СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский проект"«Работа над диалогами как средство оптимизации развития речи и произношения на занятиях по ФРС и ПСУР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторский проект"«Работа над диалогами как средство  оптимизации развития речи и произношения на занятиях по ФРС и ПСУР»

Важную роль в развитии речи и произношения  играет диалогическая речь в процессе обучения детей с недостатками слуха. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи.

Просмотр содержимого документа
«Авторский проект"«Работа над диалогами как средство оптимизации развития речи и произношения на занятиях по ФРС и ПСУР»»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27» г. Пятигорска Ставропольского края

Авторский проект

«Работа над диалогами как средство оптимизации развития речи и произношения на занятиях по ФРС и ПСУР»

Тесленко Антонина Георгиевна,

учитель-дефектолог,

высшая квалификационная категория


Важную роль в развитии речи и произношения играет диалогическая речь в процессе обучения детей с недостатками слуха. Это содействует закреплению сформированных навыков, развитию желания и умения общаться на основе устной речи.

Программа по формированию произносительной стороны речи и развитию речевого слуха в средних и старших классах предусматривает большой объем текстов-диалогов по различным темам.

Работая в этом направлении в течение нескольких лет, я отметила основные трудности у детей с нарушением слуха при овладении диалогом:

- ограниченный словарный запас учащихся;

- неправильное фонетическое оформление высказывания;

        - отсутствие умения правильно строить предложения;

        - нарушение грамматического строя речи;

        - неадекватное употребление слов его значению;

        - нарушение связи слов в предложении.

Поэтому, одной из основных задач обучения диалогической речи детей с нарушением слуха является достижение детьми достаточно внятной речи, как условие общения в обществе слышащих. Следующей задачей учителя при обучении диалогу является развитие умений и навыков восприятия значимых единиц речи, каковыми являются слово, словосочетание и фраза.

Задача учителя индивидуальной работы в том, чтобы развивать и закреплять у учащихся умение вызвать речевую реакцию собеседника, получить нужную информацию, реагировать на высказывания, давать утвердительный или отрицательный ответ, задавать вопросы и отвечать на них, быть инициатором разговора, поддерживать и доводить его до конца.

Особенностью диалога является наличие реплик, т.е. таких высказываний, которые опираются на предшествующую речь или речевую ситуацию, направленную на вызов нового высказывания.

Учащиеся учатся различать и опознавать на слух речевой материал, включающий слова, словосочетания и фразы, а также небольшие тексты диалогического и монологического характера. У них развиваются умения правильно выполнять воспринятые слухозрительно и на слух задания, грамотно оформлять свои высказывания, соотносить воспринятый речевой материал с действием, предметом или картинкой, понимать основное содержание небольшого текста диалогического и монологического характера.

Учеников целенаправленно побуждают произносить отрабатываемый речевой материал внятно, достаточно естественно и эмоционально, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в темпе, приближающемся к нормальному, реализуя сформированные навыки воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.

Дети учатся передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, разочарование, безразличие, подтверждение, восхищение и др.) в достаточно естественной эмоциональной речи при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз, позы, телодвижений, пространственно-временной организации общения и др. 

Работа с одним диалогом проводится на нескольких занятиях и занимает только часть занятия. Сначала учитель знакомит ученика с диалогом (большой диалог отрабатывается по частям); воспроизводит его эмоционально и выразительно, (или даёт прослушать запись диалога) подробно обыгрывая с фигурками текст, используя макеты, иллюстрации и другой наглядный материал. Ученик дважды воспринимает текст слухозрительно и каждый раз повторяет то, что понял, обыгрывая вместе с учителем ситуацию с помощью фигурок.

Затем диалог предъявляется по репликам. Ученик воспринимает каждую реплику дважды слухозрительно, каждый раз повторяя то, что понял. Независимо от того, воспринята реплика или нет, ученик читает ее по табличке и подкладывает в соответствующей последовательности к определенной фигурке, которая «произносит» данную реплику. Учитель с помощью предъявления образца собственной речи, а также при использовании фонетической ритмики и других специальных приемов работы над произношением побуждает ученика к реализации произносительных возможностей. Затем текст прочитывается целиком.

