№ | Содержание учебного материала | Кол. часов | | Характеристика деятельности ученика | Дом.задание |
| | | | | Аналитическая деятельность: • анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки – свойства, действия, поведение, состояния; • выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами; • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации; • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем. Практическая деятельность: • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы | |
| I четверть 8 часов |
1 | Информатика и техника безопасности | 1 час | | | | | | |
2 | Объекты окружающего мира Объекты и их имена. Изучение объектов в информатике | 1 час | | | | | | |
3 | Компьютерные объекты. Файлы и папк и. Размер файла. Объекты операционной системы | 1 час | | | | | | |
4 | Отношения объектов и их множеств | 1 час | | | | | | |
5 | Классификация объектов | 1 час | | | | | | |
6 | Системы объектов | 1 час | | | | | | |
7 | Персональный компьютер как система. | 1 час | | | | | | |
8 | Повторение | 1 час | | | | | | |
II четверть | 8 ч | | | | | | Характеристика деятельности ученика | Дом.задание |
1 | Информация вокруг нас. Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией | 1 час | | | | | | Аналитическая деятельность: • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; • приводить примеры информационных носителей; • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; • определять, информативно или нет некоторые сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. Практическая деятельность: • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; • систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; • вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор; | |
2 | Хранение информации. Память человека человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки | 1 час | | | | | | |
3 | Предача информации. Схема передачи информации. Электронная почта. | 2 час | | | | | |
4 | Кодирование информации. В мире кодов. Способы кодирования информации. Метод координат. | 2 час | | | | | | |
5 | Повторение Резерв | 1 час 1 час | | | | | | | |
№ | Компьютер | 6 часов | | | | | | Характеристика деятельности ученика | Дом.задание |
III четверть 10 часов |
1 | Компьютер. Где используется компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 час | | | | | | Аналитическая деятельность: • выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера; • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации; • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Практическая деятельность: • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку; • изменять свойства панели задач; • узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними; • упорядочивать информацию в личной папке. • выбирать и запускать нужную программу; • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного тренажера) • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы; • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. | |
2 | Ввод информации в память компьютера. Устройство ввода информации. Клавиатура. Оснавная позиция пальцев на клавиатуре. | 2 час | | | | | | |
3 | Управление компьютером. Программы и документы. Рабочий стол. Упарвление компьютером с помощью мыши. Что выбратьв компьютерном меню. | 1 час | | | | | | |
4 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. | 1 час | | | | | | |
5 | Рабочая область. | 1 час | | | | | | |
6 | Инструменты художника | 1 час | | | | | | Аналитическая деятельность: • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы); • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых; • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений; Практическая деятельность: • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений; • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами. | |
7 | Инструменты чертежника | 1час | | | | | | |
8 | Редактирование рисунка. Исправление ошибок. | 1 час | | | | | | |
| Повторение | 1 час | | | | | | | |
№ | Работа со стандартными текстовыми редакторами. | 7 ч | | | | | | Характеристика деятельности ученика | Дом.задание |
IV четверть 10 часов |
1 | Подготовка текстов на компьютере. Текстовая информация. Текст как форма представления. | 1 ч | | | | | | Аналитическая деятельность: • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации; • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. Практическая деятельность: • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках; выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами; • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора; • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста; • создавать и форматировать списки; • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. | |
