Авторская программа внеурочной деятельности
по английскому языку « Я - гражданин своего города»
( духовно-нравственное направление )
Авторы - составители:
Константинова Ольга Петровна
учитель английского языка высшей категории МБОУ СШ №2
города Димитровграда Ульяновской области
Минсафина Татьяна Ивановна
учитель английского языка высшей категории МБОУ СШ №2
города Димитровграда Ульяновской области
г. Димитровград, 2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку « Я-гражданин своего города» ( духовно- нравственное направление) составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации».
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ( среднего общего образования).
3.Основная образовательная программа основного общего образования
( среднего общего образования) МБОУ СШ №2 г. Димитровграда.
4.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения). Под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение.2014 г.
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников является одним из важнейших факторов развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Развитие общества зависит не только от экономической и политической стабильности, но и от гражданской позиции человека, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития нашей страны. Иностранный язык как учебный предмет призван внести свою лепту в дело воспитания подрастающего поколения, так как одна из воспитательных целей изучения иностранного языка в средней школе – это формирование у учащихся системы моральных ценностей и эмоционально-оценочного отношения к миру. Изучение иностранного языка помогает нравственному, патриотическому, трудовому и эстетическому воспитанию школьников.
Название программы внеурочной деятельности по английскому языку
« Я - гражданин своего города» выбрано не случайно. Опыт показывает, что изучение любой программной темы может быть продолжено на занятиях вне урока. Обучающимся предоставляется возможность обобщить и дополнить изученный материал, углубиться в тему, совершенствовать речевые навыки и умения. Важно, чтобы обсуждаемые темы были интересны детям и сочетались со всей системой учебно-воспитательного процесса.
Вид программы- авторская.
Цель программы внеурочной деятельности по английскому языку «Я - гражданин своего города »: совершенствование системы духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности учащихся, обеспечивающей формирование духовности, нравственности на основе общечеловеческих и семейных ценностей, верности родному краю.
Задачи программы внеурочной деятельности по английскому языку «Я - гражданин своего города »:
формирование представления о духовных и нравственных ценностях;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного, умение видеть красоту местной природы, труда и творчества;
развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих граждан;
развитие представления о душевной и физической красоте человека;
утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому своего города;
воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям, к своей «малой» Родине;
воспитание уважительного отношения к культуре и традициям других народов;
привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения к людям труда;
создание конкретных условий для проявления духовности в процессе совместной деятельности;
интерес к произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам местных художников и т.п.
повышение мотивации в социальной деятельности учащихся.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования и воспитания в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, взглядами и его личными убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. В этом ключе потенциал внеурочной деятельности в рамках предмета «Иностранный язык» особенно велик. Специфика предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, о морали и нравственности. Школьники имеют возможность обсуждать культуру и различные аспекты жизни своей страны, учатся быть причастными к общечеловеческим проблемам и ценностям, быть людьми. На занятиях обучающиеся получают возможность идентифицировать себя как представителя своей культуры, своей страны и своего родного края. Прививать любовь к родной земле, родному городу становится актуально еще и потому, что идет отток молодежи из малых городов в более крупные. Школа может внести существенный вклад в самосознание и самоопределение молодого поколения.
Новизна программы внеурочной деятельности по английскому языку «Я - гражданин своего города » заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России и своего родного города. На занятиях происходит реализация коммуникативного подхода к изучению иностранного языка посредством разнообразных форм организации познавательной деятельности, как изучение истории родного города, памятников, истории родной школы, культурных традиций, судеб знаменитых земляков. Программа составлена для реализации в школах города Димитровграда Ульяновской области, но может быть легко адаптирована для любого города нашей страны.
Срок реализации программы – 1 год (35 часов,1 час в неделю). Продолжительность занятий 40 мин.
Ожидаемые результаты:
Личностные, предметные и метапредметные результаты:
Любовь к своему городу и своему Отечеству, уважение к народу, его культуре и духовным традициям .
Осознание ценности человеческой жизни, семьи, общества, человечества.
Осознание ценности труда, науки и творчества.
Воспитание уважения к Отечеству, прошлому и настоящему России.
Знание истории, культуры своего народа, своего города.
Усвоение гуманистических и традиционных ценностей российского общества.
Воспитание чувства ответственности и долга перед своей «малой» Родиной.
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Развитие морального сознания и компетентности в решении различных нравственных проблем, формирование осознанного и ответственного отношения к своим поступкам
Принятие таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопонимание, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.
Готовность вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.
Осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка.
Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность.
Стремление к лучшему осознанию культуры и истории своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ними представителей других стран и т.д.
Развитие умения планировать своё речевое и неречевое поведение.
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией, поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.
Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Умение использовать информационно-коммуникативные технологии.
Предметные результаты – те компетенции, которые должны быть сформированы у ученика по предмету «Иностранный язык», в том числе :
Совершенствование иноязычных коммуникативных умений в говорении, чтении, письме и аудировании.
Расширение активного словарного запаса.
Осознание необходимости и пользы приобретенных навыков и умений иноязычного общения.
Приобретение навыка оперирования новыми знаниями в грамматике и лексике.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);
презентаций творческих работ;
выпуска стендовых плакатов;
сочинений « Я люблю свой город».
Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Я – гражданин своего города» состоит из 7 самостоятельных модулей, объединенных общей целью и строящихся на определенной ситуации, отражающей одну из сфер общения. Каждый модуль рассчитан на 5 часов.
Содержание курса
Модуль 1. Страницы истории. Природа родного края. Важные исторические события в жизни города. Символика города. Памятники города. Население города. Названия города в разные времена. Города - побратимы. Природа родного края.
Модуль 2. Путешествие по городу. Достопримечательности. Районы города. Названия улиц города. Парки и места отдыха. Твое любимое место в городе.
Модуль 3. Культурные особенности города. Культурные традиции. Краеведческий музей. Драматический театр. «Восход»– сердце культурной жизни города. Известные танцевальные коллективы города. Празднование Дня Города.
Модуль 4 Спорт и увлечения. Спортивные традиции города. Известные спортсмены города. Спортивные увлечения в зимний и летний период. Семейный отдых. Организация досуга для подростков.
Модуль 5. Я и моя семья. Известные династии в городе. Я люблю свою семью. Дом, в котором я живу. Моя школа. Экологическое воспитание в семье.
Модуль 6. Выдающиеся люди города. Достижения горожан в различных сферах жизни. Известные поэты города Димитровграда. Доска Почета: составляем список уважаемых горожан. Какие известные люди родились в Димитровграде? Разговор с горожанами.
Модуль 7. Я и мой город. Мой выходной. Добро пожаловать в Димитровград!
Мое участие в жизни города. Я люблю свой город. Письмо в будущее.
Тематическое планирование (35 часов)
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Страницы истории. Природа родного края. | 5 |
2 | Путешествие по городу. | 5 |
3 | Культурные особенности города. | 5 |
4 | Спорт и увлечения. | 5 |
5 | Я и моя семья. | 5 |
6 | Выдающиеся люди города. | 5 |
7 | Я и мой город. | 5 |
| Итого | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Виды учебной деятельности | Кол-во часов | Дата |
Модуль 1. Страницы истории. Природа родного края. (5 часов) |
1 | Важные исторические события в жизни моего города. Развитие лексических навыков. | Match the facts and the dates. | 1 | |
2 | Символика города. Памятники города. Развитие навыков чтения. | Express the anthem of your town from Russian into English. | 1 | |
3 | Население города. Развитие навыков диалогической речи. | Match the nationalities and the numbers of people in your town. | 1 | |
4 | Названия города в разные времена. Города-побратимы. Развитие навыков беседы. | Find on the map the twin cities of your town. | 1 | |
5 | Природа родного края. Развитие навыков устной речи. | Create a page for an album about flora and fauna of your town. | 1 | |
Модуль 2. Путешествие по городу (5 часов) |
1 | Достопримечательности. Развитие навыков чтения. | Match the place and its description. | 1 | |
2 | Районы города. Развитие навыков письма. | Complete the list of the streets of different areas in your town. | 1 | |
3 | Как появились названия улиц города? Развитие лексических навыков. | Choose the place in your town for Speaker’s Corner. | 1 | |
