Архитектура, музыка, театр, народное творчество XIX века
План
М.Е.Месмахер
А.И.Кракау
А.А.Семенов
В.И.Шервуд
П.И.Чайковский
Н.Г.Рубинштейн
А.Н.Островский
М.Н.Ермолова
В.П.Звездочкин
Архитектура
Месмахер Максимилиан Егорович
Месмахер Максимилиан Егорович - архитектор (умер в 1906 г.). Учился в рисовальной школе общества поощрения художеств и в Академии Художеств (вольноприходящим учеником). Окончив курс в 1866 г. с большой золотой медалью за проект загородного дома, Месмахер в 1867 г. отправился пенсионером академии за границу, где, в сотрудничестве с В.А. Коссовым, исполнил реставрационные планы и
фасады античного театра в Таормине (в Сицилии), за которые признан в 1872 г. академиком. В 1874 г. поступил в рисовальную школу общественного поощрения художников преподавателем сочинения художественно-промышленных рисунков и историй стилей. В 1880 г. занял место директора центрального училища технического рисования барона Штиглица. В 1890 г. профессор Академии Художеств. Главные его сооружения в Петрограде - дворец великого князя Алексея Александровича , перестроенный из частного дома, и здание училища барона Штиглица.
Кракау Александр Иванович
Кракау Александр Иванович - архитектор (1817 - 1888). Учился в Академии Художеств; главным наставником его был К. Тон . В Италии долго занимался изучением памятников зодчества и участвовал в капитальном труде своих академических товарищей, А.И. Резанова и Н.Л. Бенуа , по реставрации Орвиетского собора. По возвращении получил звание академика.
В 1853 году за проект собора возведен в звание профессора. Преподавал архитектуру в классах академии. По его проектам, им самим или другими под его руководством, возведены постройки, из которых наиболее известны дом барона Штиглица (ныне дворец великого князя Павла Александровича ), церковь в память цесаревича Николая Александровича на Выборгской стороне, вокзал Балтийской железной дороги и Мариинский рынок в Петрограде и Штиглицевская церковь в Нарве.
Распространенным в XIX веке становится стиль “ Нерусский ” или “ Псевдорусский ” .
В этом стиле было построено одно из знаменитых московских зданий – Исторический музей ( А.А.Семенов и В.О.Шервуд )
Семенов Анатолий Александрович
Военный строитель и архитектор.
Один из авторов проекта Севастопольского отдела на Политехнической выставке в Москве 1872 года. Соавтор архитектора В. О. Шервуда при разработке проекта здания Российского Исторического музея (1875). Более поздние его работы: храм во имя святителя Тихона Задонского в Сокольничьей роще (1875, воссоздание; первоначальный несохранившийся проект П. П. Зыкова); Петровско-Александровский пансион-приют дворянства (с 1945 года — НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко); жилой дом (там же) для врачей и воспитателей с лазаретом; главный корпус (там же) с храмом во имя святителя Николая Чудотворца (все эти постройки — начала 1900-х годов) и многие другие.
Шервуд Владимир Иосифович
Живописец, скульптор и архитектор. По окончании курса в училище живописи, ваяния и зодчества, в 1869 году за портреты В. Е. Герье, Станкевича, Кетчера, Чичерина и Тютчева Шервуд получил звание художника 1-й степени, а через 3 года - звание академика за портрет Забелина. По проекту Шервуда исполнен памятник Плевненским героям (в Москве), Александру II (в Самаре) и Радецкому на
кладбище в Одессе. Главный труд Шервуда - проект Исторического музея в Москве, удостоенный на конкурсе 1-й премии. Здесь он умело воспользовался и удачно связал мотивы древнерусской архитектуры, именно московского зодчества эпохи 17-го века. По проекту предполагалось украсить музей изображениями великих деятелей русской истории, и ввиду этого Шервуд исполнил "Баяна", бюсты С. М. Соловьёва и К. Х. Кетчера.
Музыка
Чайковский Пётр Ильич
В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию («Зимние грёзы»), в 1869 г. — оперу «Воевода» и увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», в 1875 г. — знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. — балет «Лебединое озеро».
В конце 70-х гг. пишет оперу “ Евгений Онегин ” по сюжету А.С.Пушкина.
Настоящей вершиной стала опера «Пиковая дама» (1890 г), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу «Иоланта». Сочинял он и музыку к балетам: «Спящая красавица», 1889 г. «Щелкунчик» 1892г. Взлёт Чайковского – симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.)
Николай Григорьевич Рубинштейн
Окончив в 1855 году юридический факультет Московского университета, Рубинштейн поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора. В 1866 году он стал во главе московского отделения [Русское музыкальное общество|Русского музыкального общества]]. А в 1866 году стал директором вновь учрежденной московской консерватории.
За границей Рубинштейн концертировал редко: в 1872 году он играл в Вене, в 1872 году организовал русские концерты на всемирной выставке в Париже. В этих концертах Рубинштейн выступал дирижером и пианистом. Сбор с концертов, данных им в конце 1870-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного Креста. Под руководством Рубинштейна состоялась первая постановка оперы «Евгений Онегин» силами учеников консерватории. У Николая Рубинштейна учился Александр Зилоти.
Театр
Островский Александр Николаевич
В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся»
Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра.
В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.
Мария Николаевна Ермолова
В 1862 году Мария поступила в балетный класс Московского театрального училища.
В 1866 году играла роль разбитой девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле “ Жених нарасхват ” . Это была её первая роль, но она не принесла ей успеха.
В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Этот спектакль пользовался огромным успехом.
С 1870-х Ермолова начинает играть настоящие роли, которые ей интересны, которые её увлекают.
В 1873 году Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своём мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.
Художественный промысел
Звёздочкин Василий Петрович
Русский токарь-умелец. По одной из версий, один из создателей первой в России матрёшки.
Родился в 1876 году в деревне Шубино Подольского уезда, в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу. В 22 года уходит на заработки в Москву. Работал в мастерской «Детское воспитание», принадлежащей купцам Мамонтовым
Звёздочкин вытачивает в конце 1890-х гг. куклу в форме женщины, внутри которой располагались еще 7 кукол меньшего размера. Кукол разрисовал Малютин: большую — с черным петухом, меньшую — в виде младенца, девочку с серпом, девочку с караваем, братца с сестрицей и еще двух девочек. В 1900 году матрешку отвезли на Всемирную выставку в Париж, где ее высоко оценили специалисты. После расширения производства, Звёздочкин перебирается в Сергиев Посад. В 1914 году Василия Петровича, как опытного мастера, перевели преподавателем в токарный цех школы по игрушечному промыслу.
Источники:
http://citaty.su/
http://www.kostyor.ru/biography/?n=100
https://ru.wikipedia.org
http://biography.yaxy.ru/01130440.htm