2 | Основные объекты текстового документа | 1 ч | | | | | | |
3 | Компьютер основной инструмент подготовки текстов | 2 ч | | | | | | |
4 | Ввод текста | 1ч | | | | | | |
5 | Редактирвание текста | 2 ч | | | | | | |
6 | Форматирование текста | 2 ч | | | | | | |
7 | Повторение | 1 ч | | | | | | | |
Календарно-тематическое планирование в 7-х классах (34 часов) |
№ | Тема | Часы | Решаемые учебные задачи |
| 1-четверть | 8 | |
1 раздел | Информатика и информация (3 темы) | | |
1.1 | Компьютер в жизни человека Изучение факторов, которые влияют на здоровье, профилактических мер для сбережения здоровья, функций компьютера в жизни человека. | 1 | Формирование представлений о правилах безопасной работы за компьютером. Развитие мышления, памяти, умений анализировать и выделять главное, ставить и решать проблемы. Воспитание целеустремлённости, трудолюбия, терпения, внимательности, аккуратности и бережности при использовании вычислительной техники. |
1.2 | Информационные процессы и хранение информации | 1 | Расширить представления учащихся об информационных процессах; Систематизировать представления учащихся о носителях информации. Рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике. Познакомить учащихся с содержательным и алфавитным методами измерения информации. Рассмотреть схему передачи информации. |
1.3 | Кодирование текстовой информации | 1 | Сформировать у учащихся представление о том, как текстовая информация кодируется в памяти компьютера; Научить определять код символа и символ по коду с использованием кодовых таблиц и текстового редактора; Научить кодировать и декодировать символы с помощью таблицы кодов с использованием структуры таблицы кодировки ASCII. |
2 раздел | Компьютер и программное обеспечение (3 темы) | | |
2.1 | Виды и состав программного обеспечения Систематизация представлений о различных категориях системного и прикладного программного обеспечения; рассмотрение применения различных видов системного и прикладного программного обеспечения в деятельности людей. | 1 | Ввести понятия системных и прикладных программ. Рассмотреть классификацию и примеры прикладных программ. Развитие навыков правильной установки программного обеспечения (из надежных источников, с учетом ОС и т.д.). |
2.2 | Электронные таблицы Познакомить учащихся с основными возможностями электронных таблиц, научить их основам работы в программе OpenOffice.org Calc. | 3 | Знакомство с интерфейсом и обучение приемам работы электронных таблиц; Рассмотрение правил размещения текстов, чисел и формул в ячейках электронных таблиц, режимов работы электронных таблиц. Научить учащихся вводить данные, фильтровать и сортировать данные. Работа с формулами, ссылками и функциями. Создание диаграмм с использованием Мастера диаграмм, добавление и форматирование элементов диаграммы |
| Контрольная работа | 1 | |
| 2-четверть | 8 | |
2.3 | Презентации Систематизация представлений об основных понятиях, связанных с технологией мультимедиа; создание простейших презентаций с применением к ним дизайна, изображений, видео и т.д. | 4 | Освоить интерфейс приложения OpenOffice.org Impress; дать представление о технологии создания слайдов и презентации. Изучить основные возможности форматирования презентации: добавлений слайдов, текстов, картинок, создание списков и др. Рассмотреть понятие “анимация”, показать на конкретном примере применение анимации в презентации, организовать деятельность учащихся по овладению навыком настройки анимации в презентации. |
3 раздел | Программирование (5 тем) | | |
3.1 | Язык программирования Python Знакомство со средой программирования Python, а также начало работы в ней. | 3 | Рассмотреть процесс установки среды программирования на компьютере, знакомство с интерфейсом, Изучение базовых функиций: print, input, randint. Введения понятия “переменной”. Написание простой программы на сложение чисел. |
| Контрольная работа | 1 | |
| 3-четверть | 10 | |
3.2 | Типы данных и операции над ними | 3 | Рассмотреть типы данных (int, float, bool, str) Изучить арифметические выражения и операции с числами в Python. Ввод и вывод данных. Использование программы для вывода случайных чисел. Расмотреть стандартные математические функции модуля mat. |
3.3 | Условные операторы Изучение применения условных операторов if и else, и операторов сравнения. | 3 | Научить учащихся писать простые программы с рядом альтернативных условий с помощью условных операторов. Научить учащихся писать простые программы с применением операторов сравнения. |
