СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка Программа внеурочной деятельности «Математическая вертикаль» (общеинтеллектуальное направление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы внеурочной деятельности "Математическая вертикаль" является формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности и обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике.  

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка Программа внеурочной деятельности «Математическая вертикаль» (общеинтеллектуальное направление)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №70 с углубленным изучением отдельных

предметов» Кировского района города Казани Республики Татарстан











Авторская разработка



Программа внеурочной деятельности

«Математическая вертикаль»

(общеинтеллектуальное направление)



Для учащихся 1 – 4 классов

Срок реализации программы 4 года











Автор разработки:

Хайруллина Гульназ Рамиловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Школа №70»

Кировского района г.Казани











Казань, 2021 год

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Математическая вертикаль» для учащихся 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования, методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296), примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.

Математика присутствует во всех сферах человеческой жизни и является основой общечеловеческой культуры. Поэтому приобщение учащихся к математике повышает ее роль в развитии личности школьника. Программа направлена прежде всего на общеинтеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, умения создавать математические проекты. Внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.


Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности и обеспечить подготовку младших школьников к успешному участию в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах по математике. 

Задачи:

— формирование универсальных учебных действий обучающихся (регулятивных, познавательных, коммуникативных);

— развитие познавательного интереса обучающихся, интеллектуальных способностей;

— выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.

Новизна: решение проблемы работы с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; использование умений при изучении других школьных предметов.

Актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность: развитие умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность: от частных примеров к общим.

Практическая направленность: освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.


Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС (планируемых результатов обучения): личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных).


Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут, на 34 часа в год – во 2-4 классах, продолжительность занятия 40-45 минут.


Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результатов:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Работать по предложенному учителем плану и самостоятельно составленному плану.

- Отличать верно выполненное задание от неверного.

- давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Ориентироваться в учебнике.

- Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя и из других источников информации.

- Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские и объемные геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем, таблиц, графиков, диаграмм); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Оформлять свою мысль в устной и письменной речи

- Слушать и понимать речь других.

- Читать и пересказывать текст.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов:

- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- Выделять существенные признаки предметов;

- Сравнивать между собой предметы, явления;

- Обобщать, делать несложные выводы;

- Классифицировать явления, предметы;

- Определять последовательность событий;

- Судить о противоположных явлениях;

- Давать определения тем или иным понятиям;

- Определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; -выявлять функциональные отношения между понятиями;

- Выявлять закономерности и проводить аналогии.


Содержание программы «Математическая вертикаль»

1 класс (33 часа)

Пространство вокруг нас (6ч.) Графические диктанты – маршрут передвижения. Взаимное расположение предметов. Понятия «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе». Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Законы математики (4ч.) Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

Геометрическая мозаика (4ч.) Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.

Мир занимательных задач (10ч.) Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания.

Математические игры (9ч.) Задачи-шутки, решение задач на материале сказок. Изучение правил шифровки.

2 класс (34 часа)

Законы математики (6ч.) Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

Геометрическая мозаика (6ч.) Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию.

Мир занимательных задач (16ч.) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений. Олимпиада.

Математические игры (6ч.) Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.

3 класс (34 часа)

Законы математики (4 ч.) Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.

Геометрическая мозаика (8ч.) Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

Мир занимательных задач (17ч.) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами. Олимпиады.

Математические игры (5ч.) Математическая грамматика, викторины, кроссворды.

4 класс (34 часа)

Многозначные числа (2 ч.) Упражнения с многозначными числами.

Мир занимательных задач (6ч.) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Мир занимательных задач (18ч.) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем. Олимпиады.

Математические игры (8ч.) Ребусы, занимательные конкурсы, интеллектуальный марафон

.

Календарно-тематический план. 1 класс. 1 час в неделю, всего 33 часа.

Наименование раздела и тем

Часы

Сроки прохождения

Пространство вокруг нас (6ч.)

1

Размер, форма, цвет

1


2

Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа

1


3

Раньше - позже

1


4

Пространственные отношения: путешествие точки

1


5

Пространственные отношения: взаимное расположение предметов

1


6

Проект: создание собственного маршрута

1


Законы математики (4ч.)

7

Прятки с фигурами

1


8

Цепочка

1


9

Математическая сказка: последовательность событий

1


10

Закономерности в узорах

1


Геометрическая мозаика (4ч.)

11

Волшебная линейка: точка, прямая, кривая

1


12

Луч, отрезок

1


13

Угол, стороны, вершины угла

1


14

Весёлая геометрия

1


Мир занимательных задач (10ч.)

15

Танграм: древняя китайская головоломка

1


16

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1


17

Числовые головоломки

1


18

Секреты задач

1


19-20

Решение логических задач.

2


21-22

Задачи-смекалки

2


23

Числовые головоломки

1


24

Математическая карусель

1


Математические игры (9ч.)

25

Задачи-шутки

1


26

Задачи Г.Остера

1


27

Тайны шифра

1


28

Шифровка

1


29

Игры с кубиками

1


30

Математическая викторина

1


31

Математические ребусы

1


32

Игра в магазин. Монеты

1


33

КВН

1




Календарно-тематический план. 2 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа.

Наименование раздела и тем

Часы

Сроки прохождения

Законы математики (6ч.)

1

Магический квадрат (сложение)

1


2

Магический квадрат (вычитание)

1


3

Шифр.

1


4-5

Дважды два — четыре (интересные случаи в таблиөе умножения)

2


6

«Часы нас будят по утрам…»

1


Геометрическая мозаика (6ч.)

7

Прятки с фигурами

1


8

Геометрический калейдоскоп

1


9

Геометрия вокруг нас

1


10

Тайны окружности

1


11

Жизнь Четырёхугольников

1


12

Диагональ Четырёхугольника

1


Мир занимательных задач (16ч.)

12-15

Решение комбинаторных задач

4


16-19

Решение логических задач

4


20

«Что скрывает сорока?»

1


21

Старинные задачи

1


22

Секреты задач. Задачи в стихах

2


23

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи.

2


24

Задачи со сказочным сюжетом

1


25

Решение олимпиадных задач

1


Математические игры (6ч.)

26

Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото».

1


27

Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1


28

Головоломки

1


29

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1


30

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел.

1


31

Математическая эстафета (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

1


32

Математическая тропинка. Решение задач на время.

1


33

Числовые ребусы.

1


34

Интеллектуальная разминка: электронные математические игры (работа на компьютере)

1




Календарно-тематический план. 3 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа.

Наименование раздела и тем

Часы

Сроки прохождения

Законы математики (4ч.)

1

Поиски закономерностей

1


2

Задачи, связанные с величинами

1


3

Задачи с промежутками

1


4

От секунды до столетия

1


Геометрическая мозаика (8ч.)

5

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

1


6

Конструирование предметов из геометрических фигур



7

Геометрический калейдоскоп

1


8

Проектная деятельность

«Зрительный образ квадрата»

1


9

Объемные фигуры

1


10

Геометрические построения с помощью циркуля и линейки

1


11

Круг и окружность

1


12

Меры дины

1


Мир занимательных задач (17ч.)

13

«Числовой» конструктор

1


14

Волшебные переливания

1


15-16

Это было в старину. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

2


17

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1


18

Учимся разрешать задачи на противоречия

1


19-22

Решение комбинаторных задач

4


23-24

Задача на планирование действий

2


25-26

Решение логических заданий

2


27

Решение олимпиадных задач

1


28

Задачи повышенной сложности

1


29

Нестандартные задачи

1


Математические игры (5ч.)

30

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

1


31

Интеллектуальная разминка

1


32

Своя игра. Выполнение конкурсных заданий.

1


33

Математическая эстафета (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

1


34

Занимательный диктант. Составление математических диктантов для учеников 1 класса

1


Календарно-тематический план. 4 класс. 1 час в неделю, всего 34 часа.

Наименование раздела и тем

Часы

Сроки прохождения

Законы математики (2ч.)

1

Мир многозначных чисел

1


2

Числа-великаны и числа - малютки

1


Геометрическая мозаика (6ч.)

3

Геометрия в пространстве

1


4

Проектная деятельность «Волшебный круг»

1


5

Задачи, связанные с прямоугольным параллелепипедом

1


6

Геометрические задачи на

разрезание

1


7

Равносоставленные фигуры

1


8

Равносоставленные фигуры. Танграм

1


Мир занимательных задач (18ч.)

9-12

Решение комбинаторных задач

4


13-14

Задачи, решаемые с помощью графов

2


15-16

Решение математических задач с помощью рассуждений

2


17

Задачи по упорядочиванию множеств

1


18

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

1


19-20

Правдолюбы и лгуны. Понятия «Истинные и ложные умозаключения построение умозаключений»

2


21

Действия с римскими числами

1


22-23

Арифметические задачи, требующие особого решения

2


24

Задачи со многими возможными решениями

1


25

Блиц-турнир по решению задач

1


26

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1


Математические игры (8ч.)

27

Проектная деятельность в группах. Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

1


28

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1


29

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»

1


30

Математическая викторина

1


31-32

Проектная деятельность «Великие математики»

2


33

Загадки-смекалки. Творческая работа.

1


34

Математический праздник

1




Используемая литература

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

4.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.

5.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.

6. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.

9. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.

10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

11. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

12. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

13. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

Сергеева В.С., Чуракова Р.Г. Решаем олимпиадные задачи. 2 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада).

Сергеева В.С., Чуракова Р.Г. Решаем олимпиадные задачи. 3 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада).

Сергеева В.С., Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Решаем олимпиадные задачи.

4 класс: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник. (Школьная олимпиада).

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

5. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!