СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

• авторская программа коррекционных логоритмических занятий для обучающихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умеренной умственной отсталости

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«• авторская программа коррекционных логоритмических занятий для обучающихся 3 класса с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умеренной умственной отсталости»

Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение Ярославской области

"Ярославская школа –интернат №6"





УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы – интерната №6

_________________Н.В. Мурина

Приказ №2/384 от 16 сентября 2019 г.







Рабочая программа

коррекционных логоритмических занятий

3 «Б» класс

разработана на основе АООП вариант 2



Белова Елена Юрьевна

учитель-логопед







2019– 2020 учебный год









г. Ярославль, 2019г.




Оглавление

Пояснительная записка 3

Цели и задачи программы 4

Методологические и теоретические основы программы 5

Адресат программы 6

Характеристика особенностей развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 6

Срок обучения 7

Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8

Планируемые результаты освоения рабочей программы 9

Содержание программы 9

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий 13

Взаимодействие со специалистами, участвующими в коррекционном процессе 27

Форма и условия реализации программы 27

Литература 29


















Пояснительная записка

У обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи коррекция речи с использованием логопедической ритмики является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

Рабочая программа коррекционного курса «Логопедическая ритмика» для учащихся 3 Б класса с тяжелыми нарушениями речи составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предметная область – двигательное развитие, речевое развитие.

Данный коррекционный курс по логопедической ритмике, направлен на исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей происходят значимые изменения в:

  • звукопроизношении,

  • словообразовании,

  • накоплении активного словарного запаса,

  • развитии общей и мелкой моторики,

  • координации движений.

Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование навыков движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.

Кроме того, с помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

В основе коррекционного курса заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Курс учитывает общие и специфические потребности детей с нарушением речи:

  • оптимальный режим учебных нагрузок;

  • коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

  • соблюдение комфортного психоэмоционального режима;

  • использование современных педагогических технологий;

  • оздоровительный и охранительный режим;

  • укрепление физического и психического здоровья;

  • профилактику физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся;

  • соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

  • участие всех детей, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях.

Применение дифференцированного подхода, обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с нарушением речи возможность реализовать индивидуальный потенциал развития. Деятельностный подход строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР, определяется характером организации доступной ими деятельности (предметно – практической и учебной).


Цели, задачи, принципы программы

Цель: создать условия для эффективного коррекционного воздействия на детей с тяжелыми нарушениями речи, направленного на ликвидацию или смягчение дефекта и развития личности в целом.

Задачи:

  • создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком

  • с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

  • проведение активной работы по организации детского коллектива;

  • осуществление коррекционной работы: закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;

  • формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;

  • научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

  • развивать музыкальные и творческие способности детей;

  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;

  • развивать правильное дыхание;

  • развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;

  • развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память;

  • воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.

В программе реализованы следующие принципы коррекционной педагогики в соответствии с симптоматикой речевого нарушения:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;

  • принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные

  • логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Программа ориентирована на детей с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, ТМНР 7-8 лет. Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся согласно тематическому плану в групповой форме в период с сентября по май (включительно) 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 40 мин. Программа рассчитана на 70 занятий (34 недели). На занятиях предусматривается фронтальная форма организации учебной деятельности.


Методологические и теоретические основы программы

- ФГОС ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) от 19.10.14 №1599

- АООП «Ярославской школы - интерната № 6»

Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Методические пособия по логоритмике - М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И. Крупенчук, А.В. Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
«Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В. Нищевой;
«Весёлая логоритмика» Е.Железновой.


Адресат программы

Рабочая программа обеспечивает коррекционно-образовательную деятельность с обучающимися 3 класса, имеющими заключение: системное недоразвитие речи, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. При разработке рабочей программы учитывался контингент обучающихся, выявленный в ходе диагностики речевого развития.

В основе программы лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический и морфологический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».

Предлагаемая рабочая программа коррекции недоразвития речи обучающегося с интеллектуальной недостаточностью составлена с учетом характера ведущей деятельности, структуры и степени выраженности нарушения, ведущих мотивов и потребностей обучающегося, целей школьного обучения. Такое построение рабочей программы обеспечивает социализацию ребенка в результате педагогических воздействий.

Характеристика особенностей развития обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Дети с множественной психомоторной патологией развития имеют сложную структуру психического недоразвития, осложненную соматоневрологическими заболеваниями; тяжесть физиологических нарушений определяется выраженностью основного вида интеллектуального недоразвития. Сочетанные нарушения при множественной психомоторной патологии у детей проявляются неравномерно и характеризуются выраженным недоразвитием всех компонентов психической деятельности, сопровождаются нарушением процессов восприятия, памяти, внимания неадекватными проявлениями поведенческих реакций, эмоциональной лабильностью, отсутствием коммуникативных навыков и адаптивных способностей. Потенциальный уровень умственного развития определяется способностью ребенка в сотрудничестве с взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития.

Нарушения речи у детей с умственно отсталостью представляют собой нарушение речевой деятельности в целом. Структура речевого дефекта у детей с умственной отсталостью является неоднородной. Это обусловлено тем, что нарушения речи у этих детей вызываются целым комплексом биологических и социальных факторов, воздействующих на формирование различных уровней речевой функциональной системы. Однако ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта у детей с умственно отсталостью является недоразвитие семантического компонента речи.

Несформированность речевой деятельности выражается в слабости мотивации и снижении потребности в речевом общении; нарушенных операциях программирования речевого высказывания, создания внутренних речевых программ и нарушенных операциях реализации речевой программы и контроля за речью.

У таких детей:

  • не сформировано фонематическое восприятие,

  • не развит артикуляционный аппарат,

  • отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения,

  • ограниченный словарный запас;

  • фразовая речь часто представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней.

  • в речи типичны аграмматизмы, проявляющиеся как в сложных, так и в простых формах словоизменения;

  • нарушено словообразование;

  • характерна слабая сформированность связной речи или ее отсутствие.

Характерные особенности просодической стороны речи детей с умственно отсталостью выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций. В речевых нарушениях преобладает семантический (смысловой) дефект. Нарушения речи очень стойки.


Срок обучения

Курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на один год обучения 68 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю (34 недели)

Основные направления коррекционной работы:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения заданных упражнений;

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая имонологическая речь) через выполнение заданных упражнений;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

  • коррекция и развитие зрительных восприятий;

  • развитие слухового восприятия;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости,

  • развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности;

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), умение выражать свои чувства.

Особые образовательные потребности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

-  раннее получение специальной помощи средствами образования;

∙ обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

∙ научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

∙ доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

∙ систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

∙ обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с (интеллектуальными нарушениями;

∙ использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;

- специальное обучение способам усвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции;

∙ стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это позволит формировать возрастные психологические новообразования и корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционно-развивающих занятий.

Планируемые результаты освоения программы

Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:

 Умение соблюдать правила поведения на занятиях по логоритмике.

 Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в игровой деятельности на занятии.

 Ориентироваться в пространстве зала.

 Двигаться в заданном темпе, изменять направление движения со сменой музыки и ритма.

 Выполнять действия по сигналу, словесной инструкции.

 Соблюдать ритм в процессе игры на музыкальных инструментах, выполнения танцевальных движений, в проговаривании рифмованного текста.

Развитие общей моторики

 Различать речевые и неречевые звуки.

 Понимать обращённую речь, узнавать и различать на слух знакомые слова.  Повторять за взрослым звукоподражания, звуки, слова.

 Понимать и употреблять названия предметов по лексическим темам.

 Различать тихое и громкое звучание голоса, музыки.

 Узнавать знакомые стихи, мелодии, песни; различать по звучанию знакомые музыкальные инструменты.

Возможные личностные результаты освоения рабочей программы включают:

 Развитие памяти, внимания через выполнение повторяющихся игровых действий.

 Развитие интереса к совместной игровой деятельности посредством слова, музыки и движения.

 Способность к самовыражению в процессе выполнения музыкально-игровых упражнений, с использованием мимики и пантомимики.

Содержание программы

Основными разделами курса являются:

  • движение;

  • слово;

  • речь;

Каждый из разделов, решая свои задачи, одновременно тесно связан с остальными и подчинен единой цели – ликвидировать патологический речевой и двигательный процесс. На всех занятиях осуществляется работа по всем разделам курса. При этом, в зависимости от целей и задач на занятии, меняется количество времени, отводимое на каждый раздел, смещается

кульминация занятия. Обязательным остается введение упражнений на организацию внимания в начале занятия и снятие напряжения – в конце занятия.

Содержание разделов

Движение является одним из основных механизмов уравновешивания и адаптации со средой, поэтому это мощный фактор в коррекционной работе.