3.4 | Циклы while и for | 3 | Рассмотреть чем отличаются операторы while и for при записи циклов. Решение задач на написание коротких программ с использованием заданных операторов. |
| Контрольная работа | 1 | |
| 4-четверть | 7 | |
4 раздел | Компьютерные сети и интернет (3 темы) | | |
3.1 | Сложные поисковые запросы Научиться осуществлять поиск информации в сети Интернет и познакомиться с правилами составления сложных поисковых запросов. | 1 | Обобщение и систематизация представлений учащихся о всемирной паутине. Систематизация информации о способах поиска информации в сети интернет и принципах работы поисковых систем. Знакомство с правилами составления сложных поисковых запросов. |
3.2 | Конструкторы сайтов | 3 | Ввести понятие «движка» сайта (content management system – CMS). - систем управления содержимым сайтов. Рассмотреть на примере платформы Wix возможности по созданию, структурированию, редактированию содержимого сайта: наполнению документами, медиафайлами и пр. |
3.3 | Электронная почта и облачные сервисы | 2 | Научить учащихся пользоваться электронной почтой (если у учащегося нет э-почты, необходимо создать новый). При этом использовать правила создания правильных логинов. Научить учащихся пользоваться сервисом Google Диск и тому, как открывать различного уровня доступы. Научить учащихся работать с Google документами (текстовые, табличные, презентации), а также совместному редактированию документов и папок. Научить учащихся работать с Google переводчиками. Научить учащихся работать с Google Maps – создание маршрутов, определение расстояний и пр. (при необходимости и на мобильных средствах) |
| Контрольная работа | 1 | |
| Резерв | 1 час | |
Календарно-тематическое планирование в 8-х классах (68 часов) |
№ | Тема | Часы | Решаемые учебные задачи |
| 1-четверть | 16 | |
1 раздел | Информатика и информация | | |
1.1 | Логические выражения и операции Систематизировать знания понятий: логическое высказывание, логические величины, логические операции, а также умения составлять сложные высказывания. | 2 | Ввести понятия «логика», «логическое высказывание», «сложные высказывания», «логическое выражение». Ознакомить с основными логическими операциями (дизъюнкция, конъюнкция, импликация, инверсия, эквивалентность). Привести аналоги логических операций из жизни. Научить учащихся использовать таблицу истинности. |
1.2 | Законы логики Знакомство с законами логики и правилами преобразования логических выражений, используя логические законы. | 3 | Познакомить учащихся с законами логики; сформулировать правила преобразования логических выражений. Развитие логического мышления. Научиться формулировать основные законы логики. |
1.3 | Решение логических выражений Сформировать умения и навыки решения логических уравнений и построения логического выражения по таблице истинности. | 4 | Рассмотреть способы решения логических уравнений. Решение логических выражений с помощью алгебры высказываний. Построение таблиц истинности. |
2 раздел | Компьютер и программное обеспечение (2 темы) | | |
2.1 | ПО и виды лицензий Систематизация представлений учащихся о программном обеспечении персональных компьютеров и видах лицензий ПО. | 1 | Познакомить с понятием и составом программного обеспечения компьютера. Ввести понятие “лицензии”, рассказать о видах лицензий ПО: проприетарном (платном) и свободном (бесплатном). Способствовать развитию аналитического мышления, умения определять, к какому ПО относится конкретная программа. Воспитывать ответственное отношение к интеллектуальной собственности с учётом этических и правовых норм. |
2.2 | Базы данных Ознакомиться с объектами СУБД Open Office.org Base, для чего они создаются и как ими управлять. | 5 | Ввести понятие “баз данных”. Рассмотреть три модели организации баз данных. Научиться учщихся создавать таблицы, научить правилам ввода и редактирования записей. Научить учащихся создавать формы отчетов и запросов. |
| Контрольная работа | 1 | |
| 2-четверть | 16 | |
3 раздел | Программирование (7 тем) | | |
3.1 | Сложные условия: and, or, not Изучение применения операторов and, or, not при программировании сложных условий. | 3 | Введения понятия “составных (сложных) условий” и “логических операторов”. Рассмотрение применения логического оператора and и его записи (логическое умножение). Рассмотрение применения логического оператора or и его записи (логическое сложение). Рассмотрение применения логического оператора not и его записи (логическое отрицание). |
