СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» (стартовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Занятия шахматами положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка как память, логическое мышление, внимание и воображение, помогают выработке важнейших практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА физкультурно-спортивной направленности «Шахматы» (стартовый уровень)»


Управление образованием

администрации муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»

муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области




Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ

методического совета

Директор МУДО ДДЮТ

От «_____»____________20____г. ______________ С.Н. Ионова

Протокол № ______

Приказ № _____ от _________







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»

(стартовый уровень)


Возраст обучающихся: 7–10 лет

Срок реализации: 1 год.





Автор-составитель:

Якушева Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования





Люберцы

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы физкультурно-спортивная.

Актуальность программы:

Занятия шахматами положительно способствуют развитию таких важных качеств ребенка как память, логическое мышление, внимание и воображение, помогают выработке важнейших практических навыков – умению предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

Шахматы являются почти идеальной моделью для развития успешной способности действовать в уме.

Обучение шахматам детей в объединении дополнительного образования направлено на формирование высоконравственной, гармонично развитой и творчески активной личности. Игровая форма обучения превращает знакомство с шахматами в увлекательный процесс, а соревновательный элемент помогает поддерживать устойчивый интерес к получению новых знаний, которые немедленно находят применений в игре в шахматы между детьми. Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

Цель программы:

мотивация к развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с основами игры в шахматы.


Задачи программы

Научить элементам шахматной тактики и технике расчёта вариантов в практической игре;

Научить стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

Научить стратегическим элементам шахматной позиции и основным стратегическим приёмам в типовых положениях;

Научить способам реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях;

Научить основным стратегическим и тактическим идеям большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара.

Ознакомление с основными правилами шахматной игры.

Развить мыслительные способности и интеллектуальный потенциал обучающихся.

Воспитать у детей навыки волевой регуляции характера и дисциплины мышления, воли к победе, умения самостоятельно принимать решения в сложных игровых ситуациях.


Адресат программы

Заниматься по данной программе могут дети 7-10 лет. Именно в этом возрасте происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, ребенок начинает осознавать, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность.


Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения – 36 часов.


Форма обучения – очная.


Особенности организации образовательного процесса

Основная форма работы на занятии – групповая. Состав группы разновозрастной. Состав группы постоянный.


Новизна программы:

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность детей на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.


Режим занятий:

Общее количество часов за период обучения – 36 часов; общее количество часов в неделю - 1час. Продолжительность занятия – 1 академический час. 1 академический час составляет 45 минут.


Планируемые результаты

должны знать:

- шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, угловые поля, партнеры, начальное положение, белые фигуры, черные фигуры, ход, взятие, шах, мат, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировки, ничья, пат, вечный шах, двойной удар, двойной шах, вскрытый шах, защита от шаха, связка полная и неполная, вскрытое нападение;

- название шахматных фигур: король, ферзь, ладья, слон, конь, пешка;

- ходы и взятия фигур, их обозначение при записи партии;

- шахматную нотацию, историю возникновения шахмат, общие принципы игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле, основные тактические приемы шахматной борьбы.

должны уметь:

- правильно располагать шахматную доску между партнерами;

- правильно расставлять начальную позицию перед игрой;

- правильно рокировать, объявлять шах, ставить мат, защищаться от шахов, видеть все возможные взятия;

- ставить простейший мат (ферзь и король против короля, линейный мат, ладья и король против короля);

- правильно разыгрывать простейшие окончания (король и пешка против короля; король, ладья и пешка против короля и ладьи);

- уметь разыграть шахматную партию от начала и до конца без нарушений «Правил игры в шахматы».

Компетенции и личностные качества обучающихся: программа направлена на создание условий для развития личности ребенка через приобщение к шахматному искусству, дети проходят путь от знакомства с правилами игры в шахматы к участию в соревнованиях по шахматам различного уровня.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

Умение разыгрывать шахматную партию от начала и до конца с записью всех ходов и без нарушений правил игры в шахматы. Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.


Форма итоговой аттестации: тестирование.


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

материалы тестирования, протоколы и турнирные таблицы соревнований, протоколы результатов конкурсов, грамоты и дипломы.


Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

аналитический материал по результатам промежуточного и итогового тестирования, аналитический материал по результатам конкурсов, аналитический материал по результатам участия обучаемых в соревнованиях различного уровня.


Материально-техническое обеспечение программы

  1. Кабинет – площадью 60 кв. м.

  2. Столы компьютерные – 1 шт.

  3. Стол для педагога – 1 шт.

