СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская образовательная программа «Инновационная здоровьесберегающая технология арт-педагогики «Сказкотерапия» в рамках деятельности коррекционного курса «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель современной школы состоит в формировании здоровой личности. Здоровой, как физически, так и духовно. Поэтому каждое образовательное учреждение сегодня ищет свой путь изменений в пространстве улучшение качества образования и воспитания. Учитель, обладая современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с учениками, их родителями, медицинским работником и школьным психологом, должен планировать и организовывать свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов педагогического процесса

Просмотр содержимого документа
«Авторская образовательная программа «Инновационная здоровьесберегающая технология арт-педагогики «Сказкотерапия» в рамках деятельности коррекционного курса «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»»



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Казанская школа № 61 для детей с ограниченными возможностями здоровья»




«Согласовано»

на методическом совете

Протокол №1

от «___» _____________ 2023 г.

«Утверждаю»

Заместитель директора по УР

___________ Н.З. Агрусева

от «___» _____________ 2023 г.






Авторская образовательная программа

«Инновационная здоровьесберегающая технология арт-педагогики «Сказкотерапия» в рамках деятельности коррекционного курса «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»





Автор: Семякина Жанна Валерьевна,

учитель-дефектолог

1 квалификационной категории








Казань, 2023 г.

Пояснительная записка

Основная цель современной школы состоит в формировании здоровой личности. Здоровой, как физически, так и духовно. Поэтому каждое образовательное учреждение сегодня ищет свой путь изменений в пространстве улучшение качества образования и воспитания. Учитель, обладая современными педагогическими знаниями, при постоянном взаимодействии с учениками, их родителями, медицинским работником и школьным психологом, должен планировать и организовывать свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех субъектов педагогического процесса [9].

Проблема обеспечения здоровья обучающихся в образовательном процессе раскрыта в работах Г. К. Зайцева, Л. Г. Татарниковой, Ю. Л. Варшамова, В.Ф. Базарного, Л.П. Уфимцевой, В.А. Гурова, Э.Я. Оладо, Н. К. Смирнова, И.Ю. Глиняновой, Е.А. Шульгина, Т.А. Солдатовой и др. Вопросам использования здоровьесберегающих технологий в работе с обучающимися уделяли внимание Г.Л. Апанасенко, Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, В.В. Колбанов, Г.А. Кураева, Э.М. Казина, А.И. Федорова, Н.Э. Касаткина, Г.И. Тушина, А.А. Сидоренко и др.

Актуальность выбранной темы проекта определяется тем, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе детей способствует повышению работоспособности и эффективности образования, повышает потенциал профессиональной ориентации, а также создает условия для адекватной адаптации в социальной среде. В такой ситуации возникает проблема поиска наиболее эффективных подходов к педагогической деятельности и образования особой образовательной среды в современных условиях для успешной адаптации, творческому развитию, личностному росту обучающихся с ОВЗ.

Применение здоровьесберегающих технологий с учётом особенностей обучающихся с ОВЗ могут значительно повысить эффективность работы с ними.

Родоначальником понятия здоровьесберегающих технологий стал Н.К. Смирнов, который дал следующее определение: «Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога» [14]. На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям: [20]

- создают нормальные условия для обучения в школе (отсутствие стресса у ребенка, создание доброжелательной атмосферы, адекватность требований, предъявляемых к ребенку).

- учитывают возрастные возможности ребенка. То есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст.

- рационализируют организацию учебного процесса (в соответствии с психологическими, культурными, возрастными, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка).

- обеспечивают достаточный двигательный режим.

Актуальным на данном этапе может стать внедрение в традиционную педагогическую школу таких инновационных дисциплин, как «арт-педагогика», «сказкотерапия». В этих условиях арт-педагогика видится одним из самых актуальных направлений современной педагогической науки — как способ воспитать личность с широкими воззрениями и эстетическим вкусом, сделать ученика центром преобразований.

Новизна инновационной идеи авторской программы «Инновационная здоровьесберегающая технология арт-педагогики «Сказкотерапия» в рамках деятельности коррекционного курса «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» заключается в том, что коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов», как элемент внеурочной деятельности, по сравнению с уроками, предоставляет больше возможностей для использования технологий арт-педагогики. Так как средствами арт-педагогики обеспечивается психологический комфорт обучающихся в процессе восприятия и воспроизведения продуктов эстетической деятельности, создающий условия для здоровьесберегающего процесса воспитания. Здоровьесберегающее пространство средствами арт-педагогики предполагает совместную творческую общественно-полезную и личностно-значимую деятельность в рамках педагогически организованных занятий с опорой на зону ближайшего развития обучающихся.

Арт-педагогика — это синтез областей научного знания (искусства и педагогики), определяющих и обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития обучающихся, нацеленного на формирование основ художественной культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую). Сущность арт-педагогики состоит в гармонизации личностной сферы обучающегося, его адаптации в современном мире в процессе воспитания, обучения на уроках, а также помощи в формировании мотивации к обучению. Это особое направление в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности обучающегося осуществляется средствами искусства в любом преподаваемом предмете.

Принципы арт-педагогики опираются на традиционные классические общепедагогические принципы, принципы специальной подготовки, принципы художественно-эстетического развития: принцип гуманистической направленности педагогического процесса, социально-личностного развития личности, принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учета возрастных особенностей обучающегося, принцип образовательной рефлексии, принцип выбора индивидуального маршрута, интегративной связи предметов, продуктивного обучения.

Основными технологиями арт-педагогики являются игра и педагогическая импровизация и именно это является наиболее целесообразным для использования технологий арт-педагогики в сфере коррекционной педагогики при работе с обучающимися школьного возраста с ОВЗ. При работе с такими обучающимися педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности обучающегося. В связи с этим, наиболее актуальным является тот факт, что образовательное пространство, содержание, методы, технологии создаются не только педагогом, но и обучающимися.

Помимо традиционных требований: интеллект, развитое мышление и память, педагог должен быть готовым к импровизации, испытывать потребность в самореализации, знать основы педагогического творчества, владеть основами риторики, драматургии, уметь применять их на практике, формировать свой стиль деятельности, педагогический вкус, ломать привычные стереотипы.

Последние годы отмечены возросшим интересом специалистов к механизму воздействия искусства на обучающегося с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности обучающегося. При этом необходимо отметить содержательное отличие «арт-педагогики» от более узкого термина «художественное воспитание». Арт-педагогика позволяет рассмотреть в рамках образования не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса средствами искусства.

Применение элементов арт-педагогики у обучающихся с особыми образовательными потребностями позволяет решить большой спектр задач. Одной из важнейших задач этого направления является восстановление нарушенных когнитивных связей, развитие целостной личности, поиск и обнаружение себя через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь обучающемуся с ОВЗ в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста».

В связи с этим, в марте 2023 года на заседании МО начальной школы в процессе обсуждения опыта по применению элементов арт-педагогики на коррекционных курсах «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» в качестве элемента сопровождения основного образовательного процесса. Одним из наиболее действенных подходов арт-педагогики является применение такого направления как сказкотерапия, выбранный в качестве дидактической основы для данного проекта.

Сказкотерапия – область нетрадиционной педагогики, использующая форму сказки для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Это молодое, современное и перспективное направление, корни которого уходят в фольклорное творчество народов мира и которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Это уникальный метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития когнитивных и творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции, обучающихся с особыми образовательными потребностями. По мнению многих исследователей, сказочные фантазии обучающегося оказывают педагогическим усилиям действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое проникновение во внутреннюю жизнь фантазии, с учетом которой сознательное поведение становится более понятным и благодаря этому доступным для воздействия.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие ученые как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм. На рубеже 60-70-х годов XX века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка - сказкотерапия, разработанный М.Эриксоном.

Но как самостоятельное направление сказкотерапия возникла не так давно, и сразу же приобрела большую популярность. В научном мире сказкотерапия существует только 20 лет. Официальной датой основания Института сказкотерапии в России в Санкт-Петербурге считается 1997 год. В рамках этого Института разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т.Зинкевич-Евстигнеева, Н. Погосова, Т. Сергеева, А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, И.В. Вачков.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: педагогов, воспитателей, дефектологов, психологов, психотерапевтов, психиатров. Появились сказкотерапевтические программы Г.Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой. Коллективом Института сказкотерапии получены сведения о новых областях применения метода. Это не только детские дошкольные учреждения и школы, но и центры реабилитации инвалидов, детей с различными проблемами развития, исправительные учреждения (для особо «трудных» подростков), высшие учебные заведения.

Многие педагоги-дефектологи, воспитатели и родители применяют коррекционное и развивающее воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные педагогические технологии. Однако еще не все возможности и достоинства сказок используются педагогами в полной мере.

Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, и (как показывают многочисленные исследования и личный педагогический опыт), это делает ее эффективным коррекционным и развивающим средством при работе с обучающимися с ОВЗ. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности. Это метод, использующий сказочную форму для комплексного развития личности и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Коррекционная работа в рамках этого метода направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений путем включения средств и технологий сказкотерапии во фронтальный образовательный процесс.

Дополнительные цели, которые преследует этот метод - это развитие эмоциональной сферы обучающихся, воспитание социальных и эстетических установок, чувства коллективизма. А также развитие высших психических функций - мышления, внимания, речи, памяти, мелкой моторики. На уроках с элементами сказкотерапии обучающийся учится переводить сказочные образы-представления в понятия, что способствует развитию речи и построению речевого высказывания. Тексты сказок обогащают словарный запас обучающегося, учат устанавливать причинно-следственные связи, влияют на развитие монологической и диалогической речи ребенка. Во время работы над сказкой, обучающиеся обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Драматизация сказки способствует и развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.

Существует ряд требований к выбору сказок. Главный персонаж коррекционной сказки должен быть близок к обучающемуся по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению. В зависимости от того, какие образы лучше воспринимает обучающийся, герой может быть, как человеком (мальчик, девочка, принцесса, воин и пр.), так и животным, растением и т.д. Учитель описывает в сказке жизнь героя, метафорически передавая реальную трудную ситуацию, в которой оказался обучающийся: структуру его взаимоотношений с окружающими, определённые черты характер, интересы, эмоциональные состояния, желания. То есть, герой сказки оказывается в ситуации, похожей на реальную проблему обучающегося. Необходимо четко описать мысли и чувства, которые овладевают героем, тем самым вербализируя эмоциональное состояние обучающегося.

Важно, чтобы обучающийся почувствовал и проговорил не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы: что происходит, почему это происходит, зачем это нужно, есть ли в нашей жизни ситуации аналогичные сказочным. Обсуждения сказок помогут обучающемуся учиться думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Также обучающийся имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в классе, аргументировано отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. В первую очередь, это имеет большое значение для успешной социализации обучающихся с ОВЗ.

В системе методов и средств воспитания, сказка также играет не последнюю роль по многим причинам: обучающиеся любят героев, они становятся им близки, а значит, могут стать примерами для подражания. Важно лишь тактично направить мысли и чувства, обучающихся в нужное русло. Средствами сказки мы стараемся воспитать у обучающихся любовь к природе, скромность, доброту, ответственность и еще многие качества, имеющие общечеловеческие ценности.

Занятия с элементами сказкотерапии показывают, что обучающиеся с ОВЗ учатся решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Учатся переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Овладевают умением выражать свои мысли в слух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Учатся перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с музыкой, научились регулировать свои психические процессы, снимать эмоциональное и телесное напряжение, становятся более свободными и уверенными в себе. Таким образом, сказкотерапия становится еще одним эффективным направлением здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе при работе с детьми с ОВЗ.

Критерий освоения любого метода, в том числе и сказкотерапии - это понимание его механизмов, осмысленное использование его возможностей в педагогической практике, возможность обоснования его использования с опорой на научные теории. Что подчеркивает актуальность и новизну комплексной сказкотерапии как дидактического элемента сопровождения основного образовательного процесса в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ.

Структура коррекционно-развивающего урока с элементами сказкотерапии:

1. Организационный момент (настрой на совместную работу, любое "сплачивающее" упражнение).

2. Повторение (вспомнить прошлый опыт, прошлое занятие).

3. Расширение (расширить представления обучающегося о чем-либо, рассказ или показ сказки).

4. Закрепление (приобретение нового опыта; игры; символические путешествия).

5. Интеграция (связать новый опыт с реальной жизнью).

6. Резюмирование (обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся).

7. Завершающий момент (закрепить новый опыт, подготовить обучающегося к взаимодействию в привычной социальной среде, определение эмоционального отношения.

Технология достижения планируемых результатов

Представленная система коррекционно-развивающей работы учитывает особые образовательные потребности и специфику деятельности обучающися младшего школьного возраста. Целевая аудитория определяется не только хронологическим возрастом детей, а также учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, необходимостью оказания психолого-педагогической помощи ребенку с момента выявления речевых и интеллектуальных проблем - в этом заключается принципиальная новизна подхода к работе с детьми, не ограничивающаяся только рамками специального образования. Использование разноуровневых комплексных заданий позволяет спланировать и организовать коррекционно-развивающую работу с учетом личных и типологических особенностей обучающего, обеспечить его индивидуальный образовательный маршрут в рамках требований ФГОС для детей с ОВЗ.