Задачи:

  • всесторонне воздействовать на организм;

  • развивать координацию, четкость, ритмичность,

  • переключаемость движений;

  • показать разницу между движениями (бег, ходьба, покой, прыжки);

  • показать тесную связь движений и упражнений;

  • развивать умение ориентироваться в пространстве.

Музыкально-ритмические движения.

Задачи:

  • развивать воспринимающий и воспроизводящий ритмический слух;

  • воспитывать способность управлять мышечным тонусом;

  • вырабатывать согласованность рук, ног;

  • дать представление о ритмической организации музыки, движения и речи;

  • учить повторять заданный рисунок, двигаться в соответствии с характером музыки.

Игры и упражнения. В коррекционной работе используются статические, подвижные, полуподвижные игры.

Задачи:

  • дать представление о соблюдении правил игр;

  • развивать статическую и динамическую координацию

  • движений, ловкость, быстроту реакции на звуковые или словесные сигналы;

  • развивать ориентировку в пространстве, инициативу.

Пантомима, импровизация.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, фантазию, воображение, уметь перевоплощаться;

Развитие мелкой моторики.

Задачи:

  • вырабатывать четкость выполнения тонких движений

  • пальцев одновременно с речью и музыкой;

  • развивать зрительно-моторную координацию.

Элементы артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Задачи:

  • развивать четкую дикцию, правильный артикуляционный уклад, способствовать

  • исправлению дефектов произношения;

  • развивать речевое и певческое дыхание, его продолжительность, постепенность;

  • способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата;

Слово и речь материал этого раздела включает в себя комплексную работу над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодикой. Музыка и слово используются с активной реализацией движения.

Пение с движениями.

Задачи:

  • развивать слуходвигательную и слуховокальную координацию;

  • совершенствовать вокально-хоровые навыки, развивать слуховое внимание,

  • координацию между слухом и голосом;

  • развивать чуткое отношение к слову в песне, уметь передавать средства

  • выразительности музыки; соотносить характер движений с характером музыки.

Развитее речи и словаря.

Задачи:

  • создать условия для активизации пассивного словаря, для расширения активного словаря (глагольного, именного).

Упражнения на автоматизацию звуков.

Задачи:

  • способствовать автоматизации звуков в речи;

  • точно передавать в заданном ритме и динамике попевки, чистоговорки под музыку на проходимые на данном этапе гласные и согласные.

Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений:

1. Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

2. Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса. Развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

3. Артикуляционные упражнения. Полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция - основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для

овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

4. Дыхательная гимнастика. Корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

5. Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла. Развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие

голосовые связки, но развивающие певческие навыки.

6. Упражнения на развитие внимания и памяти. Развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

7. Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

8. Речевые игры: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

9. Ритмические игры. Развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

10. Пальчиковые игры и сказки. Развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивтие мелкой моторики пальцев рук, способствует скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Используется лепка

несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.

11. Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую

фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

12. Коммуникативные игры. Формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

13. Подвижные игры, хороводы, физминутки. Тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Цели и задачи

Дата занятия

1

До свидания, лето. Укрепление голосовых связок, с помощью оздоровительных упражнений

- Развивать артикуляционный аппарат детей.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.


2

До свидания, лето. Тренировка умения двигаться, сохраняя правильную осанку

- Развивать артикуляционный аппарат детей.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку


3

Овощи. Развитие мелкой моторики пальцев рук

- Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.


4

Овощи. Развитие у детей чувства ритма

- Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Развивать у детей чувство ритма.


5

Фрукты. Развитие артикуляционного аппарата детей.

- Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Развивать артикуляционный аппарат детей.


6

Фрукты. Закрепление в речи правильного произношения звука [А]

- Закрепить знания об овощах и фруктах.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Закреплять в речи правильное произношение звука [А].


7

Осень. Формирование правильного речевого дыхания

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

- Формировать правильное речевое дыхание.


8

Осень. Уточнение артикуляции звука [У]

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

- Уточнить артикуляцию звука [У].


9

Осенние краски. Уточнение артикуляции звука [И]

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

- Уточнить артикуляцию звука [И].


10

Осенние краски. Развитие зрительно-моторной координации

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Осень».

- Развивать мелкую моторику пальцев рук.

- Развивать у детей чувство ритма.

- Тренировать умение детей двигаться, сохраняя правильную осанку.

- Уточнить артикуляцию звука [И].

- Развивать зрительно-моторную координацию.