На следующем занятии учитель предлагает ученику самостоятельно составить диалог из «рассыпного» текста, подкладывая отдельные реплики на письменных табличках к определенной фигурке. В зависимости от особенностей речевого развития учащихся диалог может быть «разрезан» на реплики, а также на отдельные фразы, словосочетания, слова. Поощряется составление вариативных высказываний (слова из диалога в разрезном тексте представлены как с прописной, так и со строчной буквы).

Знаки препинания также дают ребенку отдельно, для того чтобы он глубже осознал их лингвистическое значение. Затем ученик прочитывает диалог. Нередко в процессе чтения он самостоятельно исправляет допущенные ошибки.

Затем учитель дает задание проверить, совпадает ли диалог ученика с тем, который придумал учитель. Диалог предъявляют ученику на слух. При этом можно использовать вариативные высказывания, что побуждает ученика внимательно вслушиваться в речь учителя, развивает у него вероятностное прогнозирование.

Далее слова, словосочетания, фразы из диалога предъявляются ученику на слух в случайной последовательности (письменные таблички находятся перед учеником) и отрабатываются в произношении. Важное значение следует придавать реализации произносительных возможностей ученика. Внятному и эмоциональному воспроизведению речевого материала при использовании естественных невербальных средств коммуникации.

В заключении учитель и ученик разыгрывают диалог при помощи фигурок или ученик воспроизводит диалог за двух его участников. В процессе этой работы письменные таблички сначала находятся перед учеником, а затем их убирают. Ученик разыгрывает диалог с фигурками без помощи табличек, что способствует развитию у него более естественной речи, речевой памяти. Целесообразно также инсценировать диалог, что приближает его к жизненным условиям. Желательно при этом иметь определенные атрибуты декорации (например, при инсценировании диалога про приготовление обеда ребенок надевает фартук, «режет» овощи, бросает их в кастрюлю, варит суп на «плите» и т.п.). Рекомендуется изменять ситуации речевого общения (например, разговаривают «мама и девочка», «бабушка и ребенок», беседа по телефону, в доме и др.), побуждать ученика с помощью вербальных и естественных невербальных средств коммуникации передавать особенности речевого поведения персонажей.

Приемы работы над диалогом.

На индивидуальных занятиях для развития и совершенствования навыков диалога я использую различные приемы работы:

  1. инсценировка (о чем говорилось выше);

  2. разыгрывание его по ролям;

  3. составление диалога из рассыпного текста;

  4. составление диалога по картинкам и иллюстрациям;

  5. ведение диалога по заданию учителя на различные темы в связи с событиями личной и общественной жизни и с изучаемым программным материалом;

  6. составление диалога по ситуации (естественной, наглядной, воображаемой);

  7. смена позиций беседующих (например, диалог ведут «мама» и «дочка», затем они меняются ролями);

  8. дополнение диалога репликами;

  9. вставка в диалог пропущенных реплик (из числа предложенных);

       10.  разучивание диалога при формировании произношения;

       11.  самостоятельное составление диалога на заданную тему;

       12.  продолжение диалога по его началу;

       13.  трансформация диалога по различным заданиям изменение времени или места действия.

Важным видом работы над диалогом является игра. В сурдопедагогике игра считается важным средством коррекции дефекта, поэтому для глухих детей одной из наиболее приемлемых форм развития диалогической речи будет ролевая игра. В ролевой игре создаются естественные условия для формирования умений и навыков ведения диалога, применительно к тем бытовым ситуациям, которые окружают детей. Для того чтобы решить поставленные задачи, я предварительно готовлю детей к игре учитывая особенности их речевого развития. Большой эффект при подготовке к игре дает использование опорной схемы диалога, который будет иметь место в игре. Развернутое ведение диалога при отсутствии опорной схемы затруднено для глухих детей. Поэтому прежде, чем начать игру, я знакомлю учащихся с опорной схемой. Дети внимательно ее читают и осмысливают лексическое содержание, затем я даю установку на запоминание схемы-образца. Чтобы научить детей правильно пользоваться схемой-образцом, я провожу пробную игру, помогаю детям правильно пользоваться образцом.

