Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося 6-Г класса МБОУ г.Керчи РК « Школа №23» на 2019/2020 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому состав лена для обучающегося пятого года обучения Баранова Юрия на основании коллегиального заключения и справки ВК.
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от05.03.2004г.№1089;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №23» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
По возможности обучения Юрий относится к группе учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической; малый объем, упрощенный материал, многократное повторение). Программный материал усваивает на низком уровне. Юра не всегда проявляет интерес к занятиям. Легко отвлекаем. Быстро утомляется. Эмоциональные реакции неадекватны. Работоспособность очень низкая, темп медленный. Мелкая моторика грубо нарушена. Деятельность свою не контролирует. Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых.
С учётом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, трудовое обучение, коррекционные занятия.
Содержание по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Программа ориентирована на слияние обучения, коррекции, развития и воспитания обучающегося в единый органичный процесс. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим
Особое внимание обращено на коррекцию психических процессов, на развитие речи, как средства общения, на коррекцию всей личности в целом. Обучение обучающегося с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что урівень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 14 часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%.( интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по триместрам | в неделю |
I | II | III |
Чтение(Литератур ное чтение) | 68 | 21 | 23 | 23 | 2 |
Русский язык | 68 | 20 | 21 | 22 | 2 |
Математика | 68 | 14 | 21 | 24 | 2 |
Природоведение | 34 | 12 | 12 | 11 | | 1 |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
ИЗО | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
Профильный труд | 34 | 12 | 12 | 10 | | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельнос ти | 34 | 10 | 10 | 12 | | 1 |
Музыка | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Физическая культура | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 14 | 22 | 24 | | 2 |
Коррекционно-развивающие занятия (логопедия)
Пояснительная записка
Программа по коррекционно-развивающему занятию (логопедии) составлена на основе Воронковой В.В. Обучение грамоте учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.
Программа рассчитана на 34 учебных часов в год, из расчета 1 часа в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 34 часа (из них 34 часа - аудиторные занятия).
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Общая характеристика предмета
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
Данная программа предназначена по коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Основные направления коррекционной работы:
-коррекция звукопроизношения;
-коррекция фонематических процессов;
-коррекционная работа на лексическом уровне;
-коррекционная работа на синтаксическом уровне;
-совершенствование связной речи.
Принципы реализации программы:
Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста на заданную тему;
- анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
- списывать рукописный и печатный текст по слогам и целыми словами;
- писать под диктовку слова и короткие предложения (из 2-4 слов) с изученными орфограммами
Содержание курса
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа состоит из следующих разделов:
-коррекция звукопроизношения;
-коррекция фонематических процессов;
-коррекционная работа на лексическом уровне;
-коррекционная работа на синтаксическом уровне;
-совершенствование связной речи.
Продолжительность коррекционно-развивающих занятий составляет 25-30 минут.
АОП составлена на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
2. | Предложение | 13 |
3. | Звуковой аналіз | 2 |
4. | Твердые и мягкие согласные | 4 |
5. | Состав слова | 8 |
| Словосочетание | 7 |
| Всего | 34 часа |
Критерии оценивания:
Форма оценивания коррекционно – развивающих занятий – безотметочная
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
1.Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1991.
2.Волина В.В. «Великая грамматика», М., 1994.
3.Воронкова В.В. Обучение грамоте учащихся младших классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1981.
4.Дмитриева О.И., Казакова О.В. «Поурочные разработки по русскому языку». М.; Вако, 2007.
5.Журжина Ш.В., Костромина Н.В. Дидактический материал по русскому языку. М., 1987.
6.Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
7.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
8.Пикунова Л. И. Русский язык: Материалы для проведения контрольных и проверочных работ 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2001
9.Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М., 1992.
10.Якубовская Э.В. Сборник диктантов. – М.: Просвещение, 1980
11.350 развивающих упражнений по русскому языку:Увлекательное пособие для учителей нач. кл. и мл. шк-ков/ Авт.- сост. Н. А. Юрьева.- Мн.: ООО «Юнипресс» 2004г.
На уроках используются: таблицы, карточки, натуральные предметы, иллюстрации, фотографии, рисунки, модели, абаки, схемы, чертежи, дидактические пособия, индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения (презентации, обучающие фильмы).
Интернет-сайты:
www.school-collection.edu.ru
http://zavuch.info/forums.html
http://www.gramma.ru
http://www.openclass.ru
http://www.gramota.ru
http://korped.rkc-74.ru
http://www.mgn.ru/~gmc/work.html
Сроки реализации программы: с 03.09.2018 по 24.05.2019 г.