СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская рабочая программа по ОПК

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это авторская рабочая программа составлена для преподавания факультатива по Основам православной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Авторская рабочая программа по ОПК»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Пригородненская средняя общеобразовательная школа»

Щигровского района Курской области»



Рассмотрено

на заседании МО

учителей гуманитарного цикла

протокол №1 от

«____» ________2015

Руководитель МО

______ /Голубева Н.Н./


Согласовано Заместитель директора школы УР

_____ /З.В. Мурлыкина/

«___» __________2015 г.

Утверждаю

директор школы

________ /С.Н.Домарев/

Приказ от

«___» _______ 2015 г.

№ ___







Рабочая программа



По факультативу “Основа православной культуры”

Класс: 2 класс

Количество часов по программе: 34 часа

Учитель: Жигарева Н.В.














2015 – 2016 учебный год




Основы Православной культуры

(факультатив)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность изучения православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Одним из направлений модернизации и реформирования светской школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России.

Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с ним, поэтому православная культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православие тесно связано с национальными культурами не только русского, но и многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Без знания основ православной культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно гуманитарных, невозможно, а приобщение к ним затруднено. Это обусловливает познавательную значимость православной культуры для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и Церкви, мировоззренческого, этнического или конфессионального самоопределения их самих или их родителей (законных представителей).

Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося соответствующего современности уровня знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…»

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содействовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образовательного пространства, социальной и культурной интеграции российского общества. Православное культурологическое образование учитывает фактическое положение православной религии в Российской Федерации как традиционной религии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского края и соответственно тех регионов, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.


Соблюдение принципа светскости.

Одним из важнейших принципов деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, особенно значимым для организации изучения православной культуры, является принцип светского характера образования. Изучение православной культуры относится к светскому образованию, типу религиоведческого образования конкретной этнокультурной, этноконфессиональной и цивилизационной направленности (православная культура русского народа и российского общества в целом, культура православных стран и народов в прошлом и в современности). Реализация принципа светского характера образования при изучении православной культуры в государственных и муниципальных учреждениях обеспечивается:

1) культурологическим, неиндоктринальным содержанием предъявляемых знаний и соответствующей методикой изучения православной культуры;

2) правом свободного выбора изучения курсов православной культуры учащимися или их родителями (законными представителями), образовательными учреждениями (их органами самоуправления), местными и региональными органами управления образованием в соответствии с конкретными параметрами социального заказа на православное культурологическое образование;

3) организационно-правовой независимостью государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий;

4) методическим контролем служб учредителя государственных и муниципальных образовательных учреждений (органов государственной власти и местного самоуправления) за практикой организации и преподавания православной культуры.

Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.

Организационно-правовая независимость государственных и муниципальных образовательных учреждений от организаций религиозных конфессий позволяет государственным и муниципальным органам управления образованием организовывать изучение православной культуры в соответствии с требованиями российского законодательства при соблюдении всех законных прав и интересов обучаемых и их родителей (законных представителей), других участников образовательного процесса.




Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.



Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.



Содержание курса

Основой содержания курса православной культуры выступают сведения из Библии и жизни Православной Церкви. Причем в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с церковным годом, которое со временем должно перейти во внеклассную работу. На протяжении всего курса сообразно возрасту ребенка изучается Библия как богооткровенное знание, а не как выражение человеческой мудрости, собрание мифов, сказаний и т.п. В связи с этим изложение Священного Писания опирается на святоотеческое понимание. Вместе с тем знание Библии позволяет правильно понять сущность тех форм культуры, в основе которых лежит христианское мировоззрение.


Основные религиозные понятия и представления. (11 ч.)

Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православно культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям православия, которые были созданы нашим народом и его государством, предками, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.


Священная история Ветхого Завета (12 ч.)

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Жизнь святых людей – пример (11)

Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская


Учебно-тематический план





Наименование раздела, блока

Кол-во часов

1.

Основные религиозные понятия и представления

11

2.

Священная история Ветхого Завета

12

3.

Жизнь святых – пример добротолюбия.

11


Итого

34






Содержание представлено в следующих разделах курса:

I. Православная христианская картина мира: 1. Бог. 2. Мир и его творение. 3. Человек в православной картине мира. 4. Православное мировоззрение. 5. Православие и культура.

II. История православной религии и культуры: 1. Ветхий Завет. 2. Новый Завет. 3. Служение апостольское.

III. Православие – традиционная религия русского народа: 1. Понятие о Церкви. Церкви. 2. Православие – культурообразующая религия в России. 3. Жития (биографии) наиболее известных святых земли Русской. Роль православия в судьбе нашего Отечества.