  4. Стулья – 26 шт.

  5. Шкаф для хранения литературы и документации – 1 шт.

  6. Компьютеры – 1 шт.

  7. ЖК монитор 50 дюймов по диагонали – 1 шт.

  8. Проектор, экран – 1 шт.

  9. Комплекты шахмат – 12 шт.

  10. Часы настенные – 1 шт.

  11. Классная доска – 1 шт.


Информационное обеспечение программы:

  1. www.fide.com – Международная шахматная федерация (FIDE).

  2. www.ruchess.ru – Российская шахматная федерация.

  3. www.mosoblchess.ru – Федерация шахмат Московской области.

  4. www.luberchess.ru – Люберецкая шахматная федерация.

  5. www.chesspro.ru – Профессионально о шахматах.

  6. www.cdsh.ru – Центральный Дом шахматиста.

  7. www.uroki-shahmat.ru – Уроки шахмат Дмитрия Гриценко.

  8. www.grinis.de/russisch - Шахматная школа Евгения Гриниса.

  9. http://chess555.narod.ru – Сайт шахматного всеобуча. (И. Сухин).

  10. http://chesswood.ru/ - Шахматы для начинающих.


Кадровое обеспечение программы

Реализовать программу «Шахматы», стартового уровня может педагог дополнительного образования, имеющий среднее специальное или высшее педагогическое образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и практическими умениями в области шахматной игры и владеющий компьютером.





.













УЧЕБНЫЙ ПЛАН



Наименование темы

Количество часов

Формы контроля/

аттестации

Всего

Теория

Практ.

1

Вводное занятие

1

1

-

Первичная диагностика

2

Безопасность дорожного движения

1

1

-

Контрольные вопросы

3

Волшебный мир шахмат

1

1

-

Контр. вопросы

4

Шахматная доска. Шахматные фигуры

1

1

-

Контр. вопросы

5

Начальное положение

1

1

-

Контр. вопросы

6

Пешка

2

1

1

Тестирование

7

Ладья

2

1

1

Тестирование

8

Слон

2

1

1

Тестирование

9

Ферзь

2

1

1

Тестирование

10

Конь

2

1

1

Тестирование

11

Ценность фигур

2

1

1

Тестирование

12

Король, шах и мат.

3

1

2

Тестирование

13

Мат-цель игры в шахматы

2

1

1

Тестирование

14

Ничья, пат, вечный шах

2

1

1

Тестирование

15

Шахматная нотация

1

1

-

Контр. вопросы

16

Тактические приемы

4

1

3

Тестирование

17

Ловушки

1

-

1

Тестирование

18

Простейшие окончания

2

1

1

Тестирование

19

Шахматные задачи

2

1

1

Конкурс решений

20

Итоговая аттестация

1

-

1

Тестирование

21

Итоговое занятие

1

1

-



И т о г о :

36

19

17




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Вводное занятие. 1 час

Теория 1 ч.

Шахматы – история и современность. Правила поведения на занятиях по шахматам. Правила обращения с шахматным инвентарем. Правила пожарной безопасности. Правила поведения при чрезвычайных ситуациях. Спортивная этика.


  1. Безопасность дорожного движения. 1 часа

Теория 1 ч.

Правила безопасности дорожного движения. Дорожные знаки и разметка. Сигналы светофора. Правила пересечения проезжей части улиц.


  1. Волшебный мир шахмат. 1 час

Теория 1 ч.

Легенда о возникновении шахмат. Основные вехи истории шахмат. Место шахмат в мировой культуре. Выдающиеся деятели шахматного искусства. Беседа о здоровом образе жизни: «Гимнастика за компьютером».


  1. Шахматная доска. Шахматные фигуры 1 час

Теория 1 ч.

Две армии на шахматной доске. Соперники, противники, партнеры. Расположение доски перед началом игры. Черные и белые поля. Вертикали, горизонтали, диагонали. Беседа о здоровом образе жизни: «Полезные и вредные привычки».


  1. Начальное положение. 1 часа

Теория 1 ч.

Расстановка шахматных фигур и пешек в начальном положении. Ферзь любит свой цвет, а король – чужой. Беседа о здоровом образе жизни: «Как беречь зрение».


  1. Пешка. 2 часа

Теория 1 ч.

Пешка – душа партии. Начальное расположение пешек. Ход и взятие пешкой. Блокированные пешки. Проходные пешки. Превращение пешки в фигуру. Правило взятия на проходе. Сдвоенные, связанные и изолированные пешки. Беседа о здоровом образе жизни: «Режим дня».

