось злое шипение, шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши.


Их было целое полчище во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил в бой. Ему помогали оловянные солдатики спустившиеся с елки. Дрались они храбро и отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, как Мари увидев это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен, а войско мышей разбито.


Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, ведь я так тебя люблю». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц предложил Мари руку и сердце, и вместе они отправились в его королевство.


Это было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Сначала они попали в Рождественский лес. Щелкунчик ударил в ладоши, и тот час же явились крошечные пастухи и пастушки, такие нежные и белые, что можно было подумать, будто они из чистого сахара. Они принесли хорошенькое золотое кресло, положили на него белую подушку из пастилы и очень любезно пригласили Мари сесть. И сейчас же пастухи и пастушки исполнили прелестный балет.

Звучит «Танец пастухов и пастушек».

- Что изображала музыка? Как вы определите звучание этого музыкального фрагмента?

- Как вы думаете, какой танец танцевали пастухи и пастушки?

-Какие балетные движения вы представили, слушая это произведение? Как они могли танцевать?

-Почему такая лёгкость образовалась из этих звуков, почему у вас такое впечатление, что легкие движения были. Какая музыка была?

- А что вы услышали в оркестре, какой музыкальный инструмент действительно подчеркивает такие движения пастухов и пастушек?

-С какими музыкальными инструментами ходят настоящие пастухи? Эти инструменты в оркестре заменяет флейта, потому что очень похожа на звучание рожка и свирели.


-Мы с вами предположили, какие движения могли бы быть в этом балете, теперь давайте посмотрим, как на самом деле это происходит в балете. (Фрагмент)

-Вот, смотрите, вы правы были, подскакивающие движения, а как изящно кружатся.

-Заметили, как музыка поменялась, стала тяжелая, когда пастушок начал танцевать, какие высокие у него прыжки, в отличие от пастушек.

-Если вам понравилось, можете поаплодировать, в зале в настоящем балете, принято аплодировать.


-Давайте вернемся к нашим путешественникам. Вместе с ними мы попадаем в город Конфетенбург.


Конфетенбург – многолюдный город, веселый, тут каждый день праздники. Через несколько шагов Мари и Принц очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как корабль, возвышался глазированный пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада. Бассейн был полон сбитых сливок, которые так хотелось зачерпнуть ложкой. Но прелестнее всего были очаровательные человечки. Они веселились, смеялись, шутили, пели и танцевали.

Звучит «Трепак».


- Ребята, расскажите о музыке, которая сейчас прозвучала. Какая она?

-Похожа ли она на «Танец пастушков»? А чем отличается?


Эта музыка действительно похожа на танец и у него есть свое название – это русский старинный танец – трепак.

Даже есть выражение «задать трепака». То есть «поднять настроение».

Это быстрый, задорный танец с лихим притопыванием. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку.

-Давайте вспомним, везде ли звуки были одинаковые, или есть ли там места, в которые вам хотелось топнуть ногой или хлопнуть в ладоши.

-Приготовим с вами музыкальные ладошки.

(Показать, как нужно держать руки). Исполнить два раза.

-Кто мне скажет, как назывался этот веселый танец?

-А интересно, что же происходит в балете, тоже хлопают? Сейчас с вами узнаем, как эти акценты, в которые мы с вами хлопали, изображают в балете.

-Поаплодируем исполнителям балета.


-Вернемся к нашим путешественникам.

Щелкунчик снова хлопнул в ладоши. Розовое озеро зашумело сильнее, выше заходили волны. И Мари с Принцем оказались в лодке, сиявшей яркими, как солнце, драгоценными камнями. Двенадцать очаровательных арапчат в шапочках и передничках, сотканных из радужных перышек колибри, легко управляли этой лодкой. Двенадцать арапчат трясли своими зонтиками и отбивали ногами какой-то невидимый такт и темп: «Топ-и-тип, тип-и-топ! Мы по водам хороводом».

Звучит «Арабский танец».

-Покажите музыку движениями рук. Станцуйте её руками.

После пластического интонирования обязательно следует отметить самых старательных ребят.

-Поаплодируем себе. Скажите, а каким был танец арапчат? Какая была музыка? Чей был танец?

-Посмотрим, как этот танец поставлен в балете.

(Просмотр фрагмент балета Арабского танца)

-Обратите внимание, руки не такие как были у нас, у нас были плавные, изящные, а здесь будто геометрические формы. И руки и ноги.

- Двенадцать арапчат переправили Мари и Принца к замку феи Драже. Громкий крик удивления, нет крик восторга, вырвался у Мари, когда вдруг она очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, по стенам рассыпаны роскошные букеты цветов. Вдруг зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышла фея Драже.

(Просмотр фрагмента балета танец феи Драже)

Сейчас мы слушали «Танец феи Драже», что необычного вы заметили в этой музыке?




-Сейчас мы узнаем, откуда такая необычная сказочная музыка. Это, ребята, необычный музыкальный инструмент, который называется челеста.

П. И. Чайковский включил в оркестр инструмент, который редко используется в таких произведениях. Челеста – это французский инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный, звенящий звук. Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

-Предлагаю вам еще раз послушать «Танец феи Драже», но в исполнении странного музыкального инструмента.

-Посмотрите, это музыкальные бокалы. Они выполнены их специального хрусталя, которые воспроизводят свою ноту.

Своим гостям фея решила подарить необычный подарок. При помощи своего волшебства она может подарить гостям чудо. У нее в замке очень много красивых цветов. Фея Драже привела Мари и принца в свой сад, двери сада отворились и…

Звучит видео «Вальс цветов».

Что за чудо подарила гостям фея Драже? Какой это танец? Обычный ли это вальс?

Давайте придумаем ему красивое название.

П. И. Чайковский назвал этот вальс – Вальсом цветов. Наверное, войдя в сад со множеством прекрасных цветов, Мари и принц закружились в вальсе, в вальсе цветов. Фея Драже подарила им самый дорогой подарок, она подарила им счастье.

Вот так необычно закончилось путешествие Мари и Принца в волшебную рождественскую ночь.
















-Он умел щелкать орешки.








































































































Легкая, изящная, спокойная, светлая, нежная, порхающая музыка.


Балет



Легкие прыжки





Мягкая, игривая, подпрыгивающая.




Флейта






Рожок, свирель, дудочка
























































Яркая, сочная, насыщенная, громкая, задорная, игривая.


Нет.
















Исполнение «Трепака» с подчеркиванием акцентов хлопками в ладоши.






































Дети предлагают свои варианты движений руками, выбирают наиболее понравившиеся и исполняют танец, сидя за партами.



Медленный, изящный, плавный, нежный, с позвякивающими бубнами


























Это волшебная, нежная музыка, она вся переливается, звенит, чтобы изобразить фею Драже изящной, нежной, это сказочный танец







































Вальс




Предметные:

•Узнают звучание музыкальных инструментов, таких как, челеста и флейта в симфоническом оркестре.

•Называют характерные особенности русский народных танцев, а также танцев других народов мира.

Метапредметные:

•Выражают свои эмоции и чувства в пластических движениях при прослушивании и просмотра «Арабского танца».

•Применяют ритмических слух (хлопок на сильную долю) при прослушивании «Трепака».

•Применяют тембровый слух для определения тембра флейты и челесты при слушании «Танца пастушков» и «Танца феи Драже».

Личностные:

•Осознают на основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», что добро всегда побеждает зло.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание содержания

домашнего задания и способов его

выполнения.


Мы сегодня с вами побывали в волшебном путешествии вместе с Мари и принцем. Во время путешествия произошли разные встречи с героями.

-Кто сочинил сказку, вспомните?

-Верно, эту замечательную сказку, которая называется «Щелкунчик» нам подарил Эрнст Теодор Амадей Гофман, а Петр Ильич Чайковский на основе этой сказки написал одноименный балет – сказку «Щелкунчик».

Дома попробуйте сочинить новое приключения Мари и принца, подумайте, куда дальше они могли отправиться, кто им встретился на пути.

Вы можете записать свой рассказ в тетради, а кто желает, может нарисовать сюжет, то есть изобразить в виде комикса.

Запишите в дневники: Придумать продолжение сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик».




Э.Т.А. Гофман











Личностные:

•Осознают на основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», что добро всегда побеждает зло.

6.Рефлексия (подведение итогов урока)

Организовать анализ и оценку содержания урока и своей деятельности

Из балета П. И. Чайковского мы послушали только несколько фрагментов. Кто помнит, какие это были танцы?


Вспомните героя сказки, который очень любил сладости и жить не мог без них, и его моторчик не заводился, если он периодически не смазывал его вареньем. Это Карлсон. С замечательной песней этого симпатичного героя мы предлагаем вам познакомиться.

-Послушаем его замечательную песню.

Танец пастушков, трепак, арабский танец, танец феи Драже, вальс цветов.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!