СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура дворцов и храмов Китая

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Архитектура дворцов и храмов Китая»

Архитектура дворцов и храмов Китая

Начиная с XV - XVII веков, когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и восстановление разрушенных городов, столицей Китая становится Пекин, сохранивший и сей день многие из архитектурных памятников древности. Кстати, Пекин - по-китайски Бэйцзин (Северная столица) - существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. Растущая столица была задумана как мощная крепость. Массивные кирпичные стены (до 12 метров высотой) с монументальными башенными воротами окружали ее со всех сторон. Но симметрия и четкость плана не вносили в облик Пекина сухости или монотонности. В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии китайской планировки города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде длинных туннелей замыкали город со всех сторон. Каждая пересекающая город магистральная улица упиралась в подобные ворота, расположенные симметрично друг против друга. Древнейшая часть Пекина называется «Внутренний город», она, в свою очередь, отделена от расположенного к югу «Внешнего города» стеной и воротами. Однако общая магистраль связывала обе части столицы. Все главные сооружения выстроены по этой прямой оси. Таким образом, все огромное пространство столицы являлось объединённым, организованным и подчинённым единому замыслу.

Основным ансамблем, расположенным в центре «Внутреннего города», был огромный «Императорский город», растянувшийся на многие километры, замкнутый кольцом стен с могучими воротами. Внутри него располагался «Запретный город» (ныне превращенный в музей), также обнесенный стенами и окруженный рвом с водой. Это и был Императорский дворец, куда могли попасть только избранные. Дворец представлял собой не одно здание, он разделялся на несколько частей. Широкие площади, мощённые светлым камнем, изогнутые каналы, закованные в белый мрамор, яркие и торжественные павильоны, поднятые на террасы, раскрывали свое сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя сквозь ряд массивных крепостных ворот, начиная от ворот Тайхэмэнь («Ворота небесного спокойствия»), проникал в пределы дворца. Парадная часть ансамбля состояла из анфилады площадей, соединённых друг с другом лестницами, воротами, павильонами. Весь же «Запретный город» с многоцветными крышами дворцов, тенистыми садами и двориками, коридорами и беседками, бесчисленными переходами и боковыми ответвлениями представлял собой своеобразный город в городе, в глубине которого прятались покои императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое другое.

Запретный город Гугун

Строительство продолжалось 14 лет с участием 200000 рабочих. Дворец был открыт в 1420 году.

Заядлые путешественники утверждают, что бы понять мифический Китай нужно окунуться в сказку пройдя через Полуденные ворота. Жители, которые обитали за полуденными воротами, именовали себя сыновьями неба и считали императорский дворец центром земли. Наверное, вы уже догадались, что дорога лежит в Пекин. А вот в самом Пекине существует Гугун, город в городе. Но Гугун не просто город, Гугун город запретный. О нем и пойдет речь.

Название Гугун означает дворец прежних правителей. Гугун - город, из которого двадцать четыре представителя династий Цин и Мин правили великим Китаем. Двадцать четыре императора на протяжении пятисот лет решали судьбы миллионов жителей Поднебесной. Когда-то, властители и жители запретного города решили устроить для себя особенный и обособленный мир. Мир похожий на сказку, мир волшебства. Свидетельством тому могут служить только одни названия:

Дворец вечной весны;

Павильон сбережения сердца;

Дворец солнечного пейзажа;

Стена девяти драконов;

– названия говорят сами за себя. По легенде в Гугуне находится 9999 помещений. Дело в том, что Нефритовый правитель вселенной имел 1000 помещений и вот сыновья неба, в знак почтения к отцу, построили на одно помещение меньше. Но самые главные события, самые главные придворные сцены происходили в трех главных павильонах:

Павильон высшей гармонии;

Павильон совершенной гармонии;

Павильон сохранения гармонии.

Возвышенные и прекрасные названия не означали, однако, что жизнь за стенами города походила на сказку для всякого. Совсем нет. Сказочная жизнь существовала исключительно для очередного императора, который, конечно обожествлялся. Для всех остальных запретный город носил жуткий характер, и счастливый конец был редким случаем. Официальное название этого великолепного дворцового комплекса Пурпурный запретный город. Запретный! Бедные простолюдины, которые по недомыслию или случайно оказывались на территории запретного города, казнь наступала неминуемо. Головы с плеч летели, как осенние листья с деревьев при сильном порыве ветра. Головы летели и за меньшие провинности по сравнению с проникновением в запретный город. В городе жил император и его семья. Императору без многочисленной прислуги не обойтись и для нее делали исключение. Исключение делали и для высоких чиновников по личному приглашению императора.

Запретный город, окруженный высокими стенами и глубоким рвом, сторожевыми башнями и неусыпными стражниками. Бесчисленные ворота, которые нужно преодолеть, что бы попасть в главную святыню Поднебесной, все это служило предупреждением не прошеным гостям, которые рискнули своей головой. Но для прошеных гостей существовал особый ритуал и горе тому, кто решался его нарушить.

Существовал Внешний дворец, в который были вхожи высокопоставленные мандарины и сановники. Здесь, во Внешнем дворце вершатся все государственные дела. Трое ворот приходилось преодолевать сановникам, шествовать по церемониальной и величественной дороге, что бы замереть во дворе перед Павильоном высшей гармонии. Вся жизнь сановников, все их действия подчинялись раз и навсегда установленным ритуалам. Для каждого из них было отведено свое место, которое едва помечалось на брусчатой площади. Каждый занимал свое место и перед тронным залом замирал четко организованный строй крайне подобострастных и верных поданных. Соблюдалось могильное молчание. Шепот, шорох, громкий вдох или кашель вел к неминуемому наказанию.

Павильон высшей гармонии

Павильон высшей гармонии был центральным местом проведения церемоний. Помимо этого павильон нес и центральную смысловую нагрузку. Высшие сановники в павильоне собирались не часто. Чести посетить его они удостаивались по особо значительным событиям, наступление нового года, приход весны, оглашение указа и конечно чествование нового обожествленного правителя и в день рождения императора. При оглашении указа, последний, в виде свитка спускался к верноподданным в клюве деревянного феникса, который находился в специальном паланкине. А в это время император взирал на своих сановников сверху вниз, в дыму фимиам, восседая на троне из розового дерева, инкрустированного золотом. Трон сохранился до наших дней и его можно видеть на том же месте, где он и стоял.

Император, обожествленный сын неба был отделен от простых смертных высокой лестницей, почти в двух или трехэтажный дом. Посередине этой смысловой лестницы установлен пандус, на котором извиваются драконы. Никто не имел права ступить на этот пандус. Даже самого императора слуги проносили в паланкине над пандусом. Обилием изображений драконов славится запретный город. Дракон, как символ власти императора и его всесилия. Но не только драконы олицетворяют высшее существо – Императора. Перед павильоном высшей гармонии сидит большая черепаха, из бронзы задравшая к небу раскрытую пасть. Черепаха, символ здоровья и долголетия императора. Здесь же расположился журавль, символ мудрости, дальновидности и прозрения. На крыше каждого здания в запретном городе расположились свои существа. В городе было все регламентировано и по наличию животных или сказочных существ можно было определить ранг и положение человека. Распределено, ранжировано и учтено было все, от наложниц императора и прислуги до предметов и помещений. Чем больше на крыше различных существ, тем выше ранг сановника.

Павильон совершенной гармонии

В этом павильоне император отдавался подготовке к многочисленным церемониям и вершил государственные дела. А вот в павильоне сохранения гармонии император лично экзаменовал чиновников на высшие государственные должности. Не имело значение происхождение или принадлежность к знати, в Китае того времени главным критерием назначения на государственную службу была грамотность. Даже красивый почерк был одним из критериев, и сановники должны были постоянно подтверждать свое право занимать значимые должности. Но на этом ритуалы запретного города не заканчиваются. В городе была территория, куда было запрещено входить даже самым высочайшим сановникам. В Китае, если что и творили, то творили поистине с китайской хитростью. Головоломки присутствуют на каждом шагу, от шкатулки до дворцовых комплексов. По этой причине дворцовый комплекс устроен настолько сложно, что не каждому доводилось наблюдать интимную жизнь императора и членов его семьи.

