СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антропогенные катастрофы в природе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Антропогенные катастрофы в природе"

Просмотр содержимого документа
«Антропогенные катастрофы в природе»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Преображенка










«Антропогенные катастрофы в природе»


Информационно-ориентировочный проект по экологии















Работу выполнил:

Федорченко Юрий

ученик 11 класса


Руководитель проекта:

Жданова Марина Валентиновна







2020 год


Содержание


Стр.


Введение

3

1.

Классификация антропогенных катастроф……………...

4

2.

Причины возникновения антропогенных катастроф…..

4

3.

Топ 10 антропогенных катастроф ……………………….

3.1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»…..

3.2. Крушение танкера «Эксон Валдез»………………..

3.3. Чернобыльская катастрофа………………………….

3.4. Авария на АЭС Фукусима-1………………………...

3.5. Бхопальская катастрофа……………………………..

3.6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz…

3.7. Исчезновение Аральского моря……………………

3.8. Авария на химзаводе в Фликсборо………………..

3.9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha………

3.10.Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе………………………………………………………

6

6

7

7

8

8

9

9

9

10


10

4.

Экологические катастрофы России

11

5.

Исследование общественного мнения

15



Заключение

Приложение 1

18

19


Использованные источники

20



























Введение

Цель: изучение ситуаций антропогенного характера, о последствиях влияния антропогенных катастроф на природу, поиска новых комплексных знаний, овладения умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта


Задачи:

1. Раскрыть понятие антропогенные катастрофы;

2. Изучить классификацию чрезвычайных ситуаций антропогенного характера;

3. Изучить понятие антропогенного воздействия и его влияние на природу;

4. Провести исследование общественного мнения;

5. Обобщить изученный материал, сделать выводы;

6. Подготовить презентацию исследовательской работы.


Актуальность проекта: введение в систему образования предмета экология.

Обострение проблем связанных с антропогенным воздействием на природу.


Большинство разрушительных катастроф имеют природное происхождение (землетрясения, экстремальные погодные явления). Тем не менее, Межправительственная группа экспертов по изменению климата продемонстрировала, что для уменьшения суровости и частоты экстремальных погодных явлений, вызванных антропогенным изменением климата, возможно применение ряда мер. Они заключаются во внедрении практики устойчивого развития, которая будет направлена на защиту окружающей среды и одновременно на улучшение здоровья и благополучия людей. Но для того, чтобы разобраться с катастрофами нужно ввести ее понятие.

В период с 2000 по 2012 год в результате катастроф погибло свыше 700 тысяч людей, 1.4 миллиона ранены, около 23 миллионов остались без крова. В общем, 1.5 миллиарда людей, так или иначе, пострадали от катастроф. Общий экономический ущерб составил 1.3 триллиона долларов (для сравнения: ВВП России на 2013 год – 2.097 триллионов долларов). Антропогенные катастрофы наносят ущерб, сказывающийся на всех сферах общества. Разрушительные последствия катастроф зачастую имеют долгосрочный характер. Катастрофы свидетельствуют о физической, социальной, экономической и экологической уязвимости и незащищенности человеческой популяции. Важной задачей современности является совершенствование прогнозирования катастроф и выработка методов быстрой и эффективной ликвидации их последствий. Во избежание антропогенных катастроф должны проводится регулярные проверки оборудования предприятий и объектов инфраструктуры, представляющих потенциальную опасность (железные дороги, заводы, станции) на предмет износа и другие необходимые меры по предотвращению этих катастроф и ликвидации их последствий.

В современных условиях чрезвычайные ситуации и катастрофы антропогенного характера приобретают такие масштабы, что постоянно возрастает опасность для жизни человека и природы в целом.

Антропогенная катастрофа – (греч. anthropos – человек, qenesisum – происхождение) - катастрофа, возникающая из-за деятельности человека.

Катастрофа – внезапно возникающее явление природы или акция человека, повлекшая за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшая ущерб здоровью группы людей.

  1. Классификация антропогенных катастроф

Обычно антропогенные катастрофы делят на две основные группы:

  1. индустриальные 

1.1. радиационные

1.2. химические выбросы

1.3. биохимические

  1. транспортные 

2.1.авиакатастрофы

2.2.железнодорожные аварии

2.3.призводственные катастрофы

Это не исчерпывающая классификация. В отдельные группы иногда выделяют пожары, социальные катастрофы (войны, террористические акты).

Другим критерием классификации является происхождение. Антропогенные катастрофы могут быть вызваны халатностью и непродуманными действиями со стороны персонала, внешними причинами (в случае кораблекрушений), неисправностью оборудования и множеством других причин.

По месту происшествия: аварии на атомных станциях, химических производствах, бактериологических лабораториях, чрезвычайные ситуации на воде, железной дороге, авиакатастрофы и другие.

  1. Причины возникновения.

Главными причинами антропогенных катастроф являются:

· Неисправность оборудования, отказ инженерных систем, нарушение режима эксплуатации техники

· Ошибочные действия персонала, несоблюдение техники безопасности

· Внешние воздействия

Наиболее частые антропогенные катастрофы:

· взрывы и пожары на предприятиях, хранящих, перерабатывающих или производящих взрывчатые вещества

· аварии в каменноугольных шахтах, метро

· транспортные происшествия

Главной причиной пожаров является нарушение правил безопасности, технические дефекты, ведущие к возгоранию, человеческая халатность, а также злой умысел.

Взрывы происходят вследствие человеческих ошибок, наличия высокой концентрации легко воспламеняющихся газов и пыли в воздухе, нарушения правил хранения, транспортировки и переработки опасных веществ.

Большинство экспертов полагает, что крупные авиационные катастрофы обычно вызваны неисправностью двигателя и других систем самолета, ошибкой пилота, погодными условиями, столкновениями с объектами в воздухе.

Аварии на железных дорогах происходят из-за дефектов железнодорожного полотна, подвижного состава, перегрузка железнодорожной линии, ошибок оператора путей и машиниста.

В мире сотни химических предприятий и атомных станций, и накопившихся радиоактивных и химический отходов достаточно, чтобы уничтожить все живое на планете несколько раз.

Химические аварии - это нарушение производственного процесса, сопровождающееся повреждением или разрушением трубопроводов, резервуаров, хранилищ, транспортных средств и приводящее к выбросу химически загрязняющих веществ в биосферу.

Радиоактивные катастрофы происходят в результате потери контроля над радиоактивным материалом.

Последствия антропогенных катастроф. По материально-энергетическим характеристикам последствия антропогенных катастроф можно разделить на:

· механические

· физические (тепловые, электромагнитные, радиационные, акустические)

· химические

· биологические

Последствия антропогенных катастроф по сроку влияния и времени, затраченному на их устранение, делят на краткосрочные (разрушенная инфраструктура) и долгосрочные (радиоактивное загрязнение окружающей среды).

При оценке масштабов антропогенных катастроф за основу могут приниматься различные показатели: количество погибших; общее число пострадавших; характер ущерба окружающей среде; финансовые потери и другие.

Как и природные катастрофы, антропогенные наносят тяжелый экономический ущерб, хотя и уступают первым по количеству жертв.

Отличительной чертой антропогенных катастроф является серьезный экологический вред, которые они наносят.

Аварии в топливно-энергетическом комплексе, авиа- и кораблекрушения, сопровождающиеся утечкой в окружающую среду опасных для экосистем веществ, влекут за собой гибель организмов, мутации у биологических видов, уничтожение мест обитания.

Выброс радиоактивных веществ при катастрофах, вызванных авариями на атомных электростанциях, имеет долгосрочные последствия: смерть людей от онкологических заболеваний, лучевой болезни, наследственные заболевания у последующих поколений, радиоактивное загрязнение окружающей среды.

В целом промышленные аварии и катастрофы являются весьма существенным негативным фактором для состояния окружающей природной среды и здоровья населения. Происходящие в результате катастроф нарушения естественных экосистем и гибель многих компонентов могут носить необратимый характер.

Экологические катастрофы имеют свою специфику – во время них может не погибнуть ни одного человека, но при этом будет нанесён очень значительный урон окружающей среде. В наше время виновником экологических катастроф является в основном человек. Рост промышленного и сельскохозяйственного производств приносит не только материальные блага, но и медленно убивает нашу среду обитания. Поэтому в людской памяти надолго запечатлеваются самые большие экологические катастрофы в мире.