В марте 2024 года на заседании МО учителей старших классов ГБОУ «Казанская школа № 61» в процессе обсуждения опыта по применению элементов здоровьесберегающих технологий было предложено внедрение арт-педагогики «Сказкотерапия» в рамках деятельности коррекционного курса «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов» в качестве элемента сопровождения основного образовательного процесса.

Целью данной авторской программы является создание условий для активизации и коррекции высших психических функций у обучающихся школьного возраста с ОВЗ в ГБОУ «Казанская школа №61» через интегративные образовательные области посредством методов и приемов сказкотерапии.

Задачи авторской программы:

1. Формирование практических навыков и умений обучающихся младшего школьного возраста на уроках.

2. Коррекция высших психических функций у обучающихся с ОВЗ посредством методов сказкотерапии.

3. Формирование у обучающихся умения использовать на уроках вербальные и невербальные средства выразительности.

4. Воспитание коммуникативных и эмпатийных навыков обучающихся, а также их социализация и адаптация к школьной жизни.

Участники программы: обучающиеся 5 класса ГБОУ «Казанская школа №61», педагог-психолог, родители обучающихся.

Место реализации программы - ГБОУ «Казанская школа №61».


Ресурсное обеспечение деятельности программы

Кадровое

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства.

Распределение объектов и сфер управления.

Руководство деятельностью коллектива.

Анализ ситуации и внесение коррективов

Директор ГБОУ «Казанская школа №61»

Зам. директора по УВР ГБОУ «Казанская школа №61»

Консультативная учебно-методическая

Координация реализации программы.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность

Зам. директора по УВР ГБОУ «Казанская школа №61»

Руководители МО

Педагоги

Осуществление программы во внеурочной деятельности с классом.

Освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Учителя-предметники, педагог-психолог


Методическое

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение

2. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

Психолого-дидактический

1. Выбор приемов и методов обучения, соответствующих психологическим особенностям и возможностям ребёнка


Последовательность реализации авторской программы

В программе представлена системная технология развития, а также коррекции высших психических функций, обучающихся школьного возраста с ОВЗ, обеспечивающих сохранение здоровья детей на всех этапах обучения и развития посредством методов и приемов сказотерапии через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую и др.

Программа рассчитана на совместную деятельность обучающихся и педагога, с привлечением родителей обучающихся, что способствует укреплению связей в едином образовательном пространстве: ребенок-семья-школа.

Программа содержит перспективный тематический план работы с обучающимися ГБОУ «Казанская школа № 61», авторскую разработку итоговых контрольно-измерительных материалов (КИМов), примеры конспектов уроков, творческие игры, задания.

Основанием для разработки проекта стали: Закон РФ «Об образовании»; «Конвенция о правах ребенка»; а также Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст детей 12 лет.

Общее количество занятий в 5 классе - 34 часа в год.

Направление: Интегративное.

Этапы реализации авторской программы

I этап (подготовительный):

- адаптация методов и приемов сказкотерапии к образовательному процессу и интеграция их в рабочую программу ГБОУ «Казанская школа №61»;

-диагностика детей в конце каждого учебного года, подготовка практического материала.

II этап (основной):

- начало работы ГБОУ «Казанская школа № 61» (сентябрь 2022 года);

- апробация и корректировка методов и приемов сказкотерапии на уроках с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся 5 класса;

- разработка уроков, пополнение педагогической копилки, трансляция опыта интеграции методов и приемов сказкотерапии в образовательный процесс на заседаниях методического объединения учителей старших классов и путем публикации конспектов уроков и их видеофрагментов на электронных ресурсах, участие в работе стажировочных площадок; корректировка КИМов с учетом индивидуальных особенностей, обучающихся 5 класса.

III этап (завершающий):

- диагностика высших психических функций, обучающихся контрольно-измерительными материалами (КИМ) с целью оценки эффективности проекта;

- подведение итогов проекта.

Ожидаемые результаты программы:

- активизация и коррекция познавательной деятельности обучающихся;

- формирование устойчивого интереса к образовательному процессу, повышение мотивации обучающихся;

- формирование практических навыков и умений двигательного воображения;

- развитие навыков выразительной речи (диалогической и монологической);

- овладение навыками публичных выступлений;

- адаптация обучающихся к школе, обеспечивающая их дальнейшее развитие, обучение и воспитание;

- формирование навыков социализации обучающихся;

- формирование коммуникативных навыков обучающихся, сплочение детского коллектива;

- повышение профессионализма в использовании методов проекта в образовательной деятельности.

Аналитические мероприятия по оценки эффективности авторской программы

Освоение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом её практическую реализацию.

