СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектурные стили Воронежа

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Архитектурные стили г. Воронежа. Архитектура 18-20 века.

Просмотр содержимого документа
«Архитектурные стили Воронежа»

Архитектура современного города. Воронеж Архитектура современного города. Воронеж

Архитектура современного города. Воронеж

Архитектура современного города. Воронеж

«Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.» Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг Немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

«Архитектура — это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.»

Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг

Немецкий философ.

Был близок йенским романтикам. Выдающийся представитель идеализма в новой философии.

Архитектурные стили Романская архитектура. X—XII века. Готика. XII—XV века. Возрождение. Начало XV — начало XVII века. Барокко. Конец XVI — конец XVIII века. Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века. Классицизм. Середина XVIII — XIX век. Историзм. 1830-е — 1890-е годы. Модерн. 1890-е — 1910-е годы. Модернизм. Начало 1900-х годов — 1980-е годы. Конструктивизм. 1920-е годы — начало 1930-х годов. Постмодернизм. С середины XX века. Хай-тек. С конца 1970-х годов. Деконструктивизм. С конца 1980-х годов.

Архитектурные стили

Романская архитектура. X—XII века.

Готика. XII—XV века.

Возрождение. Начало XV — начало XVII века.

Барокко. Конец XVI — конец XVIII века.

Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века.

Классицизм. Середина XVIII — XIX век.

Историзм. 1830-е — 1890-е годы.

Модерн. 1890-е — 1910-е годы.

Модернизм. Начало 1900-х годов — 1980-е годы.

Конструктивизм. 1920-е годы — начало 1930-х годов.

Постмодернизм. С середины XX века.

Хай-тек. С конца 1970-х годов.

Деконструктивизм. С конца 1980-х годов.

БАРОККО Воронежский дворец — памятник архитектуры XVIII века – жилой дом воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова. Является единственным в городе зданием дворцового типа. Построен в 1777—1779 годах в стиле барокко по проекту первого губернского архитектора Н. Н. Иевского (Воронеж, проспект Революции, 18б) Размеры дворца относительно небольшие, но при этом здание величественно по своей архитектуре и отличается точностью пропорций. Это вызывает ассоциации с петербургскими дворцами Б. Ф. Растрелли. В 1850-1870-е г.г. здесь размещалась Магистрат и Городская Дума, а с 1876 года – Мещанская управа. Поэтому за зданием и сохранилось последнее название.

БАРОККО

Воронежский дворец

памятник архитектуры XVIII века

– жилой дом воронежского губернатора генерал-поручика И. А. Потапова.

Является единственным в городе зданием дворцового типа.

Построен в 1777—1779 годах в стиле барокко по проекту первого губернского архитектора Н. Н. Иевского

(Воронеж, проспект Революции, 18б)

Размеры дворца относительно небольшие, но при этом здание величественно по своей архитектуре и отличается точностью пропорций. Это вызывает ассоциации с петербургскими дворцами Б. Ф. Растрелли.

В 1850-1870-е г.г. здесь размещалась Магистрат и Городская Дума, а с 1876 года – Мещанская управа. Поэтому за зданием и сохранилось последнее название.

 Народная молва называла дом чуть ли не воронежской резиденцией Екатерины Великой. Такие вымыслы объяснимы: домов, выстроенных в лучших традициях елизаветинского барокко.  На самом деле дом выстроен он был по проекту местного архитектора Н.Н. Иевского для семьи И.А. Потапова. Генерал–поручик Потапов был губернатором Воронежа с 1775года до самой своей кончины в 1791 году. Перед главным фасадом дома в то время был устроен парадный двор, который окружали аркады и одноэтажные каменные службы. За домом располагался дворик, а далее - парк.

Народная молва называла дом чуть ли не воронежской резиденцией Екатерины Великой.

Такие вымыслы объяснимы: домов, выстроенных в лучших традициях елизаветинского барокко. 

На самом деле дом выстроен он был по проекту местного архитектора Н.Н. Иевского для семьи И.А. Потапова. Генерал–поручик Потапов был губернатором Воронежа с 1775года до самой своей кончины в 1791 году. Перед главным фасадом дома в то время был устроен парадный двор, который окружали аркады и одноэтажные каменные службы. За домом располагался дворик, а далее - парк.