3. Топ 10 катастроф

3.1. Утечка нефтепродуктов из танкера «Престиж»

Плававший под Багамским флагом однокорпусный танкер «Престиж» был построен на японской верфи Hitachi для перевозки сырой нефти и спущен на воду в 1976 году. В ноябре 2002 года проходя через Бискайский залив, танкер попал возле берегов Галисии в сильный шторм, в результате чего получил трещину длиной 35 м, из которой стало вытекать около тысячи тонн мазута в сутки.
Испанские береговые службы не позволили грязному судну зайти в ближайший порт, поэтому его попытались отбуксировать в Португалию, но и там был получен аналогичный отказ. В конце концов, неприкаянный танкер отбуксировали в Атлантику. 19 ноября он затонул окончательно, расколовшись на две части, которые погрузились на дно на глубину порядка 3700 м. Поскольку устранить поломку и откачать нефтепродукты было невозможно, то в океан попало свыше 70 000 кубометров нефти. На поверхности вдоль береговой линии образовалось пятно длиной более тысячи километров, это нанесло местной фауне и флоре колоссальный ущерб.
Для Европы этот случай стал самым катастрофическим разливом нефти за всю историю. Ущерб от него оценили в 4 млрд. евро, над ликвидацией его последствий трудились 300 000 волонтёров.

3.2. Крушение танкера «Эксон Валдез»

23 марта 1989 года из терминала в аляскинском порту Валдиз отплыл полностью загруженный нефтью танкер «Эксон Валдез», который направлялся в калифорнийский порт Лонг-Бич. Выведя судно из Валдиза, лоцман передал управление танкером капитану Джозефу Джефри, а тот уже к тому времени был «навеселе». В море были айсберги, поэтому капитан вынужден был отклониться от курса, оповестив об этом береговую охрану. Получив разрешение от последней, он поменял курс, а в 23 часа покинул рубку, оставив управление судном на третьего помощника и матроса, которые перед этим уже отстояли свои вахты и нуждались в 6-часовом отдыхе. Фактически танкером управлял автопилот, руководствовавшийся навигационной системой.
Перед уходом капитан проинструктировал помощника, что через две минуты после прохождения траверза острова нужно изменить курс. Помощник передал этот приказ матросу, но либо он сам запоздал, либо запоздало его исполнение, но в половине первого ночи 24 марта танкер врезался в Блайт-риф. В океан в результате катастрофы вылилось 40 000 кубометров нефти, а экологи считают, что значительно больше. Загрязнению подверглись 2400 км береговой линии, что сделало эту аварию одной из самых значительных экологических катастроф в мире.

3.3. Чернобыльская катастрофа

О крупнейшей в истории человечества аварии на АЭС, произошедшей в Чернобыле, наверное, слышал каждый. Её последствия видны и ныне, и ещё много лет будут напоминать о себе. 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, полностью разрушивший реактор, а в окружающую среду были выброшены тонны радиоактивных материалов. В момент самой трагедии погиб 31 человек, но это только верхушка айсберга – подсчитать количество жертв и пострадавших от этой аварии просто невозможно.
Официально считаются погибшими от аварии порядка 200 человек, непосредственно принимавших участие в её ликвидации, их жизни унесла лучевая болезнь. Громадный урон понесла природа всей Восточной Европы. Десятки тонн радиоактивных урана, плутония, стронция и цезия были распылены в атмосфере и стали медленно оседать на землю, разносимые ветром. Свою долю в трагичность разворачивающихся событий вокруг ЧАЭС внесло стремление властей не предавать широкой огласке произошедшее, чтобы среди населения не началась паника. Поэтому многие тысячи жителей городов и деревень, не попавших в отчуждаемую 30-километровую зону, беспечно остались на своих местах.
В последующие годы среди них наблюдался всплеск онкологических заболеваний, матери рожали тысячи уродцев, и это наблюдается до сих пор. Всего из-за распространения радиоактивного загрязнения местности властям пришлось эвакуировать свыше 115 000 человек, проживавших внутри 30-километровой зоны вокруг АЭС. В ликвидации этой аварии и её затяжных последствий приняли участие более 600 000 человек, были потрачены колоссальные средства. Территория, непосредственно примыкающая к ЧАЭС, до сих пор является запретной зоной, поскольку непригодна для проживания.



3.4. Авария на АЭС Фукусима-1

Катастрофа произошла 11 марта 2011 года. Началось всё с сильнейшего землетрясения и мощного цунами, они-то и вывели из строя резервные дизельные генераторы и систему электропитания атомной станции. Это привело к дисфункции системы охлаждения реакторов, расплавления активной зоны в трёх энергоблоках станции. В процессе аварии выделился водород, который взорвался, разрушив внешнюю оболочку реактора, но сам реактор при этом уцелел.
Из-за утечки радиоактивных веществ быстро начал расти уровень радиации, ведь разгерметизация оболочек тепловыделяющих элементов вызвала утечку радиоактивного цезия. В 30 километрах от станции в океане взяли 23 марта пробы воды, которые показали превышение норм по иоду-131 и цезию-137, но радиоактивность воды всё возрастала и к 31 марта превысила нормальный уровень почти в 4400 раз, ведь и после аварии заражённая радиацией вода продолжала просачиваться в океан. Понятно, что спустя некоторое время в местных водах стали попадаться животные с диковинными генетическими и физиологическими изменениями.
Распространению радиации поспособствовали и сами рыбы, и другие морские животные. Из зараженного радиацией района пришлось отселить тысячи местных жителей. Год спустя на побережье близ АЭС радиация превышала норму в 100 раз, поэтому работы по дезактивации будут здесь вестись ещё долго.



