СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога»

Г БПОУ НО « Краснобаковский лесной колледж»

Педагогические чтения-2020 «Личность педагога в современном образовании»

«Артистизм - компонент творческой индивидуальности педагога»



Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет, преподаватель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма – вот то, что представлено в этой статье









Чудоквасова Галина Анатольевна




Введение

Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Образовательное учреждение является зеркалом общества, и поэтому появляются все новые образовательные технологии, способные помочь преподавателю достигнуть цели – научить и воспитать гармонически развитого гражданина, способного творить и созидать.

Любое образование, а педагогическое, в особенности - это не только овладение системой знаний, логикой рассуждений и способами деятельности. Это погружение в культуру, выработка человеком системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений.

Чтобы справиться с этой миссией, современному педагогу необходимо уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения.

В связи с этим возникает мысль о педагогическом артистизме, как условии выполнения педагогом ролей сценариста будущего педагогического действия, режиссера, актера и критика одновременно.

Настоящий этап развития образования предъявляет педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Избранные преподавателем приемы и методы педагогического взаимодействия должны быть системны, гармоничны, согласованы, созвучны между собой; должны соответствовать личности обучающихся и особенностям коллектива, а также творческой индивидуальности самого преподавателя. В этом и проявляются составляющие педагогического артистизма: свобода, естественность, целесообразность и гармоничность поведения, его соответствие ситуации, задаче и сверхзадаче педагога.

Одной из актуальных проблем современной профессиональной и личностной характеристики педагога, является отрицание важности педагогического артистизма. Это результат того, что долгое время в изучении и описании опыта учителей артистизм не улавливался, находился без внимания исследователей, в лучшем случае интерпретировался как феномен, присущий конкретному педагогическому дарованию. Очень часто, важность вопроса педагогического артистизма не осознается педагогами. В свою очередь, педагогическая деятельность воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Труд педагога, по многим параметрам приближен к труду актера и режиссера.

Только педагог с качествами артистичной личности (с богатством личностных проявлений и естественностью, свободой, красотой и изяществом решений) может самоутвердиться в опыте обучающихся, сформировать мотивационно-ценностное отношение к содержанию образования и передать студенту опыт предшествующих поколений соответствующими средствами. Это напрямую связано с переходом от функции «передатчика знаний» к функции «учителя жизни», «актуализатора развития».

Артистизм в структуре личности педагога

Неоднозначное отношение к набору необходимых для педагога профессиональных качеств, споры о том, должен или нет, преподаватель обладать артистизмом, является ли это показателем его профессионализма и вообще, в чем сущность этого феномена, заставляют подробнее разграничить понятия артистизма и актерствования, педагогического мастерства и педагогической техники.

Актерствование – это манерность, с которой преподаватель «изображает» преподавателя на уроке, играя доброго или щедрого «повелителя», разговаривает покровительственным тоном, любуется своей властью над обучающимися, играет непогрешимость своего Я. Такой «артистизм» начала способен «подкупить» студента, но потом может и испугать своими проявлениями и надолго отвернуть его от преподавателя, и от образовательного учреждения.

Под педагогическим мастерством понимается выражение повышенного уровня всех качеств, которыми должен обладать педагог в соответствии с профессиограммой, комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, а также следствие высокого уровня развития некоторых педагогических качеств. Фундаментом этого мастерства являются общая культура педагога, его теоретические знания и владение педагогической техникой.

Педагогическая техника – это тот комплекс умений, который помогает преподавателю глубже, ярче, талантливее выразить себя, добиться оптимальных результатов в работе. Ядро элементов педагогической техники составляют умения педагогического общения, техника и культура речи (голос, дыхание, дикция, интонация, окраска, грамотность и т.д.), выразительный показ чувств и отношений (мимика, пантомимика и вообще, внешний вид преподавателя), профессиональна саморегуляция педагогом своего психического состояния (самоконтроль, выдержка и т.п.). Педагогическая техника - это те умения, которые помогают преподавателю через визуальную и аудиальную стороны восприятия донести до воспитанников свои чувства и мысли, способствует творческому поведению и эффективному взаимодействию с детьми.

Существует множество толкований педагогического артистизма, но дать ему однозначное определение очень сложно. Словарь современного русского языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой, как результат труда: « 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно «входит в образ». Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т.п., обычно свойственные артистам.

2. Высокое мастерство, достигнутые кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо».

Булатова Оксана Сергеевна, доктор педагогических наук, под артистизмом в педагогике понимает:


1.Черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности, живопись, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы. Акцентуация личности (К. Леонгард) выделяет 3 стимулирующих момента для артистической натуры: 1) эмоциональную возбудимость, 2) демонстративные черты характера, 3) интровертированность; способность к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.


2.Совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным до конца. Искусство отбора эстетически наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться. Использование приемов искусства, в частности – отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения в соответствии с определенными педагогическими задачами.

3.Концепция педагогического творчества, по которым педагогическая деятельность рассматривается «незавершенным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержимое урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой нет чего-то не главного.

Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадия процесса педагогического творчества.

Задача артистичного педагога – оказать на обучающихся эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра – всегда свободный выбор.

Основная цель педагога – способствовать формированию у студента личной позиции на основе системы убеждений, которые не сводятся к сумме знаний; определенного отношения к объектам окружающего мира, а в целом – положительного отношения обучающихся к учебному процессу и, следовательно, ко всем воздействиям, организуемым образовательным учреждением; выбора студентом собственных средств для самореализации.

Основной жанр уроков артистичных педагогов – соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», а создается его партитура – каждый раз заново. Отсюда – импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.

Главным результатом артистичных педагогов является то, что постоянное нахождение в «лаборатории», где протекает процесс творчества, и активное участие в нем оказывают непосредственное влияние на творческое становление обучающихся, на их охотное желание раскрыться, поделиться тем что есть внутри, на их способность рефлексировать от знаний на себя через другого, переводить знания в личностный план, видеть их смысл.


Структура педагогического артистизма

«Артист» в широком смысле слова – это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. Педагогический артистизм является сложным сплавом духовных и физических качеств.

Булатова О.С. в структуре педагогического артистизма выделяет две стороны:

1.Внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние и эмоциональность, игра воображения, изящество, образный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в «сценарии» урока, внутренняя «настройка» на творчество, самообладание в условиях публичности и др..

2.Внешний, разомкнутый на класс артистизм - игровая подача, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение учеников на игровой уровень, умелая режиссура урока.

К составляющим педагогического артистизма, относится одна из черт театрального искусства – перевоплощение. Борис Пастернак писал, что сцена «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Стать другим, не значит быть «наигранным». Наигрыш – вершина неправды, фальши, неискренности, внешнее кривлянье. Только оставаясь самим собой, преподаватель может временно одеть любую маску. Таким образом, артистизм - это, прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а в самом деле «быть».

Педагогический артистизм предполагает открытость и непосредственность педагога, умение говорить и действовать напрямую, делиться тем, что есть внутри. Артистичный педагог обладает способностью заражения своими переживаниями, сомнениями, радостью других людей. В.И. Немирович-Данченко считал, что именно в этой способности заключается талант, а К.С. Станиславский определял заразительность актера как обаяние или силу притяжения.

Обаяние включает в себя фасцинацию переводимую как завораживание. Среди способов фасцинации выделяют: особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, но теплым), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий), особый ум (с одной стороны, высоко импровизационный, с другой – богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями, с третьей – обостренно ситуативный). «Импровизировать» - значит быть способным отказаться от заготовленных заранее пунктов и линий изложения, с тем, чтобы на ходу «вылепить» новыми средствами тему. «Ситуативность» ума означает наличие в каждый миг общения точной и многоканальной связи с аудиторией. Обаяние – это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства.

Артистизм предполагает наличие у преподавателя так называемой «визуальности», внешней привлекательности. Умение преподавателя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Важное значение имеет самопрезентация преподавателя. От культуры самопрезентации зависит восприятие преподавателя, представление о нем как о привлекательном человеке, симпатия детей, дальнейшее развитие взаимоотношений. Установление коммуникативных связей упрощается, если у преподавателя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны. Артистизм придает всем манерам преподавателя одну общую черту – движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.

Творческая деятельность преподавателя характеризуется необходимостью быстро, оперативно ориентироваться в сиюминутных, непрерывно меняющихся ситуациях живого общения, импровизировать на основе ранее задуманного в зависимости от текущих педагогических задач и своего творческого самочувствия.

Ви́ктор Абра́мович Кан-Кали́к — профессор, доктор педагогических наук, определяет педагогическую импровизацию как «способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки учащихся, принимать решения сразу, порой без предварительного логического рассуждения, на основе предшествующего опыта, педагогических и специальных знаний, эрудиции и интуитивного поиска и органично воплощать его в общении с детьми, продуктивно действовать в меняющихся обстоятельствах деятельности, чутко реагируя на изменения, корректируя собственную деятельность».

Любовь Юрьевна Берикханова, кандидат педагогических наук, выделяет три наиболее часто встречающихся типа поведения педагогов при осуществлении импровизации:

Учитель - «солист», который слышит только себя и импровизирует на основе возникновения собственных ассоциаций, аналогий, воспоминаний;

учитель – «камертон», который отзывается на любые внешние изменения, и его педагогическая «мелодия» начинает звучать в той тональности, которую ей задают внешние обстоятельства, в результате, интересный диалог, обогащение партнеров по общению;

учитель – «импровизатор», который не только исполняет свою педагогическую «партитуру», двигаясь к намеченной цели урока, но и импровизирует в соответствии с тем, как складываются конкретные обстоятельства деятельности. При этом ипровизационные моменты не препятствуют поставленной цели урока, а дают возможность обогатить предварительно продуманный замысел, улучшить и усовершенствовать его непосредственно в процессе деятельности.

Очень важен такой личностный, эмоциональный компонент педагогического артистизма как мобилизация творческого самочувствия, способность саморегуляции, владение своим настроением.

Средства, роли и функции педагогического артистизма

Артистичный педагог демонстрирует высокую коммуникативную компетентность, умеет организовать такие формы взаимодействия, которые бы удовлетворяли духовную потребность детей в соразмышлении, собеседовании, сопереживании, сопричастии, сопереживании, сострадании. Для этого преподаватель сам должен обладать развитыми эмпатией и идентификацией.

Эмпатия – способность к сопереживанию, возможность эмоционально, а не только рационально воспринять воспитанника, проникнуть в его внутренний мир и ответно выразить свое понимание этих чувств.

Наряду с эмпатией, важна рефлексия – способность педагога как бы со стороны увидеть, как он воспринимается и оценивается детьми, осознание учителем своих психических состояний. Это необходимо для того, чтобы приводить в соответствие планируемый и реальный воспитательный процесс.

Одним из критериев оценки артистизма преподавателя является его красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом.

Артистичный педагог умело использует кинетические средства, телесную экспрессию, пластику поведения. Пластика обычно определяется как выражение телом своего душевного состояния, язык телодвижений (А.Пиз, С.М. Флеминг, Р. Линнелл, Д. Брэдби).

В структуре личности педагога артистизм как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса играет следующие роли:

1.Синтезирующую – постановка и решение сверхзадачи своей деятельности заставляет педагога ставить ребенку в определенный мировоззренческий и нравственный контекст.

2.Обогащающуюи гармонизирующую личностные проявления педагога - артистизм преподавателя дает возможность естественного сочетания логического и чувственного в деятельности.

3.Регулирующую самочувствие педагога, его настрой на творчество - ощущение свободы своего внутреннего и внешнего Я вдохновляет, окрыляет, дает новые силы.

4.Защитную – педагогический артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием, естественное и живое поведение, ощущение свободы повышают уверенность, самооценку преподавателя.

5.Формирующую мотивационно - ценностное отношение к содержанию образования. Логичное и красивое сочетание эмоционального и рационального на уроке дает возможность студенту по-новому взглянуть на него, найти в нем увлекательное и ценное лично для себя.

Одним из важных факторов обуславливающих педагогическое мастерство, является сила переживаний педагога на уровне суггестивного действия (Суггестивность (от латинского suggestio «внушение, намек») – это процесс психического воздействия одной личности на другую). Чем ярче, многообразнее переживания педагога на уроке, тем больше его самоутверждение в опыте обучающихся. Урок – всегда творчество. Вне переживания это немыслимо. Поэтому развитие чувственной сферы преподавателя, его артистизм – важный элемент становления этого мастерства.

