Тема урока: «Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.»
Цели урока: создание условий для формирования у детей представлений об особенностях керамики , её истории и технологии.
Формирование умений выполнять макет изразца из пластилина.
Оборудование: Трафарет будущего панно; зубочистки. Учебник; прямоугольный лист картона и пластилин для демонстрации приёмов работы; лист бумаги с нанесённым на него контурным рисунком плитки.
Этап урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Деятельность Учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
Орг. Момент. Словесный: слово учителя. | 1 мин. | Ребята, садитесь! Начинаем урок технологии. Проверьте свою готовность. Ребята , на уроке вам понадобится картон(размером с будущую плитку), лист картона размером с будущую композицию(панно), пластилин , клей ПВА. Ты еще не видел чудо? Никогда не видел чудо? Посиди и посмотри! В старину умельцы были. Чудеса они творили, Создавали изразцы. Так попробуем и мы. | Проверяют готовность к уроку. | |
Самоопределение Словесный: ответы на вопросы, строят речевые высказывания. | 2 мин. | Ребята, а вы знаете, что такое изразцы? Изразцы- это керамические плитки для облицовки печей, каминов, стен. Изразцы издавна использовались на Руси для отделки дворцов и храмов, а также для облицовки печей. Недаром само слово «изразец» произошло от слова «изрезать». Итак , наша тема «Архитектурная керамика. Изразец. Декоративная плитка.» | нет | |
Знакомство с новым материалом Словесный: слово учителя; ответы на вопросы. | 5 мин. | Рельефы были единственным украшением самых первых изразцов. На них изображались сцены охоты и битв, герои народных сказок , басен, реальные и фантастические животные. Наиболее широко были распространены муравленые плитки, покрытые зелёной глазурью. Покрывали изразцы глазурью, потому что из-за своей пористости они быстро грязнились и становились чёрными. А сейчас откройте свои учебники на странице 23 и прочитайте три абзаца. Почему применение керамической отделки в архитектуре следует признать удачным изобретением человека? Найдите ответ в тексте. | | . |
Педагогический показ Словесный: демонстрационное объяснение учителя. | 5 мин. | Теперь посмотрите , что в моих руках. Сегодня наша задача в парах сделать композицию из пластилина в технике изразцового панно. А почему, как вы думаете, каждый из вас будет делать только половину панно? 1)Подготовим основу для каждой будущей плитки и налепим на них пластилин голубого или синего цвета толщиной примерно 5 мм . (учитель ходит и индивидуально помогает) 2) прикладываем изображение на картон , который мы уже заполнили пластилином. 3) берём зубочистку правой рукой , а левой держим лист , который приложили и точками протыкаем рисунок на трафарете. 4) вылепим изображение на плитке в соответствии с контурным рисунком.( в технике барельефа) 5) готовые плитки наклеим на картонную основу , чтобы получилось цельное изображение. Не забывайте сравнивать свою работу с работой товарища, ведь вы делаете цельную композицию! Ребята , плитку можно будет позже покрыть слоем лака. | Потому что это изразец , он делается из частей и позже эти части , плиточки , соединяются. | |
Постановка творческой задачи. Словесный: инструктаж. | 1 мин. | Перед началом работы : Какие правила следует соблюдать при работе с пластилином? ( работать на доске предназначенной для пластилина, следить чтобы не попал на одежду и пол, работая со стекой не направлять её в разные стороны.) | | |
Практическая работа Практический: практическая работа. | 27 мин. | Итак , возьмите картон и начинайте облеплять его пластилином. | | |
Итог урока. Словесный: ответы на вопросы; обобщение. | 3 мин. | Ответьте на мои вопросы: -Как керамика издавна используется в архитектуре? – Почему применение керамической отделки в архитектурных сооружениях следует признать удачным изобретением человечества? Использование керамики в архитектуре является, безусловно, весьма удачным. Ведь керамика (глина) – широкодоступный и дешёвый материал; глазурованные обожжённые плитки не выгорают и не трескаются ни под дождём или снегом, ни под палящими лучами солнца, поэтому в течение многих веков керамические покрытия сохраняют яркий цвет и изумительный блеск. А использование отдельных плиток, во-первых, значительно упрощает технологию работы по производству покрытий и, во-вторых, позволяет облицовывать любой рельеф поверхности (не только плоские стены, но и округлые купола, колонны и пр.). | | |
Рефлексия Словесный: самоанализ. | 1 мин. | Теперь каждый ряд посмотрите на работы своих соседей по парте и вашего ряда. Оцените и выберите , по вашему мнению , лучшую работу. Убирайте рабочее место. Урок окончен. | | |