БАРОККО Дом Гарденина (1735 г.) Старейшее здание Воронежа.  переулок Фабричный, 12.  Потап Гарденин построил в центре Воронежа каменный жилой дом для своей семьи.  Дом представляет собой образец типичного русского провинциального купеческого дома XVIII столетия. Постройки Потапа Гарденина «Гарденинский историко-архитектурный комплекс») состоят на государственной охране как образец застройки района в Воронеже до 1774 года.

БАРОККО

Дом Гарденина (1735 г.)

Старейшее здание Воронежа.

переулок Фабричный, 12.

Потап Гарденин построил в центре Воронежа каменный жилой дом для своей семьи.

Дом представляет собой образец типичного русского провинциального купеческого дома XVIII столетия.

Постройки Потапа Гарденина

«Гарденинский историко-архитектурный комплекс») состоят на государственной охране как образец застройки района в Воронеже до 1774 года.

БАРОККО История дома: К приезду царя Петра I в Воронеж особняк купца, владельца суконной мануфактуры Потапа Гарденина, стоял на набережной в районе современной улицы Софьи Перовской. Петр потребовал от Гарденина освободить землю и переселиться в любую другую часть Воронежа. Потап построил новый дом, а впоследствии суконную фабрику и Тихвино-Онуфриевскую церковь на свободной возвышенной равнине окраины Беломестной слободы (ныне – район Фабричного переулка). В конце XVIII века суконное дело перестало приносить доход, и внук знаменитого купца продал фабрику городским властям. Долгое время в здании располагались различные учреждения: больница, воспитательный дом, богадельня, дом инвалидов.

БАРОККО

История дома: К приезду царя Петра I в Воронеж особняк купца, владельца суконной мануфактуры Потапа Гарденина, стоял на набережной в районе современной улицы Софьи Перовской.

Петр потребовал от Гарденина освободить землю и переселиться в любую другую часть Воронежа.

Потап построил новый дом, а впоследствии суконную фабрику и Тихвино-Онуфриевскую церковь на свободной возвышенной равнине окраины Беломестной слободы (ныне – район Фабричного переулка).

В конце XVIII века суконное дело перестало приносить доход, и внук знаменитого купца продал фабрику городским властям. Долгое время в здании располагались различные учреждения: больница, воспитательный дом, богадельня, дом инвалидов.

БАРОККО  Дом Тулиновых Построен в 1811 – 1813 годах по проекту городского архитектора Т. С. Кондратьева. Первым владельцем здания был воронежский фабрикант Василий Васильевич Тулинов. Усадьба простиралась от Большой Дворянской до Малой Дворянской. Здесь находились конюшни, оранжереи, сенники и ледники. В 1818 и 1820 в этом доме останавливался император Александр I. В 1832 году в доме жил Николай I, приехавший на открытие мощей Святителя Митрофана.

БАРОККО

Дом Тулиновых

Построен в 1811 – 1813 годах

по проекту городского архитектора Т. С. Кондратьева.

Первым владельцем здания был воронежский фабрикант Василий Васильевич Тулинов.

Усадьба простиралась от Большой Дворянской до Малой Дворянской. Здесь находились конюшни, оранжереи, сенники и ледники.

В 1818 и 1820 в этом доме останавливался император Александр I.

В 1832 году в доме жил Николай I, приехавший на открытие мощей Святителя Митрофана.

АМПИР Кирха лютеранская (1819г)  Проект церкви разработан губернским архитектором Ф. К. Древицом.  Протестантские общины возникли в Воронеже уже в начале XVIII века, когда Пётр I призвал иностранцев сюда для строительства флота. В конце XVIII века по указу Екатерины II происходит заселение территории Воронежской губернии немцами-иммигрантами. В 1938 году община была ликвидирована. В 2008 году здание было передано лютеранской общине, входящей в Евангелическо-Лютеранскую церковь Аугсбургского исповедания.