IV. Православная культура и религии мира: 1. История Ветхого Завета.
2. История Нового Завета. 3. История христианских поместных церквей.

V. Письменная культура православия (православная словесность): 1. Священное Писание и Священное Предание в православной культуре. 2. Православная литература. Основные жанры. 3. Жития святых – самые читаемые русскими людьми литературные произведения.

VI. Художественная культура православия: 1. Церковный храм и его устройство. 3. Православная икона. Иконопись. Иконография.

VII. Нравственная культура православия: 1. Смысл и сущность православной морали. 2. Десять заповедей Божиих в Ветхом Завете

VIII. Главные православные праздники: 1. Главные православные праздники (их содержание и история возникновения). 2. Церковные таинства и обряды. 3\

IX. Региональный компонент: 1. История православия в Курском крае.
2. Святые Курского края. 3. Храмы и монастыри Курского края.

X. Православный образ жизни: 1. Православный образ (уклад) жизни.
2. Православный календарь. Праздники. Посты. 3. Семья как «малая церковь». «Домострой». 4. Труд.






Формы, методы и средства преподавания православной культуры

Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающих его.

Среди форм обучения, наряду с классно-урочными занятиями, должны быть и внеклассные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.

С особой осторожностью и тщательностью, педагогической корректностью следует подходить к выбору инновационных форм изучения православной культуры. Плодотворным в этом плане может оказаться использование таких форм проведения урока, получивших распространение в практике учителей-мастеров, как путешествие в предмет (вводные уроки вначале изучения «Основ православной культуры»), погружение в историческую эпоху («Крещение Руси. Распространение православия»); экспедиция по святым местам, урок-портрет, посвященный выдающимся деятелям русского православия Феодосию Печерскому, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому, Иоанну Кронштадтскому и другим деятелям Церкви; В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.

Многообразными должны быть и средства обучения. Так, изучение книг Ветхого и Нового Завета вводит детей в мир вечных истин и всегда современных идей, высочайших нравственных идеалов, в художественной форме предлагает читателям увлекательные исторические и бытовые сюжеты, раскрывает сложные и неоднозначные ситуации, знакомит с историей, обычаями, образом мысли народов древнейших цивилизаций.

Кроме книг Священного Писания в разрабатываемом курсе предполагается использовать произведения святоотеческой литературы, исследования по истории православия, образцы житийной литературы, особенно любимой в Древней Руси. В жизнеописаниях святых показаны примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества Дмитрием Донским и Александром Невским; духовное возрастание Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафим Саровский; верность Родине, проявленная патриархом Гермоген; забота о ближних Тихона Задонского; семейные добродетели в лице Петра и Февронии Муромских, родителей Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.

Большую роль играет изучение православного церковного и светского искусства: архитектуры, иконописи, изобразительного искусства, художественной литературы, преданий, сказок, образцов музыкального и поэтического творчества. Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывает воедино мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы.



Планируемые результаты


1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира». Понятие о Боге, Пресвятой Троице, Боге Отце, Боге Сыне, Боге Духе Святом. Их единство и нераздельность. Изображение Троицы в русской иконописи. Свойства Божии. Бог и Его творение мира и человека. Человек как образ Божий. Тело человека – храм Божий. Человек как духовное существо. Священный дар жизни. Ценность жизни каждого человека. Необходимость беречь и заботиться о теле и душе. Чудеса Иисуса Христа исцеления людей, спасения их жизни. Что нужно для жизни тела, для жизни души? Забота о личном здоровье. Соблюдение медицинских норм, норм безопасности в быту и на улице, советов старших по сохранению здоровья. Помощь другим в беде, болезни, несчастном случае. Выполнение заветов Иисуса Христа о ценности человеческой жизни, о любви к ближнему.

2. По содержательной линии: «Православная культура и религии мира». Сотворение мира и человека. Грехопадение прародителей. Наказание за грех. Каин и Авель. Всемирный потоп. Дети Ноя. Грех Хама. Столпотворение. Призвание Авраама и явление ему Бога в виде Трех Странников. Принесение Исаака в жертву. Видение Иаковом таинственной лествицы. История Иосифа. Иов многострадальный. Рождение пророка Моисея и призвание его к освобождению евреев из рабства египетского. Пасха и исход евреев из Египта. Переход через Чермное море. Дарование закона Божия на горе Синае. Устроение скинии. Вступление евреев в Обетованную землю. Помазание на царство Давида. Победа его над Голиафом. Воцарение Давида. Завоевание Иерусалима и перенесение в него Ковчега Завета. Соломон и его мудрость, построение и освящение Храма. Разделение царств. Падение царства Израильского, разрушение Иудейского. Пророки царства Иудейского. Возвращение из плена иудеев. Построение второго храма. Мученики за веру. Маккавеи.

3. По содержательной линии: «История православной религии и Церкви». Рождество Богородицы. Введение Ее во храм. Благовещение. Рождение святого Иоанна Предтечи. Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Сретенье Господа нашего Иисуса Христа. Проповедь святого Иоанна Крестителя. Крещение Господа нашего Иисуса Христа. Первые ученики Господа. Изгнание торгующих из храма. Исцеление расслабленного при овчей купели. Избрание апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Учение о Промысле Божием. О неосуждении ближнего. Воскрешение сына Наинской вдовы. Притча о сеятеле. Укрощение бури. Воскрешение дочери Иаира. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Чудесное насыщение 5000 человек пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам, исцеление дочери хананеянки. Преображение Господне. Притчи: о милосердном самарянине, о милосердном царе и безжалостном должнике; о блудном сыне, о талантах, о сеятеле и семени, о десяти прокаженных, о богатом Лазаре, о мытаре и фарисее. Благословение детей. Воскрешение Лазаря. Вход в Иерусалим. Учение Иисуса Христа о двух главных заповедях. Предательство Иуды и Тайная Вечеря. Страдания, смерть и погребение Иисуса Христа. Воскресение Христово. Явление Иисуса Христа ученикам. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проповедь апостолов. Успение Пресвятой Богородицы. Святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, Иоанн Богослов. Святые Православной Церкви. Святитель Николай Угодник, Георгий Победоносец.

4. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа». Наши предки. Как началось русское государство. Святые книжники Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Мудрая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. Крещение Руси. Иларион, митрополит Киевский. Прп. Феодосий Печерский. Петр и Феврония Муромские. Святой князь Александр Невский. Прп. Сергий Радонежский. Димитрий Донской. Патриарх Гермоген, Тихон Задонский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, Ксения Петербургская, Матрона Московская, Елизавета Романова, Серафим Вырицкий. Гонения на Православную Церковь после 1917 года. Ее признание в конце 80-х годов. Православная Церковь в наши дни. Жизнь современной церкви. Церковь как община верующих людей. Что или кто объединяет людей.

5. По содержательной линии: «Художественная культура православия». Храм. Внешнее строение храма. Символика храма. Внутреннее строение храма: притвор, собственно храм, алтарь. Певчие. Духовная литература. Устное народное творчество. Духовные стихи и песни. Книжная литература. Знакомство с доступными для детей произведениями древнерусской литературы. Изобразительная культура.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия». Отношение человека и Бога. Нравственное поведение ребенка. Основные заповеди о нравственном поведении человека. Главные нравственные качества человека. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Наибольшая заповедь, в которой весь Закон и пророки. Отношение ребенка к Богу. Иисус Христос и дети. Качества, которые Господь хочет видеть в них. Какие качества огорчают, а какие радуют Господа. Семья как малая Церковь. Отношение ребенка к своим родителям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа. Общие качества Матери Божией и матерей всех детей. Качества Пресвятой Богородицы, отраженные, по мнению ребенка, в его маме. Заповедь «Чти отца и матерь свою». Отношение ребенка со сверстниками. Доброе отношение. Прощение. Когда, кого и за что можно простить. Новый Завет о прощении. Жизнь апостолов и их служение людям – великий пример жертвенности и любви. Отношение ребенка к собственности. Христос о богатстве и бедности. Что нужно ребенку. Умение ограничивать себя. Жадность как порок. Доброта и желание помочь другим есть выполнение заповедей Христовых. Милосердие, терпение, любовь к людям. Нравственное отношение к природе. Сохранение природы и забота о ней. Забота о живом. Бережное отношение ко всему.

7. По содержательной линии: «Главные православные праздники». Происхождение церковных праздников и их обряды. Наиболее известные церковные праздники и их празднование. Местные традиции проведения праздников. Произведения искусства, посвященные праздникам, из музыкального, изобразительного и литературного творчества. Духовный, нравственный, исторический и народный смысл праздников.

8. По содержательной линии: «Региональный компонент». Храмы Курской области. Коренная Пустынь – духовный центр Курской области. Феодосий Печерский, Серафим Саровский – великие святые Курской земли.

9. По содержательной линии: «Православный образ жизни». Православная община. Устройство церкви. Священнослужители: священник, диакон. Жизнь верующего человека. Мое поведение. Мое отношение к ближним. Мое служение ближним.





Тематическое планирование

курса основ православной культуры

2 класс

№ урока

Тема урока

Дата


1

Основные религиозные понятия и представления

Наша Родина – Россия. Крещение Руси.


2

Откуда мы знаем о Боге. Священное Писание и Священное Предание.


3

Тайна Пресвятой Троицы. Крест, его смысл и сила.



4

Священная история Ветхого Завета

Бог – Творец мира.



5

Жизнь первых людей в раю. Грехопадение – результат непослушания и гордыни.



6

Каин и Авель. Братоубийство как следствие зависти.


7

Всемирный потоп.


8

Сыновья Ноя. *Праздник Архистратига Михаила.



9

Вавилонская башня. О гордости и славолюбии.


10

Пророк Моисей. Освобождение еврейского народа от египетского рабства.



11

Чудеса Божии в пустыне. Десять заповедей Закона Божия.



12

Священная история Нового Завета

Рождество, Введение во храм и Благовещение Пресвятой Богородицы.



13

Рождество Христово. Детство и юность Иисуса Христа.


14

Крещение Господне.


15

Иисус Христос в пустыне. Первые ученики Иисуса Христа.


16

Учение Господа Иисуса Христа. *Пресветлое Рождество Христово (внеклассное мероприятие).


17

Чудеса Господа Иисуса Христа.


18

Вход Господень в Иерусалим.


19

Тайная Вечеря. Таинство Святого Причащения.


20

Крестные страдания, смерть и Воскресение Иисуса Христа.


21

Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов.


22

Успение Божией Матери.


23

Таинства крещения, миропомазания, исповеди.



24

Жизнь святых – пример добротолюбия

Что такое добротолюбие.



25

Святые апостолы – создатели Церкви Христовой.


26

Святой великомученик Георгий Победоносец- защитник христиан.


27

Святитель Николай Чудотворец – угодник Божий.

28

Святой великомученик Пантелеимон – целитель и помощник болящих.

29

Равноапостольный князь Владимир Великий Красное Солнышко.


30

Святой Илья Муромец. Ратные и духовные подвиги.


31

Святой князь Александр Невский – защитник земли русской. *Празднование Светлого Воскресения Христова.


32

Святая Иулиания Лазаревская. Великое милосердие.


33

Святой батюшка Серафим Саровский. Простить – исправить зло.


34

Святая блаженная Матрона Московская – великая молитвенница.


35

Забота святых людей о животных. Необыкновенная дружба. Святой Сергий и лесной медведь. Добрый старец. *Летние православные праздники



Ожидаемые результаты освоения программы:


 Предполагается, что в процессе освоения данной программы дети будут знать:

  • что такое добродетели;

  •  повествование о сотворении мира, о появлении зла в мире, о жизни первых людей;

  • некоторые заповеди и самую общую -  о любви к ближним;

           понимать:

  • что плохие поступки рождаются от плохих мыслей, которые следует прогонять;

  • что зло побеждается только добром;

  • что у каждого человека есть совесть;

  • «золотое правило жизни»: как человек хочет, чтобы относились к нему, так же он должен относиться и к другим;

  • что ближние – это не только наши родители и родственники, но и чужие люди, которым нужна наша помощь;

  • как важны дела милосердия в любой ситуации;  

            Проявлять следующие отношения:

  • наблюдательность и внимательное отношение к окружающему миру;

  • деятельную помощь ближним.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:


Учащиеся должны: 


  • называть и показывать;


  • определять и измерять, фиксировать;


  • описывать, составлять;


  • объяснять;


  • прогнозировать (простейшие действия).


Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.



I. Учебная литература для учащихся

1. Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской: Учеб. пособие. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

2. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. – М.: Сретенский монастырь, 1997.

3. Бахметьева А.Н. Рассказы для детей о земной жизни Спасителя и Господа Бога нашего Иисуса Христа. – Рига: ЗИНАТНЕ, 1991.

4. Бахметьева А.Н. Рассказы из истории Христианской Церкви. От I до половины XI в. – М.: Донской монастырь, 1993.

5. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб. пособие для 1(2) класса. – М.: Православная педагогика, 2003.

6. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Православная педагогика, 2004.

7. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб. пособие для 3 класса. – М.: Православная педагогика, 2003.

8. Бородина А.В. Основы православной культуры: православие – культурообразующая религия России: Учеб. пособие для 4 класса. – М.: Православная педагогика, 2004.

9. Евангелие для детей. – Киев: Почаевская Лавра, 1995.

10. Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей/ Сост. по С. Куломзиной. – М.: Паломник, 2002.

11. Зинченко З. Детям о православной вере: Кн. для школы и семьи: В 2 кн. – М.: Троицкое слово; Паломник, 2001.

12. «Здравствуй, мир!»: Рабочая тетрадь-раскраска для 1 класса/ Сост. О.К. Харитонова под ред. прот. Виктора Дорофеева. – М.: Покров, 2002.

13. Кулемин А.С. Избранные жития святых в изложении для детей. – М.: ТРИМ, 1994.

14. Куломзина С.С. Рассказы о святых. – М.: Паломник, 2003.

15. Русская икона: Детская энциклопедия. – М.: Белый город, 2002.

16. Священное Писание для детей в рассказах. – Калининград, 1996.

17. Супрун В.И. Православные святые имена: Учеб. пособие по истории религий. – Волгоград: Книга, 1998.

18. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие: 1-й год обучения: В 2 кн. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.

19. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие: 1 год обучения: В 2 кн. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

20. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие: 2-й год обучения: В 2 кн. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.

21. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие: 2 год обучения: В 2 кн. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.

22. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие: 3-й год обучения: В 2 кн. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.

23. Шевченко Л.Л. Православная культура: Экспериментальное учеб. пособие: 3 год обучения: В 2 кн. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004.


II. Учебно-методическая литература для учителя.

1. Артемий Владимиров, свящ. Учебник жизни. – М., 2001.

2. Афанасьева С.Ю. Основы христианской культуры: Занятия для детей младшего возраста: 1-й и 2-й годы обучения. – Изд-во Калининградско-Смоленской епархии РПЦ.

3. Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас: Учеб.-метод. пособие для учителя. Изд. 2-е. – М.: Православная педагогика, 2004.

4. Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Кн. для учителя. – М.: Первое сентября, 2001.

5. Воробьев Владимир. В помощь учителю: Рекомендованный указатель православно-ориентированных книг. Вып. I. – М.: Изд. совет РПЦ, 2003.

6. Галицкая И.А., Метлик И.В. Новые религиозные культы и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. – М.: Сентябрь, 2001.

7. Максим Козлов, прот. Детский катехизис: 200 детских вопросов и недетских ответов. – М., 2001.

8. Сергий Коротких, свящ. Основы христианской культуры и нравственности. Мир Божий //Матер. для школьных уроков. Ч. 2 (второй год обучения). – Калининград, 2001.

9. Как подготовить праздник Рождества Христова. – М.: Покров, 2001.

10. Метлик И.В. Православная культура в современной школе: методические рекомендации // Религия и школа в современной России: док., матер., выступления/ Сост. и ред. М.Н. Белогубовой, И.В. Метлика, А.В. Ситникова. – М.: Планета-2000, 2003.

11. Осень золотая: Праздничные инсценировки, матер. к урокам... (Библиотечка еженедельника «Воскресная школа») – М., 2000.

12. Праздник праздников, торжество торжеств: Пасхальный сб. – Кострома, 1998.

13. Прасолова Е.Л. В союзе с красотой: Эстетическое воспитание учащихся во внеклассной работе. – М., 1987.

14. Праздник Рождества Христова. – М., 2000.

15. Преображенский Василий. Традиционное духовное воспитание детей: Уроки православной культуры для самых маленьких. – СПб., 2002.

16. Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура»: Приложение к письму Минобразования России от 22.10.2002 г. № 14 - 52 - 876 ИН/16. – М., 2002.

17. Протоиерей Г.С. Дебольский. Православная церковь в ее таинствах, богослужениях, обрядах и требах. – М.: Отчий Дом, 1994.

18. Сосунцов Е., свящ. Первая книга преподавателя Священной истории. – СПб., 1994.

19. Сценарии православных праздников. Кн. 1–2. / Сост. А.В. Соколов– М.: Школьная пресса, 2003, 2004.

20. Шевченко Л.Л., Шестун Е., прот. Православная культура: Метод. комплекты: (Метод. пособие, иллюстрированный альбом, аудиокассета) для учителя: 1-й и 2-й годы обучения. – М., 2003.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!