СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Б.Пастернак. Анализ стихотворения " Февраль. Достать чернил и плакать..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Б.Пастернак. Анализ стихотворения " Февраль. Достать чернил и плакать..."

Просмотр содержимого документа
«Б.Пастернак. Анализ стихотворения " Февраль. Достать чернил и плакать..."»

Жизнь и творчество Бориса Пастернака.  Анализ стихотворения  «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Жизнь и творчество Бориса Пастернака. Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…»

Биография Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель и переводчик, родился 29 января 1890 г. в Москве  Отец Пастернака – Леонид Осипович, художник, академик Петрбургской Академии художеств, мать – Розалия Исидоровна, пианистка  Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками, в их числе Левитан, Нестеров, Поленов, Иванов. В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Лев Толстой; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие Александр Скрябин и Сергей Рахманинов

Биография

  • Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель и переводчик, родился 29 января 1890 г. в Москве
  • Отец Пастернака – Леонид Осипович, художник, академик Петрбургской Академии художеств, мать – Розалия Исидоровна, пианистка
  • Семья Пастернака поддерживала дружбу с известными художниками, в их числе Левитан, Нестеров, Поленов, Иванов. В доме бывали музыканты и писатели, в том числе и Лев Толстой; устраивались небольшие музыкальные выступления, в которых принимали участие Александр Скрябин и Сергей Рахманинов
Биография 1900 г. - не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора в 1901 году поступил сразу во второй класс  1908 г. - одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии под руководством готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории  1909 г. - Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение.  Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”, “Поверх барьеров”.  1922 г. - вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным. 1922 г. – женится на художнице Евгении Лурье 1923 г. - рождается сын Евгений  1920-1927 гг - был участником литературного объединения “ЛЕФ” 1932 г. - женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид

Биография

1900 г. - не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора в 1901 году поступил сразу во второй класс 1908 г. - одновременно с подготовкой к выпускным экзаменам в гимназии под руководством готовился к экзамену по курсу композиторского факультета Московской консерватории 1909 г. - Борис окончил гимназию в Москве и поступил на историко-филологический факультет Московского университета на философское отделение. Самые первые сборники стихотворений – “Близнец в тучах”, “Поверх барьеров”. 1922 г. - вышла книга стихов “Сестра моя — жизнь”, которая сделала поэта известным.

1922 г. – женится на художнице Евгении Лурье

1923 г. - рождается сын Евгений 1920-1927 гг - был участником литературного объединения “ЛЕФ”

1932 г. - женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 году Пастернак ездил в Грузию. В 1938 году у них рождается общий сын Леонид

Биография

1931 г. - уехал в Грузию. Стихи, написанные под впечатлением от Кавказа, вошли в цикл “Волны”. В Грузии писатель занимается переводами

1935 г. - Борис Пастернак пишет письма Сталину, в которых заступается за мужа и сына Анны Ахматовой. Роман “Доктор Живаго” – вершина творчества Пастернака, как прозаика. Его он писал 10 лет, завершив в 1955 г . В 1958 г. был опубликован за границей, Пастернак получил за него Нобелевскую премию. На родине же этот роман вызвал критику как со стороны власти, так и в литературных кругах. Пастернак был исключен из Союза писателей. В 1988 г. роман был напечатан в журнале “Новый мир”. Разорвав первый брак, в 1932 г. Пастернак женится на Зинаиде Николаевне Нейгауз. С ней и ее сыном в 1931 г. Пастернак ездил в Грузию.

1959 г. - из-за стихотворения «Нобелевская премия» был вызван к Генеральному прокурору СССР Руденко, где ему угрожали обвинением по статье 1 «Измена Родине» 1959 г. - начал работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженный вскоре рак лёгких в последние месяцы жизни приковал его к постели, 30 мая 1960 г. поэт умер в Переделкино

«Февраль. Достать чернил и плакать…» Борис Пастернак Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.  Где, как обугленные груши,  С деревьев тысячи грачей  Сорвутся в лужи и обрушат  Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют,  И ветер криками изрыт,  И чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд.

«Февраль. Достать чернил и плакать…» Борис Пастернак

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”. Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Это стихотворение относят к раннему периоду творчества Пастернака – и действительно, оно написано в 1912 году. В 1913 его опубликовали вместе с пятью другими произведениями молодого автора в коллективном сборнике под названием “Лирика”.