Практика 1 ч.

Игра пешками. Разыгрывание позиций с пешками. Тестирование.


  1. Ладья. 2 часа

Теория 1 ч.

Ход ладьей. Взятие. Ладья против пешек. Беседа о здоровом образе жизни: «Здоровое питание».

Практика 1 ч.

Игра ладьей против пешек («Волк и овцы», «Лабиринт»). Тестирование.


  1. Слон. 2 часа

Теория 1 ч.

Ход слоном. Взятие. Чернопольный и белопольный слоны. Беседа о здоровом образе жизни: «Закаливание».

Практика 1 ч.

Игра слонами против ладей. Игра слонами против пешек. Тестирование.


  1. Ферзь. 2 часа

Теория 1 ч.

Ход ферзем. Взятие. Ферзь против фигур и пешек. Беседы о здоровом образе жизни: «Витамины», «Личная гигиена».

Практика 1 ч.

Игра ферзем против ладей. Игра ферзем против слонов. Тестирование.


  1. Конь. 2 часа

Теория 1 ч.

Ход конем. Взятие. Двойной удар конем – коневая вилка.

Практика 3 ч.

Решение позиций с движением коня по шахматной доске. Игра конем против пешек и фигур. Тестирование.

  1. Ценность фигур. 2 часа.

Теория1 ч.

Сравнительная ценность фигур. Пешка – мера веса шахматной фигуры. Понятие о выгодном и невыгодном размене.

Практика 1 ч.

Решение задач по оценке позиции по ценности фигур. Тестирование.


  1. Король, шах и мат. 3 час.

Теория 1 ч.

Ход королем. Взятие. Нападение на короля – шах. Шах различными фигурами. Способы защиты от шаха. Мат – цель игры в шахматы. Мат пешкой, ладьей, слоном. Рокировка. Когда можно рокировать

Практика 2 ч.

Решение позиций на мат в один ход. Решение позиций на защиту от шаха. Тестирование.

  1. Мат – цель игры в шахматы. 2 час.

Теория 1 ч.

Мат различными фигурами. Линейный мат. Матование короля тяжелыми фигурами. Детский мат. Спертый мат. Беседа о здоровом образе жизни: «Неподвижный образ жизни».

Практика 1 ч.

Решение позиций на мат в один и два хода. Конкурс решений. Тестирование.

  1. Ничья, пат , вечный шах. 2 часа

Теория 1 ч.

Ничья. Разновидности ничьей. Чем пат отличается от мата. Вечный шах. Патовые ловушки.

Практика 1 ч.

Решение позиций на пат. Тестирование.


  1. Шахматная нотация. 1 час

Теория 1 ч.

Обозначение горизонталей и вертикалей на шахматной доске. «Адрес» поля как место пересечения вертикали и горизонтали. Диаграмма. Центр и угловые поля.


  1. Тактические приемы. 4 час.

Теория 1 ч.

Тактические приемы: связка, двойной удар, вскрытое нападение, сквозной удар, Комбинации тактических приемов.

Практика 3 ч.

Решение позиций. Тренировочные партии. Конкурс решений. Тестирование.


  1. Ловушки. 1 часа

Практика 1 ч.

Решение позиций. Тестирование.


  1. Простейшие окончания. 2 час.

Теория 1 ч.

Король и пешка против короля. Ладья, король и пешка против короля и ладьи. Король и ладья против короля и пешки. Король и ферзь против короля и пешки. Король, слон и ладейная пешка против короля.

Практика 1 ч.

Решение позиций. Разыгрывание эндшпильных позиций между обучаемыми. Конкурс решений. Тестирование.


  1. Шахматные задачи. 2 час.

Теория 1 ч.

Шахматная задача – искусственно составленная позиция с заданием: белые начинают и дают мат в столько-то ходов. Различают задачи на мат в два хода - двухходовки, на мат в три хода - трехходовки, и многоходовые задачи, когда мат ставится в 4 и более ходов.

Практика 1 ч.

Решение задач на мат в два хода. Конкурс решения шахматных задач.


  1. Итоговая аттестация. 1 час

Практика 1 ч.

Тестирование по программе обучения.


  1. Итоговое занятие. 1 час

Теория 1 ч.

Подведение итогов за год.









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Методы обучения:

словесный, наглядный практический, объяснительно иллюстративный, игровой.


Методы воспитания:

убеждение, упражнение, поощрение, мотивация и стимулирование.