11

Грибы. Уточнение артикуляции звука [У]

- Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [У].

- Формировать правильное речевое дыхание.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Танцевально-ритмические упражнения.


12

Грибы. Танцевально-ритмические упражнения

- Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [У].

- Формировать правильное речевое дыхание.

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Танцевально-ритмические упражнения.


13

Ягоды. Работа над пропеванием звука на выдохе

- Развивать зрительно-моторную координацию.

- Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [У].

- Формировать правильное речевое дыхание.

- Работать над пропеванием звука на выдохе.


14

Ягоды. Уточнение артикуляции звука [М]

- Закреплять знание детей о съедобных и несъедобных грибах, ягодах.

- Уточнить артикуляцию звука [М].

- Формировать правильное речевое дыхание.

- Развивать зрительно-моторную координацию.


15

Одежда. Развитие фонематического слуха

- Дать детям знания классификации одежды по сезону.

- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

- Развитие фонематического слуха.


16

Одежда. Развитие слухового внимания, зрительной памяти

- Дать детям знания классификации одежды по сезону.

- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

- Развивать слуховое внимание, зрительную память.


18

Головные уборы. Совершенствование автоматизации звука [П] в логопедических распевках

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Головные уборы».

- Совершенствовать автоматизацию звука [П] в логопедических распевках.

- Танцевально-ритмические упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.


19

Головные уборы. Развитие умения менять силу голоса

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Головные уборы».

- Танцевально-ритмические упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

- Развитие умение менять силу голоса.


20

Обувь. Совершенствование темпо-ритмического восприятия

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь».

- Танцевально-ритмические упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

- Совершенствование темпо-ритмического восприятия.


21

Обувь. Формирование правильной артикуляции звука [О]

- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «Обувь».

- Танцевально-ритмические упражнения.

- Воспитывать у детей привычку соблюдать чистоту, бережное отношение к своим вещам.

- Совершенствование темпо-ритмического восприятия.

- Формирование правильной артикуляции звука [О].


22

Продукты питания. Закрепление правильного произношения звука [Н]

- Закреплять правильное произношение звука [Н].

- Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.

- Воспитывать у детей уважения к труду.


23

Продукты питания. Развитие продолжительного речевого выдоха

- Закреплять правильное произношение звука [Н].

- Развивать умение изменять силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.

- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.

- Воспитывать у детей уважения к труду.


24

Мебель. Развитие мелкой моторики пальцев рук в пальчиковых играх

- Закрепить знания детей по теме.

- Развитие артикуляционного аппарата.

- Развитие умения изменять силу голоса.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.


25

Мебель. Формирование умения согласовывать движение со словами

- Закрепить знания детей по теме.

- Развитие артикуляционного аппарата.

- Развитие умения изменять силу голоса.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.


26

Посуда. Уточнение артикуляции звука [Б] в слоговых рядах

- Закрепить знания детей по теме «Посуда».

- Уточнить артикуляцию звука [Б] в слоговых рядах.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.


27

Посуда. Инструментальное музицирование

- Закрепить знания детей по теме «Посуда».

- Уточнить артикуляцию звука [Б] в слоговых рядах.

- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.

- Инструментальное музицирование.


28

Зима. Уточнение артикуляции звука [Ы]

- Научить детей делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.


29

Зима. Самомассаж лица и шеи

- Научить детей делать самомассаж лица, шеи.

- Развивать сложные формы фонематического слуха и слуховое внимание детей.

- Игроритмика.

- Уточнить артикуляцию звука [Ы] в обратных слоговых рядах.


30

Зимние забавы. Закрепление правильной артикуляции звука [Т]

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Т].

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.


31

Зимние забавы. Укрепление голосового аппарата с помощью фонопедических упражнений

- Закрепить правильную артикуляцию звука [Т].

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.

10,12

32

Новый год. Закрепление артикуляции звука [Х]

- Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

- Развивать темпо-ритмическое восприятие.

- Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.

12,12

33

Новый год. Развитие темпо-ритмического восприятия

- Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.

- Развивать темпо-ритмическое восприятие.

- Закрепить артикуляцию звука [Х] с помощью дыхательных упражнений.

17,122

34

Зимующие птицы. Развитие умения выделять сильную долю такта

- Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.

- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

19,12

35

Зимующие птицы. Развитие чувства темпа и ритма

- Систематизировать знания детей о зимующих птицах.

- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.

- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических упражнений.

