Г. В. Шушукова
Авторская программа внеурочной деятельности по предмету экология
«Экологические капельки»
г. Отрадный 2019 г
УДК 372.8
ББК 74. 1я 73
Ш 98
Учебно-методическое пособие
ISBN 978-5-93856-405-3
Шушукова Г.В.
Программа внеурочной деятельности «Экологические капельки»
Данное издание предназначено для учителей, работающих по программе внеурочной деятельности. Программа соответствует требованиям ФГОС. Содержит описание целей обучения, личностный, метапредметных и предметных результатов освоения курса, характеристики учебного курса, тематическое планирование, а также разработки занятий.
Пояснительная записка
Программа «Экологические капельки» направлена на формирование у обучающихся экологического сознания, как основы для формирования нового типа взаимоотношений Человек - Природа. Сегодня как никогда остро перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменении своего отношения к природе. Человеку необходимы новые знания, новые ценности, которые, безусловно, нужно воспитывать с детства. Основой развития человечества должно стать содружество, гармоничное сосуществование с окружающей средой. Экологическое образование и воспитание в школе должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным. Занятия по внеурочной деятельности носят практико-ориентированный характер. Для наибольшей эффективности и успеха экологического воспитания обучающихся используются экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.
Целью данной программы является развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений.
Задачи:
- комплексное изучение и сохранение природного и культурного наследия своей малой родины,
- Воспитание у учащихся ценностного отношения к природному и культурному окружению.
В целом, разработанная мной программа, позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности школьников.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
• осознание целостности и единства окружающего мира, возможности его изучения и объяснений на основе достижений науки;
• формирование и развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, сравнивать, анализировать, делать выводы и др); эстетического восприятия живых объектов;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
• формирование и развитие уважительного отношения к окружающим; умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения понятий;
• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
• сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
• организовывать и планировать свою учебную деятельность: определять цель работы, последовательность действий, ставить задачи и прогнозировать результаты работы;
• владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты.
Выпускник научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клетки, организмы), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о живых организмах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Формы и методы экологического воспитания.
1. Интерактивные экологические мероприятия. Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.
2. Экологическая тропа – форма экологического воспитания.
В ходе полевых занятий на учебной экологической тропе создаются условия не только для углубления, но и для конкретизации, применения на практике получаемых на уроках предметных знаний и умений школьников.
3. Исследовательская деятельность обучающихся. Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Исследовательская деятельность – одна из самых эффективных форм работы по изучению экологии, экологическому воспитанию детей. В ходе исследований происходит непосредственное общение обучающихся с природой, приобретаются навыки, и накапливается опыт научных экспериментов, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Ребята, участвующие в выполнении экологических исследований. Имеют возможность реализовать свои способности, повысить свою социальную активность.
Содержание курса внеурочной деятельности
Биология – наука о живой природе
Ознакомление с планом работы, видами деятельности, массовыми мероприятиями; учебныепринадлежности для работы, правила поведения и техника безопасности. Разработка и оформление уголка «Занимательная биология». Разработка и оформление стенгазеты «Занимательная биология».
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы.
Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы. Микроскоп. Устройство микроскопа, правила работы с ним. Овладение методикой работы с микроскопом.
Мир малых величин.
Клетка: строение, состав, свойства. Микропрепараты. Операции на клетках. Размножение клеток. Одноклеточные организмы. Что такое фагоциты. Иммунитет. Как клетки умеют распознавать «своих». Клетки и урожай. Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки.
Удивительные растения
Водоросли. Первопроходцы.Споровые растения. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения. Плоды и семена. Лекарственные растения. Наблюдение разнообразных явлений в жизни растений. Огород на подоконнике. Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы.
