СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Автоматизация звука Р В слогах, словах

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Автоматизация звука Р В слогах, словах»


При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:


1. Необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к более сложным.

2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.

3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.

3. Зеркало можно убрать, когда ребенок научится правильно выполнять движения.

4. Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.

5. Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.

6.Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получится какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребенку принять нужное положение языка.


Комплекс артикуляционных упражнений для постановки и коррекции звуков Р, Рь.


Для произнесения звуков "Р, Рь" необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении звука "Р" рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук "Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании

средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука "Р".

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка,

удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на

нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя...

Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом

рте под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч?

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине

языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край

языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола.

Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение

владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с

внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням.

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем

языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка,

умение им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы.

Следить, чтобы язык не

сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не

прикусывают язык.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх.

Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д…

Сначала звук «Д» произносить медленно,

постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх.

Слегка приоткрыть рот и широким

передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Грибок

Цель: растягивать подъязычную связку.

Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Языкдолжен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка.

Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку.

Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот.

Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык

прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Лошадка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык

прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить

движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться

вперед.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!