3.2 | Списки, кортежи и словари Изучение создания и записи списков, кортежей и словарей (ввод одноообразных данных в программу). | 4 | Введение понятия “элемент”, “список”, “кортеж”, “словарь” . Изучение синтаксиса списков, кортежей и словарей. Рассмотрение базовых операций с элементами данных структур. |
3.3 | Циклические алгоритмы | 4 | Решение практических задач с применением циклов while и for в языке программирования Python Разбор программы-игры, в которой пользователь должен угадать число, загаданное компьютером. |
3.4 | Вложенные условные операции и циклы | 4 | Знакомство с внешним и внутренними циклами, рассмотрение примеров вызова внешним циклом внутреннего цикла. Решение практических задач с применением уловных операторов и вложенных циклов. |
| Контрольная работа | 1 | |
| 3-четверть | 20 | |
3.5 | Функции | 6 | Дать понятие встроенным функциям и самостоятельно создаваемым функциям. Рассмотреть передачу аргументов в функцию. Изучение применения глобальных и локальных переменных. Возврат значений из функций, использование return. |
3.6 | Массивы Сформировать представление о массивах, о том как вводятся данные в массив, о работе с отдельными элементами массива. | 5 | Ввести понятия “массив”, “элемент массива”. Обозначить учащимся, что для работы с массивами в Python используются списки. Изучить спсобы введения данных в массив, в том числе, с использованием генераторов списков, и с иcпользованием функции randint. Перебор элементов в списке для осуществления с ними определенных действий. |
3.7 | Строки и операции с ними Сформировать представление о строках, работе со срезами и методах строк. | 4 | Ввести понятия “строка”, “срез”. Изучить использование срезов для обработки строк. Изучить методы строк upper, lower, split, join, find, replace, reverse и др. Решение практических задач на методы строк, сравнение и сортировку строк. |
3.8 | Форматирование строк | 4 | Ввести понятие “шаблон” Рассмотреть разницу между использованием функции .format() и оператора %. Изучить способы преобразования числа в строку и строк в число с использованием стандартных функций int, float, str. |
| Контрольная работа4 | 1 | |
4 | 4-четверть 4444 | 14 | |
3.9 | Работа с графикой в Python Сформировать представление о том, как создаются графические объекты в Python. | 6 | Напомнить о возможности применения комментариев в программе, которые записываются сразу после знака #. Установка модуля Turtle, запуск пера, создание простейших геометрических фигур в окне для графики. Введение текста, а также его форматирование в окне для графики Работа в модуле Tkinter для создания продвинутой графики (кнопки, чек-боксы, рисование цветных кругов с рандомно выбранным диаметром и цветом). |
4 раздел | Компьютерные сети и интернет | | |
4.1 | Компьютерные сети Формирование представления об основных изучаемых понятиях: компьютерные сети, архитектура интернет, обмен пакетами, сервер, клиент. | 2 | Ввести понятия “компьютерная сеть”, “пакеты”, “DNS”, «IP адрес», «сервер». Рассмотреть схему передачи данных в сети интернет. Практическая работа: рассмотреть настройку Wi-Fi роутера (дома, в классе). |
4.2 | Виды интернет протоколов | 1 | Рассмотрение принципов работы протоколов в интернете: TCP/IP, HTTP, FTP, SMTP, POP3, IMAP. Дать понимание для чего и где они применяются. |
4.3 | Каскадные таблицы стилей (CSS) Расширение и углубление представлений об инструментах и методах веб-конструирования, использования таблицы каскадных стилей для размещения информации на веб-страницах. | 3 | Обозначить учащимся, что CSS используется при создании HTML-страниц, для облегчения форматирования текстов. Ввести понятие «стиль», «селектор». Рассмотреть синтаксис в CSS. Изучить способы добавления стилей в HTML-документ. |
| Контрольная работа | 1 | |
| Резерв | 2 часа | |
| | | |
Календарно-тематическое планирование в 9-х классах (34 часов) |
№ | Тема | Часы | Решаемые учебные задачи |
| 1-четверть | 7 | |
1 раздел | Информатика и информация (3 темы) | | |
1.1 | Информационная грамотность Сформировать представление о том, что такое информационная грамотность, привить навыки осознанного пользователя интернет. | 1 | Научить учащихся определять свою потребность в конкретной информации. Находить достоверные источники информации, различать фейки и спамы. Уметь адекватно анализировать и оценивать качество информации. Научить этично и эффективно использовать свою и чужую информацию. Научить защищать свою персональную информацию. |