Внутренний дворец запретного города имел особое значение. Ни один мужчина не имел право ступить на его территорию. Ни один, за исключением сына неба. В этом дворце император наслаждался окружением женщин и детей. Прислугой ему и его женщинам служили евнухи. К слову, многие в евнухи шли добровольно ради благ и хорошей жизни. Число прислужников евнухов достигало до семидесяти тысяч. Из них можно было составить передовой ударный отряд, но их роль была иная – прислуживать. У императора и его жены были свои покои.

Покои императора именовались Дворец небесной чистоты. Покои жены императора – Дворец земного спокойствия. Между этими двумя дворцами расположился Павильон объединения и мира. Здесь император и императрица уединялись. В этом дворце проходила их первая брачная ночь. В последующем павильон использовался для встреч, отдыха и празднования дня рождения жены императора. В этом же павильоне хранились двадцать пять государственных печатей. Вот только интимная жизнь императора не была уединенной. Все, что происходило во время близости императора с женой, фиксировалось и записывалось вездесущей армией евнухов. Как только близость подходила к концу, евнухи подхватывали жену или очередную наложницу и уводили прочь. Что делать, император, сын неба должен был проснуться один.

Весь дворцовый комплекс запретного города Гугун выдержан в традициях и культуре Китая. Современный Китай отличается от Китая древнего. Но китайцы не простой народ. Обособленное от всего мира развитие культуры, традиций и философии привели к тому, что даже язык китайцев понятен только им. Ведь один и тот же иероглиф имеет несколько значений и применяется он в зависимости от духовной составляющей описываемых событий. И ни один китаец, глядя на иероглиф, не ошибался и никогда не ошибется в его значении. Иероглифы китайцы читают на подсознательном и духовном уровне. Создается впечатление, что весь Китай мыслит, думает и живет единым целым.

Летний императорский дворец -Парк Ихэюань — летняя резиденция императоров Цинской династии на окраине Пекина. Парк с более чем 3000 строений занесён ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. К западу до 1860 года находились обширные Императорские сады.

Создание «Сада чистой ряби» началось в 1750 году по приказу императора Цяньлуна с устройства рукотворного озера Куньмин (прообраз — Дяньчи). Из вырытой при строительстве озера земли возведён холм Долголетия, на вершине которого выстроены несколько буддистских храмов.

Вдоль берега идет Длинный коридор, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как «самый длинный в мире расписанный коридор» — 728 метров. На стенах висит около 8 тысяч картин. Вокруг стоят бронзовые фигуры драконов и львов — символов императорского могущества. Здесь же на берегу стоит знаменитая Мраморная ладья, где любила обедать императрица Цыси, потратившая на создание Летнего дворца деньги, собранные на строительство китайского военно-морского флота — 30 миллионов лян серебра (937,500 кг).

Парк неоднократно перестраивался, его общая площадь — около 290 гектаров. Расположенная в северной части парка гора Ваньшоушань («Гора долголетия») занимает четверть этой площади, а лежащее к югу от горы озеро Куньминху — примерно три четверти.

Летний императорский дворец является образцом китайского садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры. Искусственно созданные пейзажи и строения гармонично сочетаются здесь с живой природой.

Основная достопримечательность парка Ихэюань — гора Долголетия или Ваньшоушань, на южном склоне которой расположился архитектурный ансамбль — храм «Великое воздаяние за милость долголетия». В прежнее время это было место торжественного празднования дня рождения императрицы Цыси.

Храм Неба (Тяньтань) — храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе — Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Занесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. Площадь комплекса составляет 267 га. Тяньтань является одним из символов города.

Комплекс построен в 1420 году во время правления под девизом «Юнлэ» династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 году отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Храм неба расположен к юго-востоку от императорского дворца. Появился он в то же время, что и Запретный город, и первоначально действовал как храм Неба и Земли. Этим объясняется необычная форма территории храмового комплекса (южная часть постройки имеет форму квадрата, а северная округла): согласно китайской традиции, круг символизирует Небо, а квадрат — силы Земли; с тех пор в стенах Тяньтаня возносились молитвы исключительно Небу.

В течение почти 500 лет раз в году, в день зимнего солнцестояния, императоры прибывали сюда, чтобы после трехдневного строгого поста принести Небу щедрые дары. Считалось, что у владыки Поднебесной божественное происхождение, поэтому только император имеет право обращаться к Небесам с молитвами о процветании государства. Властитель заклинал ветер, дождь, жару и холод, чтобы они появлялись именно тогда, когда назначено вековечным природным циклом, — это было залогом хорошего урожая.

Самый большой культурный Храм в мире. Храм Неба занимает площадь 270 га. И больше чем Гугун в 4 раза. Храм Неба существует более 500 лет. Он расположен к югу от центра Пекина. Крыши его главных построек покрыты синими глазурными черепицами, под цвет неба. Храм Неба был возведен при династии Мин императором Юн Лэ в 1420 г. Его первоначальное название – Храм Неба и Земли, так как здесь воздавались молитвы и Небу, и Земле. В 1530 году на севере Пекина был построен храм Земли, и с тех пор храм Неба стал специальным местом поклонения императоров Небу и местом моления о богатом урожае, здесь же молились Грозе, Тучам и вспоминали предков. Общая площадь, занимаемая храмом Неба, составляет 266,7 га. Территория храма обнесена двумя стенами. Внешняя стена, которая охватывает всю территорию храма, составляет 6625 метров. Длина внутренней стены, окружающей здания храма – 5287 метров. Южная часть храма Неба имеет форму квадрата, а его северная часть – округла. По преданию, круг символизирует небесные силы, а квадрат – силы Земли. Самым южным сооружением храма Неба является мраморный алтарь Неба – Хуаньцю, воздвигнутый в 1530 году и перестроенный в 1749 году. Здесь каждый год в день зимнего солнцестояния императоры совершали жертвоприношение Небу, а при засухе молили о ниспослании дождя. Интересна планировка алтаря Хуаньцю – круглая трехступенчатая терраса, выложенная из белоснежных мраморных плит. Она служит остроумным примером применения геометрических орнаментов в архитектуре. Центром верхнего яруса алтаря является круглая каменная плита, по окружности которой расположены девять плит, образующих первое кольцо, во втором кольце – их уже 18, в третьем – 27... а в девятом – 81 плита, то есть число плит кратно 9, а эта цифра считалась в древнем Китае священной. "Тяньсиньши", круглая каменная плита в центре верхнего яруса Хуаньцю, обладает необыкновенным свойством: если встать на нее и негромко произнести слова молитвы, то звук многократно усиливается. Этот эффект резонанса производил особое впечатление от молитвенной церемонии. Великолепный зал Циняньдянь (Зал жатвенных молитв) находится на севере храма Неба. Он был построен в 1420 году, но в 1889 году сгорел от сильного удара молнии. Впоследствии его реставрировали в прежнем виде. Зал Циняньдянь – это круглое здание с крытой черепицей трехъярусной крышей, которая увенчана позолоченной вышкой. Он замечателен с точки зрения своей архитектуры. Высокая и тяжелая трехъярусная кровля поддерживается лишь гигантскими деревянными колоннами и соединенными между собой многочисленными перекладинами и брусьями. Поэтому, несмотря на большие размеры и почти 40-метровую высоту, зал храма кажется удивительно легким. 28 гигантских деревянных колонн, поддерживающих его, глубоко символичны. Четыре средние колонны символизируют 4 времени года, двенадцать колонн в среднем ряду – 12 месяцев, а 12 колонн наружного ряда – 12 времен суток. Помимо прочего, эти 28 деревянных колонн – символ и 28 небесных созвездий. Встав лицом к залу Циняньдянь, справа и слева вы увидите два одноэтажных здания. В прошлом в одном из них хранилась посуда, которая во время богослужений наполнялась разнообразной пищей, предназначаемой для Бога. Другое здание – «Управа небесной музыки» было предназначено для обучения храмовой музыке. В настоящее время в этом здании экспонируются древние китайские музыкальные инструменты со времен Минской и Цинской династий. А на южной стороне здания Циняньдянь широкая дорога ведет к другому комплексу храмовых сооружений. Прежде всего вы попадаете в храм Хуанцюньюй, предназначенный для хранения табличек с именами императорских предков. Этот храм построен в 1530 году. Здание имеет также круглую форму, с круглой крышей, покрытой синей черепицей. Храм обнесен стеной, высота которой – 6 метров. Она имеет очень любопытные свойства. Стена замечательна тем, что хорошо передает звук, поэтому ее называют "Говорящей стеной". Чжайгун, дворец для совершения поста, тоже занимает важное место в храме Неба. Прежде всего сюда следовали императоры, чтобы очиститься от грехов, и только после этого они отправлялись к алтарю для принесения жертв. Великолепный храм Неба – уникален в своем совершенстве. Кроме главных сооружений, здесь много специальных построек. Это Управа небесной музыки. Площадка для одежды и инструментов, Беседка для закапывания жертвенного скота, Башня с колоколом, Кухня для небожителей и т.д.. Храм Неба свидетельствует о необыкновенно высоком уровне мастерства, которого достигла китайская архитектура много столетий тому назад. Храм Неба – свидетельство и незаурядных талантов художников и архитекторов династий Мин и Цин.