Мир животных
Кишечнополостные животные. Насекомые-рекордсмены. Беседы насекомых – о чем они? Какими бывают бабочки? Зоопарк на подоконнике. Чему можно обучить насекомых.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
5 класс
№ | Название раздела (темы) | Количество часов |
1 | Биология – наука о живой природе | 3 |
2 | Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы | 3 |
3 | Мир малых величин | 6 |
4 | Удивительные растения | 11 |
5 | Мир животных | 11 |
| Итого | 34 |
Календарно - тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ | Название раздела (темы) | Дата | Формы организации и виды учебной деятельности | Количество часов |
Биология – наука о живой природе (3) часа |
1 | Биология – наука о живой природе | 1 неделя | Рассказ, беседа | 1 |
2 - 3 | Оформление уголка, стенгазеты «Занимательная биология». | 2- 3 неделя | Практическое занятие | 2 |
Методы изучения живых организмов. Увеличительные приборы (3) часа |
4 | Методы изучения биологических объектов. Увеличительные приборы | 4 неделя | Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах | 1 |
5 | Микроскоп | 5 неделя | Лекция, беседа | 1 |
6 | Лабораторная работа «Химический состав растений» | 6 неделя | Практическое занятие | 1 |
Мир малых величин (6) часов |
7 | Клетка | 7 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
8 | Клетки растений | 8 неделя | Практическое занятие, беседа | 1 |
9 | Клетки животных | 9 неделя | Практическое занятие, беседа | 1 |
10 | Иммунитет | 10 неделя | Лекция, беседа | 1 |
11 | Клеточная инженерия | 11 неделя | Лекция, беседа | 1 |
12 | Лабораторная работа «Изучение бактериологического состояния разных помещений школы» | 12 неделя | Практическое занятие | 1 |
Удивительные растения (11) часов |
13 | Водоросли. | 13 неделя | Лекция, беседа | 1 |
14 | Лишайники | 14 неделя | Лекция, беседа | 1 |
15 | Мхи и папоротники | 15 неделя | Лекция, беседа | 1 |
16 | Грибы | 16 неделя | Лекция, беседа | 1 |
17 | Лабораторная работа «Строение клеток плесневых грибов» | 17 неделя | Практическое занятие | 1 |
18 | Плоды и семена. | 18 неделя | Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах | 1 |
19 | Лабораторная работа «Опыты с культурными растениями. Размножение комнатных растений» | 19 неделя | Практическое занятие | 1 |
20 | Лабораторная работа «Условия прорастания семян» | 20 неделя | Практическое занятие | 1 |
21 | Лекарственные растения. | 21 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
22 | Живые барометры. Растения – приборы и индикаторы | 22 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
23 | Круглый стол «Легенды о растениях» | 23 неделя | Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах | 1 |
Мир животных (11) часов |
24 | Лабораторная работа «Выращивание и приготовление препарата инфузории – туфельки» | 24 неделя | Практическое занятие | 1 |
25 | Кишечнополостные животные. | 25 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
26 | Насекомые | 26 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
27 | Взаимоотношения в животном мире. | 27 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
28 | Динозавры – вымерший вид животных | 28 неделя | Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах | 1 |
29 | Виртуальная экскурсия в археологический музей-заповедник | 29 неделя | Учебная игра, беседа | 1 |
30 | Животные барометры | 30 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
31 | Круглый стол «Легенды о животных» | 31 неделя | Учебная игра, беседа, самостоятельная работа в парах | 1 |
32 | Животные - целители | 32 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
33 | Домашние любимцы | 33 неделя | Беседа, рассказ | 1 |
34 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 34 неделя | Учебная игра, беседа | 1 |
Список литературы
Большая маленькая планета, Экосистемы, или как всё живое взаимосвязано, Игнотофски Р., 2020
Методика преподавания экологии и природопользования, Малько С.В., 2020.
Общая и прикладная экология, Челноков Л.А., 2014.
Дроздов, Н.Н. В мире животных. Выпуск 4 / Н.Н. Дроздов, А.К. Макеев. - М.: Колос, 2017
Кочетова, Н.И. Их нужно спасти. Выпуск 4 / Н.И. Кочетова. - М.: Изобразительное искусство, 2016
Экологический практикум, Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н., 2012
Тема занятия: Вода – источник жизни
Цель: сформировать знания о важности воды для всего живого на планете Земля; знание об основных свойствах воды; правилах рационального использования водных ресурсов.
Задачи:
Развивающие:
Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности, взаимоконтроль;
Развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
Развитие аналитического, критического мышления:
- научить школьников выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на первом;
Образовательные:
Способствовать актуализации знаний обучающихся о составе воды на примере исследовательской работы;
Создать условия для формирования представлений о необходимости охраны воды;
Создать условия для установления приспособлений в экстремальных ситуациях;
Способствовать ориентации на системное восприятие информации.
Воспитательные:
Способствовать формированию познавательного интереса к предмету через использование дополнительных источников информации и создание ситуации успеха;
Способствовать формированию культуры общения, сортировать информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения;
Способствовать формированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Формы урока: Фронтальная, индивидуальная , групповая
Организация класса
- Здравствуйте, ребята. Какое у вас сегодня настроение? Готовы ли вы к новым открытиям? Тогда я предлагаю нам немедленно начинать.
- Тема нашего занятия сегодня «Вода – источник жизни».