Формы организации образовательного процесса:

индивидуально-групповая и групповая.


Формы организации учебного занятия:

- беседа;

- практическая работа (решение позиций на демонстрационной доске, решение позиций по карточкам и на компьютере, разыгрывание позиций с педагогом, тренировочные партии между обучаемыми, тренировочные партии с компьютером, тренировочные партии с педагогом, анализ сыгранных партий, решение тестов по изучаемой теме занятия);

-тестирование


Современные педагогические технологии

  1. Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина).

  2. Личностно-ориентированная технология (автор: Якиманская И.С.).

  3. Технология анализа конкретной ситуации.( авторы:.А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева)

  4. Информационные технологии. (автор: Кручинина Г.А.)

  5. Игровые технологии (авторы: К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, Л.С. Выгодский).


Алгоритм учебного занятия:

  • Приветствие, проверка присутствия обучаемых;

  • Объявление темы и цели занятия;

  • Повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;

  • Повторение пройденного материала;

  • Объяснение нового материала;

  • Опрос по усвоению нового материала;

  • Практическая работа – решение позиций на демонстрационной доске, решение позиций по карточкам и на компьютере, разыгрывание позиций с педагогом, тренировочные партии между обучаемыми, тренировочные партии с компьютером, тренировочные партии с педагогом, анализ сыгранных партий, решение тестов по изучаемой теме;

  • Подведение итогов занятия;

  • Уборка рабочих мест.


Дидактические материалы

  1. Карточки с заданиями по тактике, эндшпилю, задачами, этюдами.

  2. Блокноты шахматиста для записи тренировочных партий.

  3. Бланки для записи турнирных партий.

  4. Карточки для составления дебютной картотеки.

  5. Обучающие шахматные программы для компьютера.

  6. Игровые шахматные программы для компьютера.

  7. Электронные базы шахматных партий.


Диагностика результатов по общеразвивающей программе. Критерии оценки

В течение учебного года ведется мониторинг эффективности образовательного процесса (Приложение 2), который оформляется отдельным документом и сдается в учебную часть в конце учебного года. В нем отражаются первичная и текущая диагностика обучающихся по разделам дополнительной общеразвивающей программы, итоговая аттестация, делаются выводы по организации образовательного процесса и корректировки программы.


Критерии оценивания теоретических знаний:

Высокий уровень – обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе изучаемого предмета. Свободно оперирует терминами, может их объяснить. Может объяснить порядок действий на уровне причинно-следственных связей. Понимает значение и смысл своих действий.

Средний уровень – обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытий темы требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала с другими разделами изучаемого предмета находит с помощью педагога, но комментирует самостоятельно. Знает термины, но употребляет их не достаточно. Может объяснить порядок действий, но совершает незначительнее ошибки при объяснении теоретической базы своих действий.

Низкий уровень – обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога


Критерии оценивания практических навыков и умений:

Высокий уровень – обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи. Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно; тщательно; в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений.

Средний уровень – обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов ее выполнения. Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат. Результат требует незначительной корректировки.

Низкий уровень – Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность. Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действий выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат. Результат в целом получен, но требует серьезной доработки.


Критерии оценивания личностных качеств:

Высокий уровень – сформированность гражданской и этнокультурной идентичности выражается – «я знаю», «я люблю», «я ценю и уважаю», «я делаю (готов сделать)»; так же выражаются на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях:

сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций,

навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, личностного смысла в учении и непрерывном образовании, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, потребности к творческому труду, установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Средний уровень – имеются представления о гражданской и этнокультурной идентичности, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «гражданин», «национальная принадлежность», «культура моего народа», «человек, личность», «уважение прав и достоинств человека»;

имеются предпосылки к адаптивному поведению, но поясляются неустойчиво и фрагментарно, ситуативно;

имеются представления, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «учение», «образование», «самостоятельность», «ответственность», «ответственное поведение», «искусство», «жизнь», «здоровье», «здоровый образ жизни.

Низкий уровень – несформированность представлений:

о гражданской и этнокультурной принадлежности,

о гуманистических и демократических ценностях,

навыков адаптивного поведения, личностного смысла в учении и образовании, самостоятельности и ответственности за свое поведение,

эстетической потребности, о безопасном и здоровом образе жизни.













































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ В СВОЕЙ РАБОТЕ:


  1. Абрамов, С.П., Барский В.Л. Шахматы: Первый год обучения. Методика проведения занятий. – Москва. ООО «Дайв», учебное пособие. 2009 г.

  2. Уманская, Э.Э. Шахматы в школе : учеб. для общеобразовательных организаций / Э.Э. Уманская , Е.И. Волков , Е.А . Пруднкова .-М.: Просвещение , 2019

  3. Сухин, И.  Удивительные приключения в шахматной стране. (Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано Мин общ. и проф. обр. РФ. М..  ПОМАТУР. 2000г.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Авербах, Ю.Л., Что надо знать об эндшпиле. – М., ФиС, 1960 г.

  2. Авербах, Ю.Л., Бейлин М.Л. Шахматный самоучитель. – М.: «Советская Россия», 1970 г.

  3. Березин, А.Г. Азы шахмат. – М.: учебное издание, 2010 г.

  4. Блох, М.В. Комбинационные мотивы. – М.: ОАО «Экос», 2003 г.

  5. Карпов, А.Е. Учитесь шахматам.- М.: «Эгмонт Россия. Лтд», 1997г.
























Утверждаю:

Директор МУ ДО ДДЮТ

_____________________ Ионова С.Н.

«___» ________________ 2019____г.


Календарный учебный график

дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы »

физкультурно-спортивной направленности

(стартовый уровень)


год обучения: 1

группа: 1.1.с Педагог: Якушева О. В.


п/п

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

1

беседа

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

Устный опрос

2

беседа

1

Безопасность дорожного движения

Устный опрос

3

беседа

1

Волшебный мир шахмат. Беседа о здоровом образе жизни: «Гимнастика за компьютером».

Устный опрос

4

беседа

1

Шахматная доска. Шахматные фигуры

Контрольные вопросы

5

беседа

1

Начальное положение.

Контрольные вопросы

6

практ. работа

1

Пешка.

Решение упражнений

7

беседа

1

Пешка. Беседа о здоровом образе жизни: «Полезные и вредные привычки».

Контрольные вопросы

8

практ. работа

1

Ладья

Решение упражнений

9

беседа

1

Ладья.

Контрольные вопросы

10

беседа

1

Слон. Беседа о здоровом образе жизни: «Как беречь зрение».

Контрольные вопросы

11

практ. работа

1

Слон.

Решение упражнений

12

беседа

1

Ферзь.

Контрольные вопросы

13

практ. работа

1

Ферзь.

Решение упражнений

14

беседа

1

Конь Беседа о здоровом образе жизни: «Режим дня».

Контрольные вопросы

15

беседа

1

Конь

Контрольные вопросы

16

беседа

1

Ценность фигур.

Контрольные вопросы

17

практ. работа

1

Ценность фигур

Решение упражнений

18

беседа

1

Король, шах и мат. Беседа о здоровом образе жизни: «Здоровое питание».

Контрольные вопросы

19

практ. работа

1

Король, шах и мат.

Решение упражнений

20

практ. работа

1

Король, шах и мат.

Решение упражнений

21

беседа

1

Мат-цель игры в шахматы.

Контрольные вопросы

22

практ. работа

1

Мат-цель игры в шахматы. Беседа о здоровом образе жизни: «Закаливание».

Тестирование

23

беседа

1

Ничья, пат, вечный шах

Контрольные вопросы

24

практ. работа

1

Ничья, пат, вечный шах

Решение упражнений

25

беседа

1

Шахматная нотация. Беседа о здоровом образе жизни: «Витамины».

Контрольные вопросы

26

беседа

1

Тактические приемы

Решение упражнений

27

практ. работа

1

Тактические приемы

Контрольные вопросы

28

практ. работа

1

Тактические приемы. Беседа о здоровом образе жизни: «Личная гигиена».

Решение упражнений

29

практ. работа

1

Тактические приемы.

Тестирование

30

практ. работа

1

Ловушки

Решение упражнений

31

беседа

1

Простейшие окончания.

Контрольные вопросы

32

практ. работа

1

Простейшие окончания. Беседа о здоровом образе жизни: «Неподвижный образ жизни».

Контрольные вопросы

33

тест

1

Итоговая аттестация.

Тест

34

беседа

1

Шахматные задачи.

Контрольные вопросы

35

практ. работа

1

Шахматные задачи.

Решение упражнений

36

беседа

1

Итоговое занятие.











Приложение 1


Материалы итоговой аттестации


Тестовые задания

1. Какая страна родина шахмат?  

А) Россия;                                        В) Индия;

Б) Китай;                                          Г) Тува. Ответ (В)                                               

2. Сколько полей на шахматной доске?