АМПИР

Кирха лютеранская (1819г)

Проект церкви разработан губернским архитектором Ф. К. Древицом.

Протестантские общины возникли в Воронеже уже в начале XVIII века, когда Пётр I призвал иностранцев сюда для строительства флота.

В конце XVIII века по указу Екатерины II происходит заселение территории Воронежской губернии немцами-иммигрантами.

В 1938 году община была ликвидирована.

В 2008 году здание было передано лютеранской общине, входящей в Евангелическо-Лютеранскую церковь Аугсбургского исповедания.

КЛАССИЦИЗМ Дом казенной палаты  Построен в 1787 г году по проекту Джако́мо Анто́нио Домени́ко Кваре́нги   Двухэтажный дом был возведён в стиле классицизма XVIII века для казённой палаты как часть неосуществленного комплекса из четырёх зданий. Здания должны были быть соединенных полукруглыми галереями. Из-за запрета на строительство казённых каменных сооружений по всей стране в связи с началом русско-турецкой войны весь комплекс построен не был. После октябрьской революции казённую палату распустили, а здание передали различным госучреждениям. После Великой Отечественной войны к зданию, из-за нехватки в городе жилых площадей, было достроено еще 2 этажа.

КЛАССИЦИЗМ

Дом казенной палаты

Построен в 1787 г году по проекту Джако́мо Анто́нио Домени́ко Кваре́нги

Двухэтажный дом был возведён в стиле классицизма XVIII века для казённой палаты как часть неосуществленного комплекса из четырёх зданий. Здания должны были быть соединенных полукруглыми галереями.

Из-за запрета на строительство казённых каменных сооружений по всей стране в связи с началом русско-турецкой войны весь комплекс построен не был.

После октябрьской революции казённую палату распустили, а здание передали различным госучреждениям.

После Великой Отечественной войны к зданию, из-за нехватки в городе жилых площадей, было достроено еще 2 этажа.

АМПИР С ЭЛЕМЕНТАМИ БАРОККО Усадьба Тулинова - Вигеля (18в) Построена в середине XVIII века.  улица Вайцеховского, 2/4. Фасады дома оформлены в стиле ампир с элементами барокко. Первый хозяин особняка воронежский промышленник Максим Тулинов. . В годы сына Ивана Тулинова – Николая у парадного входа появились статуи античных богов. С 1855 года владение усадьбы по наслудству перешло к поручику Ф. Н. Вигелю Позже его наследники украсили фасады декоративными элементами. Считается, что в женских масках между окон запечатлена жена Ивана Тулинова.

АМПИР С ЭЛЕМЕНТАМИ БАРОККО

Усадьба Тулинова - Вигеля (18в)

Построена в середине XVIII века.

улица Вайцеховского, 2/4.

Фасады дома оформлены в стиле ампир с элементами барокко.

Первый хозяин особняка воронежский промышленник Максим Тулинов.

.

В годы сына Ивана Тулинова – Николая у парадного входа появились статуи античных богов.

С 1855 года владение усадьбы по наслудству перешло к поручику Ф. Н. Вигелю

Позже его наследники украсили фасады декоративными элементами. Считается, что в женских масках между окон

запечатлена жена Ивана Тулинова.

МОДЕРН Архитектурный модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование металла и стекла. Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие фантастические растения. Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушел испанец Антонио Гауди. Здания, сооруженные им в Барселоне, кому-то напоминают сказочные дворцы, другим – дома из далекого будущего.

МОДЕРН

Архитектурный модерн отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование металла и стекла.

Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта.

Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие фантастические растения.

Еще дальше от классических представлений об архитектуре ушел испанец Антонио Гауди. Здания, сооруженные им в Барселоне, кому-то напоминают сказочные дворцы, другим – дома из далекого будущего.

МОДЕРН Гостиница «Бристоль» Построена в 1910 году Проект здания, построенного по последнему слову технологической мысли начала XX века, принадлежал инженеру Фурманову. проспект Революции,48. Четырехэтажный дом с многочисленными закругленными элементами и плавными кривыми считается одним из главных украшений проспекта Революции. Это было первое в Воронеже здание с лифтом. Их было два: кухонный и для гостей. Для перекрытий были использованы железобетонные плиты. Гостиницу «Бристоль» возвели на деньги владельца склада сельскохозяйственных орудий и машин Просвиркина и главы предприятия по выпуску огнеупорных изделий Литвинова.

МОДЕРН

Гостиница «Бристоль»

Построена в 1910 году

Проект здания, построенного по последнему слову технологической мысли начала XX века, принадлежал инженеру Фурманову.

проспект Революции,48.

Четырехэтажный дом с многочисленными закругленными элементами и плавными кривыми считается одним из главных украшений проспекта Революции.

Это было первое в Воронеже здание с лифтом. Их было два: кухонный и для гостей. Для перекрытий были использованы железобетонные плиты.

Гостиницу «Бристоль» возвели на деньги владельца склада сельскохозяйственных орудий и машин Просвиркина и главы предприятия по выпуску огнеупорных изделий Литвинова.

Во время Гражданской войны в здании «Бристоля» располагался военный штаб. Статус гостиницы вернулся в 30-х годах. До Великой Отечественной войны в ней жили литераторы, журналисты, студенты. В советское время название гостиница «Бристоль» называлась «Центральной».  Историческое название вернулось только в 90-е годы. Тогда же прошел реставрационный ремонт здания. Здание «Бристоля» не утратило своего первозданного великолепия, выполненного в стиле модерн. Сейчас там располагаются кафе и офисные помещения.

Во время Гражданской войны в здании «Бристоля» располагался военный штаб.

Статус гостиницы вернулся в 30-х годах.

До Великой Отечественной войны в ней жили литераторы, журналисты, студенты.

В советское время название гостиница «Бристоль» называлась «Центральной».

Историческое название вернулось только в 90-е годы.

Тогда же прошел реставрационный ремонт здания.

Здание «Бристоля» не утратило своего первозданного великолепия, выполненного в стиле модерн. Сейчас там располагаются кафе и офисные помещения.

РУССКИЙ СТИЛЬ Годы постройки: 1888-1890  Архитектор: М.Е.Земсков  Адрес: Проспект Революции (Улица Большая Дворянская), 7   Проект дома разработан сыном владелицы, подрядчиком Матвеем Ефимовичем Земсковым (ок.1850-1900), который несколько лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

РУССКИЙ СТИЛЬ

Годы постройки: 1888-1890 Архитектор: М.Е.Земсков Адрес: Проспект Революции (Улица Большая Дворянская), 7 Проект дома разработан сыном владелицы, подрядчиком Матвеем Ефимовичем Земсковым (ок.1850-1900), который несколько лет учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

ЭКЛЕКТИКА В архитектуре эклектика – это смешение барокко, ренессанса и классицизма, отрицание канонов традиционных стилей в архитектуре. В эклектике использовали новые для того времени материалы: фигурный красный кирпич, железобетон, чугун, большеразмерное стекло. История эклектики в архитектуре начинается с периода, когда авангардисты в поисках нового и необычного начали сталкиваться с проблемой, что все уже создали и придумали до них. В итоге возникла мода на совмещение уже существовавших ранее вещей и добавления чего-то своего. Так мир узнал о новом стиле – эклектика.

ЭКЛЕКТИКА

В архитектуре эклектика это смешение барокко, ренессанса и классицизма, отрицание канонов традиционных стилей в архитектуре. В эклектике использовали новые для того времени материалы: фигурный красный кирпич, железобетон, чугун, большеразмерное стекло.

История эклектики в архитектуре начинается с периода, когда авангардисты в поисках нового и необычного начали сталкиваться с проблемой, что все уже создали и придумали до них.

В итоге возникла мода на совмещение уже существовавших ранее вещей и добавления чего-то своего.

Так мир узнал о новом стиле – эклектика.

