СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская разработка "Эффективные формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. 6 класс."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Авторская разработка "Эффективные формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. 6 класс."»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №12"




Авторская разработка

"Эффективные формы деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы. 6 класс."









Работа учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Нуриахметовой Рузили Мунавировны.












г. Березники - 2021 г.







К эффективным формам деятельности относятся такие формы, как литературные диктанты (проверка чтения литературного произведения, выразительность речи, умение связно говорить, работать в паре, в группе, выслушивать мнение других, быть критичным по отношению к себе), вопросы проблемного характера (умение думать, соотносить разные точки зрения, обобщать, философски подходить к теме, размышлять, анализировать, говорить), кластеры (способ графической организации материала, отражение нелинейной формы мышления, визуальное запоминание, умение самому думать, соотносить понятия, определять самостоятельно тему, развитие речи).

В моей педагогической деятельности такие виды работ являются постоянными, благодаря которым обучающиеся познают предметы на максимальном для каждого уровне успешности, идёт процесс их подготовки как самостоятельного субъекта образовательной деятельности, воспитания творческой, активной личности, стимулирования самостоятельной поисковой творческой деятельности. Идёт процесс формирования нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, коммуникативность, креативность, самостоятельность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Важно создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения.

Проблемные вопросы, кластеры, ключевые термины, групповая дискуссия - это одни из приёмов технологии "Развития критического мышления".

Приведу высказывания выдающихся людей, к мнению которых следует прислушаться.

- Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания. Конфуций

- Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения. К.Д. Ушинский -Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади

- Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы.

Мишель де Монтень - Сейчас мы можем сказать, что учиться - это непрекращаемый процесс,

когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание - это

научить людей учиться. Питер Друкер - Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда

узнаем сам ответ. Ллойд Александр - Я слышу - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю.

Конфуций - Предполагать хорошо, добраться до истины лучше. Марк Твен





6 класс.

Литературный диктант.

6 класс.


1. Где росли три гордые пальмы?

В песчаных степях аравийской земли.

2. На кого стали роптать пальмы?

На Бога.

3. Они родились для того, чтобы увядать или радовать взор?

Радовать взор.

4. Была ли услышана просьба пальм?

Да.

5. Пальмы были рады пришельцам?

Да.

6. Что произошло, когда наступил вечер?

Срубили. Пали без жизни питомцы столетий

7. Что стало после ухода гостей?

Пепел седой и холодный

Ветер разнёс остатки сухие.

8) Кто пострадал после просьбы трёх пальм?

Ручей.

9) О чём просит Бога ручей?

О тени.

Карточка №1.


Вы согласны с этим утверждением? Или хотите возразить?




Карточка №2.


1. О чём предупреждает читателей поэт? Можете ли вы допустить мысль о том, что жизнь хрупка, её легко погубить?


2. Можно ли "Три пальмы" назвать философским произведением?



Карточка №3


1. Почему "Три пальмы" - восточное сказание?


2. Пальма - священное дерево, название которого встречается в Библии. Символизирует вечную жизнь, вечность природы, красоту. Почему же пальмы в произведении М.Ю.Лермонтова гибнут?



Тема. Былина. Илья Муромец и Соловей- разбойник.

Литературный диктант №1.


1. Отчество Ильи Муромца.

Иванович.

2. С каким князем беседовал Илья?

Владимир.

3. Возле какого города Илья побил чёрную силу?

Чернигов.

4. В какой город торопился Илья?

Киев-град.

5. Кого взял Илья Муромец в плен?

Соловья-разбойника.

6. Сколько дочерей у Соловья-разбойника?

Три.

7. Поверил ли киевский князь рассказам Ильи Муромца?


Нет.

8. Наказан ли Соловей-разбойник?

Да.


Литературный диктант №2.

1. В какой семье родился Илья Муромец?

В простой крестьянской семье.

2. Для человека 12 века мужчина такого роста считался великаном. Средний рост людей того времени - 160 см.

А) 170см Б) 175см В) 177 см

177 см

3. С помощью чего излечили "карлики перехожие" паралич ног Ильи Муромца?

С помощью заговоренной воды.

4. Илья Муромец ездил в Киев по "дорожке прямоезжею". Там течёт речка. Назовите её.

Смородинная.

5. Илья Муромец освободил "дорожку прямоезжую", сделал жизнь простых людей спокойнее. От кого освободил Илья Муромец эту дорожку?

От Соловья-разбойника.

6. Почему Илью зовут Муромцем?

Родился в Муроме.


В мире омонимов.

Задание "Проверю себя". Школьники должны определить разновидности омонимов.


1. Географический атлас. Яркий атлас.

Омографы.