Порядок мониторинга проекта - оценка влияния проекта на учебную деятельность обучающихся отслеживается через диагностику их высших психических функций (комплекс адаптированных КИМов, Приложение1, 2, 3). Для определения результативности в начале и конце учебного года педагог проводит диагностику уровня развития высших психических функций посредством специально разработанных и адаптированных КИМов. Также учащиеся участвуют в различных конкурсах, принимают участие в выставках, что также позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам.

Итоги реализации программы

По итогам 1 года обучения по внедрению авторской программы как дидактического элемента сопровождения основного образовательного процесса в коррекционно-развивающей работе с обучающимися школьного возраста с ОВЗ в рамках деятельности ГБОУ «Казанская школа №61» обучающиеся 5 класса показали следующие результаты:

Диагностика развития высших психических функций:

На начало учебного года:

Высокий уровень развития высших психических функций - 25 % обучающихся;

Средний уровень развития высших психических функций - 25% обучающихся;

Низкий уровень развития высших психический функций - 50% обучающихся.

На конец учебного года:

Высокий уровень развития высших психических функций - 62,5 % обучающихся;

Средний уровень развития высших психический функций - 25 % обучающихся;

Низкий уровень развития высших психический функций -12,5 % обучающихся)

Результаты сравнительной диагностики на начало и конец учебного года показали положительную динамику развития высших психических функций обучающихся, занимающихся по авторской программе.

Более подробно расшифровка результатов диагностики показателей развития высших психических функций изложена в Приложении 5.

Диагностика уровня сплоченности детского коллектива («Социометрия»):

Уровень сплоченности, который выражает степень взаимосвязанности членов группы, тесноту их эмоциональных связей, на начало года составил 0,36, на конец года - 0,84 (при максимально возможном коэффициенте 1), что свидетельствует об увеличении уровня сплоченности в коллективе обучающихся, занимающихся по данной авторской программе.

Диагностика уровня школьной тревожности (опросник для учителя)

По мнению учителя, уровень школьной тревожности по классу

на начало учебного года составил:

Высокий уровень тревожности – 65 %,

Средний уровень тревожности - 32 %,

Низкий уровень тревожности – 3 %,

на конец учебного года:

Высокий уровень тревожности – 24 %,

Средний уровень тревожности - 26 %,

Низкий уровень тревожности – 50 %,

Диагностика уровня школьной тревожности (опросник для родителя)

По мнению учителя, уровень школьной тревожности по классу

на начало учебного года составил:

Высокий уровень тревожности – 65 %,

Средний уровень тревожности - 32 %,

Низкий уровень тревожности – 3 %,

на конец учебного года:

Высокий уровень тревожности – 24 %,

Средний уровень тревожности - 26 %,

Низкий уровень тревожности – 50 %,

Высокий уровень тревожности на начало учебного года объясняется периодом адаптации к школе, через который проходили первоклассники. Результаты опроса педагога, работающей с детьми по авторской программе, а также родителей обучающихся, показывают значительное снижение уровня школьной тревожности на конец учебного года.

Результативность обучающихся, занимающихся

по авторской программе

Обучающиеся участвовали в различных конкурсах, принимали участие в тематическом мероприятии и выставках, что также позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам.

Приняли участие в конкурсах по творческой деятельности:

Городской: участники – 1 (сертификат участника), призёры – 3 (диплом лауреата I степени, диплом лауреата II степени, диплом лауреата III степени).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Развитие устной речи (8 часов)

Тема урока

Сказка

Примечание, автор

Количество часов

1

Теремок

«Теремок»

русская народная сказка

2

2

Новогодние чудеса.

«Новогодняя сказка»

мультсказка

2

3

Кукла встречает гостей.

«Кукла Яна»

авторская сказка

2

4

Сказка о глупом мышонке

«Сказка о глупом мышонке»

С. Маршак (инсценировка)

2

Формирование навыков чтения (5 часов)

Тема урока

Сказка

Примечание, автор

Количество часов

1

Колобок

«Колобок»

русская народная сказка

1

2

Звук и буквы О, о

«Сказка про букву О»


Д.Луч

1

3

Звук и буквы К, к

«Наш друг Пиши-читай» выпуск №13 «Буква К»

мультсказка

1

4

Звук и буквы Й, й

«Сказка про букву Й»

сборник «Ларец сказок»

1

5

Алфавит

«Дом букв»

авторская сказка

1


Формирование математических представлений (4 часов)

Тема урока

Сказка

Примечание, автор

Количество часов

1

Цвет. Назначение предметов

«Краски»

В. Сутеев

1

2

Первый, последний, после, следующий за…

«Репка»

русская народная сказка

1

3

Число и цифра 3

«Три поросенка»

Сказка братьев Гримм

1

4

Точка. Линия

«Сказка про Точку»

Мингалева Светлана

1

5

Сутки. Неделя

«Сказка о днях недели»

Янчарский Чеслав

1

Развитие представлений об окружающем мире (6 часов)

Тема урока

Сказка

Примечание, автор

Количество часов

1

Занятия людей в течении суток

«Тик-так или сказка о Времени»

авторская сказка

1

2

Растения. Обобщающий урок

«Садовник»

Г. Сапгир

1

3

Зима.