3.5. Бхопальская катастрофа

Катастрофа в индийском Бхопале оказалась поистине страшной не только потому, что она нанесла огромный урон природе штата, но и потому, что унесла жизни 18 000 жителей. Дочерняя фирма от Union Carbide Corporation строила в Бхопале химический завод, который по первоначальному проекту должен был производить пестициды, использующиеся в сельском хозяйстве.
Но чтобы завод стал конкурентоспособным, технологию производства решено было изменить в сторону более опасной и сложной, для которой не требовалось бы более дорогое импортное сырьё. Но ряд неурожаев привёл к тому, что спрос на продукцию завода снизился, поэтому его владельцы решили продать завод летом 1984 года. Финансирование работающего предприятия было свёрнуто, оборудование постепенно изнашивалось и перестало соответствовать нормам безопасности. В конце концов, в одном из реакторов перегрелся жидкий метилизоцианат, произошёл резкий выброс его паров, которыми был разорван аварийный клапан. В атмосферу за считанные секунды попали 42 тонны ядовитых паров, которые образовали над заводом и окружающей местностью смертоносное облако диаметром 4 километра.
В зону поражения попали жилые районы и железнодорожный вокзал. Власти не успели вовремя проинформировать население об опасности, да и медперсонала критически не хватало, поэтому в первый же день, надышавшись ядовитым газом, умерло 5000 человек. Но ещё на протяжении ряда лет после этого отравленные люди продолжали умирать, а общее число жертв той аварии оценивается в 30 000 человек.



3.6. Катастрофа на химическом предприятии Sandoz

Одна из самых страшных экологических катастроф, нанёсшая невероятный ущерб природе, произошла 1 ноября 1986 года в благополучной Швейцарии. Завод химического и фармацевтического гиганта Sandoz, построенный на берегу Рейна возле Базеля, производил разнообразные химикаты, применявшиеся в сельском хозяйстве. Когда на заводе вспыхнул сильный пожар, то в Рейн попали порядка 30 т пестицидов и соединений ртути. Вода в Рейне приобрела зловещий красный цвет.
Власти запретили жившим на его берегах жителям покидать свои жилища. Ниже по течению, в некоторых немецких городах пришлось перекрыть централизованную подачу воды, а жителям питьевую воду привозили в цистернах. В реке погибла практически вся рыба и другая живность, некоторые виды были безвозвратно утрачены. Позднее была принята программа до 2020 года, целью которой было сделать воды Рейна пригодными для купания.



3.7. Исчезновение Аральского моря

Ещё в середине прошлого века Арал был четвёртым по площади озером мира. Но активный забор воды из Сырдарьи и Амударьи на полив хлопка и других культур привёл к тому, что Аральское море начало быстро мелеть, разделилось на 2 части, одна из которых уже полностью пересохла, а вторая последует её примеру в ближайшие годы.
Учёные подсчитали, что с 1960 по 2007 год Аральское море лишилось 1000 кубических километров воды, что привело к его сокращению более чем в 10 раз. Раньше в Арале обитали 178 видов позвоночных, а теперь их насчитывается лишь 38.
Десятилетиями в Арал сбрасывались и оседали на дне отходы сельского хозяйства. Теперь они превратились в ядовитый песок, который ветер разносит на полсотни километров вокруг, загрязняя окрестности и уничтожая растительность. Остров Возрождения давно уже превратился в часть материка, а ведь когда-то на нём находился полигон испытания бактериологического оружия. Там есть захоронения с такими смертельно опасными болезнями, как тиф, чума, оспа, сибирская язва. Некоторые возбудители живы и сейчас, поэтому могут благодаря грызунам распространиться в обитаемые зоны.



