4.Открытие нового знания (30 мин) | Обеспечить восприятие и осмысление новых знаний и способов действий. | - А сегодня я вам расскажу другую сказку. И познакомимся мы с еще одним чудесным, замечательным балетом, написал его русский композитор - Пётр Ильич Чайковский. И балет был написан по знаменитой сказке немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана – «Щелкунчик и мышиный король». В сказке рассказывается о том, как девочка Мари помогла Щелкунчику, победить мышиного короля. -Вспомните, какая особенность была у Щелкунчика? Что он мог делать? Почему его так назвали? Итак, слушаем сказку: Произошло это в рождественскую ночь. Вы знаете, что в рождественскую ночь происходят чудеса, превращения, дети получают подарки, и очень ждут этого праздника. Щелкунчика принесли в подарок детям среди других игрушек. Он был одет в военный мундир. Девочке Мари он очень понравился. Она брала маленькие орешки, чтобы Щелкунчику было нетрудно расколоть их. Но ее брат решил попробовать расколоть самый большой орех, и Щелкунчик сломался. Мальчик швырнул Щелкунчика под елку и забыл о нем. Мари положила Щелкунчика в кукольную коробку и спела ему колыбельную. Когда праздник закончился, и все дети ушли спать, Мари тихонько пробралась в комнату, где она уложила Щелкунчика, и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовал злой Мышиный король. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королем. Вдруг послышалось злое шипение, шуршание, и изо всех щелей стали вылезать мыши. Их было целое полчище во главе с мышиным королем. Щелкунчик смело вступил в бой. Ему помогали оловянные солдатики спустившиеся с елки. Дрались они храбро и отважно. Но вот мышиный король подобрался к Щелкунчику и уже хотел было броситься на него, как Мари увидев это, сняла с ноги башмачок и бросила в мышиного короля. Щелкунчик был спасен, а войско мышей разбито. Мари подбежала к Щелкунчику и сказала: «Ты не мог погибнуть, ведь я так тебя люблю». И тут случилось чудо: Щелкунчик превратился в красивого принца, а Мари повзрослела. Теперь колдовство было разрушено. Принц предложил Мари руку и сердце, и вместе они отправились в его королевство. Это было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Сначала они попали в Рождественский лес. Щелкунчик ударил в ладоши, и тот час же явились крошечные пастухи и пастушки, такие нежные и белые, что можно было подумать, будто они из чистого сахара. Они принесли хорошенькое золотое кресло, положили на него белую подушку из пастилы и очень любезно пригласили Мари сесть. И сейчас же пастухи и пастушки исполнили прелестный балет. Звучит «Танец пастухов и пастушек». - Что изображала музыка? Как вы определите звучание этого музыкального фрагмента? - Как вы думаете, какой танец танцевали пастухи и пастушки? -Какие балетные движения вы представили, слушая это произведение? Как они могли танцевать? -Почему такая лёгкость образовалась из этих звуков, почему у вас такое впечатление, что легкие движения были. Какая музыка была? - А что вы услышали в оркестре, какой музыкальный инструмент действительно подчеркивает такие движения пастухов и пастушек? -С какими музыкальными инструментами ходят настоящие пастухи? Эти инструменты в оркестре заменяет флейта, потому что очень похожа на звучание рожка и свирели. -Мы с вами предположили, какие движения могли бы быть в этом балете, теперь давайте посмотрим, как на самом деле это происходит в балете. (Фрагмент) -Вот, смотрите, вы правы были, подскакивающие движения, а как изящно кружатся. -Заметили, как музыка поменялась, стала тяжелая, когда пастушок начал танцевать, какие высокие у него прыжки, в отличие от пастушек. -Если вам понравилось, можете поаплодировать, в зале в настоящем балете, принято аплодировать. -Давайте вернемся к нашим путешественникам. Вместе с ними мы попадаем в город Конфетенбург. Конфетенбург – многолюдный город, веселый, тут каждый день праздники. Через несколько шагов Мари и Принц очутились на большой, удивительно красивой базарной площади. Все дома были украшены сахарными галереями ажурной работы. Посередине, как корабль, возвышался глазированный пирог, осыпанный сахаром, а вокруг из четырех искусно сделанных фонтанов били вверх струи лимонада. Бассейн был полон сбитых сливок, которые так хотелось зачерпнуть ложкой. Но прелестнее всего были очаровательные человечки. Они веселились, смеялись, шутили, пели и танцевали. Звучит «Трепак». - Ребята, расскажите о музыке, которая сейчас прозвучала. Какая она? -Похожа ли она на «Танец пастушков»? А чем отличается? Эта музыка действительно похожа на танец и у него есть свое название – это русский старинный танец – трепак. Даже есть выражение «задать трепака». То есть «поднять настроение». Это быстрый, задорный танец с лихим притопыванием. Так и хочется пуститься в пляс под эту музыку. -Давайте вспомним, везде ли звуки были одинаковые, или есть ли там места, в которые вам хотелось топнуть ногой или хлопнуть в ладоши. -Приготовим с вами музыкальные ладошки. (Показать, как нужно держать руки). Исполнить два раза. -Кто мне скажет, как назывался этот веселый танец? -А интересно, что же происходит в балете, тоже хлопают? Сейчас с вами узнаем, как эти акценты, в которые мы с вами хлопали, изображают в балете. -Поаплодируем исполнителям балета. -Вернемся к нашим путешественникам. Щелкунчик снова хлопнул в ладоши. Розовое озеро зашумело сильнее, выше заходили волны. И Мари с Принцем оказались в лодке, сиявшей яркими, как солнце, драгоценными камнями. Двенадцать очаровательных арапчат в шапочках и передничках, сотканных из радужных перышек колибри, легко управляли этой лодкой. Двенадцать арапчат трясли своими зонтиками и отбивали ногами какой-то невидимый такт и темп: «Топ-и-тип, тип-и-топ! Мы по водам хороводом». Звучит «Арабский танец». -Покажите музыку движениями рук. Станцуйте её руками. После пластического интонирования обязательно следует отметить самых старательных ребят. -Поаплодируем себе. Скажите, а каким был танец арапчат? Какая была музыка? Чей был танец? -Посмотрим, как этот танец поставлен в балете. (Просмотр фрагмент балета Арабского танца) -Обратите внимание, руки не такие как были у нас, у нас были плавные, изящные, а здесь будто геометрические формы. И руки и ноги. - Двенадцать арапчат переправили Мари и Принца к замку феи Драже. Громкий крик удивления, нет крик восторга, вырвался у Мари, когда вдруг она очутилась перед замком с сотней воздушных башенок, по стенам рассыпаны роскошные букеты цветов. Вдруг зазвучала очень приятная, нежная музыка. Ворота замка распахнулись, и оттуда вышла фея Драже. (Просмотр фрагмента балета танец феи Драже) Сейчас мы слушали «Танец феи Драже», что необычного вы заметили в этой музыке? -Сейчас мы узнаем, откуда такая необычная сказочная музыка. Это, ребята, необычный музыкальный инструмент, который называется челеста. П. И. Чайковский включил в оркестр инструмент, который редко используется в таких произведениях. Челеста – это французский инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный, звенящий звук. Ребята, танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством. -Предлагаю вам еще раз послушать «Танец феи Драже», но в исполнении странного музыкального инструмента. -Посмотрите, это музыкальные бокалы. Они выполнены их специального хрусталя, которые воспроизводят свою ноту. Своим гостям фея решила подарить необычный подарок. При помощи своего волшебства она может подарить гостям чудо. У нее в замке очень много красивых цветов. Фея Драже привела Мари и принца в свой сад, двери сада отворились и… Звучит видео «Вальс цветов». Что за чудо подарила гостям фея Драже? Какой это танец? Обычный ли это вальс? Давайте придумаем ему красивое название. П. И. Чайковский назвал этот вальс – Вальсом цветов. Наверное, войдя в сад со множеством прекрасных цветов, Мари и принц закружились в вальсе, в вальсе цветов. Фея Драже подарила им самый дорогой подарок, она подарила им счастье. Вот так необычно закончилось путешествие Мари и Принца в волшебную рождественскую ночь. | -Он умел щелкать орешки. Легкая, изящная, спокойная, светлая, нежная, порхающая музыка. Балет Легкие прыжки Мягкая, игривая, подпрыгивающая. Флейта Рожок, свирель, дудочка Яркая, сочная, насыщенная, громкая, задорная, игривая. Нет. Исполнение «Трепака» с подчеркиванием акцентов хлопками в ладоши. Дети предлагают свои варианты движений руками, выбирают наиболее понравившиеся и исполняют танец, сидя за партами. Медленный, изящный, плавный, нежный, с позвякивающими бубнами Это волшебная, нежная музыка, она вся переливается, звенит, чтобы изобразить фею Драже изящной, нежной, это сказочный танец Вальс | | Предметные: •Узнают звучание музыкальных инструментов, таких как, челеста и флейта в симфоническом оркестре. •Называют характерные особенности русский народных танцев, а также танцев других народов мира. Метапредметные: •Выражают свои эмоции и чувства в пластических движениях при прослушивании и просмотра «Арабского танца». •Применяют ритмических слух (хлопок на сильную долю) при прослушивании «Трепака». •Применяют тембровый слух для определения тембра флейты и челесты при слушании «Танца пастушков» и «Танца феи Драже». Личностные: •Осознают на основе эмоционально-нравственного восприятия сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», что добро всегда побеждает зло. |