2. Актуализация знаний. (6 минут) | Какую тему мы проходили на прошлом уроке? А какое произведение слушали? Скажите, какое у вас было домашнее задание? Молодцы ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Сегодня на уроке мы будем соблюдать тишину и внимательно слушать учителя. Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? («Петрушка») Кто композитор? («И.Ф. Стравинский»). Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка». Тема нашего урока: Балет «Петрушка». | Ответы детей: | | Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека |
3. Изучение нового материала. (7 минут) | Ребята, посмотрите на экран. Это Игорь Федорович Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту. Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Балет из 4 картин. Главными героями балета будет: Арап, балерина и Петрушка. Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать. Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине. Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета: Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой. Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка. - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? - Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!» | Дети: слушают, анализируют | | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости. |
4.Организация слушательской деятельности (10 минут) | Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку? Слушание: «На масленице». Какая музыка была по характеру? Какими словами ее можно описать? Молодцы ребята! 2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Давайте послушаем, какой образ Петрушки, получился у И. Ф. Стравинского. Слушание «Комната Петрушки». Какая у нас была музыка? Какого Петрушку вы представили? 3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. Послушайте сцену «Комната Арапа» и скажите, какая музыка по характеру? Слушание: «Комната Арапа». Какого Арапа вы представляли? Молодцы ребята! 4-я картина - сцена на улице, снова ярмарочная площадь. Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует». Слушание: «Ярмарочная площадь». Ребята, какая музыка сейчас звучала? Что мы можем о ней сказать? Молодцы ребята. Давайте немного отдохнем. Физминутка. | Ответы детей: Ответы детей: | «На масленице» «Комната Петрушки» «Комната Арапа» . «Ярмарочная площадь» | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. |
5.Организация исполнительской деятельности (9 минут) | Ребята, прежде чем нам начать разучивать новую песню, мы должны подготовить свой голосовой аппарат к работе. Распоемся с вами немного. Молодцы! Сегодня мы с вами будем разучивать песню, которая называется «Эжэл гансам ерээрэй». Послушаем ее. ВХР Вокально-хоровые трудности | Методы и приемы | Скачки мелодии «глисандо» | Дирижерский жест, собственный показ. | Допевание гласных «играю», зайки». | Чёткое снятие рукой. | Удержание мелодии на одном звуке. | Графический показ. | | Дети: разучивают песню | Филиппенко «эжэл гансам ерээрэй». | Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, личностное отношение при восприятии музыки. |
6. Рефлексия деятельности. (2 минуты) | Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Итак, ответим на вопрос: С каким музыкальным жанром мы сегодня с вами познакомились? (Балет). Музыку, каких героев мы слушали? А какую веселую песню мы с вами разучили? | Дети подводят итоги, отвечают на вопросы. | | Личностное отношение при восприятии музыки. |