А) 48;                                               В) 50;

Б) 64;                                                Г) 16. Ответ (Б)

3. Что такое диаграмма?              

А) Начальная позиция;                 В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры;         Г) Печатное изображение шахматной игры. Ответ (Г)

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

А) Конь;                                         В) Ладья;

Б) Слон;                                         Г) Пешка. Ответ (В)

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

А) Ферзь;                                       В) Слон;

Б) Пешка;                                      Г) Ладья. Ответ (В)

6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А)  Король;                                   В) Пешка;

Б) Конь;                                         Г) Ферзь. Ответ (В)

7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

А) Слон;                                       В) Пешка;

Б) Конь;                                        Г) Ферзь. Ответ (Б)

8. Стадия шахматной партии, где главная цель - проведение пешек в ферзи:

А) Миттельшпиль;                    В) Дебют;

Б) Эндшпиль;                            Г) Начальная позиция. Ответ (Б)

9. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король;                                В) Конь;

Б) Ферзь;                                   Г) Слон. Ответ (В)

10. Запись шахматной партии называется:

А) Позиция;                                   В) Нотация;

Б) Дневник;                                   Г) Запись. Ответ (В)

11. Нападение на короля называется:

А) Мат;                                          В) Пат;

Б) Ничья;                                       Г) Шах. Ответ (Г)

12. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат;      В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие;                                     Г) Закрыться от шаха другой фигурой. Ответ (А, В,Г)

13. Как называется шах, от которого нет защиты:

А) Ничья;                                         В) Пат;

Б) Рокировка;                                  Г) Мат. Ответ (Г)

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;

Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры. Ответ (А)

15. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка;                                       В) Ладья;

Б) Ферзь;                                        Г) Конь. Ответ (г)

16. Ценность ферзя примерно равна:

А) Слону и коню;                          В) Двум ладьям;

Б) Ладье и двум пешкам;              Г) Пяти пешкам. Ответ (В)


       
























Приложение 2



МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


2019-2020 учебный год

Объединение «_______________»

Педагог: Якушева Ольга Владимировна



  1. Первичная педагогическая диагностика для 1-го года обучения

Группа № 1.1с

ФИ обучающегося

Нет никаких знаний по предмету

Частичные знания по предмету

Определенные знания по предмету

1





2






  1. Текущая диагностика по разделам дополнительной общеразвивающей программе (в течение всего учебного года)

Группа № 1.1с

ФИ обучающегося

Освоение темы/раздела ДОП (полностью/не полностью)

1

2

3

4

5

6

7

8

1










2










Расшифровка названия темы/раздела ДОП «Шахматы», стартовый уровень, срок реализации 1 год, возраст детей 7-10 лет:

1 – Безопасность дорожного движения

2 – Волшебный мир шахмат

3-Шахматная доска. Шахматные фигуры.

4-Начальное положение

5-Пешка

6-Ладья

7-Слон

8-Ферзь

9-Конь

10-Ценность фигур

11-Король, шах и мат.

12-Мат-цель игры в шахматы

13-Ничья, пат, вечный шах

14-Шахматная нотация

15-Тактические приемы

16-Ловушки

17-Простейшие окончания

18-Шахматные задачи


  1. Итоговая аттестация

Группа № 1.1с


ФИ обучающегося

Уровень теоретической подготовки

(в, ср, н)

Степень сформированности практических умений и навыков (в, ср, н)

Уровень личностных качества обучающихся в условиях ДОП

(в, ср, н)

Освоение ДОП в %

Завершение обучения

1







2









3. Использование современных педагогических технологий:


  1. Здоровьесберегающие технологии (авторы: В.А. Лищук, Н.М. Амосов, И.И. Брехман, А.Г. Щедрина).

  2. Личностно-ориентированная технология (автор: Якиманская И.С.).

  3. Технология анализа конкретной ситуации.( авторы:.А.М.Смолкин, А.М.Зобов, Ю.С. Арутюнов, А.А. Соловьева)

  4. Информационные технологии. (автор: Кручинина Г.А.)

  5. Игровые технологии (авторы: К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, С.А. Шмаков, Л.С. Выгодский).


ВЫВОДЫ:

1) Количество обучающихся(%),

- полностью освоивших ДОП

- освоивших программу в необходимой степени

- не освоивших программу

2) Количество воспитанников (%)

- переведенных на следующий год

- не переведенных на следующий год

3) Причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации дополнительной общеразвивающей программы:

4) Какие коррективы необходимо внести в содержание и методику образовательной деятельности:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!