Секреты звука «Ш»
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ЗВУКА « Ш»
При постановке правильного произношения звука Ш, проводится целенаправленная работа над речевыми движениями, которые не сформировались у ребёнка в процессе речевого развития.
Каждое артикуляционное упражнение в соответствии с выполняемым действием имеет своё название. Картинка-образ служит образцом для подражания предмету или действиям выбранного предмета.
ПОМНИТЕ! Важно не количество ,а правильный подбор и качество выполнения артикуляционных упражнений.
Правила проведения
артикуляционной гимнастики
- Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
- Движения проводите неторопливо,ритмично,чётко.
- Чаще сравнивайте образец с рабочим вариантом (действиями ребёнка)
- Выполняя упражнения для языка,используйте ладонь своей руки и руку ребёнка,имитируя движения языка.
- ПОМНИТЕ : гимнастика не должна ребёнку надоедать.Следите,чтобы он от неё не уставал
Критерии оценки качества выполнения артикуляционных упражнений
- Чёткость
- Плавность
- Дифференцированность
- Точность
- Равномерность
- Устойчивость
- Переключаемость
Лопатка
- Улыбнуться, приоткрыть рот,
- Положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
- Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти - десяти.
Язычок наш как лопатка
Очень ровный, очень гладкий.
А такой лопаткой
И копать приятно.
Чашечка
- приоткрыть рот
- положить широкий язык на нижнюю губу загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх.
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Вкусное варенье
- Слегка приоткрыть рот
- широким передним краем языка
облизать верхнюю губу,
делая движение языком сверху вниз,
но не из стороны в сторону.
Блин мы ели с наслажденьем
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать,
МАЛЯР
- Покажи, как маляр красит крышу.
- Улыбнись, открой рот
- язык подними вверх и кончиком языка проводи по нёбу от верхних зубов к горлышку и обратно.
- Выполняй медленно, под счёт до восьми.
Красить комнаты пора, Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к нёбу поднимаем, Поведём вперёд-назад- Наш маляр работе рад!
Грибок
Давай сделаем «грибок».
- Улыбнись, открой рот, «приклей» (присоси) язык к нёбу,
- удерживай язык в таком
положении на счёт до пяти-
десяти (рот всё время широко открыт).
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
Гармошка
- Язык «присасывается» к небу,
- нижняя челюсть то опускается,
то поднимается, растягивая уздечку языка;
На гармошке мы играем.
Рот пошире открываем,
Челюсть вверх, челюсть вниз,
Ты, смотри, не ошибись.
Лошадка
стучит копытами:
- улыбнись,
- открой рот,
- щёлкай языком громко и энергично.
- Старайся, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Я весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко — Стук копыт услышишь звонкий.
Фокус
- Улыбнуться, приоткрыть рот,
- положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок,
- сдуть ватку, положенную на кончик носа.
- Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
С вами в цирке побывали,
За фокусами наблюдали,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем маме.
Автоматизация звука «Ш»
СЛОГИ
СЛОВА
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Назови картинки, вставляя пропущенные буквы
… ляпа
… турвал
… ары
… лем
… ишка
… орты
… тора
… каф
… околад
Ло…адь
рома…ки
гру…а
ма…ина
ланды…
руба…ка
ви…ня
каранда…
ко…ка
матрё…ка
Назови картинки произноси правильно звук ш
Отгадай загадки, назови отгадки
Из неё нам пить приятно чай и кофе ароматный.
Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается
Меня оседлают,
и я побегу,
Но также и грузы
возить я могу.
Пером и пухом нас набили
Чтоб очень мягкие мы были.
Лежим спокойно под щекой,
Чтоб сон был крепкий и покой.
Скачет зверюшка, Не рот, а ловушка Попадет в ловушку И комар и мушка.
Что за стол среди берез
под открытым небом?
Угощает он в мороз
птиц зерном и хлебом.
Они и летом и зимой
любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки,
и пойдут плясать ...
ЧТО ДЕЛАЕТ МИШКА?
Летит на шарике
Разбил чашку
Строит башню
Логопедические рифмовки
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша!
Ш-ше-ше, ше-ше-ше
Hет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
Логопедические рифмовки
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Я пишу уж хоpошо.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Всё, что хочешь, напишу.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
"Ешьте кашу",- напиши
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Это я уж напишу
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Вижу, пишешь хорошо.
Выучи стихотворение
Мышь как мышь.
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуpшат!
Пошуpшать бы пошуpшали.
Только кошки помешали...
Воробей
-Воробей, чего ты ждешь ?
Крошек хлебных не клюёшь ?
-Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.
Черепаха
Черепаха всех смешит,
потому что не спешит.
Но куда спешить тому,
кто всегда в своём дому ?
Произнеси скороговорки
Прошкина шавка укусила Пашку,
Бьет Пашка Шапкой
Прошкину шавку .
Кукушка кукушонку
Купила капюшон
Надела кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон.