« Ребёнок должен жить в мире творчества.
Без этого он засушенный цветок»
(Василий Александович Сухомлинский)
Система образования в России претерпевает в последние годы сильные изменения. Не перестает расти количество детей, имеющих особые возможности здоровья. Проблема обучения и воспитания таких детей на сегодняшний день является актуальной. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) - особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения. Дети с ТНР -группа детей, которые постоянно нуждаются в сопровождении. У большинства детей нарушена память, внимание, фонематический слух. Они неправильно понимают обращенную к ним речь. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Для таких детей свойственна пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками. Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. От педагога требуется четкая, слаженная, последовательная работа. Основной целью обручения и воспитания детей с ТНР является не только преодоление речевого нарушения, но и социальная адаптация, а так же интеграция детей в общество и всестороннее развитие личности.
В своей работе для нас важную роль играет заинтересованность и желание детей включаться в учебный процесс, создавать что-то своими руками, творить, фантазировать. Варианты такой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи разнообразны. Прежде всего лепка (пластилин, тесто), игры с песочными досками, крупами; логопедические мешочки, игры в мяч. У многих детей нарушена слуховая и обонятельная система. Уроки изобразительного искусства часто проходят под спокойную музыку для релакса, которая звучит приглушенно. В столовую, на переменах и массовых мероприятиях дети носят шумоподавляющие наушники. Тихо говорящие дети, часто выступают с беспородным микрофоном. При работе с особенными детьми у нас выстроенная определенная стратегия, которая помогает при срывах, проблемном поведении и агрессии со стороны ребенка.
Хотелось бы с вами поделится некоторыми из них:
1. Всегда обращайте внимание на ребенка;
2. Если есть проблема, значит есть решение;
3. Предоставление выбора;
4. Станьте защитником ребенка;
5. Имейте реалистичные ожидания от своих детей;
6. Соблюдайте определенный режим, установленный в классе;
7. Дисциплина.
У детей с ТНР наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, отмечается быстрая истощаемость воображения. Возможности общения в силу речевого дефекта ограничены.
Рассмотрим основные формы творческой деятельность школьников :
1. изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
2. музыкально – ритмическая деятельность (музыка, внеурочная деятельность-логоритмика)
3. Декоративно - прикладное творчество
1. Изобразительная деятельность связана с сенсорным восприятием ( знакомство с предметом, запоминание его формы, величины, цвета, конструкции расположения частей и др.);
- способствует формированию мыслительных операций таких как анализ, сравнение, синтез, обобщение;
- развивает речь детей;
- воспитывает эмоционально - эстетические чувства;
- развивает моторную умелость ( применение усилий, осуществление трудовых действий.);
- формирует творческие проявления ребенка в разных видах изобразительного искусства.
Включение в процесс обучения детей с тяжелыми нарушениями речи изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.
С детьми мы используем:
- рисование пальчиками, ладошками;
- ниткография;
- печать из картофеля, перца и др;
- пластилинография;
- отпечатки листьев;
- рисование ватными палочками;
- кляксография;
-коллаж с применением крупы, семян, комбинированная аппликация. Работа с новым материалом полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение.
Рисование нетрадиционными техниками открывает широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Особенности музыкально – ритмического обучения детей с ТНР связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития.
В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия ( определение источника звука, направление звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме.
Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах ( от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий.
В результате практической работы сложилась следующая структура музыкальных занятий для детей с ТНР :
- движение под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;
- разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
- песня, сопровождаемая жестами;
- логопедическая гимнастика;
- мимические упражнения;
- массаж или гимнастика для глаз;
- пальчиковая игра;
- подвижные игры.
Систематическое и поэтапное использование на музыкальных занятия , праздниках ритмических и логоритмических упражнений и заданий обеспечивает преодоление отставания в развитии музыкально – ритмических способностей у детей с ТНР, отклонения в развитии общей и мелкой моторики, координаций движений, эмоциональной сфере и развитии речи.
Занимаясь декоративно-прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и возможностями, учатся работать с инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых (самообслуживание) до развития личных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия.
Многогранная деятельность детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы. Использование нетрадиционной техники пробуждает интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощению, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям теряет обоснованность. Наши дети активно принимают участие в творческих конкурсах.
Развитие творческих способностей учащихся с тяжелыми нарушениями речи зависит от эффективности используемых учителем методов и приемов и того, насколько творчески он подходит к данной проблеме. Систематическая работа по развитию творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями, способными видеть чудо в привычных вещах.
Мы, педагоги, не имеем возможности помочь детям с ограниченными возможностями здоровья решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему - расширить круг их общения, научить их реализовывать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира