СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арт-терапевтические функции музыкальных занятий в общеобразовательной школе

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Арт-терапевтические функции музыкальных занятий в общеобразовательной школе»

Виктория Сергеевна Росоха,

учитель музыки

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46» г. Курск


Арт-терапевтические функции

музыкальных занятий в общеобразовательной школе


Об удивительном плодотворном влиянии классической музыки на человека говорится уже давно. У всех на слуху выражение «эффект Моцарта». Учеными доказано, что музыка величайшего австрийца способствует повышению мозговой активности, стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, повышает сосредоточенность, концентрацию внимания.

Особенно сильно воздействует музыка на детей. Она не только доставляет эстетическое удовольствие, но и совершенствует человека, духовно развивает, дает душевное равновесие, обладает силой исцеления.

Здесь следует сказать о музыкотерапии – виде арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. Первые попытки использовать искусство в лечебных целях были еще в Древнем Риме и Древней Греции. Так Аристотель утверждал, что под магическим действием искусства у человека формируется характер и чувства. Гиппократ использовал музыку в своей медицинской практике в качестве эффективного средства от заболеваний, как психологических, так и телесных. Она помогает успокоиться и обрести веру на выздоровление. Ведь без веры шансы исцеления от болезни гораздо уменьшаются.

Кроме медицины, музыка имеет широкое применение в обучении. Ян Амос Коменский ввел музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов.

И на уроках музыки и во внеурочных музыкальных занятиях применяются арт-терапевтические технологии, позволяющие выделить три основных направления воздействия музыки на человека:

- воздействие на психо-эмоциональную сферу человека;

- нормализация основных функций организма и его оздоровление;

- активизация моторно-двигательной сферы детей.

Рассмотрим некоторые виды музыкально-практической деятельности учащихся и их оздоровительные функции, применяемые в рамках общеобразовательного урока музыки.

Восприятие музыки и размышление о ней способствуют созданию определенного эмоционального настроя, например, если музыка является фоном для входа в класс после перемены; как уже было сказано выше, классическая музыка способствует повышению жизненного тонуса, улучшают настроение и самочувствие, ритмичная музыка насыщает организм энергией, поможет почувствовать прилив бодрости и новых сил. Так, в первом классе, при прослушивании произведения К. Сен-Санса «Куры и петухи», учащиеся сразу же пытаются изобразить героев пьесы, становятся более активными, противоположным эффектом обладает музыка «Болезнь куклы» П. И. Чайковского, при прослушивании которой, дети практически неподвижны, лица их выражают печаль, сочувствие…

Вокально-хоровая деятельность - любимая форма общения с искусством младших школьников - способствует эмоциональному раскрепощению, снятию внутреннего напряжения, отстранению от «проблем», развитию самооценки собственной деятельности. Здесь следует упомянуть, в том числе, и народную песню. Народная музыка оказывает положительное влияние на человека — она отлично успокаивает, как бы возвращая людей к их историческим корням. Ученые рекомендуют слушать и петь композиции своих народностей. Скажем для европейца звучание восточных мотивов не всегда приятно, а длительное воздействие подобной музыки может оказать противоположный эффект раздражителя... Приведем пример: на уроке музыки после знакомства с жанром колыбельной, детям предлагалась вокальная импровизация колыбельной с использованием трех ступеней относительной системы сольмизации, что тоже можно рассматривать как средство арт-терапевтического действия, так как импровизации реализуют потребность человека в самовыражении, раскрепощают человека физически и эмоционально. Коллективное создание импровизации способствовало усилению позитивной мотивации на коммуникацию в процессе музыкальной деятельности, пластическое интонирование мелодии, активизировало моторно-двигательную сферу детей, способствовало развитию координации слуха и голоса.

Кроме того, пение способствует нормализации основных функций организма и его оздоровлению. Вокало-терапия, благодаря звуковым вибрациям, выполняет своеобразный вибрационный массаж внутренних органов. Пение благотворно действует на бронхо-легочную систему, почки, на железы внутренней секреции. Расширение певческого дыхания усиливает кровоснабжение клеток и тканей различных органов. Пение способствует активизации артикуляционного аппарата исполнителей, развитию дикции, правильному произношению гласных и согласных звуков, что делает речь учеников более яркой и выразительной. После занятий вокало-терапией дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека.

Такие «активные» формы приобщения обучающихся к миру музыкального искусства, как музыкально-пластические движения и пластическое интонирование, также обладают арт-терапевтическим эффектом. Известно, что одной из проблем общего развития младших школьников, является проблема расстройства вестибулярного аппарата, что влечет за собой нарушение моторики движений, раскоординации с музыкой. Поэтому на уроках музыки используются разнообразные музыкальные игры, пластические этюды, разыгрывание народных песен, обрядов, имитация игры на музыкальных инструментах, инсценировки, элементы танцев, маршевый шаг, свободное дирижирование, что активизирует моторно-двигательную сферу детей, снимает мышечную зажатость, усталость.

Инструментальное музицирование, наряду с пением, пожалуй, самая любимая форма работы на уроке музыки, не зависимо, от года обучения. Данная форма с одной стороны позволяет учителю решать достаточно сложные учебные задачи, связанные с освоением элементов музыкальной грамоты, развивает музыкальную грамотность, с другой стороны позволяет каждому из обучающихся почувствовать себя творцом, музыкантом, развивает их творческие способности, несет огромный заряд положительных эмоций, оказывает воздействие на психо-эмоциональную сферу ребенка.

В мировой практике использования музыки в целях преобразования психофизиологических состояний человека и воздействия на его эмоционально-волевую сферу накоплен немалый опыт. Исследователи называют целый ряд произведений, оказывающих благоприятное воздействие. В их числе григорианские песнопения, творения таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман, Лист, Бетховен... И еще, ученые установили, что звуки, исходящие с различной периодичностью и в определенной тональности, способны убивать болезнетворные микробы. Сегодня достоверно известно, что активность микробов в организме человека падает на 40%, после того как он продолжительное время слушает церковную музыку или колокольный звон.

Поэтому задачей учителя-музыканта в общеобразовательной школе является создание арт-терапевтических уроков музыки, из которых ребенок бы черпал положительный опыт общения с музыкой, направленных на формирование у ребенка потребности самостоятельного обращения к лучшим образцам классического зарубежного и русского, советского и современного музыкального искусства.



Список литературы

https://www.liveinternet.ru/users/4623230/post289339389

https://zen.yandex.ru/media/id/5d7288f98d5b5f00b04f6ca4/vliianie-muzyki-na-cheloveka-5d74d142ddfef600ac6c6c1c



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!