3.8. Авария на химзаводе в Фликсборо

В британском городе Фликсборо находился завод «Нипро», который производил аммиачную селитру, а на его территории хранились 4000 т капролактама, 3000 т циклогексанона, 2500 т фенола, 2000 т циклогексана и ещё много других химпрепаратов. Но различные технологические ёмкости и шаровые резервуары имели недостаточную заполненность, из-за чего возрастала опасность взрыва. Кроме того, под высоким давлением и при высокой температуре в заводских реакторах находились различные легковоспламеняемые материалы.
Администрация стремилась повысить производительность завода, но это снижало эффективность средств пожаротушения. Инженеров компании часто заставляли закрывать глаза на отступления от технологического регламента, пренебрегать нормами безопасности – картина знакомая. Наконец, 1 июня 1974 года завод содрогнулся от мощного взрыва. Мгновенно производственные помещения были объяты пламенем, а ударная волна от взрыва пронеслась по окружающим населённым пунктам, разбивая вдребезги окна, срывая с домов крыши и калеча людей. Тогда погибло 55 человек. Мощность взрыва оценили в 45 т в тротиловом эквиваленте. Но хуже всего, что взрыв сопровождался возникновением большого облака токсичных паров, из-за чего властям пришлось срочно эвакуировать жителей некоторых соседних населённых пунктов.
Ущерб от этой техногенной катастрофы оценили в 36 млн. фунтов – это было самое дорогое для британской промышленности чрезвычайное происшествие.



3.9. Пожар на нефтяной платформе Piper Alpha

В июле 1988 года на платформе Piper Alpha, использовавшейся для добычи нефти и газа, произошла большая катастрофа. Её последствия усугубили нерешительные и непродуманные действия персонала, из-за которых из 226 человек, работавших на платформе, погибли 167. Ещё некоторое время после аварии по трубам продолжали поступать нефтепродукты, поэтому пожар не затухал, а ещё больше разгорался. Эта катастрофа закончилась не только человеческими жертвами, но и большим ущербом окружающей среде.



3.10. Взрыв нефтяной платформы в Мексиканском заливе

20 апреля 2010 года на нефтедобывающей платформе Deep Water Horizon, принадлежащей компании British Petroleum, и расположенной в акватории Мексиканского залива, произошёл взрыв, из-за чего продолжительное время из неконтролируемой скважины в море выбрасывалось огромное количество нефти. Сама платформа погрузилась в воды Мексиканского залива.
Специалисты лишь примерно смогли оценить объём вылившейся нефти, но ясно одно – эта катастрофа стала одной из самых страшных для биосферы не только побережья Мексиканского залива, но и вод Атлантического океана. Нефть выливалась в воду на протяжении 152 дней, 75 000 кв. км вод залива были покрыты толстой нефтяной плёнкой. От загрязнения пострадали все штаты, чьё побережье выходит к Мексиканскому заливу (Луизиана, Флорида, Миссисипи), но больше всех досталось Алабаме.
Под угрозой исчезновения оказались около 400 видов редких животных, на залитых нефтью берегах гибли тысячи морских птиц и земноводных. Управление особо охраняемых ресурсов сообщило, что после разлива нефти имела место вспышка смертности среди китообразных в заливе. 

Экологические катастрофы России

Очередная катастрофа произошла в 1999 году на Зеленчукской ГЭС. В этой местности происходило изменение рек, переброска воды, и значительно уменьшилось количество влажности, что способствовало уменьшению популяций флоры и фауны, был уничтожен Эльбурганский заповедник.

Пагубное влияние на акватории оказывает загрязнения вод пластиковыми отходами. Попадающие в воду частицы, способны изменить естественную среду океана и оказать крайне негативное воздействие на морских обитателей (животные принимают пластик за еду и ошибочно заглатывают химические элементы).

Некоторые частицы настолько малы, что заметить их невозможно.

Вместе с тем они оказывают серьезное влияние на экологическое состояние вод, а именно: провоцируют изменение климатических условий, накапливаются в организмах морских жителей (многие из которых употребляет человек), снижают ресурсы океана.


Одной из катастроф мирового масштаба считается повышение уровня воды в Каспийском море. Некоторые ученые считают, что в 2020 году уровень воды может подняться еще на 4-5 метров. Это приведет к необратимым последствиям. Города и промышленные предприятия, расположенные вблизи воды, будут затоплены.

Крупнейший разлив нефти случился в 1994 г., известен как Усинская катастрофа. Образовалось несколько прорывов в нефтепроводе, в результате чего пролилось свыше 100000 тонн нефтепродуктов. В местах, где случился разлив, растительный и животный мир практически был уничтожен. Местность получила статус зоны экологического бедствия.

Неподалеку от Ханты-Мансийска в 2003 г. прорвало трубопровод нефти. Более 10000 тонн нефти вытекло в реку Мулымья. Животные и растения вымерли, как в реке, так и на земле в округе.

Еще одна катастрофа случилась в 2006 г. поблизости Брянска, когда 5 тонн нефти разлилось по земле на 10 кв. км. Загрязнению подверглись водные ресурсы в этом радиусе. Экологическая катастрофа произошла по причине пробоины в нефтепроводе «Дружба».

В 2016 г. случилось уже два экологических бедствия. Поблизости Анапы в поселке Уташ нефть просочилась из старых скважин, которые уже не используются. Размер загрязнения почвы и воды составляет около тысячи квадратных метров, погибли сотни водоплавающих птиц. На Сахалине разлилось более 300 тонн нефти в залив Уркт и реку Гиляко-Абунан из нерабочего нефтепровода.

Довольно часто случаются аварии и взрывы на промышленных предприятиях. Так в 2005 г. произошел взрыв на китайском заводе. Большое количество бензола и ядохимикатов попали в р. Амур.

В 2006 г. на предприятии «Химпром» произошел выброс 50 кг хлора.

В 2011 г. в Челябинске на железнодорожной станции случилась утечка брома, который перевозили в одном из вагонов грузового поезда.

В 2016 г. было возгорание азотной кислоты на химзаводе в Красноуральске.

В 2005 г. случилось множество лесных пожаров по различным причинам. Окружающая среда понесла огромные потери.

Пожалуй, это основные экологические катастрофы, которые случились в РФ за последние 25 лет. Причина их – это невнимательность, халатность, ошибки, которые совершили люди. Некоторые катастрофы произошли из-за устаревшего оборудования, поломку которого во время не обнаружили. Все это привело к гибели растений, животных, к заболеваниям населения и людским смертям.

Катастрофы акваторий

В первую очередь стоит отметить, что в конце весны 2016 года в Черном море произошел разлив нефтепродуктов. Это случилось из-за утечки нефти в акваторию.

В результате образования мазутного масляного пятна погибло несколько десятков дельфинов, популяции рыб и других морских обитателей.

На фоне этого происшествия разразился большой скандал, но специалисты утверждают, что нанесенный урон не является чрезмерно огромным, однако вред экосистеме Черного моря все же нанесен и это факт.

Очередная проблема произошла во время переброски рек Сибири в Китай. Как говорят экологи, если изменить режим рек и направить их течение в Китай, то это затронет функционирование всех окружающих экосистем региона. Изменятся не только речные бассейны, но и погибнут многие виды флоры и фауны рек.

Ущерб будет нанесен и природе, расположенной на суше, будет уничтожено большое количество растений, животных и птиц. В отдельных местах будут происходить засухи, упадет урожайность сельскохозяйственных культур, что неминуемо приведет к недостатку продуктов питания для населения.

Кроме того, произойдут изменения в климате, и может произойти эрозия почвы.

Задымление городов

Клубы дыма и смог – еще одна проблема некоторых российских городов. Она, прежде всего, характерна для Владивостока. Источником дыма здесь является мусоросжигающее предприятие. Это в буквальном смысле не дает людям дышать и у них появляются различные заболевания органов дыхания.

В целом за 2016 год в России случилось несколько крупных экологических катастроф. Чтобы ликвидировать их последствия и восстановить состояние окружающей среды, нужные большие финансовые затраты и усилия опытных специалистов.

В России 2017 год объявлен «Годом экологии», поэтому состоятся различные тематические мероприятия для ученых, общественных деятелей и простого населения. Задуматься о состоянии экологии в 2017 году стоит, так как уже произошло несколько экологических катастроф.

Загрязнение нефтью

Одна из крупнейших экологических проблем России – это загрязнение окружающей среды нефтепродуктами. Это происходит в результате нарушений технологии добычи полезных ископаемых, но наиболее часто происходят аварии при транспортировке нефти. Когда ее перевозят морскими танкерами, то угроза катастрофы возрастает в разы.

В начале года, в январе, в бухте Владивостока Золотой Рог произошло экологическое ЧП – разлив нефтепродуктов, источник загрязнения которого не установлен. Масляное пятно распространилось на территории 200 кв. метров. Как только произошла авария, спасательная служба Владивостока приступила к ее ликвидации. Специалисты очистили территорию, площадью 800 метров квадратных, собрав приблизительно 100 литров смеси нефти и воды.