«Детская сказка о зиме»

Ирис Ревю

1

4

Гигиенические навыки

«Королева Зубная Щетка»

мультсказка

1

5

Признаки весны. Первоцветы

«Подснежник»

Г.Х.Андерсен

1

6

Части тела

«Как повздорили части тела»

болгарская народная сказка

1

Развитие творческих навыков (4 часов)

Тема урока

Сказка

Примечание, автор

Количество часов

1

Рисование по показу предметов круглой, овальной и квадратной формы

«Капризная кошка»

В.Сутеев

1

2

Рисование по памяти не сложных по форме ёлочных игрушек

«Щелкунчик»

адаптированная сказка Э.Гофмана с использование видеоряда

1

3

Рисование с натуры игрушки «Светофор»

«Сказка про уставший светофор»

Сказка А.Шумилиной

1

4

Рисование с натуры игрушки «Кораблик»

«Катерок»

мультсказка

1

Развитие предметно-практических действий (4 часов)

Тема урока

Сказка

Примечание

Количество часов

1

Экскурсия на природу с целью сбора природного материала

«Осенняя сказка»

авторская сказка

1

2

Лепка по образцу «Ёжик»

«Пластилиновый ежик»

мультсказка

1

3

Связывание цветных ниток, наматывание ниток в клубок и картон.

«Волшебный клубочек»

авторская сказка

1

4

Выполнение аппликации «Грибок»

«Под грибом»

В. Сутеев

1

Развитие мелкой моторики (2 часа)

Тема урока

Сказка

Примечание, автор

Количество часов

1

Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика

«Сказка про пальчики»

Е.Пономаренко-Захарова

1

2

В гостях у природы «Собери картинку»

«Зимние узоры»

авторская сказка

1

Итого: 34 ч.








Содержание программы.

Развитие устной речи (8 часов)

Тема «Теремок» включает в себя:

1 час - теоретическое занятие: знакомство с сюжетом русской народной сказки «Теремок», с героями сказки, обучение навыкам осмысленного пересказа, закрепление навыков выразительной диалогической речи.

1 час - практическое занятие: драматизация сказки, разыгрывание сюжета сказки по ролям.

Тема «Новогодние чудеса»:

1 час — теоретического занятия: просмотр мультипликационного фильма «Новогодняя сказка», обсуждение сюжета сказки, обучение навыкам осмысленного пересказа.

Тема «Кукла встречает гостей»:

1 час — теоретическое занятие: знакомство с сюжетом авторской сказки «Кукла Яна», обсуждение сюжета сказки, обучение навыкам осмысленных ответов на поставленные вопросы, обучение навыкам осмысленного пересказа, закрепление навыков выразительной диалогической речи.

1 час - практическое занятие: драматизация сказки, участие в ролевой игре «Кукла встречает гостей», закрепляющей навыки приема гостей.

Тема «Сказка о глупом мышонке»:

1 час - теоретическое занятие: знакомство с сюжетом сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке», с героями сказки, обсуждение сюжета сказки, беседа, обучение навыкам осмысленного выразительного пересказа.

1 час - практическое занятие: драматизация сказки, разыгрывание сюжета сказки по ролям.

Формирование навыков чтения (5 часов)

Тема «Колобок»:

1 час — теоретического занятия: знакомство с сюжетом русской народной сказки «Колобок», с героями сказки, обучение навыкам осмысленного пересказа, закрепление навыков выразительной интонационной речи.

Тема «Звук и буква О, о»: знакомство с новым звуком и буквой через сюжет сказки Д.Луча «Сказка про букву О», с героями сказки, обучение навыкам осмысленного пересказа, закрепление навыков слияния букв в слоги и слогового чтения.

Тема «Звук и буква К, к»: знакомство с новым звуком и буквой через сюжет мультсказки «Буква К» мультсборника «Наш друг Пиши-читай» (выпуск №13), с героями сказки, обучение навыкам осмысленного пересказа, закрепление навыков слогового чтения.