В такой схеме предусматривается вариативность диалогических единств, что будет способствовать разнообразию игры. При составлении схемы учитывается, что каждая предыдущая реплика располагается выше последующей. Это обеспечивает более свободную ориентировку учащихся в схеме. Каждую реплику, являющуюся частью диалогического единства, размещается в отдельной графе, что способствует более правильному и быстрому запоминанию диалогических единств как составной части диалога. Образец схемы-опоры приведен по теме «Весна» в 5-ом классе (в приложении).

Следующим этапом проводится игра без схемы, но с установкой использовать схему, изученную ранее. На разных годах обучения усложняется опорная схема диалога.

Используются картинки с условным обозначением, количеством участников устной речи (один, два, три человека). Показывается картинка «Сколько человек разговаривают?» Ученики показывают на условный знак и отвечают на вопрос. Таким образом, хорошо видно, поняли ли дети форму построения текста. Также применяются и сигнальные карточки, которые условно обозначают участников диалога. Например, красные квадраты (флажки) - обозначают реплики девочки, синие квадраты - реплики мальчика, а зеленые - речь взрослого человека. После объяснения условного обозначения речи даю задания: «Угадайте, чьи слова?». Дети показывают на ту или иную карточку после прослушивания фразы. Этот прием привлекает внимание детей при работе над восприятием текста.

Наиболее сложны для детей воображаемые речевые ситуации, так как с помощью воссоздающего воображения они должны представить ситуацию, которая была в их предшествующем опыте (получение письма, день рождения и т.д.).

Предлагается ученикам самим составлять диалог, на основе которого у них вырабатывался бы тот или иной произносительный навык. Например, в 7 классе, при изучении темы: «Окончание - тся, - ться - в словах» учащемуся дается задание составить диалог, используя слова на карточке с этими окончаниями. Составляя диалог, глухой должен самостоятельно поупражняться в правильном произношении звука ц. Пример диалога о спорте.

- Ты любишь заниматься спортом?

- Да, я люблю заниматься спортом!

- Какой вид спорта тебе нравится?

- Мне нравится футбол.

Почему тебе нравится футбол?

- У меня хорошо получаются  подачи мяча.

                                       

Оптимизация обучения диалогической речи глухих школьников способствует развитию их речевого общения и речевого слуха. Оно осуществляется за счет часто применяемых школьниками речевых средств, различных высказываний, сравнений, угадывания ответов собеседника.

Поэтому за последние годы работы увеличились показатели внятности речи, речь детей стала более разнообразной словарным материалом. Дети научились более широко пользоваться различными диалогическими конструкциями. Учащиеся стали свободнее чувствовать себя в общественных местах, проводимых совместно со слышащими детьми мероприятиях, в семье.

Работа над развитием диалогической речи у детей с нарушением слуха - очень важная часть всего учебно-воспитательного процесса, которая способствует наиболее успешной адаптации детей с недостатками слуховой функции в среде слышащих.

Приложение1. Разрезной диалог.

  • - Здра (в) ствуй,….

  • -Да! Потому что пришла …. Ты любишь весну?


  • - Я тоже люблю весну. Весной цветут …. и деревья.


  • - Пойдём завтра в …. Там много цветов.


  • -До свидания.


  • -Здравствуй,…. Какая сегодня хорошая …!

  • -Да, я люблю весну.

А ты?

  • - Да, весной становится тепло, прилетают ….


  • - Пойдём. Посмотрим на весенние ….


  • -До свидания.



Приложение 2. Опорная схема.

Приложение 3.Текст к диалогу.



Приложение 4.Диалог.

Приложение 5. Говори за подругу


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!