4 | Парки и места отдыха в городе. Развитие навыков диалогической речи. | Guess the name of the place in your town. | 1 | |
5 | Твое любимое место в городе. Развитие навыков устной речи. | Draw means of transport you use in your town. What means of transport can be used in the future? | 1 | |
Модуль 3. Культурные особенности города (5 часов) |
1 | Культурные традиции города. Развитие навыков письма. | Complete the list of clubs, art schools in your town | 1 | |
2 | Краеведческий музей. Драматический театр. Развитие навыков говорения. | Visit the local museum or gallery and name the most interesting exhibit. | 1 | |
3 | «Восход»- сердце культурной жизни города. Развитие навыков чтения. | Draw a poster and invite people to a new play, party or celebration. | 1 | |
4 | Известные танцевальные коллективы города. Развитие навыков диалогической речи. | Make a presentation: “Yunost” is a legendary dance group in Dimitrovgrad” | 1 | |
5 | Празднование Дня Города. Развитие лексических навыков. | Create a new tradition for your town. | 1 | |
Модуль 4. Спорт и увлечения (5 часов) |
1 | Спортивные традиции города. Развитие навыков письма. | Read the announcement and say if you would go there or not and why. | 1 | |
2 | Известные спортсмены города. Развитие навыков чтения. | Describe a town sport event you’ve attended recently. | 1 | |
3 | Спортивные увлечения в зимний и летний период. Развитие навыков диалогической речи. | Complete the list of activities in your town (using all the letters of the ABC) | 1 | |
4 | Семейный отдых в городе. Развитие лексических навыков. | Recommend a place in your town for a family holiday. | 1 | |
5 | Организация досуга для подростков. Развитие навыков устной речи. | Write an invitation card to the sport competition in Dimitrovgrad. | 1 | |
| Модуль 5. Я и моя семья (5 часов) | | | |
1 | Известные династии в городе. Развитие навыков перевода. | Write a note about your family for the book “We are the best”. | 1 | |
2 | Я люблю свою семью. Развитие навыков диалогической речи. Создание видеоряда о семейных традициях: «I can make blini» «We watch cartoons together» «We like to play board games» | What shops would you recommend to visit? I want to buy New Year’s gifts for my relatives: a book for my mother, a ball for my father, a toy for my brother, sweets for my sister. | 1 | |
3 | Дом, в котором я живу. Развитие навыков чтения. | Congratulate residents of your blocks of flats on holiday. | 1 | |
4 | Моя школа. Развитие навыков письма. | Write a review about your school. | 1 | |
5 | Экологическое воспитание в семье. Развитие навыков устной речи. | Take part in an eco-challenge “We say apology to ecology”. | 1 | |
Модуль 6 . Выдающиеся люди города (5 часов) |
1 | Достижения горожан в различных сферах жизни. Развитие навыков устной речи. | Match the people and their photos. | 1 | |
2 | Известные поэты города Димитровграда. Развитие навыков выразительного чтения. | Learn the poem by heart. Match the English and Russian proverbs. | 1 | |
3 | Доска Почета: составляем список уважаемых горожан. Развитие навыков письма. | Read the list from the book “Honorary citizens of town Dimitrovgrad” | 1 | |
4 | Какие известные люди родились в Димитровграде? Развитие навыков чтения. | Read the sentences and say if the facts are true, false or not stated. | 1 | |
5 | Разговор с горожанами. Развитие навыков диалогической речи. | Make up questions for an interview with a famous person | 1 | |
Модуль 7. Я и мой город. (5 часов) | | |
1 | Мой выходной. Развитие навыков диалогической речи. | Complete the dialogues “At the shop”, “At the café”, “In the street”. | 1 | |
2 | Добро пожаловать в Димитровград! Развитие навыков письма. | Choose from the list some benefits of living in a provincial town. | 1 | |
3 | Мое участие в жизни города. Развитие навыков устной речи. | Complete the sentence “If I were the Head of the town, I would…” | 1 | |
4 | Я люблю свой город! Развитие навыков письма. | Solve a crossword about your town. | 1 | |
5 | Письмо в будущее. Развитие навыков перевода. | Complete the phrase “Thank you, my town, for…” | 1 | |
Список литературы:
1.Афанасьева О.В., Михеева И.В. Рабочая программа. Английский язык .5-9 классы: учебно-методическое пособие.-М.:Дрофа,2013.
2.Григорьев Д.В.. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.(Стандарты второго поколения).- М.: Просвещение,2010 г.
3.Духовно-нравственное воспитание молодежи Ульяновской области. Учебно-методическое пособие.- Ульяновск, 2012.
4.Плехова Р.И. Внеурочная работа по немецкому языку. // Иностранные языки в школе. – 2010 г. – №5.
5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А. Горского. М.: Просвещение,2014 г.