- Глобус. «Земля – планета поразительной голубизны!» – восторженно докладывали возвращавшиеся из далекого космоса первые космонавты. Да и могла ли наша планета выглядеть по-другому, если более двух третей ее поверхности занимают моря и океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя ее, мы так привыкли к ней, что считаем обыденным явлением, а между тем вода – подлинное чудо природы, единственное в своем роде. Давайте сегодня попробуем разгадать тайны воды.
- Вода – не только самая распространенная, но и самая важная жидкость на планете. Воде принадлежит важнейшая роль в геологии, истории планеты. Без воды невозможно существование живых организмов. Большинство технологических процессов на предприятиях химической промышленности и металлургии, производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов протекают преимущественно в водных растворах. Огромную роль играет вода и в быту.
– Назовите, какое значение играет вода для жизни на нашей планете? Ребята высказывают свою точку зрения по данной теме, ведущие фиксируют их высказывания на доске или большом листе бумаги.
Составление плаката: картинки, подписи?
Значение воды
• Вода – источник энергии.
• Вода растворяет питательные вещества, доставляет их в клетки организмов, и с ее помощью выводятся продукты распада.
• Океаны и моря являются регуляторами климата в отдельных областях земного шара.
• Вода – источник свободного кислорода на планете, который выделяется в процессе фотосинтеза.
• Вода – среда жизни гидробионтов.
• Вода спасает живые организмы от перегрева.
• Вода входит в состав жидкостей в живых организмах: крови, лимфы, межклеточного вещества.
• Вода участвует в распространении семян.
• Водные пути используются для перемещения грузов, также вода может быть и средством перемещения живых организмов.
• Вода используется во многих технологических процессах, в промышленности и в сельском хозяйстве.
• Вода – смазочный материал, уменьшающий трение.
• Вода может хранить и передавать информацию.
Строение воды и моделирование молекул.
- Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях. Какие это состояния (в твердом, жидком или газообразном). Правильно. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка – это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь – всего лишь жидкая вода. Вода, находящаяся в газообразном состоянии, называется паром.
– Давайте превратимся в молекулы воды и побываем в разных ее состояниях.
Процесс моделирования молекулы воды.
1. Каждый участник выбирает себе карточку с одной из букв – О или Н, причем количество Н должно быть в два раза больше, чем количество О: молекула воды состоит из одного атома кислорода (О) и двух атомов водорода (Н).
2. Участник с буквой Н берет дополнительно небольшую тонкую нить, прикрепленную к прищепке (имитация водородной связи). Атом кислорода в молекуле воды обладает частичным отрицательным зарядом и притягивает к себе частично положительно заряженный атом водорода из другой молекулы воды, образуя водородную связь.
3. Участник с буквой О берет за руки двух человек с буквами Н. Между кислородом и водородом существует две крепкие связи (ковалентные). В отдельной молекуле воды ядра атомов водорода и кислорода расположены относительно друг друга так, что образуют равнобедренный треугольник. В вершине этого треугольника – сравнительно крупный атом кислорода, у основания – два мелких атома водорода. Образовавшиеся тройки – это молекулы воды в газообразном состоянии. Ведущий просит тройки участников поперемещаться относительно друг друга.
4. Участники строят модель воды в жидком состоянии. Для этого участник с буквой Н из одной тройки прикрепляет нить с прищепкой к одежде участника с карточкой О из другой тройки. Соответственно, третий участник с буквой Н из первой тройки тоже прикрепляет нить с прищепкой к одежде участника с карточкой О из другой тройки. Между атомом кислорода и атомами водорода двух соседних молекул воды в жидком состоянии возникают слабые водородные связи. На рисунке точками обозначена водородная связь, а линией – ковалентная.
5. В результате такого построения должна получиться единая сеть, в которой все участники соединены двумя видами связи: тонкая нить с прищепкой символизирует водородную связь, а соединенные руки обозначают ковалентную связь. Все молекулы воды в одном объеме (например, в стакане, в реке или в водопроводной трубе) связаны между собой и образуют «гигантскую молекулу» (типа полимера), благодаря чему и получается текучая жидкость.
6. Для моделирования твердого состояния воды участники (молекулы-тройки) сближаются и берут друг друга за руки таким образом, чтобы стать как можно ближе друг к другу (имитация перемещения в трехмерном пространстве). При замерзании молекулы воды образуют между собой еще больше водородных связей, в результате чего образуется прочная объемная трехмерная кристаллическая решетка льда.
7. Ведущий предлагает участникам имитировать процесс, который происходит при нагревании льда. Ребята делают шаг в сторону от соседа. Прищепки легко отрываются от одежды – это разрываются водородные связи. Водородная связь примерно в 15–20 раз слабее ковалентной, поэтому легко разрывается, например при испарении воды во время нагревания.