Тема «Звук и буква Й, й»: знакомство с новым звуком и буквой через сюжет сказки «Сказка про букву Й» из сборника «Ларец сказок», обучение навыку соотнесения звука и буквы, закрепление навыка слияния букв в слоги и слогового чтения.

Тема «Алфавит»: закрепление изученных букв через авторскую сказку «Дом букв» закрепление навыка соотнесения звука и буквы.

Формирование математических представлений (5 часов)

Тема «Цвет. Назначение предметов»: знакомство с основными цветами через сюжет сказки В. Сутеева «Петух и краски», обучение навыку группирования предметов по цвету, размеру, форме, назначению.

Тема «Первый, последний, после, следующий, за..»: знакомство с пространственным ориентированием через русскую народную сказку «Репка», обучение навыкам устанавливания взаимного положения предметов.

Тема «Число и цифра 3»: знакомство с новой цифрой через сказку «Три поросенка», обучать навыкам соотнесения количества предметов с цифрой, нахождения и называния заданной цифры среди других, устного счета и письма цифры в тетради, определения последовательности чисел в числовом ряду.

Тема «Точка. Линия»: знакомство с геометрическими фигурами точки и линии через авторскую сказку «Сказка про Точку». Обучение навыкам нахождения прямых линий на окружающих предметах и дифференцирования прямой и кривой линии, обучение навыку пользования линейкой и провождения прямых с помощью линейки через одну, две точки.

Тема «Сутки, неделя»: знакомство с названием дней недели и их последовательностью через сюжет сказки Янчарского Чеслава «Сказка о днях недели».

Развитие представлений об окружающем мире 6 часов)

Тема «Занятия людей в течении суток»: формирование понятия «сутки» и обучение навыкам определения понятия «день», «ночь», «сутки, «режим дня» через авторскую сказку «Тик-так или сказка о Времени».

Тема «Растения. Обобщающий урок»: вводное знакомство с разделом «Растения» через сказку Г. Сапгира «Садовник», закрепление навыков наблюдения за растениями поздней осенью.

Тема «Зима»: знакомство с признаками зимы через «Сказку о зиме» (И.Ревю), с растениями зимой, с зимующими птицами, их питанием; обсуждение поведения зверей (медведь, заяц) зимой.

Тема «Гигиенические навыки»: знакомство с основными гигиеническими навыками через мультсказку В.Коростылева «Королева зубная щетка», расширение знаний и представлений, обучающихся о гигиене.

Тема «Признаки весны»: знакомство с признаками весны через «Сказку о весне» (Д.Хохлова), с изменениями в жизни растений весной, с перелетными птицами; обсуждение поведения зверей (медведь, заяц, белка) весной.

Тема «Части тела»: формирование представлений о строении тела человека и важности их для человека через болгарскую народную сказку «Как повздорили части тела», знакомство с названиями частей тела человека.

Развитие творческих навыков (4 часов)

Тема «Рисование по показу предметов круглой, овальной и квадратной формы»: знакомство с формой предметов через сказку В.Сутеева «Кошка и карандаш», формирование мелкомоторных, графических навыков и пространственной ориентировки.

Тема «Рисование по памяти несложных по форме елочных игрушек»: знакомство с формой, цветом и размером елочных игрушек через видео фрагмент сказки Э.Гофмана «Щелкунчик», формирование мелкомоторных, графических навыков и пространственной ориентировки.

Тема «Рисование с натуры игрушки «Светофор»: знакомство с внешним видом, основными цветами светофора и их предназначением через сказку А. Шумилиной «Сказка про уставший светофор», формирование мелкомоторных, графических навыков и пространственной ориентировки.

Тема «Рисование с натуры игрушки «Кораблик»: знакомство с внешним видом игрушки через видеофрагмент сказки «Катерок», формирование мелкомоторных, графических навыков и пространственной ориентировки.

Развитие предметно-практических действий (4 часов)

Тема «Экскурсия на природу с целью сбора природного материала»: знакомство с осенним природным материалом через авторскую сказку «Осенняя сказка», собирание и подготовка материала для поделок к школьной осенней выставке.

Тема «Лепка по образцу «Ёжик»: знакомство с формой, внешним видом поделки через видеофрагмент сказки «Пластилиновый ежик», формирование мелокомторных навыков.

Тема «Связывание цветных ниток, наматывание ниток в клубок и картон»: знакомство со сказкой Е.Пермяка «Пропавшие нитки», формирование мелокомоторных навыков.

Тема «Выполнение аппликации «Грибок»: знакомство с аппликацией через сказку В.Сутеева «Под грибом», формирование мелокомоторных навыков.


