Конспект классного или кураторского часа(занятия, урока по литературе в старших классах, в колледже)
Авторская песня
В явлении жанра авторской песни второй половины 20 века прослеживается одна из закономерных традиций мирового литературного процесса.
Попытки соединить в одном лице поэта, композитора, исполнителя ведут начало из глубокой древности. Подтверждением этому являются:
Творчество сказителей народных героических эпосов.
Творчество многих поэтов Востока.
Творчество представителей жанра «ЦЫ» в поэзии Древнего Китая.
Скальдическая поэзия древней Исландии.
Творчество трубадуров 10 – 15 века.
Поэтическое и музыкальное наследие Ивана Грозного.
Творчество поэтов – исполнителей первой половины 20 века – Дин Рид, Виктор Хара и др.
Наиболее значительный период в развитии авторской песни– 50 – 70 годы. Это связано с обновлением нашего общества, с выявлением культа личности и его последствий, с желанием новых надежд, открытий.
Наряду с профессиональным песенным искусством появляются авторы-непрофессионалы (Ю. Визбор, Б. Окуджава, Ю. Ким и другие).
По свидетельству Б. Окуджавы термин «авторская» впервые употребил к своему творчеству В. Высоцкий, но что он понимал под словом «авторская»? Или триединство: стихи, исполнение, музыка, или авторство одного из них? Поначалу и профессионалы, и любители песенного жанра мирно существовали вместе. Затем термин «самодеятельная» приобрел значение чего-то непрофессионального, некачественного. Главное, что отличает авторскую песню от эстрадной, – духовная и психологическая искренность.
Течения и темы жанра
1.Философское: решает тайны жизни и смерти, человеческого предназначения.
2.Лирико-романтическое: поэтизирует мир человеческой души, темы мечты, чести и благородства. Различные песенные формы: от романсов до страданий. С темой любви связана тема веры и надежды.
3.Туристские песни, рожденные в походах или мечтах о походах: о красоте природы, городов, стран. Это песни туристов, геологов, альпинистов.
4.Военная тематика: героика, жизнелюбие и т. д. Это песни о гражданской войне, Вов, афганской, белогвардейские и другие песни.
5.Социальная: разоблачение пороков.
6.Роль поэта в жизни общества, миссия художника, его совесть, долг.
7. «Хулиганские» или «блатные» песни (раннее творчество Б. Окуджавы, песни В. Высоцкого, «Одесский цикл» А. Розенбаума.), городской фольклор, песни, появившиеся в местах заключения.
Одни ученые считают, что В. Цой («Кино»), И. Тальков, В. Бутусов («Наутилус – Помпилиус») относятся тоже к авторам – исполнителям, а другие, что они испытали влияние авторской песни. По определению Б. Окуджавы, «то, что есть сейчас, не авторская песня, это любительская массовая культура. Этот вид искусства, когда поэт пишет музыку и в узком кругу поет свои песни под гитару, - этот вид искусства кончился».
Термины авторской песни
Бард – у древних кельтов: поэт, певец. Сейчас - поэт и музыкант, исполнитель собственной песни.
В. Высоцкий.
Родился в 1938 году 25 января в Москве. Песни стали появляться в 1961 году. «Горлом Высоцкого хрипло и орало время» - скажет Ф. Абрамов уже после смерти поэта. Скажет о времени, которое сам поэт назвал «безвременьем». Кумиром Высоцкий был даже для тех, от кого во многом зависела судьба его официального признания, так и не состоявшегося при жизни поэта.
Мифы, вымысел о Высоцком совершенно искажали его образ как человека. Все то разгульное, бесшабашное, что проскальзывало в его песнях, принималось за сущность его души. Мало кто знал, что В. больше любил тишину. В. Высоцкий никогда не был на войне, но он много писал о ней. Когда слушаешь его песни, то кажется, что его пережил все. Боль войны он считал главной в своем творчестве.
«Песни Высоцкого о войне — это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, мужественных, усталых, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину...» - так писал о поэте Роберт Рождественский.
Песни о войне — бесспорно, одна из самых ярких вершин в творчестве В. Высоцкого. Как-то на вопрос корреспондента, чем в первую очередь привлекает его военная тема, Высоцкий ответил: «По-моему, мое поколение мучает чувство вины за то, что «опоздали» родиться, и мы своим творчеством как бы «довоевываем»...»
Признание это было сделано в конце шестидесятых годов, примерно в ту пору, когда художник Виктор Попков создал свое замечательное полотно «Шинель отца». Сын, уже не юноша, а вполне зрелый мужчина, примеряет на себя старую отцовскую шинель. По сути, та же тема, та же мысль— чувство вины перед старшими поколениями за то, что опоздал родиться...
...Однажды В. Высоцкий выступал на далеком прииске, в таежном поселке Хомолхо. Слушателей было совсем немного, но пел он добрых четыре часа. Старатели — народ суровый, сдержанный и немногословный. Но уж если скажут что — от чистого сердца. Так вот, после концерта подошел к нему один человек, немолодой уже, и говорит:
— Фронтовик я и такую благодарность от всех фронтовиков имею... Будто ты, вы, значит, со мной всю войну прошагали. Рядом будто. Дай-кась, обниму вас, Владимир Семенович...
Это был один из самых счастливых дней в жизни Высоцкого.
Песня «Он не вернулся из боя».
В. Высоцкий – это не только автор и исполнитель. Им написано более 600 стихов и песен, сыграно более 20 ролей на сцене театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 – в радиоспектаклях.
Умер он 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище. Он продолжает жить в стихах, книгах, песнях, названиях улиц.
Стихотворение «Корабли постоят…» .
Тематика его песен различна:
1.Война («Братские могилы», «Он не вернулся из боя», «Сыновья уходят в бой»)
2.Дружба. Истинных друзей у него немного. («Песня о друге»).
3.Тема поэта и поэзии («О фатальных датах и цифрах»)
4.Судьба: жизнь и смерть («Где твои 17 лет?»)
5.Любовь («Баллада о любви», «Лирическая»).
6.Сатирические («Частушки», «Песня мыши»)
Лучшие песни Высоцкого для жизни. В песнях есть то, что может поддержать в трудную минуту – неистощимая сила, непоказная нежность, размах человеческой души. А еще в них есть память. Когда – то Высоцкий написал: …но, кажется мне, не уйдем мы с гитарой на заслуженный и нежеланный покой…». Правильно написал! При жизни книги его не издавались, а только после смерти. Но при жизни он испытал подлинную славу. Сегодня изданы все произведения Высоцкого, написано о нем бесконечно много.
Стихотворение «Здесь лапы у елей дрожат на весу»
Юрий Визбор
Детство последнего пришлось на военное время. Отношение к войне, верность долгу памяти, связь поколений займут важное место и в его творчестве. Ряд лет Ю. Визбор был пропагандистом не только своих песен, но и песен Ю. Кима, Б. Окуджавы.
Ю. Визбор выступал в первую очередь как романтик походной жизни, романтик дорог. «Мама, я хочу домой», «Горнолыжная»…
Негромкие, лиричные, светлых и чистых тонов, иногда с ноткой грусти, с незатейливыми мелодиями. В песнях о войне – сила духа, негромко мужество простых солдат, верность тому, что они защищал. Песни написаны по велению души. В одном ряду песни о солдатах военного времени. Задушевны его песни о Родине. Ю. Визбор стоял у истоков авторской песни и стал голосом поколения.
Прошло больше 20 лет, когда звучали песни в авторском исполнении, Ю. Визбора не стало в 1984 году.
Стихотворение «Россия», высказывания о Визборе.
РОССИЯ
Любовь моя, Россия,
Люблю, пока живу,
Дожди твои косые,
Полян твоих траву,
Дорог твоих скитанья,
Лихих твоих ребят.
И нету оправданья
Не любящим тебя.
Любовь моя, Россия,
Ты с каждым днем
сильней,
Тебя в груди носили
Солдаты на войне,
Шинелью укрывали
и на руках несли,
От пуль оберегали,
От горя сберегли.
Любовь моя, Россия,
Немало над тобой
Невзгоды моросили
Осеннею порой.
Но ты за далью синей
Звездой надежд живешь,
Любовь моя, Россия,
Спасение мое!
1960.
С песнями Юрия Визбора я впервые познакомился в студенческие годы. Мне кажется, тогда, в 60-е годы, они были самыми популярными среди молодежи. Наверное, это субъективное мнение — ведь где-то пелись и другие песни, но среди студенчества песни Визбора стояли на первом месте. В 1962 году я впервые попал в альплагерь «Цей», где это мнение было абсолютным: его песни «Лыжи у печки стоят», «Кончилось лето жаркое» и другие пелись каждый вечер. Я тогда не думал, что жизнь когда-нибудь сведет нас. Встретиться нам довелось лет через пятнадцать на дне рождения моего товарища, как оказалось, одного из близких друзей Юры Визбора. Впоследствии наши встречи переросли, я думаю, в нечто большее, чем просто знакомство. Он часто бывал у меня дома, стал кумиром моей дочери, с удовольствием пел, много расспрашивал о работе космонавтов.
Валерий РЮМИН, летчик-космонавт СССР.
Юрий Визбор — личность в искусстве яркая, многогранная. Я уже не говорю о его первоклассных запоминающихся ролях в нашем кинематографе, о его документальных фильмах для телевидения, этих коротких рассказах о трудовых буднях — всегда маленьких открытиях человеческих характеров, о его прозе... Все это всегда было визборовским, органичным. Но главное все-таки, с чем он вошел в наше искусство, — авторская песня, движение, одним из зачинателей которого он по праву является.
Булат ОКУДЖАВА, поэт.
Юрий Визбор — очень разносторонне одаренный, талантливый человек — яркий представитель «бардовской» песни. Настоящая «бардовская» песня привлекает свежестью, своей темой, неожиданными поворотами. В ней все слилось вместе: музыкальная интонация, слово, исполнение. Это особый жанр в песне. В ней, конечно, есть погрешности с точки зрения профессионального музыкального творчества, но к ней и не нужно подходить с этих позиций. Мелодии Визбора всегда тесно связаны со словом, и невозможно представить их с какой-то другой музыкой. Если бы он сконцентрировал все свое внимание на музыке, — а музыка — ревнивая женщина, она требует всего человека, — он, возможно, стал бы незаурядным музыкантом, композитором. Я думаю, что «бардовская» песня оказала и оказывает определенное влияние на профессиональное песенное творчество.
Павел АЕДОНИЦКИЙ, композитор.
Сегодня невозможно представить современный альпинизм без соответствующего снаряжения и экипировки спортсменов. Невозможно представить его и без песен Юрия Визбора. Многие чувства охватывают нас в горах, но не всегда мы можем их выразить, тем более в такой высокой форме, как поэзия, музыка, песня. За нас это сделал Юрий Визбор — он голос нашей души. Его песни — не только поэзия альпинизма, но и средство, с помощью которого люди могут глубже понять себя, открыть, утвердить, одержать победу не только над вершиной, но и над самим собой. Творчество Визбора — это гимн борющемуся и побеждающему Человеку.
Владимир КАВУНЕНКО, альпинист.
Окуджава Булат Шалвович (9 мая 1924 – 12 июня 1997).
Родился в Москве. До войны жил в Москве, Нижнем Тагиле, Тбилиси.