Эклектика Доходный дом Вяхиревых Построен в 1904 году по проекту техника Стрельцова ул. Плехановская, 16.  Строительный бум конца XIX – начала XX веков связан с модой строить доходные дома. В то время это был хороший бизнес. И доходный дом Вяхиревых – яркий тому пример. На первом этаже размещался свой магазин обуви и других мануфактурных товаров. На втором – жила его семья Вяхиревых. Часть верхнего этажа сдавалась под жилье горожанам.

Эклектика

Доходный дом Вяхиревых

Построен в 1904 году по проекту техника Стрельцова

ул. Плехановская, 16.

Строительный бум конца XIX – начала XX веков связан с модой строить доходные дома. В то время это был хороший бизнес. И доходный дом Вяхиревых – яркий тому пример.

На первом этаже размещался свой магазин обуви и других мануфактурных товаров. На втором – жила его семья Вяхиревых.

Часть верхнего этажа сдавалась под жилье горожанам.

ЭКЛЕКТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕРНА  Дом Шведченко, начало ХХ века  Состоит из разновременных частей. Главный дом XIX в. первоначально скашивал угол улиц. В 1898 г. он был перестроен в трехэтажном виде из более старого, стоявшего на этом месте, дома. В середине 1900-х гг. к этому дому была сооружена северо-западная пристройка в стиле модерн со стороны Большой Московской улицы (ныне ул. Плехановская), также на месте прежней постройки XIX в., от которой был оставлен подвал. Строительство завершилось в 1906 г., предположительный автор проекта – архитектор М.Н. Замятнин.

ЭКЛЕКТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ МОДЕРНА

Дом Шведченко, начало ХХ века

Состоит из разновременных частей.

Главный дом XIX в. первоначально скашивал угол улиц.

В 1898 г. он был перестроен в трехэтажном виде из более старого, стоявшего на этом месте, дома.

В середине 1900-х гг. к этому дому была сооружена северо-западная пристройка в стиле модерн со стороны Большой Московской улицы (ныне ул. Плехановская), также на месте прежней постройки XIX в., от которой был оставлен подвал. Строительство завершилось в 1906 г., предположительный автор проекта – архитектор М.Н. Замятнин.

ЭКЛЕКТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО СТИЛЯ На рубеже XVIII—XIX веков на месте гостиницы располагался небольшой постоялый двор и деревянная харчевня на углу Среднемосковской и Малой Дворянской улиц (ныне – улицы Фридриха Энгельса). В начале 1870 годов у усадьбы появился новый собственник – купец Михаил Клочков. Он надстроил над домом и лавкой, расположенной на месте старой харчевни, второй этаж. При Клочкове оба здания были соединены, а их фасад перестроили в едином стиле – классицизм. У дома также имелась арка – въезд во двор. Проект здания выполнил архитектор Шебалин. Его чертеж хранится в Госархиве Воронежской области.

ЭКЛЕКТИКА С ЭЛЕМЕНТАМИ РУССКОГО СТИЛЯ

На рубеже XVIII—XIX веков на месте гостиницы располагался небольшой постоялый двор и деревянная харчевня на углу Среднемосковской и Малой Дворянской улиц (ныне – улицы Фридриха Энгельса).

В начале 1870 годов у усадьбы появился новый собственник – купец Михаил Клочков. Он надстроил над домом и лавкой, расположенной на месте старой харчевни, второй этаж.

При Клочкове оба здания были соединены, а их фасад перестроили в едином стиле – классицизм.

У дома также имелась арка – въезд во двор. Проект здания выполнил архитектор Шебалин. Его чертеж хранится в Госархиве Воронежской области.

коммерческая гостиница Воищева, улица Среднемосковская,10. В середине 1870 годов владельцем дома с усадьбой стал купец Михаил Воищев. Архитекторы характеризуют стиль этого здания как псевдорусский. В 1879 году хозяин дополнил усадебный комплекс двухэтажной пристройкой со стороны улицы Малой Дворянской. При нем у основного здания гостиницы появился третий этаж, а ее фасад был переделан в духе эклектики с преобладанием элементов русского стиля. После этой реконструкции постоялый двор был преобразован в коммерческую гостиницу. Воронежские

коммерческая гостиница Воищева, улица Среднемосковская,10.

В середине 1870 годов владельцем дома с усадьбой стал купец

Михаил Воищев.

Архитекторы характеризуют стиль этого здания как псевдорусский.

В 1879 году хозяин дополнил усадебный комплекс двухэтажной пристройкой со стороны улицы Малой Дворянской. При нем у основного здания гостиницы появился третий этаж, а ее фасад был переделан в духе эклектики с преобладанием элементов русского стиля.

После этой реконструкции постоялый двор был преобразован в коммерческую гостиницу. Воронежские

КОНСТРУКТИВИЗМ Построен в 30-е годы XX века. Жилой дом на ул. Пушкинская ,22. После Октябрьской революции всплеск градостроительства в Воронеже пришелся на конец 20-х – начало 30-х годов. В это время в моду вошел конструктивизм, который принято считать советским явлением. Владимир Маяковский в своем очерке о французской живописи писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…».

КОНСТРУКТИВИЗМ

Построен в 30-е годы XX века.

Жилой дом на ул. Пушкинская ,22.

После Октябрьской революции всплеск градостроительства в Воронеже пришелся на конец 20-х – начало 30-х годов.

В это время в моду вошел конструктивизм, который принято считать советским явлением. Владимир Маяковский в своем очерке о французской живописи писал: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…».

КОНСТРУКТИВИЗМ Характерные признаки конструктивизма : строгость, геометризм, параллельность, перпендикулярность, обилие стекла, полное отсутствие декора. Это была реакция на богатую, помпезную дворянскую и купеческую архитектуру. Это были дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни, где не было места индивидуализму, а приветствовался коллективизм. Дома в стиле конструктивизма отображали идею о новой жизни, где нет места ничему буржуазному, а все должно быть совместным, в том числе быт и воспитание детей. Предполагалось, что в своих квартирах люди будут проводить мало времени, так как большая часть жизни будет проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне.

КОНСТРУКТИВИЗМ

Характерные признаки конструктивизма : строгость, геометризм, параллельность, перпендикулярность, обилие стекла, полное отсутствие декора.

Это была реакция на богатую, помпезную дворянскую и купеческую архитектуру.

Это были дома-коммуны, общежития, фабрики-кухни, где не было места индивидуализму, а приветствовался коллективизм.

Дома в стиле конструктивизма отображали идею о новой жизни, где нет места ничему буржуазному, а все должно быть совместным, в том числе быт и воспитание детей.

Предполагалось, что в своих квартирах люди будут проводить мало времени, так как большая часть жизни будет проходить на виду, в обществе: работать – на заводе, есть – на фабрике-кухне.

СТАЛИНСКИЙ АМПИР Построен в 1953 году. Дом по Плехановской, 18, известный воронежцам как дом старых большевиков. Такое название дом получил благодаря тому, что квартиры в нем получили в основном представители номенклатуры и другие известные люди Воронежа. В то время было принято селить людей тематически. Были дома для профессуры, докторов, рабочих, слепых и глухонемых. В отличие от конструктивизма 30-х годов в сталинском ампире в оформлении фасадов можно наблюдать колонны, цветы, барельефы

СТАЛИНСКИЙ АМПИР

Построен в 1953 году.

Дом по Плехановской, 18, известный воронежцам как дом старых большевиков.

Такое название дом получил благодаря тому, что квартиры в нем получили в основном представители номенклатуры и другие известные люди Воронежа.

В то время было принято селить людей тематически.

Были дома для профессуры, докторов, рабочих, слепых и глухонемых.

В отличие от конструктивизма 30-х годов в сталинском ампире в оформлении фасадов можно наблюдать колонны, цветы, барельефы

СТАЛИНСКИЙ АМПИР После завершения Великой Отечественной войны сталинская архитектура распространилась из СССР на многие страны Восточной Европы. В сталинском ампире использовались стили разных народов и эпох, из-за этого его часто сравнивают с эклектикой. Он был государственным архитектурным стилем, поэтому в нем ярко выражены главные пропагандистские идеи сталинской эпохи. Построенных в стиле сталинского ампира дома украшали барельефами с изображениями трудящихся и геральдическими композициями.

СТАЛИНСКИЙ АМПИР

После завершения Великой Отечественной войны сталинская архитектура распространилась из СССР на многие страны Восточной Европы.

В сталинском ампире использовались стили разных народов и эпох, из-за этого его часто сравнивают с эклектикой.

Он был государственным архитектурным стилем, поэтому в нем ярко выражены главные пропагандистские идеи сталинской эпохи.

Построенных в стиле сталинского ампира дома украшали барельефами с изображениями трудящихся и геральдическими композициями.

СТАЛИНСКИЙ АМПИР Построено в 1929-1937 гг. Уникально тем, что проектировал его архитектор Николай Троицкий. После войны здание не сохранилось и восстанавливать (а точнее проектировать новое на месте прежнего управления) поручили всё тому же архитектору. Больше такой преемственности в Воронеже не было . В 50-е годы у здания правления ЮВЖД появилась его знаменитая башня, ставшая одним из символов Воронежа. В это же время здание отреставрировали и передекорировали, добавив элементов сталинского ампира.

СТАЛИНСКИЙ АМПИР

Построено в 1929-1937 гг. Уникально тем, что проектировал его архитектор Николай Троицкий. После войны здание не сохранилось и восстанавливать (а точнее проектировать новое на месте прежнего управления) поручили всё тому же архитектору. Больше такой преемственности в Воронеже не было .

В 50-е годы у здания правления ЮВЖД появилась его знаменитая башня, ставшая одним из символов Воронежа. В это же время здание отреставрировали и передекорировали, добавив элементов сталинского ампира.

Но было уже другое время и другие требования партии и правительства:

В том самом постановлении Центральный комитет КПСС критиковал архитекторов за «показную сторону архитектуры». «Увлекаясь показной стороной, многие архитекторы занимаются главным образом украшением фасадов зданий, не работают над улучшением внутренней планировки и оборудования жилых домов и квартир», – утверждали партийцы.

Как пример расточительства государственных денег в приказе было приведен Воронеж.

Сообщалось, что построенное архитектором Троицким здание пятиэтажное здание управления ЮВЖД имеет 11-этажную башню высотой 70 метров.

Ее строительство обошлось в огромную по тем времена сумму около – 2 млн рублей.

«Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады, портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся,»

Из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года

ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ  МАССОВАЯ ЗАСТРОЙКА  Время начала массовой застройки : вторая половина 50-х годов ХХ века. Активно строить малоэтажные дома эконом-класса, лишенные архитектурных изысков на фасаде, в СССР начали после принятия Постановления «О развитии жилищного строительства в СССР» от 31 июля 1957 года. Этот документ положил начало новому жилищному строительству.

ТИПОВЫЕ ПРОЕКТЫ

МАССОВАЯ ЗАСТРОЙКА

Время начала массовой застройки : вторая половина 50-х годов ХХ века.

Активно строить малоэтажные дома эконом-класса, лишенные архитектурных изысков на фасаде, в СССР начали после принятия Постановления «О развитии жилищного строительства в СССР» от 31 июля 1957 года.

Этот документ положил начало новому жилищному строительству.

«ХРУЩЕВКИ» Основная цель постройки «хрущевок» – претворение в жизнь девиза «Каждому рабочему по квартире». Каркасные дома по типовым проектам возводились в рекордно короткие сроки. Невысокие, максимум пять этажей, дома из панелей или кирпича без лифта и мусоропровода.  Удобства пострадали ради экономии. В «хрущевках» маленькие кухни (до 6 кв. м), маленький коридор, высота потолков – 2,5 метра, проходные комнаты (зал). Санузел совмещенный. Забавная черта «хрущевок» – небольшое окошко между кухней и санузлом. Его проектировали, чтобы уличный свет попадал в ванную.

«ХРУЩЕВКИ»

Основная цель постройки «хрущевок» – претворение в жизнь девиза «Каждому рабочему по квартире».

Каркасные дома по типовым проектам возводились в рекордно короткие сроки.

Невысокие, максимум пять этажей, дома из панелей или кирпича без лифта и мусоропровода.

Удобства пострадали ради экономии.

В «хрущевках» маленькие кухни (до 6 кв. м), маленький коридор, высота потолков – 2,5 метра, проходные комнаты (зал). Санузел совмещенный.

Забавная черта «хрущевок» – небольшое окошко между кухней и санузлом. Его проектировали, чтобы уличный свет попадал в ванную.

«БРЕЖНЕВКИ» Время начала массовой застройки: начало 70-х годов Главное отличие «брежневки» от «хрущевки» в том, что подавляющее их большинство построено из сборных железобетонных панелей. Лестничные клетки стали более широкими, количество квартир на площадке уменьшилось. Ранние «брежневки», строившиеся с середины 1960-х по конец 1970-х, представляющие собой усовершенствованные хрущевки. В отличие от последних, в таких домах появились раздельные санузлы, квартиры с ориентацией на две стороны дома, уменьшено число проходных комнат В 70-х годах «брежневки» стали расти ввысь. Появились дома от восьми до 16 этажей с лифтами и мусоропроводами на каждом этаже .

«БРЕЖНЕВКИ»

Время начала массовой застройки: начало 70-х годов

Главное отличие «брежневки» от «хрущевки» в том, что подавляющее их большинство построено из сборных железобетонных панелей.

Лестничные клетки стали более широкими, количество квартир на площадке уменьшилось.

Ранние «брежневки», строившиеся с середины 1960-х по конец 1970-х, представляющие собой усовершенствованные хрущевки.

В отличие от последних, в таких домах появились раздельные санузлы, квартиры с ориентацией на две стороны дома, уменьшено число проходных комнат

В 70-х годах «брежневки» стали расти ввысь.

Появились дома от восьми до 16 этажей с лифтами и мусоропроводами на каждом этаже .

«ЧЕШКИ» Время начала массовой застройки: середина 70-х годов «Чешками» принято называть квартиры, которые были спроектированы по чешскому стандарту. Дома многоэтажные, кирпичные или панельные. Квартиры достаточно просторные – в «однушке» около 40 м, в «двушке» более 50 м. Принципиальное отличие чешек от хрущевок и брежневок — большие площади комнат и просторные кухни – до 10 м, раздельный санузел. Планировки чешек отличаются большим разнообразием Такие квартиры всегда имеют балкон или (чаще) обширную лоджию. В некоторых сериях — выход на балкон через выступающую часть соседней комнаты или из коридора. Окна в «чешках» занимают едва ли всю стену и обращены на одну сторону дома.

«ЧЕШКИ»

Время начала массовой застройки: середина 70-х годов

«Чешками» принято называть квартиры, которые были спроектированы по чешскому стандарту.

Дома многоэтажные, кирпичные или панельные. Квартиры достаточно просторные – в «однушке» около 40 м, в «двушке» более 50 м.

Принципиальное отличие чешек от хрущевок и брежневок — большие площади комнат и просторные кухни – до 10 м, раздельный санузел.

Планировки чешек отличаются большим разнообразием

Такие квартиры всегда имеют балкон или (чаще) обширную лоджию.

В некоторых сериях — выход на балкон через выступающую часть соседней комнаты или из коридора.

Окна в «чешках» занимают едва ли всю стену и обращены на одну сторону дома.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ отель «Marriott» на Проспекте Революции за зданием ЦУМа Жилой дом вдоль Проспекта Революции , рядом с домом в русском стиле

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОЕКТЫ

отель «Marriott» на Проспекте Революции за зданием ЦУМа

Жилой дом вдоль Проспекта Революции , рядом с домом в русском стиле

Отель «Mercure» на улице Кирова ТЦ «Галерея Чижова»

Отель «Mercure» на улице Кирова

ТЦ «Галерея Чижова»

Военный «немецкий» городок Московский проспект Жилой комплекс «Солнечный олимп»

Военный «немецкий» городок

Московский проспект

Жилой комплекс «Солнечный олимп»

Левобережный район Ольховый пер. Северный микрорайон Бульвар Победы

Левобережный район

Ольховый пер.

Северный микрорайон

Бульвар Победы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!