СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По формированию позитивной Я-концепции подростков “группы риска”.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Арт-терапия  в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт- терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями. Они более спонтанны и менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более  непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Так же для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий. Использование этих технологий в коррекционно-развивающей работе приводит не только к эмоциональному развитию или изменению моделей поведения ребят, но и улучшает  их школьную успеваемость.

Специфика коррекционно-развивающей работы с подростками заключается в том, что развитие познавательных процессов очень часто опережает личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Использование Арт-технологий позволит психологу расширить круг интересов подростка, поможет развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Просмотр содержимого документа
«АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА По формированию позитивной Я-концепции подростков “группы риска”.»

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

По формированию позитивной Я-концепции подростков “группы риска”.


Разработчик. О.В.Орлова


Пояснительная записка

Арт-терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, Арт- терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них более естественна. Особенно это значимо для детей с речевыми нарушениями. Они более спонтанны и менее способны к рефлексии своих действий и поступков. Их переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа.

Очень эффективны упражнения с элементами Арт-терапии при коррекционной работе с подростками «группы риска». Как правило, у них слабо развито рефлексивное Я, в связи с чем им очень сложно вербализовать происходящее с ними. Так же для большинства из них характерно наличие негативной Я-концепции, которую можно корректировать, используя богатый ресурс Арт-технологий. Использование этих технологий в коррекционно-развивающей работе приводит не только к эмоциональному развитию или изменению моделей поведения ребят, но и улучшает их школьную успеваемость.

Специфика коррекционно-развивающей работы с подростками заключается в том, что развитие познавательных процессов очень часто опережает личностное развитие. Развитие эмоциональной сферы протекает бурно. Характерны: резкая смена настроений, повышенная возбудимость, импульсивность, велик диапазон полярных чувств. Использование Арт-технологий позволит психологу расширить круг интересов подростка, поможет развить самосознание и получить новый опыт общения со сверстниками, что приведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.

Результатом программы являются следующие показатели:

  • в процессе арттерапевтических занятий у подростков меняются многие динамические характеристики Я-концепции с отрицательных на положительные, повышается самооценка, значительно возрастает самоинтерес;

  • формируется мотивация самовоспитания, саморазвития;

  • развиваются и закрепляются навыки поведения в различных ситуациях;

  • развивается фантазия и воображение;

  • формируется временная перспектива будущего;

  • происходит эмоциональное осознание своего поведения;

  • снижается напряжение и приобретаются навыки в саморасслаблении;

  • снижается уровень тревожности, агрессивности и конфликтности, подростки получают новые различные модели разрядки гнева и агрессивности.

  • Происходит раскрытие внутреннего потенциала подростка.

Для закрепления полученных результатов необходимо:

  • социально-педагогическая реабилитация подростков, т.е. преодоление школьных и семейных репрессий, преодоление обструкции к ним со стороны сверстников;

  • общая гуманизация отношений к подросткам с отклоняющимся поведением;

  • соблюдение всеми участниками воспитательной системы требований по формированию у них положительной Я-концепции;

  • в работе с родителями – показ условий оптимального развития подростка, ознакомление с возрастными особенностями подростка, разработка совместных мер профилактической работы;

  • в работе с педагогами – проведение диагностики и анализа педагогических условий, при которых процесс коррекции будет осуществляться наиболее эффективно, в том числе условий урочной и досуговой деятельности; определение педагогически целесообразной системы взаимодействий с конкретной группой подростков;

  • актуализация «Я» через привлечение подростков к планированию урочной, внеурочной деятельности, учет пожеланий и предложений по организации досуга через изучение потребностей и интересов;

  • определение системы стимулирования, учета достижений учащихся в различных видах деятельности;

  • для закрепления полученных в процессе программы «Лабиринты Я» изменений Я-концепции повторение тренинговых занятий с данной группой детей через 3 месяца.

  • проведение мониторинга изменений динамических характеристик «Я» подростков с отклоняющимся поведением с помощью периодического применения психодиагностических методик.


Список рекомендуемой литературы:
  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М., 2001.

  2. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы Арт-терапии. - М., 2002 .

  3. Бремс Кристина. Полное руководство по детской психотерапии. - М., 2002.

  4. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.

  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб., 1998.

  6. Игровая семейная психотерапия / Под ред. Ч.Шефера и Л.Кэри. – СПб., 2001.

  7. Копытин А.И. Основы Арт-терапии. – СПб., 1999.

  8. Копытин А.И. Практикум по Арт-терапии. — СПБ., 2000.

  9. Кэдьюсон Хайди, Шефер Чарлз. Практикум по игровой психотерапии. — СПб., 2000.

  10. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2001.

  11. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. —М., 2001.

  12. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования.— М., 2000.

  13. От рождения до смерти / Под редакцией А.А. Реана,— М., 2002.

  14. Романова Е.С. Графические методы в психологии. – М., 2001

  15. Хрестоматия Арт-терапия. – СПб., 2001 .

  16. Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб., 1993.


Структура коррекционно-развивающего арт-терапевтического занятия

Этап

Цель этапа

Содержание этапа

1

2

3

Разогрев

Включение в работу.

Повышение тонуса группы.

Создание настроя на коллективное творчество.

Индивидуальное, попарное или коллективное упражнение – простое, приемлемое для всех. Может ритуализироваться.

Основное задание

Приобретение нового опыта.

Освоение различных материалов.

Применение Арт-терапевтических техник, направленных на разработку какой-либо темы. Возможность использования разнообразного изобразительного материала, костюма, музыкальных инструментов и др.

Обсуждение

Осознание проделанной работы, актуализированных чувств.

Выставка работ, обсуждение в парах, обмен чувствами, сочинение историй, стихов, названий к работам.

Завершение

Закрепление нового опыта, получение «группового ресурса», обратной связи.

Коллективные упражнения, позволяющие закрепить новый опыт и получить «ресурс», повысить самооценку, улучшить эмоциональный фон. Медитативные техники.


ЛАБИРИНТЫ Я

Цель: Содействие формированию позитивной Я-концепции подростков “группы риска”.

Задачи:

  1. Накопление эмоционально-положительного опыта.

  2. Снятие напряжения, тревожности, агрессивности.

  3. Формирование мотивации на самопознание.

  4. Развитие интереса к себе.

  5. Позитивизация Я-схем.

  6. Повышение самооценки.

  7. Повышение уверенности в себе.

  8. Развитие вариативности мышления.

  9. Творческое самовыражение.

Необходимые материалы:

  • Бумага разного формата, обои, ватман.

  • Краски акварельные или гуашевые.

  • Карандаши, фломастеры, восковые мелки.

  • Цветная бумага, фольга, журналы с картинками.

  • Клей, кисточки, ножницы.

  • Материалы для изготовления марионетки.

  • Материалы для изготовления «Волшебной краски».

  • Несколько клубочков шерстяных ниток.

  • Воздушные шары.

Количество участников: 8-12 человек.

Возраст участников: 12-15 лет.

1-е занятие

Первое занятие традиционно начинается со знакомства. С этой целью предлагается выполнить упражнение «Имя».

Каждый участник называет свое имя. Затем на первую и последнюю буквы своего имени он называет свои качества, которые ему помогают и мешают в общении. Знакомство происходит по кругу.

После знакомства нужно ознакомить ребят с групповыми нормами и помочь принять их.

Групповые нормы:

а) «Здесь и теперь» – предметом анализа и обсуждения являются те процессы, которые происходят в группе в данный момент. Этот же принцип распространяется на чувства мысли и переживания Важно то, что происходит сейчас. Это позволит подросткам сосредоточить внимание на себе, способствует развитию навыков самоанализа и рефлексии.

б) Искренность и открытость – не лицемерить и не лгать. Самораскрытие направленное на другого позволяет стать самим собой, получить и предоставить честную обратную связь.

в) Принцип Я – основное внимание сосредоточено на процессах самопознания, самоанализе и рефлексии. Оценка другого осуществляется через высказывание собственных чувств и переживаний. Допустимы только Я-высказывания.

г) Активность – желательно активное участие всех.

д) Конфиденциальность – вся информация относительно конкретных участников должна сохраняться в группе – это условие психологической безопасности и самораскрытия

- Разогрев

Упражнение “Ассоциации”. Группа делится на пары . Каждый участник на листе бумаги рисует на своего партнера ассоциации (если бы он был цветом, предметом, животным, музыкальным направлением, то каким?). На эту работу отводится 10 минут. Когда ассоциации готовы, можно с их помощью представить своего партнера.

