СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторский материал «Методическая разработка открытого занятия «Экскурсия в музей таинственных картин»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого занятия «Экскурсия в музей таинственных картин» разработана с использованием инновационных методов и технологий, способствующих повышению уровня мотивации к изучению изобразительного искусства.  В данной разработке представлена возможность использования на занятиях изобразительного искусства виртуальных экскурсий, способствующих расширению предметных знаний, формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию.

Актуальность данного материала определяется развитием современного общества и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дополнительного образования.

Безграничный познавательный интерес современного ребенка успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Достоинства данных экскурсий в том, что педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Конечно, виртуальные экскурсии, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Другой положительный момент виртуальных экскурсий - расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данной формы сделает образовательную деятельность более живой и интересной.

Просмотр содержимого документа
«Авторский материал «Методическая разработка открытого занятия «Экскурсия в музей таинственных картин»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Надежда»»







Методическая разработка открытого занятия

Тема: Экскурсия в музей таинственных картин























Автор: Овсяникова Ольга Викторовна - педагог дополнительного образования.

Направленность: художественное

Возраст детей: 9- 16 лет

Место реализации методической разработки: пгт. Айхал Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Надежда»», объединение «Студия изобразительного искусства «Палитра».











п. Айхал, 2023 г.




Аннотация



Методическая разработка открытого занятия «Экскурсия в музей таинственных картин» разработана с использованием инновационных методов и технологий, способствующих повышению уровня мотивации к изучению изобразительного искусства. В данной разработке представлена возможность использования на занятиях изобразительного искусства виртуальных экскурсий, способствующих расширению предметных знаний, формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету, но и культурному наследию.

Актуальность данного материала определяется развитием современного общества и неразрывно связано с научно-техническим прогрессом.

Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение в условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дополнительного образования.

Безграничный познавательный интерес современного ребенка успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.

Виртуальная экскурсия — это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.

Достоинства данных экскурсий в том, что педагог сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Конечно, виртуальные экскурсии, не заменят реального посещения желаемых объектов, но это отличный способ познакомиться с желанными и такими далекими для некоторых местами. Другой положительный момент виртуальных экскурсий - расширение кругозора детей, приобщение их к прекрасному через искусство. Возможность использования данной формы сделает образовательную деятельность более живой и интересной.






















Тема занятия: Экскурсия в музей таинственных картин (виды, жанры , стили изобразительного искусства)


Цель занятия: изучить художественные стили в живописи.


Задачи:

  1. Изучить художественные стили в живописи.

  2. Познакомить обучающихся с работами и художниками работающих в различных художественных стилях. Повысить интерес не только к предмету, но и к культурному наследию.

  3. Воспитывать внимательность, эстетический вкус.

  4. Способствовать развитию интеллектуально-эвристических способностей, творческих способностей, способности переноса имеющихся знаний на новые ситуации.

Тип занятия: изучение нового материала

Планируемый результат.

Предметный - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ.

Личностные: формировать уважительное отношение к культуре и искусству.

Межпредметные: мировая – художественная культура, искусствоведение, история

- художественно-эстетическое познание действительности как способности ребенка к вычленению в явлениях действительности и искусства, качеств, свойств, порождающих художественно-эстетическое переживание;

- процесс восприятия произведений искусств направлен на понимание и переживание художественного образа и выделение средств выразительности, что побуждает детей к сравнению различных произведений искусств и сопоставлению их с реальным миром;

- разнообразие видов восприятия и собственной творческой деятельности подводит детей к пониманию многообразия явлений художественной культуры и окружающей жизни каждого человека;

- художественное восприятие как развитие способностей ребенка помогает входить ему в мир художественной культуры и порождать новые культурные миры на основе собственного восприятия;

- способность к художественному восприятию формируется и развивается у детей не только в художественно-творческой деятельности, но и в процессе активного взаимодействия - общения с искусством и его художественными образами; созидание в процессе творческой деятельности способствует непрерывному познанию окружающего мира ребенком через художественные образы в искусстве;

- совершенствование опыта художественного восприятия является ключевым инструментом познания детьми искусства

Учебно-материальное оснащение:

- Компьютер;

- экран;

Материально-дидактическое оснащение: презентационные слайды,

Зрительный ряд: презентация с изображениями картин и пояснительной информацией (название картины, автор картины, краткая характеристика художественного стиля в котором выполнено художественное произведение).

Методы и приёмы обучения:

метод словесный рассказ, беседа;

наглядный метод ПК, экран, презентация;

практический метод –  выполнение задания на закрепление изученного материала;

методы стимулирования учебной деятельностиформирование интереса, создание ситуации новизны, игровой момент, поощрение.


Используемые педагогические технологии:

  • личностно-ориентированные;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии (технология создание презентации, веб-квест)


Межпредметные связи: история и культурология

Этапы занятия:

  1. Организационный момент

Проверить явку и готовность воспитанников к занятию.

Проверить психологический настрой воспитанников на предстоящее занятие.

  1. Актуализация знаний

- Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в одно интересное место и жуткое место. Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем занятии.