В начале февраля произошла новая катастрофа, связанная с разливом нефти. Это случилось в Республике Коми, а именно в г. Усинск в одном из месторождений нефти по причине повреждения нефтепровода. Приблизительный ущерб природе – это распространение 2,2 тонн нефтепродуктов на 0,5 гектаров территории.

Третьей экологической катастрофой России, связанной с разливом нефти, стало происшествие на реке Амур у берегов Хабаровска. Следы разлива были обнаружены в начале марта членами Общероссийского народного фронта. «Нефтяной» след происходит из канализационных труб. В результате пятно покрыло 400 кв. метров берега, и территорию реки более 100 кв. метров.

Как только было обнаружено масляное пятно, активисты вызвали службу спасателей, а также представителей городской администрации. Источник разлива нефти не обнаружен, но происшествие было своевременно зафиксировано, поэтому оперативное устранение аварии и сбор нефтеводной смеси позволил сократить ущерб, нанесенный окружающей среде. По факту происшествия было возбуждено административное дело.

Также взяты пробы воды и грунта для дальнейших лабораторных исследований.

Аварии на нефтеперерабатывающих предприятиях

Кроме того, что опасно транспортировать нефтепродукты, чрезвычайные ситуации могут произойти и на нефтеперерабатывающих предприятиях. Так в конце января в г. Волжском на одном из предприятий произошел взрыв и горение нефтепродуктов. Как установили эксперты, причиной этой катастрофы является нарушение правил безопасности. Посчастливилось, что в пожаре обошлось без человеческих жертв, а вот урон окружающей среде нанесен немалый.

В начале февраля в Уфе произошло возгорание на одном из заводов, специализирующемся на переработке нефти. Пожарные занялись ликвидацией пожара сразу, что позволило удерживать стихию. За 2 часа возгорание было устранено.

В середине марта произошел пожар на складе нефтепродуктов в Санкт-Петербурге. Как только случилось возгорание, работники склада вызвали спасателей, которые прибыли мгновенно и приступили к ликвидации аварии. Численность сотрудников МЧС превысила 200 человек, которые сумели потушить пожар и предотвратить крупный взрыв. Пожар охватил территорию, площадью 1000 кв. метров, а также часть стены здания была разрушена.

Загрязнение атмосферы

В январе над Челябинском образовался коричневый туман. Все это является последствием промышленных выбросов предприятий города. Атмосфера настолько загрязнена, что люди задыхаются. Конечно, существуют городские инстанции, куда может обращаться население с жалобами в период задымленности, однако ощутимых результатов это не принесло.


Часть предприятий даже не использует очистительные фильтры, а штрафы не способствуют тому, чтобы владельцы грязных производств начали заботиться об окружающей среде города. Как говорят власти города и простые люди, за последнее время количество выбросов резко увеличилось, и коричневый туман, окутавший город зимой, тому подтверждение.


В Красноярске в середине марта появилось «черное небо». Это явление свидетельствует о том, что в атмосфере рассеиваются вредные примеси. В результате в городе сложилась ситуация первой степени опасности.



Считается, что в таком случае химические элементы, влияющие на организм, не влекут патологии или заболевания у людей, но ущерб, нанесенный экологии, все равно значительный.





Исследование общественного мнения

С целью изучения информационной грамотности учащихся школы и взрослого населения с. Преображенка об антропогенных катастрофах и правилах безопасного поведения в данных условиях нами была разработана анкета (приложение 1) и проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие респонденты разного пола и возраста (от 11 до 50 лет), которые при обработке результатов мы разбили на три группы:

  • учащиеся от 11 до 14 лет (5 человек)

  • учащиеся от 15 до 17 лет (5 человек)

  • 18 и старше (10 человек)



Анализируя ответы на первый вопрос, я увидел, что респонденты (как учащиеся, так и взрослые) знают и отмечают довольно много видов различных катастроф, но 80% учащихся до 17 лет не понимают понятие антропогенные катастрофы и приводили различные примеры природных катастроф, такие как: землетрясения, вулканическая деятельность, цунами, грозы, ураганы и т.д. В группе 18 лет и старше, только 20% опрошенных не знают примеры антропогенных катастроф. Результаты анкетирования отражены на рисунке 1.

Рис. 1

Вопрос 1. Какие антропогенные катастрофы вы знаете?

На вопрос знаете ли вы как действовать при возникновении антропогенной катастрофы только 10 % из 1 и 3 группы ответили нет.

Группа 11- 14 лет: Да – 90% , нет – 10%

Группа 15 – 17 лет: Да – 100%

Группа 18 и старше: Да – 90%, нет 10%



Рис. 2

Вопрос 2. Знаете ли Вы, как действовать при возникновении антропогенной катастрофы?