Для составления ассоциативного ряда можно воспользоваться готовыми образами, вырезав их из журнала и наклеив на бумагу.

- Основное задание

Рисование любимой сказки детства. Можно любимого сказочного героя.

Используется любой изобразительный материал.

- Обсуждение

Каждый берет в руки свою работу и садиться в круг. Далее необходимо представить свою работу, рассказать, что нравится в герое, почему выбрана та или иная сказка и т.д. по выше предложенной схеме обсуждения.

- Завершение

Группа сидит по кругу. Инструкция: «Посмотрите еще раз, пожалуйста, на соседей справа и слева. Сейчас мы встанем и прежде чем уйти домой, скажем своим новым друзьям, каждому в отдельности, что Вам понравилось в них».

2-е занятие

- Разогрев

Все участники стоят в кругу. Инструкция: «Сегодня на занятии мы с вами будем использовать воздушные шары. Предлагаю начать вот с этого шара (ведущий держит в руках 1 воздушный шар). Сейчас мы будем передавать его по кругу, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя. Итак, начали. Второй круг шар передается только ногами (сжав шар коленками). Третий круг: шар передается с помощью головы (шар прижимается головой к плечу).

Упражнение усиливает чувство группы, создает положительный эмоциональный настрой.

- Основное задание

Все участники садятся по кругу. Каждому психолог дает в руки надутый воздушный шар.

Инструкция: «Когда-то давно на земле жили удивительные существа. Они выводились из яиц и были полностью отличны друг от друга. Падение метеорита на землю остановило их существование. Но мы с вами можем сейчас закрыть глаза, представить, что в руках у каждого из нас яйцо удивительного существа, которое готово вылупиться и выйти на свет. Давайте представим, кто же вылупится из яйца, как оно будет выглядеть, какое оно будет по характеру. Затем нарисуйте, пожалуйста, это существо, придумайте ему имя и историю его жизни».

Психолог включает приятную, специально подобранную для визуализации, музыку.

- Обсуждение

Участники садятся по кругу. В руках каждого изображение вылупившегося из его шарика существа. Каждый должен назвать его, представить и рассказать его историю.

- Завершение

Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, тот момент, когда вы впервые увидели своего соседа слева. Вспомните первое впечатление от контакта с ним. Сейчас каждый по кругу выскажет свои первые впечатления».

Задачей данного упражнения является установление позитивной, поддерживающей обратной связи. Это способствует переносу результатов занятия в повседневную жизнь участников. И что особенно важно для подростков с негативной Я-концепцией, оно позволяет им «потренироваться» в установлении позитивной обратной связи, в нахождении адекватных формулировок для своих впечатлений.

3-е занятие

- Разогрев

Упражнение «Общий признак». Участники садятся по кругу, в центре которого стоит психолог. Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например: «Пересядьте все те, у кого карие глаза», - и все у кого карие глаза , должны поменяться местами. При этом ведущий тоже должен успеть занять освободившееся место, а оставшийся без места продолжает игру. По окончании игры можно спросить подростков «Как вы себя чувствуете?»

Упражнение позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.

- Основное задание

Подросткам предлагается сделать маску. Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта и затем с использованием красок, карандашей, журналов и других материалов маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил.

- Обсуждение

Следующий этап: маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо и затем маска «оживает». Психолог спрашивает, что ожившая маска хотела бы сказать, и каждой маске предоставляется время для выступления. Затем группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску, подросток повторяет те слова, которые сказала эта маска на предыдущем этапе. Другой ребенок в паре должен проговорить то, что он чувствует, когда видит эту маску и слышит эти слова.

- Завершение

Участники сидят по кругу. Инструкция: «Закончим сегодняшний день так: бросая по очереди мяч друг другу, будем говорить о сильных сторонах того, кому направляем мяч. Мяч должен побывать у каждого».

Это упражнение создаст положительный эмоциональный настрой в конце занятия и позволит каждому подростку получить личностную обратную связь, которая так важна для него.

4-е занятие

- Разогрев

Упражнение «Путаница». Инструкция: «Сейчас один из нас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. Когда образовалось плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» готов, приглашается ведущий, который «распутает» группу».

Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

Это упражнение позволяет манипулировать психологическими пространствами с целью тренировки реакции подростков на трансформацию зон комфорта

- Основное задание

Драматизация с масками. Инструкция: «Сейчас каждый из вас возьмет в руки свою маску, которую изготовил на прошлом занятии. Мы уже знакомы с ними. Ваша задача сейчас придумать историю, в которой будут задействованы эти маски, а затем проиграть эту историю. В сюжете и драматизации обязательно должны быть задействованы все маски». Время на это задание – 30 минут.

Лучше не помогать подросткам придумывать историю. Они сами должны решить, кто будет сценаристом, кто - режиссером, либо это будет групповое решение задачи. Когда история будет готова, можно помочь им, в случае необходимости, организовать для драматизации пространство. Репетиции не нужны. Важна спонтанность и импровизация.

- Обсуждение

Участники садятся в круг. Важно, чтобы каждый подросток рассказал о своих чувствах и переживаниях, связанных с работой, о том опыте (негативном или позитивном), который он получил. Через драматизацию подростки «примеривают» различные маски и роли, получая в психологически защищенной комфортной обстановке тот опыт, который придется применять в реальной жизни. Через обсуждение происходящего они учатся проговаривать свои переживания и принимать переживания других.

В драматизации наиболее полно реализуются основные принципы личностного роста подростков: событийность, театральность, демократичность, экологичность.

- Завершение

Упражнение «Покажи пальцем». Участники садятся в круг. Психолог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает показывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого, обладает определенным свойством. Психолог задает вопросы: «Покажите самого активного сегодня. Самого веселого. Самого обаятельного. Того, кто сегодня удивил. Того, кто помог Вам сегодня. Того, кто был звездой группы. Того, кто особенно много шутил и т.д.»

Это упражнение реализует обратную связь внутри группы.

5-е занятие
  • Разогрев

Инструкция: «Сейчас вам предстоит построиться в шеренгу по цвету глаз, от самых светлых к самым темным. При построении запрещается разговаривать. Итак, начали». На построение дается 2 минуты. Затем предлагается построиться по цвету волос, от самых светлых к самым темным. Условия те же. Последнее задание самое сложное: построиться по росту с закрытыми глазами и не разговаривая. Затем психолог может задать вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Что вам больше всего понравилось?» и др.

Упражнение позволяет осознать невербальные средства установления контакта, апробировать их в безопасных условиях группы, проверить свои возможности установления контакта в различных ситуациях, понять, что при установлении контакта не существует универсальных средств и правил, а прежде всего необходимо ориентироваться на человека, с которым взаимодействуешь.

- Основное задание

Изготовление коллажа на тему «Грани моего Я». Инструкция: «Необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста, и из них на листе бумаги составить композицию на заданную тему. Если в композиции чего-либо не хватает и этого не нашлось в предлагаемых журналах, то можно дорисовать или дописать».

Во время работы над коллажем может звучать приятная музыка. Время работы 30 минут.

- Обсуждение

Все участники садятся по кругу и представляют свои коллажи. Обсуждение лучше проводить по предложенной в пособии схеме. Хорошо, если подростки раскроют значение каждого символа в их коллаже. Это позволит глубже отрефлексировать составляющие Я-концепции каждого.

- Завершение

Участники делятся на две группы и образуют два круга, один в другом. Внутренний и внешний круг стоят лицом друг к другу.

Инструкция: «Сейчас я засеку время, 1 минуту, в течении которой те, кто стоит во внешнем круге будет говорить комплименты стоящему напротив участнику из внутреннего круга. Через минуту они меняются, и стоящие во внутреннем круге говорят комплименты стоящим напротив участникам внешнего круга. Затем, внешний круг передвигается по часовой стрелке на одного человека и задание повторяется уже с другими партнерами. Внешний круг двигается, пока первые пары не совпадут».

Это упражнение является средством стабилизации и повышения самооценки подростков, актуализации их личностных ресурсов.

6-е занятие

- Разогрев

Все участники становятся в круг. Инструкция: «Представим себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное и зависит от того, какое число я назову. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по комнате и я время от времени буду говорить какое-то число. И тогда атомы должны объединиться в молекулы, соответственно этому числу».

По окончании упражнения психолог может спросить у подростков: «Как вы себя чувствуете?», «Что вам понравилось?» и т.д.

- Основное задание

Изготовление марионетки.

Подробно стадии работы над марионеткой описаны выше. Время работы – 40 минут. Эта работа проходит под музыкальное сопровождение. Музыка должна быть спокойной, гармонизирующей эмоциональное состояние. Психолог тоже изготавливает марионетку, демонстрируя на ней все этапы работы. Не стоит тратить много времени на украшение марионетки, это можно будет сделать дома.

- Обсуждение

Участники садятся по кругу. У каждого в руках его марионетка. Необходимо представить ее, назвать имя, рассказать о ее характере, предназначении и др. Важно, чтобы были представлены все марионетки.

Подростки должны проговорить о чувствах, которые у них вызывают их марионетки.

- Завершение

Участники становятся в круг, держа в руках марионетки. Инструкция: «Сейчас каждый из вас должен представить свою марионетку по очереди ко всем другим. Марионетки должны «познакомиться» друг с другом и сказать друг другу, чем одна нравиться другой. Будьте внимательны, вы должны познакомиться со всеми марионетками».

Упражнение позволяет осознать регулятивные ресурсы, выравнивает эмоциональное состояние группы, снижает напряженность, в том числе и телесную, позволяет подросткам лучше узнать друг друга и себя, а так же улучшает настроение.

Ребята могут забрать марионеток домой, но необходимо предупредить их о том, чтобы они не забыли их принести на следующее занятие. Если марионетки не нуждаются в дополнительной доработке дома, можно оставить их до следующего занятия у психолога.

7-е занятие

- Разогрев

Упражнение «Стул». Из круга убирается один стул. Участники встают в круг около оставшихся стульев.

Инструкция: «Сейчас мы все будем хаотично двигаться по комнате. По команде «Стул!», каждый должен занять стул, который ближе всего к нему находиться. Ведущий тоже двигается со всеми и неожиданно подает команду, занимая свободный стул. Тот, кто остался без стула, становиться ведущим». Время игры – 5-7 минут.

- Основное задание

Импровизация с марионеткой. Участники садятся в круг. У каждого в руках его марионетка.

Инструкция: « Сейчас вам необходимо будет придумать сказку, с участием сказочных героев – ваших марионеток, а затем разыграть ее на импровизированной сцене». Время на подготовку – 20 минут.

Каждая марионетка должна быть задействована в этой сказке. Импровизированная сцена делается из трех стульев, поставленных вплотную друг к другу . Три сиденья образуют сцену. За спинки стульев подростки будут заходить, чтобы оттуда «водить» марионетку по «сцене». Можно задрапировать стулья занавеской или какой-либо другой, заранее заготовленной тканью.

При необходимости, подростки могут воспользоваться музыкальными инструментами (озвучивание ролей и событий) или аудиозаписями. Хорошо, чтобы у психолога был достаточный выбор не только музыки для медитаций, но и молодежной, модной музыки. Можно предложить накануне подросткам принести свои кассеты.

После того, как сказка готова, подростки проигрывают ее на импровизированной сцене.

- Обсуждение

Участники садятся в круг. Каждому подростку предлагается поделиться своими чувствами, переживаниями после проделанной работы, полученным опытом (позитивным или негативным).

Управляя марионеткой подросток фактически учиться управлять собой, своими чувствами и эмоциями.

- Завершение

Все садятся по кругу. Инструкция: «Сейчас, мы всем по очереди будем делать комплименты. Начнем с Максима. Посмотрите на него. Вспомните его действия, мысли, то, как он говорит, смеется. А теперь мы все по очереди сделаем ему комплимент».

Упражнение проводится по кругу, пока каждый подросток не получит свою «норму» комплиментов. Это упражнение дает прекрасный эмоционально-положительный настрой и поднимает самооценку.

8-е занятие

- Разогрев

Упражнение «Броуновское движение». Пространство организовано по типу лабиринта из стульев.

Инструкция: «Сейчас каждому будут завязаны глаза. Затем один из вас получит шапку, которую он наденет на голову. Ваша задача – пройти по лабиринту из стульев, найти в нем участника в шапке и «прицепиться» к нему, или к тому, кто нашел его раннее и уже стоит за ним. Когда выстроится цепочка из всех участников, будет команда снять повязки».

Это упражнение на пространственное взаимодействие. Оно эффективно стабилизирует уровень психофизиологической активности.

