СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Балет «Петрушка»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди...

Просмотр содержимого документа
«Балет «Петрушка»»

КОНСПЕКТ УРОКА 4 класс



Тема урока: Балет «Петрушка»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Образовательная цель: сформировать у учащихся эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепить понимание взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы.

Метапредметные: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации, продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками.

Предметные: продолжить знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского; определять тему урока, ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с произведением Балет «Петрушка» в 4 картинах; сделать анализ прослушанного произведения.

Личностные: актуализировать эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.






 Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Музыкальный материал

УУД

1. Организационный момент

 (3 минуты)

-ОРГМОМЕНТ

Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте»

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют, отвечают на вопросы



 Проявление эмоциональной отзывчивости

2. Актуализация знаний.

(6 минут)

 

 

 

Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

А какое произведение слушали?

Скажите, какое у вас было домашнее задание?

Молодцы ребята!

Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр.

Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение.

Сегодня на уроке мы будем соблюдать тишину и внимательно слушать учителя.

Посмотрите внимательно на экран.

Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? («Петрушка») Кто композитор? («И.Ф. Стравинский»). Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка».

Тема нашего урока: Балет «Петрушка».

Ответы детей:




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление эмоциональной отзывчивости, способность детей к рассуждению, принятию решений, наблюдение за музыкой в жизни человека

3. Изучение нового материала.

(7 минут) 


Ребята, посмотрите на экран. Это Игорь Федорович Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.

В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Балет из 4 картин.

Главными героями балета будет: Арап, балерина и Петрушка.

Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать.

Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине.

Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета:

Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка.

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»







Дети: слушают, анализируют





























































































Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости.

 4.Организация слушательской деятельности

(10 минут)

Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Слушание: «На масленице».

Какая музыка была по характеру?

Какими словами ее можно описать?

Молодцы ребята!

2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Давайте послушаем, какой образ Петрушки, получился у И. Ф. Стравинского.

Слушание «Комната Петрушки».

Какая у нас была музыка?

Какого Петрушку вы представили?

3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.

Послушайте сцену «Комната Арапа» и скажите, какая музыка по характеру?

Слушание: «Комната Арапа».

Какого Арапа вы представляли?

Молодцы ребята!

4-я картина - сцена на улице, снова ярмарочная площадь.

Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

Слушание: «Ярмарочная площадь».

Ребята, какая музыка сейчас звучала?

Что мы можем о ней сказать?

Молодцы ребята. Давайте немного отдохнем. Физминутка.




Ответы детей:



































Ответы детей:


«На масленице»

 

 













«Комната Петрушки»

















«Комната Арапа»







.

 

«Ярмарочная площадь»








Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра.

 5.Организация исполнительской деятельности

(9 минут)

 

 

 

 

 


Ребята, прежде чем нам начать разучивать новую песню, мы должны подготовить свой голосовой аппарат к работе. Распоемся с вами немного. Молодцы!

Сегодня мы с вами будем разучивать песню, которая называется «Эжэл гансам ерээрэй». Послушаем ее.

ВХР


Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки мелодии

«глисандо»

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных

«играю», зайки».

Чёткое снятие рукой.


Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.






 Дети: разучивают песню

 

  

 

 

 Филиппенко «эжэл гансам ерээрэй».



 

Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами, личностное отношение при восприятии музыки.

6.  Рефлексия     

деятельности.       

(2 минуты)

Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.

Итак, ответим на вопрос:

С каким музыкальным жанром мы сегодня с вами познакомились? (Балет).

Музыку, каких героев мы слушали?

А какую веселую песню мы с вами разучили?

 Дети подводят итоги, отвечают на вопросы.





 



Личностное отношение при восприятии музыки.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!