Но у него более длинная и интересная история создания: поэт очень любил его и не раз возвращался, так что основа была переделана ещё два раза – в 1928 году и в 1945-м. Дорабатывалось оно с тем, чтобы передать ощущение сиюминутности, которое очень хотел показать Пастернак. Но после последней переделки, 1945 года, он неожиданно вернулся к первой редакции, решив, что так оно наилучшим образом отражает внешнюю и внутреннюю реальность.

ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, НАСТРОЕНИЕ «Творчество» является основной темой «Февраля». Творчество – это одна из трёх составляющих пастернаковской тематики «Любовь, творчество, природа».   В данном стихотворении поэт пишет о невероятной способности природы вдохновлять на свершения, о неразлучности, единстве природы и человека, о зависимости одного от другой. Эту связь можно считать поднятой автором проблемой. Также в стихотворении можно увидеть некую градацию:  «Февраль. Достать чернил и плакать!» /  «И чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд.»   Можно предположить, что изначально поэт был готов к труду, к работе над произведением, но это был именно труд, то есть не исключается какое-то напряжение, а в последней строфе автор пишет о том, что стихи сами льются на бумагу, «слагаются навзрыд», то есть природа сподвигла поэта на данное свершение, природа руководила пером автора, она помогла ему.   Настроение стихотворения «Февраль» в какой-то степени тревожное, эмоциональное 

ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ, НАСТРОЕНИЕ

«Творчество» является основной темой «Февраля». Творчество – это одна из трёх составляющих пастернаковской тематики «Любовь, творчество, природа». В данном стихотворении поэт пишет о невероятной способности природы вдохновлять на свершения, о неразлучности, единстве природы и человека, о зависимости одного от другой. Эту связь можно считать поднятой автором проблемой. Также в стихотворении можно увидеть некую градацию:

«Февраль. Достать чернил и плакать!» / «И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.» Можно предположить, что изначально поэт был готов к труду, к работе над произведением, но это был именно труд, то есть не исключается какое-то напряжение, а в последней строфе автор пишет о том, что стихи сами льются на бумагу, «слагаются навзрыд», то есть природа сподвигла поэта на данное свершение, природа руководила пером автора, она помогла ему. Настроение стихотворения «Февраль» в какой-то степени тревожное, эмоциональное 

ЛЕКСИКА. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА. ИХ РОЛЬ С целью передачи тайны пробуждения поэзии, Пастернак использует следующие средства выразительности: эпитеты – «сухая грусть», «черная весна», «грохочущая слякоть» ; метафоры – «ветер криками изрыт», «дно очей», «слякоть горит» ; сравнение – грачи «как обугленные груши» ; анафора (звуковое единоначатие) – «писать о фервале …, пока грохочущая слякоть», «с деревьев …, сорвутся …, сухую», «и ветер…, и чем случайней…»

ЛЕКСИКА. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА. ИХ РОЛЬ

С целью передачи тайны пробуждения поэзии, Пастернак использует следующие средства выразительности:

эпитеты – «сухая грусть», «черная весна», «грохочущая слякоть» ;

метафоры – «ветер криками изрыт», «дно очей», «слякоть горит» ;

сравнение – грачи «как обугленные груши» ;

анафора (звуковое единоначатие) – «писать о фервале …, пока грохочущая слякоть», «с деревьев …, сорвутся …, сухую», «и ветер…, и чем случайней…»

ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром».   Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере. «Пока грохочущая слякоть  Весною черною горит»   «Перенестись туда, где ливень  Еще шумней чернил и слез»

ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ

Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.

«Пока грохочущая слякоть Весною черною горит»

«Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез»

КОМПОЗИЦИЯ, ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ Отнести стихотворение «Февраль» к исключительно пейзажной лирике нельзя, оно более соответствует жанру философской лирики. В данном случае природные панорамы автор «показывает» для точной передачи своих мыслей, которые заполнены раздумьями на тему творческих исканий «Февраль» — это произведение символистской направленности. Стихотворение наполнено различными объемными образами, имеющими символистическое значение. Размер стихотворения «Февраль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Пастернак очень тонко использует неточные рифмы, которые создают эффект «обычной» речи. 

КОМПОЗИЦИЯ, ЖАНР, НАПРАВЛЕНИЕ

  • Отнести стихотворение «Февраль» к исключительно пейзажной лирике нельзя, оно более соответствует жанру философской лирики. В данном случае природные панорамы автор «показывает» для точной передачи своих мыслей, которые заполнены раздумьями на тему творческих исканий
  • «Февраль» — это произведение символистской направленности. Стихотворение наполнено различными объемными образами, имеющими символистическое значение.
  • Размер стихотворения «Февраль» – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. Пастернак очень тонко использует неточные рифмы, которые создают эффект «обычной» речи. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!