- Основное задание

Упражнение «Волшебные краски». Рецепт краски и процесс работы описан выше, в разделе работы с дошкольниками и младшими школьниками. Эта технология может широко использоваться и с подростками и даже взрослыми. Весь процесс идентичен работе с младшими детьми. Подростки так же изготавливают краску своими руками, смешивая поочередно все ингредиенты. Когда краска готова, начинается работа над созданием различных образов под специально подобранную музыку. Упор делается на творческое самовыражение, «открытие» ресурса и гармонизацию эмоционального состояния.

Картон, как и другой изобразительный материал, лежит на отдельном столе. В процессе рисования у подростков должна быть возможность, в случае необходимости, подойти к этому столу и взять еще картона.

По времени этот этап работы занимает 20-25 минут.

Готовые работы раскладываются на свободном месте, организуя выставку. В течении 5 минут выставка работает. В это время продолжает играть музыка. Каждый может «посетить» выставку и рассмотреть работы.

- Обсуждение

Участники садятся в круг, и обсуждение проводится по предложенной выше схеме.

- Завершение

Упражнение «Прощание». Инструкция: «Сейчас каждый из вас, по очереди, будет выходить в центр круга и прощаться с нами, каким-нибудь необычным способом. Все мы будем повторять его действия, прощаясь с ним».

9-е занятие

- Разогрев

Инструкция: «Сегодня мы начнем наше занятие с того, что поздороваемся друг с другом. Способы приветствия не должны повторяться и делать это нужно невербально (без слов). Будьте внимательны, не пропустите никого».

Упражнение помогает обратить внимание друг на друга и почувствовать группу, создавая благоприятную для работы атмосферу.

- Основное задание

Создание групповой композиции. Пространство организовано для работы таким образом, чтобы каждый мог подойти к столу с различными изобразительными материалами и к месту создания групповой композиции. Для этой работы понадобиться: 4-6 листов ватмана, скрепленных скотчем в виде квадрата; различные изобразительные материалы плюс фольга, пленка для пищевых продуктов (в рулоне), обрезки меха, ткани, параллона; различные журналы; клей; ножницы; клубки старых шерстяных или других ниток; коробочки из под чая, мыла, конфет, сигарет; несколько пустых пластиковых бутылок; елочная гирлянда. Для такой работы нужна так же разнообразная музыка, которую подростки могут сами подобрать для своей композиции.

Тема групповой композиции (инсталляции) может быть определена заранее психологом, в соответствии с его целями, но мне кажется более интересной для подростков будет работа над темой, выбранной ими самостоятельно. Для этого подросткам предлагается подумать и назвать различные темы, над которыми они хотели бы поработать. Один из них должен фиксировать названия тем на листе бумаги. Затем следует, огласив весь список, проголосовать за наиболее интересный вариант. Условие голосования: голосовать можно только один раз. Принимается тема, набравшая самое большое количество голосов.

Подготовленный заранее ватман помещается в цент комнаты. Участники рассаживаются вокруг него.

Инструкция: «Сейчас, используя предложенные материалы, вы создадите групповую композицию на тему…Участвовать в этой работе должен каждый».

Время на эту работу понадобиться около 30-35 минут.

С самого начала работы включается фоновая музыка, по выбору подростков, которая соответствует данной теме.

- Обсуждение

Участники рассаживаются вокруг групповой композиции. В течении 5-7 минут необходимо придумать к композиции частушки, черный юмор, историю, сказку, афоризм, что-то еще. Можно использовать готовый материал: известные стихи, куплеты песен и т.д. Главное, чтобы он подходил по теме композиции. Затем по кругу каждый подросток зачитывает то, что подготовил. После этого необходимо обсудить групповую работу, высказать свои чувства, переживания, полученный опыт. Можно воспользоваться схемой обсуждения.

- Завершение

Участники встают в круг. Инструкция: «Сейчас каждый из вас сможет сделать другому подарок. Необходимо представить, что это будет, а это должно быть что-то очень важное и очень нужное тому, кому вы дарите. Затем изобразить этот подарок с помощью рук (невербально), и передать его тому, кому хотите подарить. Будьте внимательны, подарки должны получить все».

Лучше, когда дети выполняют это упражнение по кругу.