- В настоящее время ученые открыли 21 состояние воды. Помимо газообразного, у воды было обнаружено по меньшей мере пять фаз жидкого состояния и 14 фаз льда.
Далее ребята рассаживаются за парты. Получается 3 группы.
Переходим к практической части.
Лаборатория
Опыт «Разноцветные ручейки»
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Наблюдать растворимость веществ.
МАТЕРИАЛЫ: литровая стеклянная миска, столовая ложка (15 мл), растительное масло, пищевые красители — красный, синий и зеленый, чашка (250 мл), вилка.
ПРОЦЕСС: Наполните миску водой. Налейте в чашку столовую ложку растительного масла. Добавьте туда по 4 капли каждого красителя. Возьмите вилку и взбивайте красители с маслом, пока не получится однородная смесь. Залейте масляную смесь в миску с водой. В течение 5-10 минут наблюдайте за поверхностью и за стенками миски.
ИТОГИ: На поверхности воды плавают небольшие масляные пятна с маленькими разноцветными шариками. Некоторые из них как бы разливаются, образуя круги на поверхности. От кругов вглубь отходят цветные ручейки.
ПОЧЕМУ? Масло и вода не поддаются смешиванию. Пищевые красители растворяются в воде, поэтому они остаются в шариках, которые находятся в масле по всей поверхности воды. Круглые разноцветные шарики опускаются вниз и растворяются в воде, которая находится под слоем масла. Соприкоснувшись с водой, капельки красителя быстро растекаются по ее поверхности, и ко дну начинают идти разноцветные ручейки.
Опыт «Смытое питание»
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Показать, как дождь воздействует на верхний слой почвы.
МАТЕРИАЛЫ: земля, красная темпера в порошке, чайная ложка, воронка, широкогорлая литровая банка, фильтровальная бумага (для кофейника), стакан (250 мл).
ПРОЦЕСС: Всыпьте четверть чайной ложки (1,25 мл) краски в четверть стакана (75 мл) земли и тщательно размешайте. Вставьте в банку воронку. Вложите в воронку фильтр. Высыпьте перемешанную с краской землю на фильтр в воронку. Налейте в воронку около четверти стакана воды (75 мл). Понаблюдайте за тем, как из воронки в банку капает вода. Вылейте из банки воду и снова влейте в воронку около четверти стакана воды (75 мл).
ИТОГИ: Из воронки капает окрашенная в красный цвет вода.
ПОЧЕМУ? Красная краска служит в нашем опыте заменителем растворимых в воде питательных веществ, находящихся в верхнем слое почвы. Эти вещества растворяются дождевой водой и питают растущие в почве растения. Если выпало много дождя, вода сбегает в более низкие места, унося питательные вещества с собой. Частые и обильные дожди могут оставить растения без необходимых им питательных веществ.
Опыт «Вода - растворитель»
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Изучить растворимость воды.
МАТЕРИАЛЫ: 3 стакана, соль, сода, песок, палочки, вода
ПРОЦЕСС: Всыпать по четверти чайной ложки в 3 стакана различных веществ. налить воды и перемешать.
ИТОГИ:
ПОЧЕМУ:
Упражнение «Водный светофор»
Каждой команде выдается по три карточки-знака (А,Б,В) и карты-светофоры (красный, желтый и зеленый круги). Участники должны разложить карточки - знаки по назначению: на красный круг – действия человека, приносящие вред воде; на желтый - действия по рациональному использованию воды; на зеленый – действия человека, которые направлены на охрану воды и ее обитателей. Карточки–знаки. Далее представители каждой группы комментируют свой выбор для «Водного светофора». Ответы для ведущего красный круг (А3, Б2, В1), желтый круг (А1, Б3, В2, В3), зеленый круг (А2, Б1). Можно принять и другие варианты ответов, главное, чтобы ребята аргументировали свой выбор.
Мы – потребители
- Ребята, а было ли в вашей жизни такое, что капал кран? Как вы считаете, сколько воды может быть потрачено зря из-за неисправности крана? Я предлагаю подсчитать.
Берегите чистую воду! | Количество капель в минуту |
10 | 30 | 60 |
Объем потраченной воды | В сутки | | | |
В месяц | | | |
В год | | | |
Справка
В день на 1-го человека расходуется воды:
на мытье рук - 6-8 л
на чистку зубов - 6-8 л (не закрывая кран)
на слив унитаза -15 л (за один слив)
на душ -15-20 л (в минуту)
на принятие ванны -150 л
на мытье посуды - 8-10 л (не закрывая кран)
Утечка воды из крана величиной со спичку в сутки равна 200 л.
Задание
Плакат, листовка, обращение, покедмод, посвященный сохранению воды.