В 1942 году из 9 класса добровольцем ушел на фронт, служил минометчиком, был ранен. После госпиталя был связистом. В 1945 году демобилизовался, работал, заканчивал 10 класс. Окончил филфак Тбилисского государственного университета в 1950 году и два года работал учителем русского языка и литературы в деревне Шамордино Калужской области. В 1952 году перевелся в школу города Калуги, в 1953-54 годах работал в издательстве областной калужской газеты "Молодой ленинец". В 1956 году вернулся в Москву. Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", зав. отделом поэзии в "Литературной газете", с 1962 года член Союза писателей СССР. Один из основателей жанра авторской песни. Стихи писал с детства, первая песня "Нам в холодных теплушках не спалось..." появилась в 1943 году. Первая ставшая известной песня "Неистов и упрям..." была написана в Тбилисском университете в 1946 году. Следующие песни "На Тверском бульваре", "Зеленая скамья" и другие – когда он переехал в Москву в 1956 году. Строчка его песни "Союз друзей": "Возьмемся за руки, друзья..." – стала девизом многих слетов и фестивалей, названием песенных рубрик. Песни Окуджавы звучат в кинофильмах, спектаклях, радиопостановках. Писал также историческую и автобиографическую прозу, киносценарии. Вышли пластинки и книги стихов, песен, прозы в России и за рубежом, аудиокассета, компакт-диски. Скончался в Париже.
Всем вам известны его песни «До свидания, мальчики», «Белорусский вокзал» («Здесь птицы не поют, деревья не растут.»)
Стихотворение «Отпустите, пожалуйста, синие шторы».
Имена, появившиеся в последние годы 20 века: А. Башлачев, В. Цой, И. Тальков, А. Розенбаум, Б. Гребенщиков. Первые блеснули яркой звездой и погасли, но песни их остались и живут среди нас.
Александр Башлачев
Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.
Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстает передо мной объемной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, пораженный его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.
Так я воспринял стихи А. Башлачева, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего свое слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.
Б. ОКУДЖАВА
Александр Башлачев родился в 1960 году в Череповце. Окончив Уральский университет, он переехал в Ленинград и в скором времени удивил и покорил своими песнями молодых слушателей в обеих столицах, принеся с собой знание «остального» мира, начинающегося за кольцевыми дорогами мегаполисов. Его голос оказал большое влияние на так называемую рок-культуру, окончательно сформировавшуюся у нас в восьмидесятые годы и получившую, наконец, доступ к средствам массовой информации.
В феврале 1988 года мы уже прощались с АЛЕКСАНДРОМ БАШЛАЧЕВЫМ.
Журналист, выпускник Уральского университета, поэт, он предпочел журналистской карьере трудную, опасную и свободную жизнь бродячего певца: «...из города в город, из дома в дом, по квартирам чужих друзей...» Создал за эти считанные годы около шестидесяти песен, хотя некоторые — «Ванюша», «Егор Ермолаевич» — и песнями-то не назовешь, скорее это былины: каждая из «больших» вещей Башлачева содержит в себе целый мир, целую философию, подобно эпическим поэмам древности.
Из воспоминаний А. Градского: «Несколько лет тому назад меня разбудил утренний телефонный звонок. Глуховатый, чуть смущенный голос... Чувствую, волнуется очень. «Не могли бы вы послушать мои песни...» Я решился на встречу и благодарен судьбе за это решение.
«Здравствуйте, я Башлачев,— чуть помедлив, добавил: — Александр...» Простое, открытое лицо, помесь мастерового с Леонардо, зуб металлический торчит как-то некстати; достал из немыслимо замусоленного чехла гитару а-ля «полный нестрой», схватил ее за горло (писк, треск, негубименя-добрыймолодецятебеещепригожусь) и закричал...
Как будто свежий российский ветер вдруг заполнил всю мою антикварную кухню. Помню, говорил себе: вроде не играет, не поет, половину слов глотает, почему же мне так радостно и горько на душе, почему сопереживаю я тому, что вижу и слышу? Захотелось немедля сказать ему что-то очень хорошее, доброе, но сдержался, решил: все, что споет, выслушаю, вытяну из него все, что смогу, заставлю раскрыться полностью, истощу, черт его дери...
«Чай-то наш остыл небось...» Стоп, подумал я, это уже не песня. Вот так заговорил, запел меня во время нашей первой и последней встречи прекрасный русский поэт Александр Башлачев...