В процессе педагогического общения артистизм педагога выполняет следующие функции:

1.Мотивационная – осуществляется во время подготовки к занятиям, во время деятельности, когда артистизм педагога играет важную роль для студента, способствуя повышению познавательной мотивации учения, эмоциональному восприятию и формируя убеждения через образное обобщение картины мира.

2.Мобилизационная – осуществляется на этапе предвосхищения предстоящего общения с группой студентов, когда педагог становится способным освободиться от напряжения, снять зажимы, настроиться на положительную психологическую доминанту, противостоять стрессу.

3.Аттрактивная (притягивающая) – механизм восприятия себя как личности и своих действий.

4.Фасилитаторская – облегчает взаимодействие между преподавателем и студентом, способствует принятию, пониманию, проявлению терпимости к чужой культуре, мнению, верованию

5.Стимуляционная – стимуляция творческого самочувствия преподавателя и стимуляция творческой активности студентов, которые, находясь в постоянном процессе творчества, через личность преподавателя, через механизмы сотрудничества, соучастия, сопереживания попадают в мир познания искусства и могут находить в безличной форме культуры свой личностный план.

6.Синтетическая – свойственно богатство личностных проявлений, неординарность, «настрой» на студентов, открытая позиция. Происходит синтез устремлений педагога и обучающихся.

Е.Н. Ильин обращает внимание на то, что соавторство со студентами и рождается стремлением дополнить и обогатить друг друга творчески.

Педагогу необходимо обладать развитыми режиссерскими способностями, которые появляются в умении сплотить студенческий коллектив, воодушевить его на решение важных задач, предоставив разумную степень самостоятельности, а также в способности преподавателя правильно организовать свою работу. Артистичный преподаватель, как правило, может быть хорошим режиссером, обладает чувством целого, гармонии, энергией, инициативностью, творческой наблюдательностью. Важными режиссерскими способностями являются фантазия и воображение, чувство ритма, пространства и времени.

Главная режиссерская задача педагога – выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия отрезков урока и выстраивании их в режиссерскую композицию педагогических событий. Урок является в определенной степени педагогической пьесой, автором сценария и режиссером которой является преподаватель.

Подводя итоги, необходимо отметить, что педагогический артистизм как феномен является личностной и профессиональной категорией. Под ним понимаются:

1) черты личности преподавателя, ее своеобразие;

2) совокупность учебных приемов, техник, заключающихся в том, что урок разыгрывается по особым законам;

3) концепция педагогического творчества, по которой вся окружающая действительность оказывается вовлеченной в педагогическую деятельность.

В целом, педагогический артистизм может быть определен как способность к органичному существованию и эффективному действию в условиях педагогического процесса. Эта способность связана наряду со знанием преподавателя и развитием искусством самовыражения (умения воплощать мысль и переживание в образе, поведении, слове), импровизации, умением анализировать психическое состояние, конструированием «партитуры педагогического общения».

Особое воздействие на подростков оказывает речевой артистизм преподавателя, компонентами которого являются энергетика, интенсивность, выразительность и др. Важную роль в овладении речевым артистизмом играет использование преподавателем коммуникативных эффектов «риторического инструментария» (эффект визуального имиджа, первых фраз, воображения и т. д.).


Признаки педагогического артистизма

Представим признаки педагогического артистизма, проявляющиеся в основных системных компонентах профессиональной культуры педагога (табл. 1)

Таблица 1

Системные компоненты профессиональной культуры педагога

Признаки педагогического артистизма

Мировоззренческая культура

культура педагога, непосредственность и свобода, внутренняя «настройка» на творчество, мотивационно-ценностное отношение к образованию

Нравственная культура

эстетический компонент страхует от манипулятивного подхода к детям; гармония внешних и внутренних проявлений преподавателя стимулирует у обучающихся переживание эмоционального удовлетворения, чувство прекрасного, активизирует их оптимистическое мироощущение, педагогический артистизм, контроль над своими ощущениями и самочувствием помогают проявить умения этической защиты в момент грубости с внешней стороны общения

Культура педагогического мышления

способность педагога оперативно и правильно оценивать ситуации и поступки обучающихся, принимать решение сразу и органично воплощать его в общении, регулирует самочувствие педагога, его настрой на творчество, вдохновляет, окрыляет, дает новые силы

Деятельностный компонент

игровая подача, так сказать, «техника» игры, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к деятельности, владение умением самопрезентации, выведение студентов на игровой уровень, умелая режиссура урока, артистизм преподавателя дает возможность естественного сочетания логического и чувственного в деятельности

Культура общения

фасцинация, т.е. завораживание (особый взгляд, голос, ритм речи, ум (высоко импровизационный, обостренно ситуативный) и т.д.), умелое использование кинетических средств, телесной экспрессии, пластики поведения, соблюдение проксемических закономерностей, бережное отношение к личностному пространству каждого ребенка

Культура речи

красноречивость, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством оперирования словом, умение убеждать, логическое построение речи, владение техникой речи: дыханием, голосом, дикцией, экспрессивные умения: образность речи, ее интонационная выразительность, логические акценты и паузы, мелодика речи, использование вспомогательных (эктосемантических) средств: жестов, мимики, пластики, определенной позы, дискуссионные умения, или этико-психологическое конструирование совместной со слушателями деятельности, перцептивные умения, связанные с учетом реакции слушателей, умением использовать наглядность

Культура внешнего вида

артистизм предполагает наличие у преподавателя так называемой «визуальности», внешней привлекательности, установление коммуникационных связей упрощается, если у преподавателя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны, студент попадает к преподавателю под добрую власть; он не подчиняется ему, а становится самим собой под его влиянием, обаяние - это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничанья и жеманства


А.П. Чехов говорил А.М. Горькому: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело!» Как видим, писатель, много думавший о школьном учителе, понятие «артист» распространил на всех педагогов независимо от того, какой предмет они преподают. Нужно, чтобы все науки, - будь то математика или биология, история или география - преподавались как искусство.

Но что такое артистизм применительно к учителю, школе, обучению и воспитанию? Есть учителя, которые принципиально избегают артистизма, потому что считают, что школа не театр, урок не спектакль, учитель не артист. Но есть и другие наставники молодых педагогов, которые на вопрос: «Нужен ли учителю артистизм?», отвечают: «Артистизм не излишество, нет. Он жизненно необходим. Нужно лишь отличать артистизм от желания, во что бы то ни стало произвести на ребят впечатление, выделиться среди окружающих, поэффектнее смотреться».

Артист в широком смысле слова - это виртуоз, мастер своего дела. Артистизм - это деятельность, поднятая до уровня искусства, это высший уровень совершенства в своей работе. Без него ребята на уроке не смогут подняться на желаемую духовную высоту.

У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это - реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве преподавателя, его артистизме.

Каковы же компоненты артистизма учителя? Что помогает ему повести детей за собой, вместе с ним искать научную истину, переживать радость открытия окружающего мира?

Преподаватель - открыватель мира будущей выбранной профессии для студентов. Эту роль он может выполнить лишь в том случае, если является высокообразованным человеком, дающим себе труд постоянно черпать из науки, искусства и действительности. Преподаватель-артист живет любознательностью, познанием «тайн», удивлением, чувством нового, сомнением.

Эрудиция преподавателю нужна до чрезвычайности. Преподаватель- артист умеет найти единственно верное, точное педагогическое решение. Иные люди располагают большими знаниями, впитывают в себя лавины информации. Много читая, воспринимая постоянно телепередачи, они осваивают монбланы (Монбла́н — кристаллический массив, высота которого достигает 4810 м ) фактов и мыслей. Но когда слушаешь их, наблюдаешь за ними, то впечатление такое, что внутри у них груды разбросанного материала. Вчера узнанное оказывается погребенным под нынче узнанным. Напротив, когда видишь человека, у которого любое знание идет к делу, испытываешь к нему чувство восхищения.

Преподавателю необходимо быть эрудированным. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщаться тогда, когда она уместна. Необходимо уметь быстро извлекать из памяти нужные сведения, все время думать, творить, чтобы сообщать факты, произносить слова, делать выводы.