- Воспитывать доброжелательное отношение к природе, птицам, желание им помочь в холодное время года.

24,12

36

Домашние животные. Развитие зрительного внимания

- Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.

- Развивать зрительное внимание.

- Тренировать детей согласовывать движения со словами.

- Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах.

26,12

37

Домашние животные. Закрепление артикуляции звука [В]

- Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.

- Развивать зрительное внимание.

- Тренировать детей согласовывать движения со словами.

- Закрепить артикуляцию звука [В] в слоговых рядах.

14,01

38

Дикие животные. Тренировка умения ориентироваться в пространстве

- Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

- Тренировать детей согласовывать движения со словами.

16,01

39

Дикие животные. Развитие умения согласовывать движения со словами


- Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах.

- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве.

- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.

- Тренировать детей согласовывать движения со словами.

20,01

40

Профессии. Закрепление артикуляции звука [Э] в логопедических распевках

- Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.

- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.

- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

23,01

41

Профессии. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов

- Закрепить артикуляцию звука [Э] в логопедических распевках.

- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.

- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

27,01

42

Инструменты.Развитие продолжительности, силы речевого выдоха.

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

- Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.

30,01

43

Инструменты.

Уточнение артикуляции звука [Ф]

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Воспитывать у детей патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, родную Армию.

- Уточнить артикуляцию звука [Ф] в дыхательных и речевых упражнениях.

3,02

44

Инструменты. Развитие эмоциональной выразительности речи

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Развитие артикуляционного аппарата.

- Закрепление слов по лексической теме.

6,02

45

День защитника Отечества. Речедвигательные игры

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

- Развитие артикуляционного аппарата.

- Закрепление слов по лексической теме.

-Речедвигательные игры.

10,02

46

День защитника Отечества. Использование логического ударения в речи.

- Закреплять знания детей по теме.

- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Использование логического ударения в речи.

13,02

47

Транспорт. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

- Знакомство детей с темой.

- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Использование логического ударения в речи.

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

17,02

48

Транспорт.

- Закреплять знания детей по теме.

- Развивать умение детей образовывать существительные единственного и множественного числа.

- Использование логического ударения в речи.

- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

20,02

49

8 Марта.

- Закрепление темы.

- Развивать продолжительность, силу речевого выдоха, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.

-Развивать оптико-пространственные представления.


27,02

50

Весна.

Дифференциация предлогов.

-Знакомство детей с темой.

- Развитие артикуляционного аппарата.

- Дифференциация предлогов (в, на, под, над, около)

- Воспринимать и различать темп музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, перестроения , движения с реальными и воображаемы ми предметами);


2,03

51

Весна.

- Закрепление темы.

-Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

-  пропевать чистоговорки, слоговые ряды;

формировать мелкую атаку голоса при произнесении гласных звуков А - У - О в логопедических распевках;

-совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи;


5,03

52

Перелетные птицы.

Анализ слова на слоги.

-Знакомство детей с темой.

- Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте;

- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку;

- Дифференциация слогов.

12,03

53

Перелетные птицы.

Анализ слова на слоги.

- Закрепление темы.

- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку;

- Формировать двигательно-слуховую координацию.

- Развивать зрительное восприятие и двигательную память.

- Развивать образную память.

16,03

54

Насекомые.

Анализ предложения на слова.

-Знакомство детей с темой.

-Развивать слуховое восприятие, внимание.

-Обогащать словарный запас.

-Развивать предметную и игровую деятельность.

- Развивать речевой аппарат и звукоподражание.

-Формировать коммуникативные навыки.

-Закреплять умение издавать звуки, подражая насекомым.

19,03

55

Насекомые.

Анализ предложения на слова.

- Закрепление темы.

-Развивать модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

-Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.


6,04

56

Игрушки.

-Знакомство детей с темой.

-Развивать модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

-Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.



9,04

57

Игрушки.

- Закрепление темы.

-Знакомство детей с темой.

-Развивать модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

-Развитие мелкой моторики пальцев рук.

13,04

58

Животные наших лесов.

-Знакомство детей с темой

- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.

- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

16,04

59

Животные наших лесов.

- Закрепление темы.

- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.

- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.

- Развитие координации, общей моторики.


20,04

60

Деревья и кустарники.

-Знакомство детей с темой

-Развитие всех параметров общих, ручных, артикуляторных движений.

- Формирование статической и динамической координации общих ручных, артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений)

23,04

61

Деревья и кустарники.

