Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №8
План-конспект урока
по географии
в 11 классе
Тема: «Австралия - крупнейшее государство Азиатско-Тихоокеанского региона»
Разработала: Кашолкина Е.Н., учитель географии, 1 квалификационная категория
Одинцово, 2018 г.
Цели урока:
образовательная- сформировать у учащихся знания об особенностях экономического
и социального развития Австралии как развитого государства мира;
развивающая- развивать умения работать с различными источниками
географических знаний, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
воспитательная- воспитывать культуру умственного труда.
Задачи:
расшифровать термин «АТР»;
показать, как особенности географического положения влияют на роль Австралийского союза в АТР;
раскрыть роль Австралии, как развитой страны западного образца;
оценить ЭГП региона;
дать оценку природно-ресурсному потенциалу;
рассказать о составе населения региона;
сформировать у учащихся представление о развитии хозяйства и отраслях специализации;
закрепить умение работать с картой;
развивать кругозор учащихся, пробуждать интерес к учению.
Тип урока: урок-диалог.
Методы:
объяснительно-иллюстративные,
проблемно- поисковые
Формы работы: самостоятельная, индивидуальная, в парах, фронтальная
Оборудование: политическая карта мира, атласы, учебники, мультимедийная презентация.
План урока:
1. Визитная карточка Австралии.
2. Экономико- географическое положение.
3. Природно- ресурсный потенциал.
4. Население Австралии.
5. Развитие хозяйства. Отрасли специализации.
6. Внешние связи.
Ход урока:
І.Организационный момент.
ІІ.Мотивация учащихся, определение темы и целей урока:
Учитель :
знаменита опалами;
там обитают самые интересные представители живой природы;
входит в состав Содружества;
ее площадь сравнима с США (без Аляски);
история государства знает и каторжные поселения, и золотую лихорадку;
столица не самый крупный город в государстве.
Сообщение целей и плана урока.
ІІІ. Формирование новых знаний и умений обучающихся.
1.Задание 1: Вспомните историю открытия материка заполнив пропуски в тексте:
«Первыми европейцами, посетившими Австралию были _____, позже этот континент
официально был открыт английским мореплавателем _____ и превращен в _____ этого
государства» .
Задание 2: о долгой зависимости Австралии от Англии говорят многие географические
названия на карте страны. Приведите примеры с карты.
Задание 3: В Австралии существуют образные названия территорий с точки зрения
освоенности. Используя карту, продолжи текст, вставляя слова (запад, восток):
• « Освоенный _____ (восток) (в составе штатов Виктория, Новый Южный Уэльс,
Квинсленд, Тасмания, юго-восточной части Южной Австралии)
• «Быстро прогрессирующий _____(запад) (юго-западная часть Южной Австралии)
Выделяют также _____( Неосвоенные внутренние территории) (Северная территория, части штатов Западная Австралия и Южная Австралия).
2.Учитель: ребят, а сейчас поработаем в группах (обучающиеся объединяются в две группы)
1 группа: опираясь на знания, полученные ранее, определите положительные и отрицательные черты ЭГП Австралии
2 группа: по картам атласа 7 и 10 классов определите природно- ресурсный потенциал Австралии
Задание 4. Заполните таблицу
Природные условия и ресурсы
Особенности
1. Рельеф
2. Климат
3. Внутренние воды
4. Природные зоны
5. Полезные ископаемы
Задание 5. Дополните схему: Население Австралии
НАСЕЛЕНИЕ АВСТРАЛИИ
Пришлое Местное
Задание 6: определите среднюю плотность населения используя следующие данные:
Численность населения – 19,73 млн. чел. (сравнима с населением штата Техас США)
Площадь страны - 7 682 тыс. кв. км. (от площади суши земного шара – 5%). Определите плотность населения страны.
Задание 7: Определите естественный прирост населения, используя данные:
рождаемость – 13 человек на 1000 жителей
смертность – 7,1 человек на 1000 жителей
естественный прирост – 5,9 человек на 1000 жителей
Средняя продолжительность жизни: мужчины – 75 лет, женщины – 80 лет.
Религиозный состав:
христианство – 73%,
буддизм – 2%,
ислам – 2%.
Крупнейшие города Австралии: столица? Канберра- маленький город.
Перт,
Брисбен,
Мельбурн,
Сидней,
Аделаида,
Дарвин.
IV Развитие хозяйства. Отрасли специализации.
Экономика Австралии — развитая рыночная система западного образца. Это страна
переселенческого капитализма.
Уровень ВВП - 17070 долларов США (19-е место в мире).
3-е место в мире по Индексу человеческого развития (ИЧР)
6-е место в мире по качеству жизни.
По картам атласа и учебнику определите отрасли специализации хозяйства Австралии. На основании полученных данных составьте в тетради таблицу:
Ресурсы Австралии | Отрасли специализации |
| |
| |
| |
| |
V. Внешние связи:
Австралия член организаций - АТЭС, ОЭСР, ВТО.
Экономика Австралии всегда сильно зависела от иностранных капиталовложений. В целом около 29% акций австралийских компаний принадлежало иностранцам, а в частных
торговых компаниях этот показатель достигал 44%. Особенно велико участие иностранного капитала в горнодобывающей промышленности.
Задание 8: Сравните внешнеторговых партнеров и объясните связи:
Главные партнеры по экспорту: Япония (22%), Китай (15%), Южная Корея (8 %), Индия
(6%), США (5.5%), Новая Зеландия (4%), Великобритания (4%).
Главные партнеры по импорту: Китай (15%), США (12%), Япония — (9%), Сингапур (7%),
Германия (5%), Великобритания — (4%), Малайзия — (4%).
VΙ. Закрепление полученных знаний и умений учащихся.
Беседа по вопросам:
1) Международный обозреватель Всеволод Овчинников в книге «Своими глазами» сравнивает Австралию с высохшим осенним листом с зеленой кромкой. Как с географической точки зрения вы объясните этот образ, возникший у автора, когда он пересекал страну из конца в конец на самолете?
2) Каждый 5 житель Австралии – послевоенный эмигрант. Из каких регионов мира
идет этот поток?
3) Как с географической точки зрения объяснить два феномена Австралии –
санитарную авиацию («королевская служба летающего доктора») и обучение детей по радио («радио-восьмилетка»).
4) Про Австралию говорят, что она одновременно является страной-фермой и страной-рудником. Как вы понимаете этот образ?
5) Австралия является страной высокого уровня развития экономики, входящей в число
20 первых стран по объему ВВП и величине этого показателя на душу населения. В чем ее
отличие от других высокоразвитых стран?
6) Какими достижениями в сельском хозяйстве по праву гордится Австралия?
VIΙ. Д/З:проработать в учебнике стр.271-273. Составить картосхему
«Внешнеэкономические связи Австралии».
×
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Закрыть
9