Есть такие преподаватели, которые умны, образованны, порядочны, но не вызывают чувства человеческого братства, духовного единения. Они больше любят свой предмет, чем студентов, чем людей вообще. Как бы отъединенность от студентов, обходительная недоступность, держание их на далеком расстоянии от себя при обширных знаниях, уме, личной нравственности. Такому преподавателю не хватает обаяния.

В чем же великая тайна обаяния?

Древнегреческий философ Сократ оказывал чарующее воздействие на своих учеников. Он держал в плену своих собеседников, обладал какой-то магической силой. Имя этой силы - обаяние, то есть способность овладевать вниманием, чувствами, умом, воображением, волей другого. Обаятельный - это значит очаровательный, умеющий вести за собой, побуждающий окружающих к преображению. Необходим синтез обаяния и духовности.

В обаянии проявляется внутренняя красота человека, его самобытность, соучастие в жизни окружающих, мудрость реакции на действительность. Именно внутренние достоинства способны облагородить внешние качества человека, придать притягательность даже некрасивой внешности.

Основа значительного обаяния - искренность. Отсюда - доверие студента. В речи не должно быть ни лжи, ни фальши. Преподавателю необходимо развивать в себе способность управлять своими чувствами, оставаясь искренним. Жить на уроке мужественно и честно. К примеру, входить в класс нужно так, как идет данному преподавателю. Искусственная наигранность смешит студентовов. Нужна не игра страсти, а сдержанное внутреннее сопереживание сути события. Обаятельный преподаватель - это человек духа, он весь живет учениками.

Но педагогическое обаяние невозможно без идейной зрелости: преподаватель знает, чего он хочет от студентов сегодня, завтра и в будущем. Студент попадает к преподавателю под хорошую власть: он не подчиняется преподавателю, а становится самим собой под его влиянием, то есть личностью.

Преподаватель - артист самобытен. У него яркая определенность в своем «я». У такого преподавателя всегда есть находки - психологические, педагогические, методические и другие. Он включает их в содержание урока, дает личностную оценку излагаемым событиям.

Общение со студентами - творчество. Преподаватель заранее определяет замысел урока и программирует его, но реальная встреча со студентами опрокидывает прогнозы преподавателя, вносит коррективы в план. Преподаватель-артист всегда импровизатор, всегда раскован. Студентов всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого преподавателем на глазах группы студентов и при их участии. Импровизация требует от преподавателя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство. За уровнем профессиональной подготовки стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия со студентами вкладывается все содержание прожитой жизни.

Современный студент более чуток к эстетике слов. Слушая радио, читая газеты, журналы, книги, следя за телепередачами, ребята многосторонне знакомятся с красотой слова. У них есть уверенность в том, или надежда на то, что каждый преподаватель - преподает ли он математику, литературу, физику или историю - должен уметь «глаголом жечь сердца людей», чтобы его слово несло оттенок художественности, было выразительным и неистертым.

Студенты переживают и понимают эстетику науки, предмета, урока, выступления, когда преподаватель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и учебных пособий, совмещая в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно.

Образная речь строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна, индивидуальна.

На образность речи огромное влияние оказывает способность преподавателя к ясному произношению. Речь преподавателя не должна быть торопливой. Студенты всегда обращают внимание на дикцию преподавателя, ее четкость, ясность, благозвучие, мелодичность.

Главная выразительная сторона голоса - интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т.п.

Итак, на образность речи преподавателя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков, богатство интонаций.

Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность, артистизм.

Преподаватель - артист умеет и «ступить», и «молвить». Он надежен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика - это язык телодвижений, выразительность тела, владения им.

А.С. Макаренко отмечал пластическую культуру как органический элемент педагогических способностей. По его убеждению учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Но хорошо бы в будущем преподавать пластическую культуру в вузах, об этом мечтал А.С. Макаренко. Преподавателю необходимо учиться и не стесняться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. «Внутренний аппарат чувств» равен «телесному аппарату». Это необходимое условие творческой работы. Составными компонентами артистизма преподавателя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества оказывают огромное влияние на формирование личности преподавателя, а личность преподавателя определяет его индивидуальный стиль. Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений преподавателя как личности, человека и профессионала. Стильный преподаватель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он - личность с ярко выраженным артистизмом. Индивидуальный стиль преподавателя, его личностное «я» можно определить несколькими штрихами:

- ясность поведения

Преподаватель не может быть загадочным сфинксом. Прямодушие, бесхитростность, искренность, четкость поступков и побуждений - вот критерии ясности поведения. Обе реальности жизни преподавателя - повседневная (за пределами колледжа) и образцовая (на глазах студентов) - должны составлять неразделимое целое.

- благородная простота

Одинаково проникновенное внимание ко всем людям, независимо от возраста, общественного положения, интеллектуальных и нравственных качеств, исключающие обытовление слов и поступков. Ни тени фальши, лицемерия, жеманства, манерничанья. Во всем естественность и скромность. Это - умная простота.

- мужественная сдержанность

Это - неспособность нагнетать конфликтные ситуации, бить тревогу по пустякам… Это- выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя вспышки горячности возможны в процессе творческой работы.

- лаконизм

Пренебрежение преподавателя к пустословию, нравоучительной риторике. Речь преподавателя должна быть четкой, ясной, понятной, уверенной. У преподавателя на уроке или хотя бы в процессе обучения должна присутствовать мысль (фраза), которую студенты схватывают сразу и надолго. Это все можно отнести и к похвале. Похвала должна запоминаться.

Итак, артистизм, эстетические черты стиля жизни и деятельности, присущие преподавателю - это черты подлинных людей, независимо от их профессии. Но в преподавателе они сфокусированы, напряжены, интенсивны. Раскрытые выше типологические качества, определяющие артистизм и стильность преподавателя, просто необходимы. В идеале каждый преподаватель должен быть таким. Нужно развивать данные качества, так как преподаватель формирует способность мироощущения, мировосприятия, мироосмысления. От преподавателя ребята получают тот заряд идей, взглядов, понятий, решения проблем, который закладывается в отношении личность человек, в формировании мировоззрения.





Результаты социального опроса















Заключение.

Использование в учебном процессе названных возможностей артистизма, устанавливающих между преподавателем и студентами деловых отношений, основанных на доверии и уважении, способствующих созданию на уроке творческой атмосферы, возникновению сотрудничества, сотворчества преподавателя и студента, так как уроки сотрудничества, учителя-практики и определяют как такие уроки, на которых в классе создается спокойная, доброжелательная обстановка, присутствует взаимопомощь, чувство коллектива, обучающиеся работают активно и с удовольствием, потому что внимание преподавателя сосредоточено не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких, на том, что подросток поднимается над самим собой, обогащенный новым знанием, чувством, настроением, отношением к себе и миру.

Специфика профессиональных учебных заведений говорит о том, что к нам поступают абитуриенты с низким или средним уровнем обученности в школе. И у таких студентов мы должны выработать интерес к предмету, заинтересовать их изучать этот учебный предмет не только в рамках программы.

Система оценивания по математике в нашем колледже построена таким образом, что чтобы получить оценку «3», достаточно положительно отработать материал учебной программы на 29 баллов; чтобы получить оценки «4» или «5», нужно набрать дополнительные баллы путем участия в неделе математики, олимпиадах, викторинах, конкурсах или выполнить творческие задания, учебные проекты. Но, как бы ни разрабатывал преподаватель интересные мероприятия или задания, ничего у него не получится, если он не пользуется авторитетом у студентов, если не может «вести ребят за собой».

Преподаватель математики в профессиональном учебном заведении должен обладать артистизмом. Без него наши студенты (которые в школе не очень-то любили математику) в урочной и внеурочной деятельности не смогут подняться на желаемую духовную высоту.

Так что же помогает мне, как педагогу, повести студентов за собой?

В первую очередь нужно влюбить ребят в себя, заинтересовать их так, чтобы они уже не могли остановиться в поисках научных истин и открытий. Для этого обязательно нужна эрудиция. Сам педагог должен постоянно самосовершенствоваться, искать новое в преподавании предмета, быть любознательным и уметь передать свои знания студентам так, чтобы была достигнута с ними обратная связь. Чувство восхищения педагогом у студентов возникает тогда, когда они видят, что у их преподавателя любое знание идёт к делу. Каждое слово должно произноситься к месту в цепочке событий, каждая цифра сообщается тогда, когда она уместна. В любую минуту педагог должен уметь быстро извлекать нужную информацию без методических пособий или интернета, отвечать на все вопросы студентов, «держать руку на пульсе нового в предмете».

Немаловажную роль играет и обаяние педагога. Преподаватель должен уметь овладевать вниманием студентов, чувствовать их, побуждать к поиску нового, преображать и сопереживать вместе со своими учениками. А самое главное – быть искренним с ними. Тогда студенты будут доверять своему педагогу. Ребята очень остро чувствуют искусственную наигранность преподавателя, которая их смешит. Педагогу также нужно уметь управлять своими чувствами. Все негативные эмоции оставлять за дверью учебного кабинета. Он должен знать, что хочет получить от студентов на сегодняшнем уроке, через месяц и т. д.

У хорошего педагога всегда есть свои находки: педагогические, психологические, методические, воспитательные и т. д. Именно они помогают развивать познавательный интерес к своему предмету у студентов.

В начале каждого учебного года мы пишем учебные планы, перед каждым уроком – его план. Но в реальной жизни преподаватель, придя на урок, должен вносить коррективы в свои планы, импровизировать. Создать настроение к излагаемому материалу помогают мимика, жесты, голос преподавателя. Это даёт отклик у студентов, заставляет их включаться в и в рабочий процесс урока, и в творческую работу.

Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Давно установлено, что игры в сочетании с другими методическими приёмами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания. На уроках математики и во внеурочной деятельности использую такие игры, как «Счастливый случай», «КВН», «Что? Где? Когда?» и другие.

Чтобы студенты почувствовали значимость изучаемого предмета в жизни и в будущей профессии, обязательно нужно уметь составлять прикладные тесты, задачи, ситуации и т. д. Тогда придет понимание нужности и необходимости его изучения.

Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах красота мира математики, ее связь с другими дисциплинами помогает «разбудить ум и сердце ребёнка». Синтез поэзии и математики позволяет точно и ёмко создать представление о новом термине , заставить логически мыслить, пробудить желание думать, работать…

Например,

Стих о производной

В данной функции от икс, наречённой игреком,
Вы фиксируете икс, отмечая индексом,
Придаёте вы ему тотчас приращение,
Тем у функции самой вызвав изменение.
Приращений тех теперь взявши отношение,
Пробуждаете к нулю у дельта икс стремление.
Предел такого отношенья выясняется,
Он производною в науке называется! И т.д.

Преподаватель, перестающий работать над собой, перестаёт быть интересным как преподаватель. Казалось бы, ну что нового можно найти в математике? Все формулы давно открыты, все теоремы доказаны, всё учтено и сбалансировано. Учебник математики знаешь лучше семейного альбома... Но мир живёт и развивается, он не стоит на месте. Поэтому на своих уроках я использую приём «События в мире» (в советское время – «Политинформация»). Этот приём позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, учит ориентироваться во всём многообразии событий, фактов, происходящих в мире, стране, области, что помогает личности в её социализации и самореализации. Дети сейчас очень активные, мобильные, интернетные, и данный приём очень востребован.

В современных условиях развития образования особое внимание уделяется высокопрофессиональному педагогу, владеющему творческим потенциалом, способному к саморазвитию и самосовершенствованию.

Именно от преподавателя студенты получают тот заряд идей, взглядов, понятий, решения проблем, который закладывается в личности будущего выпускника, в формировании его мировоззрения. Быть виртуозом в своей профессии – это и есть мастерство педагога.

Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога актуальными:

Как строить отношения с детьми: я - один, их - тридцать?

Как держать внимание тридцати?

Как построить процесс урока с учетом психологического восприятия каждого ребенка?

Как сделать, чтобы конкретный учебный предмет был им интересен?

Как найти баланс между «хочу» и «надо»?

Как управлять собой?

Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?

Здесь особое место занимает театральная педагогика. Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности преподавателя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Профессионально важными качествами личности преподавателя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры.

Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм, так как сила действия урока целиком зависит именно от личности самого преподавателя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в группе студентов колледжа.

























Список литературы

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы. – Мн.,2006

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм. – М., 2001




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!