2. Поласкать собаку. Полоскать бельё.

Омофоны.

3. Острая пила. Пила сок.

Омоформы.

4. Чайные кружки. Разноцветные кружки.

Омографы.

5. Плачу в кассу. Незаметно плачу.

Омографы.

6. Натянул лук. Зелёный луг.

омофоны

7. Сказочный замок. Закрыть на замок.

Омографы.

8. Косой взгляд. Длинной косой.

Омоформы.

9. Не болтайте.

Будет вам по калачу,

А не то поколочу.

Омоформы.

10. Рос в деревне. Много алых роз.

Омофоны.

11. Почитать старших. Почитать книгу.

Омонимы.

12. Много белок на дереве. Съел белок яйца.

Омографы.


Задание. Составьте словосочетания или предложения с указанными словами.


Мука, мука.

Мука высшего сорта. Сильная мука.

Пруд, прут.

Чистый пруд. Тонкий прут.

Плод, плот.

Вкусный плод. Построили плот.

Берегу, к берегу.

Берегу вещи. Плывём к берегу.

Мой, мой.

Мой посуду. Мой рюкзак.

Леса, лиса.

Хвойные леса. Ловкая лиса.

Рой, рой.

Рой яму, рой пчёл.

Балл, бал.

Оценочный балл. Новогодний бал.


М.Ю.Лермонтов. Поэма "Беглец".

Работа по кластеру.

Вариант №1. Ключевое слово "кластер". Составьте кластер и прокомментируйте.

Вариант №2. Позиция каких героев определена в данном кластере? С чьей позицией вы согласны, а с чьей - нет? Что вас особенно удивило в данном кластере? Дайте оценку поступку героя. Какие темы раскрыты в кластере?



б

беглец

ежал он в страхе забыл свой страх и стыд

с поля боя


п одкрался он растерял в пылу сраженья

винтовку, шашку - и бежит

с кровавой битвы невредимый

лишь он один пришёл домой и слышит песню старинную

и стал Гарун бледней луны

ступай - достоин ты презренья

ты раб и трус - и мне не сын


Виктор Астафьев. "Васюткино озеро".

Литературный диктант.

1. Закончить фразу "Идёшь в лес....."


Бери еду, бери спички.

2. Что такое затеси?

Отметки на стволах деревьев.

3. Почему кедровка - птица полезная?

Она разносит по тайге семена кедра.

4. Как звали собаку Васютки?

Дружок.

5. Какая встреча произошла в тайге?

Встретил глухаря.

6. Каких людей не любит тайга?

Хлипких.

7. Чего испугался Васютка?

Испугался огромного корня.

8. Что нашёл Васютка в тайге?

Нашёл озеро.

9. Чем удивило героя озеро?

Удивило рыбой.





Тема. Имя прилагательное.

Рассмотрите кластер. Определите тему.

?

1 2

(не)милая улыбка (не)брежный взгляд

(не)добрые слова (не)ряшливый вид

(не)широкая улица (не)настная погода

1 2

( не)далёкое, а близкое расстояние вовсе (не)красивый наряд

(

?



не)шумный, и тихий город далеко (не)близкий путь



3 4

(не)зелёное платье (не)каменный век

(не)красный цвет (не)железная ручка



Тема. Сложные имена прилагательные.

Школьники должны записать сложные имена прилагательные, определить количество колонок и прокомментировать своё выбор.

лимонно-жёлтый

широкоплечий

ярко-красный

древнерусский

северо-восточный

сталеплавильный

юго-западный

быстроходный

русско-английский

газетно-экскурсионный

немецко-русский

приёмно-сбытовой

древнекняжеский

крупноэлементный


низколобый


русоволосый




Тема. В гостях у Крылова.


Выберите правильный ответ.


1. В молодости Крылов издавал журнал. "Почта". "Почта духов".

2. Чем не кормят соловья? Пирогами. Баснями.

3. Можно ли басню назвать уроком? Нет. Да.

4. Какую басню читал Кутузов? "Волк на псарне". "Квартет".

5. Есть ли в басне мораль? Да. Нет.

6. Перевод слова "аллегория". Иносказание. Правда.


Тема. А.К.Толстой. "Илья Муромец".

Конкурс вопросов.


1) Почему Илья Муромец не годится для княжого двора?

2) Почему Илье Муромцу так хочется поклониться государыне-пустыне?

3) Отличительная черта Ильи. Чем он отличается от князя?

4) Значение слова "чубарый".

5) Какова роль мысленного диалога Ильи Муромца?

6) Как вы понимаете фразу "киснет кровь"?


Литературный диктант.


1. В какое время суток едет Илья Муромец?

Утро, день, вечер.

2. Как называет себя Илья?

Я мужик неприхотливый.

3. Как обращается Илья к своему коню?

Мой чубарый

4. Значение устаревшего слова "скриня".

Сундук, короб, ларец.

5. С кем мысленно И.М. ведёт диалог?

С князем.

6. Где киснет кровь, по мнению Ильи?

В Киеве.

7. Каким богатырям отдаёт предпочтение князь?

Молодым.

8. Чем пахнет тёмный бор?

И смолой и земляникой.


Тема. Роль литературы в мире человека.

Угадайте автора произведения, жанр.

1.

Жаворонки, прилетите,

Студёну зиму унесите,

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела. (Народная песня".

2.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит. (А.С.Пушкин. Стихотворение "Зимнее утро")


3.

Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе журавли. (Н.Заболоцкий. Стихотворение "Журавли")


4.

Из вереска напиток

Забыт давным-давно.

А был он слаще мёда,

Пьянее, чем вино. (Р.Стивенсон. Баллада "Вересковый мёд")


5.

да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы! (М.Ю.Лермонтов. Баллада "Бородино")


6.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали. (В.А.Жуковский. баллада "Светлана")


7.

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла,

бежал он в страхе с поля брани,

Где кровь черкесская текла. (М.Ю.Лермонтов. Поэма "Беглец")


8.

Правду молвить, для княжого

Не гожусь двора,

Погулять по свету снова

Без того пора! (А.К.Толстой. Стихотворение "Илья Муромец")


Литературный диктант. "Проверим себя".


1. Кто из литературных героев унёс колокола с собора Парижской

Богоматери? Гаргантюа.

2. Кто из литературных героев отнял имение у своего друга?

Кирила Петрович Троекуров.

3. Название деревни, которая принадлежала Дубровским.

Кистенёвка.

4. Как звали дочь Троекурова? Маша.

5. Кто из героев басен Крылова рвётся в облака? Лебедь.

6. Кто из героев "Синей птицы" отправился в путь, имея волшебную

палочку? Душа Света.

7. Откуда вышла Душа Света? (Из какого предмета?) Из лампы.

8. Какого цвета шапочка, на которой алмаз? Зелёная.

9. "Все матери богаты, если они любят своих детей". Кто из героев "Синей

птицы" произносит эти слова? Материнская Любовь.

10. Если грустная мать целует своего ребёнка, то слёзы превращаются в ....

Во что? В звёзды.


Джонатан Свифт. "Гулливер в стране лилипутов".


1. Сколько детей было у Гулливера


2 (дочь и сын)

2. Любимые предметы Гулливера.

География, математика.

3. Почему Гулливер уснул после вкусного обеда?

В вино подсыпали сонного порошка.

4. В какой стране оказался Гулливер после кораблекрушения?

В Лилипутии.

5. Он оказался в красивой стране. На что были похожи сады и луга?

На пёстрые цветочные клумбы.

6. Знал ли Гулливер по-французски?

Да.

7. О каком предмете идёт речь? "В левом нижнем кармане жилета мы видели вещь, похожую на решётку дворцового сада".

Расчёска.

8. Первая фраза, выученная Гулливером на лилипутском языке?

"Ваше величество, я умоляю вас отпустить меня на свободу"

9. На что был похож новый костюм Гулливера?

На лоскутное одеяло.










Тема. Морис Метерлинк. "Синяя птица".

Тайна Бытия. Тайна Счастья.

Литературный диктант.


1. Как решила кошка не допустить

детей в главные ворота, где живут лунные птицы?

Запугать.

2. Кто меня любит и кого люблю я, те

всегда меня найдут.

Душа Света.

3. Как зовут Самое Тучное

из Блаженств?

Блаженство Быть Богатым.

4."Мы все на том месте, изменился лишь твой взгляд на вещи. Теперь мы видим подлинную сущность вещей".

Кто говорит?

Душа Света Тильтилю.

5. Почему Детские Блаженства

торопятся?

"Им тоже нельзя терять время - детство мимолётно".

6. Живут ли в доме Блаженства?

Назовите их.

Да. Блаженство Быть Здоровым.

Б. Дышать Воздухом.

Б. Любить Родителей.

Б. Голубого Неба.

Б. Леса.

Б. Солнечных Дней.

Б. Весны.

7. "В каждом доме, где живут с открытыми глазами, все дни недели - воскресные". Кто говорит?

Душа Света.

8. "Блаженство Невинных Мыслей - самое светлое среди нас".

Кто говорит?

Душа Света.

9. "Я всегда буду добра к тем, кто любит друг друга". Чьи слова?

Душа Света.


На какие цитаты Души Света вы обратили особое внимание? Важны ли они в наше время? Почему мы не всегда замечает то, что рядом?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!