Какие-то вялые мухи ползали по столу. Мы выпили немного; лимон... Потом я взял свою гитару, он свою; запели из «Битлз», невпопад подстраивая двуголосие...
Что я сказал ему перед расставанием? Кажется, звоните, дескать, чем могу — помогу, бред какой-то нес — что я мог тогда?
Он не позвонил...
Потом часто слышал его записи, перечитывал стихи, что он подарил мне, замечательные стихи, удалые, скоморошьи — бесшабашные (уж не потому ли полюбил я их сразу и навсегда), вдруг какие-то резкие, непримиримые, но всегда искренние, с невероятной болью и трагизмом.
Трагизмом...
Я понял сразу, почему он выбросился в окно. Это беспроигрышный вариант. Головою вперед: вроде он вниз упал, а мне все видится другое— полет в небеса, резко запрокинуто его лицо, волосы развеваются, руки распростерты, глаза устремлены в неведомое...
Песня «Грибоедовский вальс».
Виктор Цой
Песня «Звезда по имени солнце»
Сейчас в это трудно поверить, но «КИНО» вышло на свет божий из живописной стаи так называемых «зверей» — первого поколения питерских панков, агрессивных пэтэушников и просто молодых бездельников. Тех ребят, которых собрал у корытца с портвейном Андрей Панов по кличке Свинья, сын американского миллионера. По свидетельству Алексея Рыбина, именно в комнате Свина, меблировку которой составляли две колонки, дерюжка на полу и плакат, за стаканом напитка «Даляр» состоялось их историческое знакомство с Виктором Цоем.
Дуэт Цой — Рыба стал первым составом «КИНО». Нынешние поклонники вряд ли узнали бы его песни.
Мои друзья идут по жизни маршем,
А остановки только у пивных ларьков!
Уже на раннем этапе «КИНО» не укладывалось ни в одну из подпольных или официальных ниш. К началу 1983 года они прочно занимают места в новом ленинградском роке. «АКВАРИУМ», «КИНО», «ЗООПАРК» - такое сочетание становится привычным для молодой независимой рок-прессы. Вся эта бурная культурная жизнь протекала сугубо неофициально: для государственных чиновников и комсомольско-молодежной прессы таких групп просто не существовало.
Больше всего упреков доставалось «КИНО» и «ЗООПАРКУ», мол, у Гребенщикова еще прослеживается какая-то философия, а это что за примитив? Несмотря на молодость, он уже нашел свое место под солнцем, и песни раннего «КИНО» не случайно приобрели огромную популярность, распространяясь по стране не только в копиях и магнитофонных альбомах, но и в перезаписи концертных фонограмм.
В тамбуре холодно и в то же время как-то тепло.
В тамбуре накурено и в то же время как-то свежо.
Почему я молчу, почему не кричу — молчу?
Электричка везет меня туда, куда я не хочу.
Цой умел в несколько простых слов, в пару аккордов на дрянной гитаре вложить свой ответ на самые главные вопросы — те, что ученый объясняет на многих страницах неудобочитаемого текста. В этом и заключается секрет искусства — секрет, которым он владел.
Как происходили концерты? Как правило, Цой и Рыбин приезжали вдвоем, иногда обрастая по пути подвернувшимся барабанщиком, в студенческую общагу или жэковский подвал, куда вслед за ними от условных мест встречи строго конспиративно собиралась толпа. По возможности старались подключить одну из гитар к какой-нибудь местной дискотечной колонке. В большинстве случаев это. не удавалось, и концерт происходил в бардовском варианте — под две акустические гитары. Продолжительность выступления определялась не только программой, но и «привходящими обстоятельствами» — «привходящим» мог оказаться милиционер или местный начальник невысокого ранга: «Что за бардак! Хулиганы лохматые!» Если незваного гостя не удавалось задобрить (напоить), то приходилось, как в песне Цоя, «закрыть дверь и уходить». За пережитые страдания музыканты получали несколько десятков (сто — максимум) простых советских рублей.
Фестиваль Ленинградского рок-клуба 1986 года. Неудачное выступление «КИНО» и шквальный успех «АКВАРИУМА». Гребенщикову кричат «бис» и «браво», как на академическом концерте, он тонет в охапках сирени и розовых букетах, ошалевший народ ногами раскачивает Дом культуры: «Рок-н-ролл мертв!» На самом деле почти мертв от сознания провала Виктор Цой. Виновными считает слушателей: «Они ничего не поняли. Хотелось спуститься со сцены и набить морду первым четырем рядам». Утешителям заявляет: «Должно быть так, как у Гребенщикова. Он поступил нечестно — просто спел старые вещи. Я тоже мог так поступить, но вышел с новой программой...»
В1986 году в кафе «Метелица» ЦК ВЛКСМ устроил шумную тусовку. Позже был концерт. На сцене должны были появиться только проверенные, надежные «кадры»... Но все опять пошло не по плану, Система контроля сработала, как водится, с опозданием: на сцене уже стояло «КИНО». Пару вещей им еще удалось исполнить, но после этого окончательно пришедшие в себя «устроители» вырубили электричество. Дальше случилось нечто непредвиденное: придвинувшись к самому краю сцены, под ритм одних только ударных, «обесточенный», но не покоренный Цой выводил: «Электричка везет меня туда, куда я не хочу». Сгрудившиеся возле сцены люди снова и снова повторяли эти слова вместе с ним. Слова при каждом повторении приобретали все более и более конкретный и угрожающий смысл. Внутренняя солидарность певца со своими слушателями была очевидной и опасной...
1989 ГОД - по замыслу общественного оргкомитета, группа «КИНО» должна была завершать концерт памяти Александра Башлачева в Лужниках. Но администрации Дворца и концертному объединению «Москва» показалось, что время «мероприятия» истекло. По старой, давно срепетированной методике они вырубили электричество на последней песне «КИНО». Цою не просто не дали допеть — это бы еще ладно. Одновременно через динамики пустили фонограмму песни Башлачева. Поверьте, это было страшно. Зал, настроенный на «КИНО» и совершенно забывший, ради чего собирался концерт, стал топать и свистеть. А на сцене стоял черный, в черном костюме и почерневший от сознания необратимости происходящего Цой и не знал, куда ему деваться. «Почему я всегда крайний?» Действительно, почему он всегда оказывался крайним? И на той дороге спящим за рулем? Он не любил «тех, кто ложился спать» — как будто чувствовал, что сон может стать смертью не только в поэтической метафоре. Вообще складывалось такое ощущение, что он что-то предвидел. Потому что, именно будучи «звездой», находясь на топе, лидируя во всех хит-парадах, выпустил два самых тоскливых, отчаянных своих альбома. Запись «Группы крови» (1987) побила все рекорды популярности. Родные темы и символы оказывались легко перевариваемыми благодаря опрощению и быстро запоминающейся мелодии.
Как и в случае с прежним «Наутилусом Помпилиусом», легко запоминающаяся ритмичная мелодия входит в зловещее противоречие с безрадостными текстами, исполняемыми ровным, мрачным и глуховатым голосом Цоя.
Виктор Цой был человеком исключительно сцено-, кино-, фотогеничным — не зря Рашид Нугманов выбрал его на амплуа романтического героя в «Игле». Несложная ритмика и аранжировки, восхитительная, почти кошачья пластика и экзотическая азиатская красота сделали свое дело: Цой понемногу превращался в секс-символ. Девочки стонали при одном взгляде на своего кумира. И все же он был одинок. Восклицательные знаки его песен распались кровоточием. Он был последним романтическим героем нашего времени, похожим на Брюса Ли и на черную пантеру, с замечательно красивым тренированным телом и упрямо выставленным подбородком. Он был мрачен и замкнут, словно бы прятал мистическое знание. Его тайны уже не раскрыть. Его не догнать. Увы, не догнать.
Песня «Группа крови»