Анализ ответов на третий вопрос показал нам, что и взрослые и учащиеся хотят как можно больше знать об антропогенных катастрофах и правилах поведения при их возникновении. Результаты показаны на рисунке 3.

Вопрос 3. Хотели бы Вы больше знать об антропогенных катастрофах и правилах поведения при возникновении антропогенной катастрофы?

Рис. 3

Ответы респондентов на четвёртый вопрос показывают нам наиболее удобный способ восприятия ими информации на тему получения информации об антропогенных катастрофах. Результаты представлены на рисунке 4

Рис. 4

Вопрос 4. Назовите для вас наиболее удобный способ получения информации об антропогенных катастрофах и правилах поведения при их возникновении.

Анализ ответов на последний вопрос анкеты показал, что лекции, классные часы неприемлемы ни для учащихся, ни для взрослых. 60 % анкетируемых выбрали памятку (буклет), 40 % обучающий видеофильм. Наиболее оптимальным способом получения информации большинство анкетируемых выбрали памятку (брошюру, буклет).

И это неудивительно: это самый быстрый и удобный способ получения информации. К тому же, памятку легко взять с собой, повесить на видном месте или размножить и поделиться с друзьями и родными.

















Заключение

Моё исследование показало, что антропогенные катастрофы - частые явления со своими особенностями, характером поражений, объемом и масштабом разрушений, величиной бедствий и человеческих потерь. К сожалению, многие катастрофы предотвратить невозможно.

В своей работе, я достиг поставленной цели – изучил понятийный аппарат, рассмотрел причины антропогенных катастроф, классификации, последствия и влияние на нашу жизнь. Я показал, что характер антропогенной катастрофы зависит от причин, ее вызвавшей; ее масштабов; особенности предприятия или места, на котором она возникла.

Все антропогенные или техногенные катастрофы, в итоге, являются следствием человеческих действий или бездействия. Практически все они обусловлены человеческим фактором, поэтому должна проводиться работа по их профилактике: вестись тестирование техники (механизмов, инженерных и коммунальных сетей) на вопрос износа, проверяться дисциплина и профессионализм персонала.

Но так как полностью в современном мире предотвратить возможность антропогенной катастрофы нельзя, необходимо предусмотреть мероприятия по своевременному оповещению о её начале, планы эвакуации и организацию помощи.

Таким образом, в ходе исследовательской работы все поставленные мной задачи были решены: изучен материал об антропогенных катастрофах, рассмотрены различные классификации, выявлены причины и указаны возможные последствия антропогенных катастроф.

Проведённое анкетирование доказало интерес к антропогенным катастрофам и правилам поведения при возникновении таких катастроф. Соответственно нами была разработана памятка, которая надеюсь, поможет учащимся школы правильно классифицировать данные явления.

В заключение отмечу: причины антропогенных катастроф, а также знания правил поведения при них необходимо изучать, так как это сведёт к минимуму их последствия.



















Приложение 1. Анкета «Что Вы знаете о правилах безопасного поведения при техногенной катастрофе?»

Ваш возраст __________________________________________________________________

1. Какие техногенные катастрофы Вы знаете? __________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, как действовать при возникновении техногенной катастрофы? (подчеркните)

Да

Нет

3. Хотели бы Вы больше знать о техногенных катастрофах и правилах поведения при возникновении техногенной катастрофы? (подчеркните)

Да

Нет

4. Назовите наиболее удобный для Вас способ получения информации о техногенных катастрофах и правилах поведения при возникновении техногенной катастрофы (подчеркните)

Курс лекций

Обучающий видеофильм

Памятка (брошюра, буклет)

Классный час

Спасибо за ответ! Он очень важен для нас!













Использованные источники

1.https://diletant.media/sborniki/45272263/

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0

3.https://tass.ru/proisshestviya/4131441

4.https://www.popmech.ru/technologies/233516-10-samykh-strashnykh-tekhnogennykh-katastrof/

5.https://www.studmed.ru/view/antropogennye-ekologicheskie-katastrofy-i-prirodnye-ekologicheskie-katastrofy_0c97fb1a580.html

6.https://dprom.online/unsolution/5-ekologicheskih-katastrof-v-rossii/

7.https://ekovestnik.wordpress.com/2018/01/27/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%84%D1%8B-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80/

8. «Сто великих катастроф» Н.Ионина, М.Кубеев

9. Экология, базовый уровень 10-11 класс, Н.М.Чернова



















15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!