СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа внеурочной деятельности по предмету экология «Экологические капельки»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное издание предназначено для учителей, работающих по программе внеурочной деятельности. Программа соответствует требованиям ФГОС. Содержит описание целей обучения, личностный, метапредметных и предметных результатов освоения курса, характеристики учебного курса, тематическое планирование, а также разработки занятий.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа внеурочной деятельности по предмету экология «Экологические капельки»»

Г. В. Шушукова











Авторская программа внеурочной деятельности по предмету экология

«Экологические капельки»






























г. Отрадный 2019 г



УДК 372.8

ББК 74. 1я 73

Ш 98


Учебно-методическое пособие




ISBN 978-5-93856-405-3




Шушукова Г.В.

Программа внеурочной деятельности «Экологические капельки»

Данное издание предназначено для учителей, работающих по программе внеурочной деятельности. Программа соответствует требованиям ФГОС. Содержит описание целей обучения, личностный, метапредметных и предметных результатов освоения курса, характеристики учебного курса, тематическое планирование, а также разработки занятий.









































Пояснительная записка

Программа «Экологические капельки» направлена на формирование у обучающихся экологического сознания, как основы для формирования нового типа взаимоотношений Человек - Природа. Сегодня как никогда остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменении своего отношения к природе. Человеку необходимы новые знания, новые ценности, которые, безусловно, нужно воспитывать с детства. Основой развития человечества должно стать содружество, гармоничное сосуществование с окружающей средой. Экологическое образование и воспитание в школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Занятия по внеурочной деятельности носят практико-ориентированный характер. Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся используются экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Целью данной программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.

Задачи:

- комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей малой родины,

- Воспитание у учащихся ценностного отношения к природному и культурному окружению.

В целом, разработанная мной программа, позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности школьников.


Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

• осознание целостности и единства окружающего мира, возможности его изучения и объяснений на основе достижений науки;

• формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, сравнивать, анализировать, делать выводы и др); эстетического восприятия живых объектов;

• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;

• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты:

• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;

• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;

• сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

• организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;

• владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты.

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Формы и методы экологического воспитания.


1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.
2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний  и умений школьников.
3. Исследовательская деятельность обучающихся. Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.


Содержание курса внеурочной деятельности

Биология – наука о живой природе

Ознакомление с планом работы, видами деятельности, массовыми мероприятиями; учебныепринадлежности для работы, правила поведения и техника безопасности. Разработка и оформление уголка «Занимательная биология». Разработка и оформление стенгазеты «Занимательная биология».

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.


Мир малых величин.

Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.

Удивительные растения

Водоросли. Первопроходцы.Споровые растения. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. Огород на подоконнике. Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы.

Мир животных

Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

5 класс

Название раздела (темы)

Количество часов

1

Биология – наука о живой природе

3

2

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы

3

3

Мир малых величин

6

4

Удивительные растения

11

5

Мир животных

11


Итого

34




Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности


Название раздела (темы)

Дата

Формы организации и виды учебной деятельности

Количество часов

Биология – наука о живой природе (3) часа

1

Биология – наука о живой природе

1 неделя

Рассказ, беседа

1

2 - 3

Оформление уголка, стенгазеты «Занимательная биология».

2- 3 неделя


Практическое занятие

2

Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (3) часа

4

Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы

4 неделя

Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах

1

5

Микроскоп

5 неделя

Лекция, беседа

1

6

Лабораторная работа «Химический состав растений»

6 неделя

Практическое занятие

1

Мир малых величин (6) часов

7

Клетка

7 неделя

Беседа, рассказ

1

8

Клетки растений

8 неделя

Практическое занятие, беседа

1

9

Клетки животных

9 неделя

Практическое занятие, беседа

1

10

Иммунитет

10 неделя

Лекция, беседа

1

11

Клеточная инженерия

11 неделя

Лекция, беседа

1

12

Лабораторная работа «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы»

12 неделя

Практическое занятие

1

Удивительные растения (11) часов

13

Водоросли.

13 неделя

Лекция, беседа

1

14

Лишайники

14 неделя

Лекция, беседа

1

15

Мхи и папоротники

15 неделя

Лекция, беседа

1

16

Грибы

16 неделя

Лекция, беседа

1

17

Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов»

17 неделя

Практическое занятие

1

18

Плоды и семена.

18 неделя

Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах

1

19

Лабораторная работа «Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений»

19 неделя

Практическое занятие

1

20

Лабораторная работа «Условия прорастания семян»

20 неделя

Практическое занятие

1

21

Лекарственные растения.

21 неделя

Беседа, рассказ

1

22

Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы

22 неделя

Беседа, рассказ

1

23

Круглый стол «Легенды о растениях»

23 неделя

Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах

1

Мир животных (11) часов

24

Лабораторная работа «Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки»

24 неделя

Практическое занятие

1

25

Кишечнополостные животные.

25 неделя

Беседа, рассказ

1

26

Насекомые

26 неделя

Беседа, рассказ

1

27

Взаимоотношения в животном мире.

27 неделя

Беседа, рассказ

1

28

Динозавры – вымерший вид животных

28 неделя

Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах

1

29

Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник

29 неделя

Учебная игра, беседа

1

30

Животные барометры

30 неделя

Беседа, рассказ

1

31

Круглый стол «Легенды о животных»

31 неделя

Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах

1

32

Животные - целители

32 неделя

Беседа, рассказ

1

33

Домашние любимцы

33 неделя

Беседа, рассказ

1

34

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

34 неделя

Учебная игра, беседа

1



































Список литературы


  1. Большая маленькая планета, Экосистемы, или как всё живое взаимосвязано, Игнотофски Р., 2020

  2. Методика преподавания экологии и природопользования, Малько С.В., 2020.

  3. Общая и прикладная экология, Челноков Л.А., 2014.

  4. Дроздов, Н.Н. В мире животных. Выпуск 4 / Н.Н. Дроздов, А.К. Макеев. - М.: Колос, 2017

  5. Кочетова, Н.И. Их нужно спасти. Выпуск 4 / Н.И. Кочетова. - М.: Изобразительное искусство, 2016

  6. Экологический практикум, Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н., 2012














































Тема занятия: Вода – источник жизни

Цель: сформировать знания о важности воды для всего живого на планете Земля; знание об основных свойствах воды; правилах рационального использования водных ресурсов.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, взаимоконтроль;

  • Развитие  умения  анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;

  • Развитие аналитического, критического мышления:

- научить школьников выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;

  • Развитие познавательного интереса к биологическим наукам.

Образовательные:

  • Способствовать актуализации знаний обучающихся о составе воды на примере исследовательской работы;

  • Создать условия для формирования представлений о необходимости охраны воды;

  • Создать условия для установления приспособлений в экстремальных ситуациях;

  • Способствовать ориентации на системное восприятие информации.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;

  • Способствовать формированию культуры общения, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;

  • Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Формы урока: Фронтальная, индивидуальная , групповая


Организация класса

- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Готовы ли вы к новым открытиям? Тогда я предлагаю нам немедленно начинать.


- Тема нашего занятия сегодня «Вода – источник жизни».


- Глобус. «Земля – планета поразительной голубизны!» – восторженно докладывали возвращавшиеся из далекого космоса первые космонавты. Да и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более двух третей ее поверхности занимают моря и океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя ее, мы так привыкли к ней, что считаем обыденным явлением, а между тем вода – подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Давайте сегодня попробуем разгадать тайны воды.

- Вода – не только самая распространенная, но и самая важная жидкость на планете. Воде принадлежит важнейшая роль в геологии, истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов. Большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности и металлургии, производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов протекают преимущественно в водных растворах. Огромную роль играет вода и в быту.


– Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете? Ребята высказывают свою точку зрения по данной теме, ведущие фиксируют их высказывания на доске или большом листе бумаги.

Составление плаката: картинки, подписи?

Значение воды

• Вода – источник энергии.

• Вода растворяет питательные вещества, доставляет их в клетки организмов, и с ее помощью выводятся продукты распада.

• Океаны и моря являются регуляторами климата в отдельных областях земного шара.

• Вода – источник свободного кислорода на планете, который выделяется в процессе фотосинтеза.

• Вода – среда жизни гидробионтов.

• Вода спасает живые организмы от перегрева.

• Вода входит в состав жидкостей в живых организмах: крови, лимфы, межклеточного вещества.

• Вода участвует в распространении семян.

• Водные пути используются для перемещения грузов, также вода может быть и средством перемещения живых организмов.

• Вода используется во многих технологических процессах, в промышленности и в сельском хозяйстве.

• Вода – смазочный материал, уменьшающий трение.

• Вода может хранить и передавать информацию.


Строение воды и моделирование молекул.

- Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях. Какие это состояния (в твердом, жидком или газообразном). Правильно. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка – это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь – всего лишь жидкая вода. Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется паром.

– Давайте превратимся в молекулы воды и побываем в разных ее состояниях.

Процесс моделирования молекулы воды.

1. Каждый участник выбирает себе карточку с одной из букв – О или Н, причем количество Н должно быть в два раза больше, чем количество О: молекула воды состоит из одного атома кислорода (О) и двух атомов водорода (Н).

2. Участник с буквой Н берет дополнительно небольшую тонкую нить, прикрепленную к прищепке (имитация водородной связи). Атом кислорода в молекуле воды обладает частичным отрицательным зарядом и притягивает к себе частично положительно заряженный атом водорода из другой молекулы воды, образуя водородную связь.

3. Участник с буквой О берет за руки двух человек с буквами Н. Между кислородом и водородом существует две крепкие связи (ковалентные). В отдельной молекуле воды ядра атомов водорода и кислорода расположены относительно друг друга так, что образуют равнобедренный треугольник. В вершине этого треугольника – сравнительно крупный атом кислорода, у основания – два мелких атома водорода. Образовавшиеся тройки – это молекулы воды в газообразном состоянии. Ведущий просит тройки участников поперемещаться относительно друг друга.

4. Участники строят модель воды в жидком состоянии. Для этого участник с буквой Н из одной тройки прикрепляет нить с прищепкой к одежде участника с карточкой О из другой тройки. Соответственно, третий участник с буквой Н из первой тройки тоже прикрепляет нить с прищепкой к одежде участника с карточкой О из другой тройки. Между атомом кислорода и атомами водорода двух соседних молекул воды в жидком состоянии возникают слабые водородные связи. На рисунке точками обозначена водородная связь, а линией – ковалентная.

5. В результате такого построения должна получиться единая сеть, в которой все участники соединены двумя видами связи: тонкая нить с прищепкой символизирует водородную связь, а соединенные руки обозначают ковалентную связь. Все молекулы воды в одном объеме (например, в стакане, в реке или в водопроводной трубе) связаны между собой и образуют «гигантскую молекулу» (типа полимера), благодаря чему и получается текучая жидкость.

6. Для моделирования твердого состояния воды участники (молекулы-тройки) сближаются и берут друг друга за руки таким образом, чтобы стать как можно ближе друг к другу (имитация перемещения в трехмерном пространстве). При замерзании молекулы воды образуют между собой еще больше водородных связей, в результате чего образуется прочная объемная трехмерная кристаллическая решетка льда.

7. Ведущий предлагает участникам имитировать процесс, который происходит при нагревании льда. Ребята делают шаг в сторону от соседа. Прищепки легко отрываются от одежды – это разрываются водородные связи. Водородная связь примерно в 15–20 раз слабее ковалентной, поэтому легко разрывается, например при испарении воды во время нагревания.


- В настоящее время ученые открыли 21 состояние воды. Помимо газообразного, у воды было обнаружено по меньшей мере пять фаз жидкого состояния и 14 фаз льда.


Далее ребята рассаживаются за парты. Получается 3 группы.

Переходим к практической части.

Лаборатория

Опыт «Разноцветные ручейки»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Наблюдать растворимость веществ.

МАТЕРИАЛЫ: литровая стеклянная миска, столовая ложка (15 мл), растительное масло, пищевые красители — красный, синий и зеленый, чашка (250 мл), вилка.