- Назовите пожалуйста какие виды искусства существуют (временные, пространственные, временно-пространственные)

- Что относится к временным (литература, музыка), пространственным (живопись, скульптура, графика), временно-пространственные (кино, театр, архитектура).

3. Изучение нового материала.

- На прошлом занятии мы так же познакомились с художественными стилями, их более 20 и поэтому сегодня мы рассмотрим подробно только 7.

- Сейчас я приглашаю вас на экскурсию, где вы узнаете подробно не только о стилях, но и познакомитесь с художниками и их картинами.

- Приветствую Вас в нашем музее «Таинственные картины». Здесь мы собрали мировые шедевры с самой мрачной и загадочной историей. Но перед тем как мы начнем нашу экскурсию, я хочу познакомить вас со схемой нашего музея. Каждая комната музея - это один художественный стиль в живописи.





























- А теперь приглашаю всех на экскурсию, но прошу быть внимательными и запоминать художников и стили, в которых выполнены работы. Возможно это вам пригодится в конце нашей экскурсии

1. И первая картина нашей коллекции «Плачущий мальчик» — картина испанского художника Джованни Браголина. Легенда зародилась после публикации статьи британской газетой «The Sun». В этой публикации говорилось о семейной паре, которая осталась без дома после пожара. Дом выгорел полностью за исключением репродукции картины Браголина с плачущим мальчиком. Это породило волну слухов. Появились сообщения, что аналогичные случаи происходили и раньше. Слухи подкрепил брат того самого пострадавшего на пожаре, работавший в пожарной части. Он утверждал, что копии «Плачущего мальчика» находили на местах других пожарищ.

В ходе подробного разбора статей данной тематики специалисты выяснили — это не более чем искусственно созданная сенсация. Журналисты всячески игнорировали различные факты и оперировали понятиями так, что к статьям, вводившим в заблуждение, просто не подкопаешься. Например, в одну кучу сваливали первый описанный пожар, а также сведения о пожарах в домах, в которых также висели картины, причём это могли быть копии других работ художника Браголина или даже других художников, на которых были изображены дети. Такие подробности журналистами опускались, и у общества складывалось впечатление, что репродукция только одной этой картины вызывает пожары. Впоследствии издание «The Sun» устроило настоящее шоу с массовым сожжением проклятых картин «Плачущий мальчик».

Художник Джованни Браголин (наст. имя Бруно Амадио) представитель стиля – классицизм.

Классицизм - четкая разграниченность планов, перспектива. Основным элементом картины становится линия и светотень. Для каждого из планов выбирается свой цвет: коричневый - для ближнего, зеленый – для среднего, голубой – для дальнего

2. «Водяные лилии» — пейзаж импрессиониста Клода Моне. Когда художник с друзьями отмечал окончание работы над картиной, в мастерской случился небольшой пожар. Пламя быстро залили вином и не придали этому значения. Всего месяц картина провисела в кабаре на Монмартре. А потом в одну ночь заведение выгорело дотла. Но «Лилии» успели спасти. Картину купил парижский меценат Оскар Шмитц. Через год сгорел его дом. Пожар начался с кабинета, где как раз и висело злополучное полотно. Оно чудом уцелело. Еще одной жертвой пейзажа Моне стал Нью-Йоркский музей современных искусств. Сюда «Водяные лилии» перевезли в 1958 году. Через четыре месяца и здесь полыхнуло. А проклятая картина сильно обуглилась.

Художник Клод Моне - один из первых представителей импрессионизма

Импрессионизм- техника письма мазками, отдельными цветовыми пятнами. Главным становится сила первого «впечатления», особая палитра красок, позволяющая передать игру освещения.

3. «Демон поверженный» Михаила Врубеля оказал пагубное влияние на психику и здоровье самого художника. Он никак не мог оторваться от картины, все продолжал дописывать лицо поверженного Духа и менять колорит. «Демон поверженный» уже висел на выставке, а Врубель все приходил в зал, не обращая внимания на посетителей, усаживался перед картиной и продолжал работать, словно одержимый. Близкие обеспокоились его состоянием, и его осмотрел известный русский психиатр Бехтерев. Диагноз был страшен — сухотка спинного мозга, близкое сумасшествие и смерть. Врубеля поместили в больницу, но лечение плохо помогло, и вскоре он скончался.

Художник М. Врубель – представитель стиля модерн (современный)

Модерн - отказ от прямых линий, углов в пользу «природных» линий, интерес к новым технологиям, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

4. Следующая картина «Крик». На картине Эдварда Мунка «Крик» изображено безволосое страдающее существо с головой, похожей на перевернутую грушу, с прижатыми в ужасе к ушам ладонями и с открытым в безмолвном крике ртом. Судорожные волны мук этого существа, словно эхо, расходятся в воздухе вокруг его головы. Этот мужчина (или женщина) кажется заключенным в собственном крике-вопле и, чтобы не слышать его, зажал уши. Странно было бы, если бы вокруг этой картины не было легенд. Рассказывают, что все, кто входил с ней в контакт, пострадали от злого рока. Сотрудник музея, который случайно уронил картину, стал мучиться от сильнейших головных болей и в итоге покончил с собой. Другой сотрудник, у которого, видимо, тоже были кривые руки, выронил картину и на следующий день попал в аварию. Кто-то даже сгорел спустя день после контакта с картиной.