Это упражнение способствует накоплению эмоционально-положительного опыта, способствует открытию внутреннего ресурса.

10-е занятие

- Разогрев

Упражнение «Лабиринт». Участники встают в круг, взявшись за руки. Через плечо ведущего перекинут круг из корсажной ленты (размер ленты: ширина 1,5-2 см, длина 2 м.20 см, концы сшиты или связаны крепким узлом).

Инструкция: «Сейчас мы будем путешествовать по лабиринту. Не разнимая рук необходимо пройти через этот круг. Только помогая друг другу, мы можем справиться с этим заданием. Если кто-то разнимет руки, лабиринт начинается сначала».

Второй этап игры можно усложнить, свернув ленту вдвое, таким образом сузив проход лабиринта.

- Основное задание

Подростковый триптих «Окно». Для этой работы понадобятся восковые мелки или карандаши и три одинаковых листа бумаги, а так же скотч для крепления частей триптиха. Рисунки можно прикреплять к стене комнаты, либо скреплять между собой на столе или полу. Первым рисуется Прошлое, затем Настоящее и Будущее. Они скрепляются между собой в этом порядке, чтоб получился триптих.

Инструкция: «Перед вами три оконных стекла одного окна, что в искусстве называется триптих – картина состоит из трех объединенных частей. Представьте, что смотрите через каждое стекло и видите себя в разные периоды своей жизни: в прошлом, настоящем, будущем. Для каждого стекла можно создать свое обрамление. Начните с прошлого. Обращайтесь к вашей памяти и воображению. Затем всмотритесь в настоящее и будущее. Каждую часть триптиха можно подписать. Приступайте».

По окончании работы у вас получится выставка триптихов. Подросткам необходимо дать время, чтобы познакомиться с работами других.

- Обсуждение

Участники сидят в кругу.

Обсуждая триптих, необходимо остановиться на каждой его детали. Подросток может вставать с места, подходить к своей работе и рассказывать. Важно также остановиться на чувствах и переживаниях, связанных с процессом и готовой работой.

Целью данной работы является интеграция опыта, интеграция Я-схем прошлого, настоящего и будущего, преодоление ролевого смешения и достижение эго-идентичности.

- Завершение

Упражнение «Ожерелье пожеланий». В центре комнаты стоит стул, на котором лежат заранее подготовленные по количеству участников отрезки шерстяной нити по 60 см и достаточно большое количество отрезков шерстяной нити по 10 см разного цвета.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас возьмет себе один отрезок нити, который побольше, и, повесив его на грудь, завяжет узелком, сделав основу под «Ожерелье пожеланий». Затем каждый берет несколько маленьких отрезков разных цветов, каждый из которых он будет привязывать к ожерелью другого человека, сопровождая своим пожеланием. Очень важно пожелать человеку то, что ему действительно нужно. Будьте внимательны, не пропустите никого».

В результате, у каждого на груди должно получиться «Ожерелье пожеланий» из разноцветных ниточек, закрепленных в разных местах, разными способами.

Упражнение позволяет интегрировать эмоционально-положительный опыт, полученный на занятиях.

- Подведение итогов

Так как это последнее занятие, необходимо подвести итог проделанной работе. Можно предложить подросткам написать на ватмане маркерами, чему они научились, какими стали, что им дали эти занятия. Хорошо, если каждый подросток по кругу проговорит о том, с чем он уходит с этих занятий, расскажет о своих планах на будущее, выразит пожелания для всех.

Психолог тоже может остановиться на каждом подростке и дать каждому положительную обратную связь, пожелания на будущее.

Заключение

Трудности и противоречия, связанные со становлением Я-концепции подростка, которые влияют на характер взаимодействия с социальным окружением, с референтной группой, с близкими людьми, создают атмосферу страха, вызывают ощущение “одиночества среди толпы”, зачастую рождают чувство неуверенности, замешательства, бессилия, а подчас и агрессии, можно преодолеть. Опыт, приобретенный в арттерапевтической психо-коррекционной программе « Лабиринты Я», имеет не только эффект «поддержки» в сложный для подростков период, но и создает определенный социально-психологический “иммунитет”, помогающий решать сложные проблемы, возникающие в межличностном общении. Новые положительные Я-схемы, а так же новые умения и навыки, которые формируются в процессе программы, помогают эффективно осваивать сложности реального мира.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!