Развитие мелкой моторики (2 часа)

Тема «Развитие мелкой моторики пальцев и руки. Пальчиковая гимнастика»: формирование согласованности действий и движения пальцев через сказку Е.Пономаренко-Захаровой «Сказка про пальчики», формирование мелокомоторных навыков.

Тема «Цветок души»: Развитие коммуникативных навыков и нравственных умений учащихся, а также коррекция эмоциональной сферы с помощью адаптации авторской сказки М.Скребцовой «Цветок кактуса».


Список литературы

1. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии Санкт-Петербург, «Речь», 2007. - 214 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок, практическое пособие М., 2004. - С 12 - 59.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - Москва, «Владос», 2009 - с. 32 - 274.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии - М.: 2005. - 80 с.

5. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - с 12 - 35.

6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Путь к волшебству Теория и практика сказкотерапии. - СПб.: «Златоуст», 2008. - 352 с.

7. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии // Вопросы психологии. - 2005 - №2. - с 73 - 85.

8. Милис Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка». - М.: «Киасс», 2017. - 320 с.

9. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). - СПб.: Речь, 2002. - С. 36 - 42

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Развивающая сказкотерапия - СПб.: 2006. - 125 с.

11. Булашевич Т.С. Через дремучий лес к душевной гармонии и к гармонии с внешними миром // Журнал практического психолога. - 2010. - №6. - с 123-126.

12. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»: Прогресс; М.; 2000. - 235 с.

13. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. - С. 53-58.

14. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. Уч. пособие. - М., 1980. - 153 с.

15. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.: М., 1996.

16. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. - М., 2002. - 325 с.

17. Стрелкова Л.П. Уроки сказки, Москва 2007 г., 162 с.

18. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путешествие в страну сказок», практическое пособие М., 2005. - С. 14-115.

19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Грабенко Т. Игры в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2006. С. 6-208.

20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии» - СПб.: «Речь», 2006.

21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. Чудеса на песке - СПб.: «Речь», 2003. - 89 с.

22. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудзилов Д.Б. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005. - С. 65-74

23. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2006. - 140 с.

24. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми, Москва 2001 г., - 160 с.

25. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологичекую сказку. - М.: Ось-89, 2001. - 369 с.

26. Матвеева O.A. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6-12 лет. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - С. 32-47

27. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / - М., 2003

28. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Мелодии дождя на Петербургских крышах. Психотерапевтические сказки - СПб.: «Речь», 2006. - 162 с.

29. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005. - 210 с.

30. Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д. Современное командообразование - СПб.: «Речь», 2004. - С. 89

31. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. Учебное пособие. - М.: «Российское педагогическое агентство», 2013. - 149 с.

32. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция, Москва 2000 г., 304 с.

33. Гордон Д. Терапевтические метафоры: оказание помощи другим посредством зеркала. - СПб.: «Белый кролик», 2017 - 465 с.

34. Медведев В.А. Осторожно сказка - СПб.: Речь, 1993 г. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПБ., 2006. - 320 с.

35. Слугина Л.Б. Динамика временной перспективы как психологическая характеристика перехода от младшего школьного к подростковому возрасту: Дис. канд. психол. н..-М.:РГБ, 2003

Интернет-ресурсы:

https://infourok.ru/skazkoterapiya-kak-odna-iz-form-raboti-s-detmi-s-ovz-1345792.html

http://www.maam.ru/detskijsad/skazkoterapija-v-korekcionoi-rabote-s-detmi-s-ovz.html

http://www.scienceforum.ru/2015/856/11013

https://moluch.ru/archive/121/33483/

http://kladraz.ru/blogs/irina-vasilevna-chelysheva/skazkoterapija-dlja-detei-s-ovz.html

http://gskou-bug.ucoz.ru/publ/skazkoterapija_v_korrekcionnoj_rabote_s_detmi_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_ovz/1-1-0-68

http://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/primenenie-artterapevticheskikh-metodik-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

http://psy.1september.ru/2001/12/12_13.htm http://parent.fio.ru/news.php?n=10135&c=1479 http://child-stories.chat.ru/

http://psy.1september.ru/2000/39/8.htm http://psy.1september.ru/2001/01/12.htm

http://www.kulichki.com/XpomoiAngel/skazki/skaz/skazteor.htm#ob2

http://www.aquarun.ru/library/psih/sis/default.htm

http://www.virastayka.ru/publish/home/relax/default.asp?n=28

http://www.psiho.zp.ua/chitat.htm


15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!