1.2 | Шифрование и электронно-цифровая подпись Сформировать представление о том, что такое шифрование и электронно-цифровая подпись (ЭЦП), каким образом она создается, для чего и где она используется. | 1 | Обозначить учащимся, что ЭЦП, в век цифровых технологий и электронных документов, является одним из главных способов идентификации человека. Ввести понятия “ЭЦП”, “электронный документ”, “аутентификация”, “криптография”. Изучить механизмы симметричного и ассиметричного шифрования, их уровни безопасности и области применения. |
1.3 | Кодирование графической информации Познакомить учащихся с понятиями пространственной дискретизации, сформулировать принцип хранения в памяти компьютера изображения, научить вычислять информационный объем графического изображения. | 3 | Ввести понятия “Компьютерной графики”, “дискретизации”. Дать различия между векторными, фрактальными и растровыми изображениями. Рассмотреть три основные системы кодирования и передачи цвета для растровых изображений: HSB, RGB и CMYK. Научить учащихся определять числовую запись цвета в режимах RGB и CMYK, информационный объем изображения, максимальное количество цветов для заданной глубины цвета, необходимую глубину цвета для заданного количества цветов. |
2 раздел | Компьютер и программное обеспечение (2 темы) | | |
2.1 | Компьютерная графика Сформировать представление у учащихся о том, где и как используется компьютерная графика в современном мире. | 1 | Рассмотреть области применения компьютерной графики. Научиться определять вид компьютерной графики и для того, чтобы мотивировать его выбор для решения информационных задач. Рассмотреть чем отличается 3-хмерная графика от 3D-моделирования |
| Контрольная работа | 1 | |
| 2- четверть | 8 | |
2.2 | Введение в робототехнику Изучение основ робототехники, рассмотрение разновидностей роботов и возможностей их программирования. | 4 | Рассмотреть виды роботов. Знакомство с платой Arduino, светодиодами и резисторами. Изучение базовых функций в среде программирования Arduino IDE: voide setup и voide loop. Практическая работа по подключению светодиода к плате, и написанию соотвествующей программы. |
3 раздел | Программирование (4 темы) | | |
3.1 | Рекурсия Сформировать представление о рекурсии, методах ее применения и записи. | 3 | Введение понятий “рекурсия” и “фрактал”, рассмотреть примеры рекурсии в жизни человека. Изучить примеры использования рекурсий (на примере вычисления факториала). Рассмотреть примеры с прямым и обратным ходом рекурсии. Объяснить: когда рекурсия может заменить цикл. |
| Контрольная работа | 1 | |
| 3- четверть | 10 | |
3.2 | Алгоритмы обработки массивов Изучение основных алгоритмов обработки массивов: поиска, модификации и сортировки | 6 | Рассмотреть алгоритм поиска элемента в массиве через поиск максимального элемента, элемента с конкретным заданным значением, по индексу и т.д. Изучить функции для модификации массива/списка, применить на практических задачах. Рассмотреть функции для реверса массива. Рассмотреть алгоритм сдвига элементов массива. |
3.3 | Сортировка списков Сформировать представление о том, как происходит сортировка элементов (перестановка элементов массива в заданном порядке) при использовании различных методов. | 3 | Рассмотреть методы сортировки: метод пузырька, метод выбора, “быструю сортировку”. Объяснить чем они отличаются, и где их применение наиболее эффективно. |
| Контрольная работа | 1 | |
| 4- четверть | 7 | |
3.4 | Матрицы Сформировать понятие о двумерных массивах – матрицах, а также решить ряд задач с использованием матриц. | 3 | Ввести понятие “матрицы”. Дать различие между одномерными и двумерными массивами. Решение практической задачи по заполнению матрицы случайными цифрами. Решение задач на сдвиги элементов матрицы. |
4 раздел | Компьютерные сети и интернет (2 темы) | | |
4.1 | Технологии будущего Проанализировать перспективы развития современных информационных технологий и их влияния на жизнедеятельность человека. | 2 | Продолжить формирование понятия “информация”, ввести понятия “технология”, “прорывные технологии”, “информационные технологии”, «технологии будущего», “искусственный интеллект”, “интернет вещей”, “виртуальная и дополненная реальность”, “зеленая энергия”. Провести дебаты между группами на тему “Считаете ли вы этичным генное модифицирование человека?” |
4.2 | Безопасность в цифровом мире Изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними; помочь учащимся получить представление о способах защиты информации. | 1 | Познакомить учащихся с понятием «информационная безопасность», «фишинг», «бот» Изучить, что входит в понятие «защита информации», «двухфакторная аутентификация». Освоить методы защиты информации в сети, в том числе через создание надежных паролей. |
| Контрольная работа | 1 | |