ПРОЦЕСС: Наполните миску водой. Налейте в чашку столовую ложку растительного масла. Добавьте туда по 4 капли каждого красителя. Возьмите вилку и взбивайте красители с маслом, пока не получится однородная смесь. Залейте масляную смесь в миску с водой. В течение 5-10 минут наблюдайте за поверхностью и за стенками миски.

ИТОГИ: На поверхности воды плавают небольшие масляные пятна с маленькими разноцветными шариками. Некоторые из них как бы разливаются, образуя круги на поверхности. От кругов вглубь отходят цветные ручейки.

ПОЧЕМУ? Масло и вода не поддаются смешиванию. Пищевые красители растворяются в воде, поэтому они остаются в шариках, которые находятся в масле по всей поверхности воды. Круглые разноцветные шарики опускаются вниз и растворяются в воде, которая находится под слоем масла. Соприкоснувшись с водой, капельки красителя быстро растекаются по ее поверхности, и ко дну начинают идти разноцветные ручейки.

Опыт «Смытое питание»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Показать, как дождь воздействует на верхний слой почвы.

МАТЕРИАЛЫ: земля, красная темпера в порошке, чайная ложка, воронка, широкогорлая литровая банка, фильтровальная бумага (для кофейника), стакан (250 мл).

ПРОЦЕСС: Всыпьте четверть чайной ложки (1,25 мл) краски в четверть стакана (75 мл) земли и тщательно размешайте. Вставьте в банку воронку. Вложите в воронку фильтр. Высыпьте перемешанную с краской землю на фильтр в воронку. Налейте в воронку около четверти стакана воды (75 мл). Понаблюдайте за тем, как из воронки в банку капает вода. Вылейте из банки воду и снова влейте в воронку около четверти стакана воды (75 мл).

ИТОГИ: Из воронки капает окрашенная в красный цвет вода.

ПОЧЕМУ? Красная краска служит в нашем опыте заменителем растворимых в воде питательных веществ, находящихся в верхнем слое почвы. Эти вещества растворяются дождевой водой и питают растущие в почве растения. Если выпало много дождя, вода сбегает в более низкие места, унося питательные вещества с собой. Частые и обильные дожди могут оставить растения без необходимых им питательных веществ.

Опыт «Вода - растворитель»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Изучить растворимость воды.

МАТЕРИАЛЫ: 3 стакана, соль, сода, песок, палочки, вода

ПРОЦЕСС: Всыпать по четверти чайной ложки в 3 стакана различных веществ. налить воды и перемешать.

ИТОГИ:

ПОЧЕМУ:

Упражнение «Водный светофор»

Каждой команде выдается по три карточки-знака (А,Б,В) и карты-светофоры (красный, желтый и зеленый круги). Участники должны разложить карточки - знаки по назначению: на красный круг – действия человека, приносящие вред воде; на желтый - действия по рациональному использованию воды; на зеленый – действия человека, которые направлены на охрану воды и ее обитателей. Карточки–знаки. Далее представители каждой группы комментируют свой выбор для «Водного светофора». Ответы для ведущего красный круг (А3, Б2, В1), желтый круг (А1, Б3, В2, В3), зеленый круг (А2, Б1). Можно принять и другие варианты ответов, главное, чтобы ребята аргументировали свой выбор.

Мы – потребители

- Ребята, а было ли в вашей жизни такое, что капал кран? Как вы считаете, сколько воды может быть потрачено зря из-за неисправности крана? Я предлагаю подсчитать.


Берегите чистую воду!

Количество капель в минуту

10

30

60

Объем потраченной воды

В сутки




В месяц




В год





Справка

В день на 1-го человека расходуется воды:

на мытье рук - 6-8 л

на чистку зубов - 6-8 л (не закрывая кран)

на слив унитаза -15 л (за один слив)

на душ -15-20 л (в минуту)

на принятие ванны -150 л

на мытье посуды - 8-10 л (не закрывая кран)

Утечка воды из крана величиной со спичку в сутки равна 200 л.


Задание

Плакат, листовка, обращение, покедмод, посвященный сохранению воды.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!