Отмеченные упражнения выполняем ежедневно 5-7 минут, перед зеркалом. «Улыбка» («Заборчик») Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении в течение 5—10 секунд. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [и], и губы растянутся в улыбке
«Хоботок» («Трубочка») Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно вместе с ребёнком пропеть звук [у], и губы примут положение «трубочка»
«Язык здоровается с подбородком» Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз (к подбородку). Проделать упражнение 5—10 раз
«Язык здоровается с верхней губой» Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе в течение 3—5 секунд, убрать в рот
«Чистим зубы снаружи» Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком медленно провести с наружной стороны верхних зубов, имитируя чистящие движения Также «чистим» наружную сторону нижних зубов.
«Покусываем язык» Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1 — покусывать кончик языка ; 2 — покусывать середину языка; 3 — покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «Та-та-та» (это помогает ребёнку в выполнении упражнения).
«Лопаточка» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу . Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10.
«Дуем на лопаточку» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка. Таким образом можно дуть в небольшую бутылочку, на вертушку, шарики.
«Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».
Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной.
«Маляр» Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад, поглаживая нёбо. Следите за тем, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.
«Барабанщик» Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «Д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Можно стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося: «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
«Лошадка» Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка наверху. Темп убыстряется постепенно. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.
«Кучер» Сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют, и слышен характерный звук «тпру-у-у».
Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).
«Иголочка» Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.
«Индюк»Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).
«Качели»Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3—5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3—5 секунд. Так поочерёдно менять положение языка 5—6 раз.
«Пароход»Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук [ы]: «Ы-ы-ы» («пароход гудит»). Тёплый воздух выходит по бокам языка. Если при пропевании звука [ы] вы слышите не твёрдый звук [л], а мягкий [л'], то попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.