Храм Неба – это грандиозное сооружение, включающее четыре основные структуры: Алтарь Неба, Зал молитвы за хороший урожай, Императорский небесный свод, Зал воздержания.

На Алтаре Неба императоры приносили жертвы богам. Алтарь построен целиком из белого мрамора, имеет 4 входа по 9 ступенек в каждом направлении. В центре верхней террасы лежит большая мраморная плита, окруженная концентрическими кольцами девяти камней. Когда император приходил молиться, они указывали ему путь.

Алтарь Неба соединен мостом с Залом молитвы. Поднятый на 1 м над землей у алтаря и на 4 м у зала молитвы, мост имитирует чувство возвышения по мере приближения к молитвенному залу.

Зал молитвы за хороший урожай – центральное круглое здание высотой38 м под синей крышей, символизирующей небо. Деревянное здание построено без использования стали, цемента или гвоздей. Трехуровневая структура держится на 28 столбах. Внутренний круг имеет 4 колонны (столбы дракона), представляющих 4 времени года, два внешних - по 12 колонн, символизирующих 12 месяцев и 12 часов, составляющих китайский день. Стены и потолок состоят из деревянных брусьев с резными карнизами ярких цветов. В богато украшенном зале стоит трон, на котором императоры молились богу сельского хозяйства.

Севернее находится Императорский небесный свод – меньший по размеру молитвенный зал, где хранились скрижали богов звезд и природных явлений. Знаменит стеной Эхо - окружающей стеной диаметром 70 м, выложенной голубой плиткой и имеющей особый акустический эффект. Если на расстоянии 100 м говорить шепотом в направлении этой стены, то слова будут также хорошо различимы, как если бы говорили прямо в ухо.

Зал воздержания расположен вдоль западной оси. Это одноэтажное деревянное здание с синей крышей использовалось для трехдневного поста и других религиозных церемоний. С 1986 года преобразован в выставочный зал, где представлены жертвенные реликвии, использовавшиеся в обрядах.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!