Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8 имени Номто Очирова»
«Рассмотрено» Руководитель МО
___________ Хольджгонова Т.Б.
Протокол № ________от «____» __________ 2014 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Лиджиева Е.С. от «____»___________ 2014 г. |
«Утверждено» Директор МБОУ «СОШ № 8»
____________ Чудутова В.У. Приказ № ________ от «____»___________ 2014 г. |
Программа элективного курса
по русскому языку в 9 классе
по теме «Подготовка к ГИА по русскому языку»
Учитель: Лиджиева Елена Сергеевна
Элиста, 2014
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в формате ОГЭ и ГВЭ» для 9 класса составлена в соответствии с ФГОС, примерной образовательной программы по русскому языку.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 класса, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.
Программа рассчитана на 17 часов. Программа «Подготовка к ГИА по русскому языку» включает темы, необходимые для успешного прохождения ГИА.
При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения курса русского языка в 9 классе. Работа над 1 и 3 частями экзаменационной работы проводится в I полугодии. Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, так как это к этому времени будет изучена значительная часть нового учебного материала, что позволит учащимся выполнять тестовые задания, связанные с темой «Сложное предложение».
Цели и задачи курса
Цель курса:
подготовить учащихся к ГИА;
обобщить и углубить знания по разделам «Орфография. Культура речи», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»
обобщить и углубить знания по разделам, создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и пунктуационных правил.
Задачи курса:
развитие умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тесты ГИА.
Совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей.
Развитие умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных в предыдущих классах.
Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Развитие у обучающихся способности к самосознанию, саморазвитию и самоопределению, мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через формирование компетентностей.
Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.
Требования к уровню подготовки
(Планируемые результаты)
Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению
Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
Знать трудные случаи правописания
Понимать их роль в общекультурном развитии человека
Объяснять языковое явление
Уметь применять знания при тестировании
Формировать гражданскую идентичность посредством языкового материала
Формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение;
определять лексическое значение слова по различению контекстных значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены;
работать над расширением словарного запаса;
опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте;
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут;
определять синтаксические конструкции.
Содержание программы
I. Введение.
Содержание экзаменационной работы.
Элементы содержания экзаменационного теста:
1. Язык: фонетика, лексика, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис.
2. Речь: текст, его тема и основная мысль, средства художественной выразительности. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.
3. Орфография.
4. Пунктуация.
5. Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (С1).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с выбором ответа и с кратким ответом.
Часть III.. Творческое задание. Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему (С2).
II. Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
Фонетика и графика.
Лексика и фразеология.
Морфемика и словообразование.
Грамматика. Морфология.
Грамматика. Синтаксис.
Орфография.
Пунктуация.
Речь.
Языковые нормы.
Выразительность русской речи.
III. Создание сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста. Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
IV. Практикум по образцам экзаменационных тестов. Диагностика, коррекция по результатам диагностики.
Итоговый контроль.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«Подготовка к ГИА по русскому языку». 9 класс
(17 часов)
№ | Тема занятия | Форма занятий | Виды деятельности |
-
| Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2014. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. | Мини-лекция с презентацией «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме», практикум | Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. |
| Часть 1 | | |
-
| Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. | Мини-лекция с презентацией «Современные подходы к написанию сжатого изложения на ГИА в 9-м классе», практикум | Работа с текстом, создание текста. |
-
| Задание С1. Выбор приемов сжатия. | Практикум, изложение | Создание текста, оценивание |
| Часть 3 | | |
-
| Задание С2. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. | Мини-лекция с презентацией «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1), практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
-
| Задание С2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоя-тельная работа |
-
| Задание С2.2. Учимся аргументировать. | Практикум | Элементы сочинения, анализ текстов |
-
| Задание С2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. | Практикум | Самостоя-тельная работа |
| Часть 2 | | |
-
| Понимание смысла текста. Задание А1. Лексическое значение слова или его лексический анализ. Задание А2. Выразительно-изобразительные языковые средства. Задание А3. | Презентация «Выразительно-изобразительные языковые средства» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
-
| Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов. Задание А 4. Основные орфографические правила правописания корней. Задание А5. Основные орфографические правила правописания приставок. Задание А6. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях. Задание А7. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Задание А7. | Презентация «Фонетика». Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
-
| Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов. Задание В1. Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова, профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная. Задание В1. | Презентация «Лексика и фразеология». Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
-
| Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании. Задание В2. | Презентация «Словосочетание» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
-
| Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. Задание В3. | Презентация «Грамматическая основа предложения». Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
13 | Простое осложненное предложение. Задание В4. Пунктуационный анализ простого осложненного предложения. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия. Задание В5. | Презентация «Простое осложненное предложение» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
14 | Типы сложных предложений. Задание В6. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Задание В7. | Презентация «Типы сложных предложений» Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
15 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Задание В8 Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задание В9. | Практикум | Работа с тестом, заполнение бланков |
16-17 | Тренировочное выполнение заданий ГИА. | Практикум Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/ | Работа с тестом, заполнение бланков |
Ресурсное обеспечение программы
Литература I. Для учителя:
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2012: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ГИА 2014.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2013
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме»
Презентация «Современные подходы к написанию сжатого изложения и сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»
Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему» (С 2. 1)
Презентации по всем основным разделам русского языка
II. Для учащихся:
Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2010 год.
Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.
Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
Русский язык. Подготовка к ГИА-2013. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год.
Г. Т. Егораева. Русский язык. ГИА – 2012 9 класс. Москва, «Экзамен», 2012 год.
Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2012 год
Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.
Цыбулько И.П., Е.Н.Зверева. ГИА 2014.Русский язык: тренировочные задания 9 класс – М., Эксмо, 2013