- Закрепление темы.

- Разучить с детьми комплекс самомассажа биологически активных зон;

- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения;

- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений;


27,04

62

День победы.

-Знакомство детей с темой

-Развивать модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.

-Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

- Формирование чувства патриотизма.


30,04

63

День победы.

- Закрепление темы.

- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку;

- Формировать двигательно-слуховую координацию.

- Развивать зрительное восприятие и двигательную память.

- Развивать образную память.

7,05

64

Цветы.

-Знакомство детей с темой

- Развивать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ;

- Способствовать снятию эмоционального напряжения, преодолению двигательного автоматизма.


7,05

65

Цветы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.








-Закреплять знания детей по теме.

-Развитие мелкой моторики пальцев рук.

при помощи специальных упражнений на сжатие,

растяжение и вращение кистей рук.

- Укрепление дыхательной мускулатуры и

формирование правильного речевого дыхания.

14,05

66

Цветы.

- Закрепление темы.

-Развивать умение согласовывать существительные с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ;

- Продолжать работу над сильным и длительным выдохом;

- Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность;


14,05

67

Скоро лето.

-Знакомство детей с темой

- Развивать способность к пониманию и употреблению сравнительной степени прилагательных;

-Формировать навыки позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.


18,05

68

Скоро лето.

- Закрепление темы.

- Развивать способность к пониманию и употреблению сравнительной степени прилагательных;

-Формировать навыки позитивного межличностного общения через развитие умения согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

- Развивать силу, модулированость голоса;



18,05

69

Скоро лето.

Знакомство с народным творчеством.

-Закреплять знания детей по теме.

- Дифференциация предлогов.

- Выразительное повторение потешек и одновременное

выполнение движений танца в соответствии с

характером музыки.

21,05,

70

Обобщение изученного материала

- Развивать артикуляционный аппарат детей.

- Развивать у детей сложные формы ритма, правильный захват карандаша, зрительно-моторную координацию.

- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.

- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.


21,05


Совместная деятельность учителя-логопеда и других специалистов учреждения

Взаимодействие с учителями, психологом и дефектологом логопед осуществляет в разных формах. Это обсуждение перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям, выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей рабо­ты, оснащение развивающего предметного пространства в классе, взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности.

Взаимодействие в основном базируется на подготовке и проведении плановых мероприятий. Во время подготовки совместными усилиями подбирается материал по возрасту и речевому развитию каждого ребенка и класса в целом. Во время проведения мероприятий создается положительная мотивация к развитию речи, настрой на успех.

Форма и условия реализации программы

Форма реализации: групповая.

Условия реализации программы:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения специализированной помощи) в соответствии с результатами диагностики;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-развивающего процесса, повышения его эффективности, доступности);

- обеспечение специализированных условий (решение комплекса специальных задач на всех этапах коррекционного обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с речевым недоразвитием; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).




























Список литературы

  1. Анисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. / Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с.

  2. Боромыкова О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.

  4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

  5. Воронова А.Е. Логоритмка в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Москва, 2006.

  6. Воронова А.Е. Развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у дошкольников с нарушениями речи средствами музыкально- ритмической деятельности // Диагностика и коррекция трудностей развития у детей. Иркутск, 2002.

  7. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008

  8. Картушина, М.Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. – 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

  9. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

  10. Лапшина А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательной координации у умственно отсталых детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста средствами музыкально-ритмической деятельности // Проблемы диагностик, коррекции валеологии в специальном коррекционном образовании. Красноярск, 1996. С. 30-39.

  11. Лапшина А.Е. Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации). Красноярск, 1997.

  12. Михина Е. Н. Развивающие игры для детей 2-7 лет / авт.-сост. Е.Н.Михина. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 153 с.

  13. Ноделъман В.И., Воронова А.Е. Коррекция слухо-зрительно-двигательных координаций у детей с ограниченными возможностями речевого развития средствами музыкально-ритмических занятий // Психическое здоровье личности: проблемы и перспективы развития в XXI веке. Иркутск, 2002.

  14. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959.

  15. Равчеева И. П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Интеллектуально-творческое развитие детей в музыкально-игровом пространстве / авт.-сост. И.П. Равчеева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 41 с.

  16. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972.

  17. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1991







































Согласовано:

заместитель директора по УВР _______________________/ Н.В. Губанова



Составитель:

учитель-логопед _______________________/Е.Ю. Белова



37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!