1. Формирование открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной деловой коммуникации.
2. Осмысление ценностей и перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности.
3. Практическое применение элементов профилизации (на примере ценностно-смысловых проблем профессиональной карьеры человека) знаний и компетенций в области самореализации в образовательном и профессиональном пространстве.
1. Овладение конкретными жанрами устной и письменной деловой коммуникации.
2. Формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
3. Развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению.
4. Расширение речевого опыта учащегося в разных речевых сферах..
1. Мини-лекции и семинары с элементами дискуссий.
2. Создание эвристических ситуаций.
3. Самостоятельное выполнение отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников.
4. Предпроектная работа, подготовка к выбору темы проекта и проектной деятельности.
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Вводный урок. Деловое общение. | Устное и письменное общение. Системы восприятия информации. Искусство публичной речи. Общие принципы построения публицистической речи. | 1 | Лекция учителя с элементами беседы. Коммуникативная игра. (Школьная риторика: 6 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. 1ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., «Баллас ЛТД», 1999. - с.44; Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. 1ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., «Баллас ЛТД», 2003. -стр.18) |
2. | Деловой этикет. Виды этикета. | Воинский этикет. Дипломатический этикет. Церковный (православный) этикет. Светский этикет. Служебный (деловой) этикет. Сетикет. | 1 | Работа со словарем. Работа в группах. Разработка и демонстрация коммуникативных ситуаций. |
3 | Речевой этикет. | Секреты речи | 1 | Работа со словарем. Речевая разминка. Самостоятельное составление и произнесение речей (на выбор). (Воробьёв Ю.К., Узойкин А.И. Очерки по теории речи. Курс лекций. - Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000., с.91, №8). |
.4. | Риторика - часть культуры делового общения Деловая этика. | Правила эффективного общения.Этикетная формула: Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение. | 1 | Коллективная разработка памятки. Подготовка оратора и эффективность выступления. (Ролевая игра).Работа со словарем. Практическая работа (Разработка основных правил ведения телефонных разговоров). (Воробьёв Ю.К., Узойкин А.И. Очерки по теории речи. Курс лекций. - Саранск, Изд-во Мордовского университета, 2000. - с.91: Ржанова С.А. Убеждающая риторика. Уч. пособ. -Саранск, «Красный Октябрь», 2002. - с.34-35). |
5. | Эмоциональность речи. | Метафора. Ирония. Парадокс. Намек. Градация. | 1 | Работа с литературоведческим словарем. Практическая работа в группах с текстами делового и публицистического стилей. Анализ троп. |
6 | Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии. | Информационные. Контрольные. Подтверждающие. Ознакомительные. Однополюсные. Встречные. Альтернативные. Направляющие. Провокационные. Вступительные. Заключающие. Закрытые. Открытые. Зеркальные | 1 | Работа со словарем. Практическая работа: Составление вопросов к различным ситуациям делового общения |
7. | Вопросы в деловой беседе. | Роль вопроса. Этапы деловой беседы. Полемика – Антиполемика. | 1 | Ситуативные игры (работа в группах). (Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл. - М., «Дрофа», 2001.-с.398-400) |
8. | Деловая коммуникация и паралингвистика. | Паралингвистические средства: Покашливание. Хмыкание. Свист. Пауза. | 1 | Работа со словарем. Коммуникативные игры. |
9. | Средства невербальной коммуникации. Внешний вид. Выражение лица. Жесты. | Фоноционные. Кинетические. Графические. Жестовый контакт. Дистанция. Ориентация. Средства невербальной коммуникации. | 2 | Словарная работа. Тренинг посредством невербальной коммуникации. (Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. 2ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., «Баллас ЛТД», 2003.-с.88-91). Работа со словарем. Коммуникативные этюды. Работа с текстом. (Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. 2ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., «Баллас ЛТД», 2003.-с.91). |
10. | Паравербальные и экстравербальные контакты. | Средства паравербальной и экстравербальной коммуникации. | 1 | Словарная работа. Ролевая игра: «Нестандартные клише». Риторический анализ. |
11. | Характеристика человеческого голоса. | Скорость речи. Артикуляция. Высота голоса. Режим речи. | 1 | Словарная работа. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика. Речевые этюды. (Школьная риторика: 5-8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. / Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., «Баллас ЛТД») |
12. | Документация – разновидность письменной деловой речи. Основные виды управленческих документов. | Устав. Положение. Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты. | 1 | Работа со словарем. Лекция с элементами беседы. Изучение Устава школы, положений, Правил. |
13. | Деловые бумаги. | Автобиография. Заявление. Доверенность. Резюме. Апелляция и др. правила составления и оформления деловых бумаг. | 1 | Работа со словарем. Составление деловых документов. Работа в группах (составление автобиографии, заявления и т.д.). – (школьная риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. 2ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., «Баллас ЛТД», 2003. – с.96). |
14. | Пресс-конференция «Деловой русский язык». | Язык юриспруденции, менеджмента… Представление конкурсных работ. | 1 | Подготовка докладов, оформление деловых бумаг: протокол, объяснительная записка, автобиография… Защита конкурсных работ. |
15. | Итоговое занятие. Учебная игра: «Я – деловой человек!» | Составление и редактирование документов. Тестирование по элективному курсу «Устное и письменное деловое общение». | 2 | Учебная игра. Самостоятельная работа по тестам. |
Воробьёв Ю.К., Узойкин А.И. Очерки по теории речи. Курс лекций. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 кл. - М, «Дрофа», 2001.
Ржанова С.А. Убеждающая риторика. Учебное пособие - Саранск, «Крас. Окт.», 2002.
Школьная риторика: 7 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., «Баллас ЛТД», 2003.
Школьная риторика: 8 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч./ Под ред. Т.А.Ладыженской. - М., «Баллас ЛТД», 2003.
Элективные ориентационные курсы и другие средства профильной ориентации предпрофильной подготовке школьников. Учебно-методическое пособие / Науч. ред. С.Н.Чистякова. – М.: АПК и ПРО, 2003.
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004.