Художник   Эдвард Мунк - один из первых представителей стиля экспрессионизм

Экспрессионизм - тенденция к выражению эмоциональной характеристики образов или эмоционального состояния самого художника

  1. Следующая картина «Черный квадрат». Всем известно, что «Черный квадрат» на самом деле не черный, и не квадрат. Это действительно не квадрат. В каталоге к выставке он был заявлен Малевичем как «четырехугольник». И действительно не черный. Художник не использовал черную краску. Меньше известно, что Малевич считал «Черный квадрат» своим лучшим произведением. Когда художника хоронили, «Черный квадрат» (1923) стоял в изголовье гроба, тело Малевича было накрыто белым холстом с нашитым квадратом, черный квадрат был нарисован и на крышке гроба. Даже на поезде и кузове грузовика были изображены черные квадраты.

Художник   Казимир Малевич. Стиль живописи - супрематизм (наивысший)

Супрематизм- передача реальности при помощи геометрических фигур ярких оттенков. В основе изображения были треугольники, круги, квадраты, прямые линии, которое сочетали в различные комбинации.

  1. Пикассо написал «Гернику» в 1937 году. Картина посвящена бомбардировке города Герника. Говорят, когда Пикассо в 1940 году вызвали в гестапо и спросили про «Гернику»: «Это сделали вы?», художник ответил: "Нет, это сделали вы». Огромную фреску Пикассо писал не дольше месяца, работая по 10-12 часов в сутки. «Герника» считается отражением всего ужаса фашизма, бесчеловечной жестокости. Те, кто видел картину своими глазами, утверждают, что она порождает тревогу, а иногда и панику.

Художник   Пабло Пикасо. Стиль живописикубизм

Кубизм- создание особых художественных эффектов. Один и тот же предмет изображался с разных точек зрения.

  1. Одна из самых загадочных картин в нашей коллекции «Руки противятся ему»

Эту картину нарисовал Билл Стоунхэм. Скандал начался после одной из выставок. Психически неуравновешенным людям, просматривающим данную картину, становилось плохо, они теряли сознание, начинали плакать и т.д. Началось всё в 1972, когда картина была нарисована Биллом Стоунхэмом по старой фотографии, где он был сфотографирован в пятилетнем возрасте и найденной в Чикагском доме где он жил в то время (первая фотография).

Впервые картина была показана владельцу и искусствоведу Лос-Анжелес Таймс, которой после этого скончался. Затем картина была приобретена актером Джоном Марли. Далее картину обнаружили на свалке среди груды мусора. Семья нашедшая ее принесла домой и уже в первую ночь маленькая четырехлетняя дочка прибежала в спальню родителей с криками, что дети на картине дерутся. На следующую ночь, что дети на картине были за дверью. В следующую ночь глава семейства поставил видеокамеру на включение по движению в комнате где висела картина. Видеокамера сработала несколько раз.

Картина была выставлена на интернет-аукцион eBay. Вскоре на почтовые адреса администраторов eBay стали приходить тревожные письма с жалобами на ухудшение самочувствия, потерю сознания и даже сердечные приступы. Картина была продана за 1025 USD, начальная цена составляла 199 USD. Ее купил Ким Смит, проживавший в маленьком городке недалеко от Чикаго.

Художник Билл Стоунхэм. Работа написана в стиле сюрреализма

Сюрреализм - использование иллюзий и парадоксальных сочетаний форм (мягкое затвердевает, твердое течет) – это сочетание сна и реальности

- Наша экскурсия подошла к концу. Мы показали вам лишь маленькую ее часть. Выбраться из нашего музея не так - то легко! Для того, чтобы выйти отсюда, вам необходимо установить правильное соответствие между стилями и картинами. Желаю Вам удачи!

4. Закрепление изученного материала.

- Ребята перед вами ссылка для перехода на сайт learningapps.org (https://learningapps.org/watch?v=pami8njba22). Вы переходите и выполняете задание.

Задание.

Установите соответствие между:

  1. названием художественного стиля и его характеристикой;

  2. изображением картины и художником.

- Мы снова в полном составе и смогли покинуть музей таинственных картин, а это значит, что вы все молодцы и выполнили правильно задание.


4. Подведение итогов, рефлексия

-Ребята надеюсь, что вам понравилось на экскурсии! Готовы ли вы снова отправиться в этот музей на новую экскурсию?

- Перед вами лестница вашего успеха на этом занятии, в углу находятся человечки (черный – обозначает плохое настроение (было скучно, не понравилось), белый – нейтральное и золотой – все понравилось, было интересно) я прошу указать выбранного вами человечка и ступеньку лестницы, куда его можно поставить.

- Ребята скажите пожалуйста, было ли вам интересно на нашей экскурсии? Какие работы Вас более впечатлили? Почему?

- Было ли трудно выполнять задание? С какими трудностями вы столкнулись?

Хотелось бы вам побывать на такой экскурсии, но в других заллах?

- Ребята всем большое спасибо, до свидания!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!